Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
ROA: расчет, значение, способы повышения уровня
ROA: расчет, значение, способы повышения уровня

ROA: расчет, значение, способы повышения уровня

Дата публикации:
20.03.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
20.03.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.53)

Что такое? Коэффициент рентабельности ROA — это финансовый показатель. Он оценивает, насколько эффективно компания распоряжается своими активами для получения прибыли. Если ресурсы организации используются продуманно, значение ROA будет высоким.

Каковы особенности? В отличие от ROE, формула расчета ROA включает в себя все активы предприятия, в том числе и заемные средства, поэтому существует прямая взаимосвязь – по мере роста уровня долга снижается и ROA.

Из этого материала вы узнаете:

  • ROA как показатель рентабельности активов
  • Для чего нужен и что показывает ROA
  • Плюсы и минусы ROA
  • Формула расчета ROA и ее варианты
  • Рентабельность активов (ROA) и рентабельность капитала (ROE)
  • Способы повысить рентабельность
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

ROA как показатель рентабельности активов

Коэффициент рентабельности активов (Return on Assets, или ROA) показывает соотношение реальной прибыли с активами организации. Он отражает, сколько зарабатывает фирма на своих средствах, то есть насколько плодотворно она использует имущество и прочие объекты для генерации прибыли, как работает с дебиторской задолженностью.

Еще ROA оценивает среднюю прибыльность всех видов капитала — своих ресурсов и заемных. Понятие «активы» означает все то, что принадлежит компании – здания, транспорт, оборудование, денежные средства, материальные запасы, ценные бумаги, вклады, объекты авторского права, патенты. То есть имущество, оцениваемое в деньгах.

Коэффициент рентабельности ROA 

Иначе говоря, финансовый показатель ROA определяет чистую прибыль, которую приносит бизнесу каждый доллар его активов. Это способность предприятия приумножать свои доходы отдельно от структуры общего капитала, а по сути – эффективность пользования активами. Его отличие от прибыльности собственного капитала (ROE) состоит в том, что в расчет берут не средства фирмы, а все, что есть у бизнеса, поэтому ROA не популярен у инвесторов и применяется намного реже.

В сущности, Return on Assets указывает на способность руководства «делать деньги» из всего, что есть у предприятия.

Для чего нужен и что показывает ROA

Обычно данный коэффициент отображает прибыль от вложенного капитала. Во всех акционерных обществах он разный и тесно связан со сферой деятельности. Если ROA берется для сравнения, его лучше сопоставлять с данными за предыдущие периоды или таким же показателем компании-аналога.

Что до инвесторов, Return on Assets позволит им понять, насколько продуктивно фирма превращает вложенные средства в деньги. Чем больше зарабатывает бизнес с меньших вкладов, тем выше будет прибыль ROA.

В бухгалтерском балансе общие активы считаются как сумма собственного капитала и обязательств предприятия. Эти два вида финансирования служат для оплаты деятельности организации. Так как активы обеспечивают средствами из собственного капитала или заемных сумм, отдельные инвесторы и аналитики не учитывают стоимость их покупки, вводя в формулу ROA обратные проценты по затратам.

Проще говоря, влияние роста долга минимизируют, добавляя сумму займа к чистому доходу и помещая в знаменатель средние текущие активы. Процентные издержки прибавляются, поскольку чистый профит в отчетных документах не подразумевает затраты на проценты.

Плюсы и минусы ROA

Какие преимущества и недостатки имеет коэффициент Return on Assets. 

Плюсы

  • Несложная формула расчета, где все данные берутся из финансовой отчетности.
  • Открытый доступ к результатам вычислений.
  • Простая логика. Снижающийся показатель – нецелесообразное использование активов, а возрастающий процент – здравый подход к вопросу управления имуществом, возможность повышения прибыли.

Коэффициент рентабельности ROA 

Минусы

  • Сравнение возможно только для компаний одного сегмента рынка.
  • Взаимосвязь с финансовой отчетностью компании. Суммы начисленной амортизации часто не согласуются с действительным износом техники.
  • Спорность выводов. Показатели рентабельности ROA в минусовом секторе необязательно указывают на бездоходность бизнеса. К примеру, предприятие купило оборудование, которое еще не введено в процессы производства.
  • Для выяснения динамики рентабельности капитала при сравнительной оценке нескольких компаний нужно выбирать значения за несколько прошлых периодов.

Формула расчета ROA и ее варианты

Определение Return on Assets (ROA-формула) построено на отношении реального профита к общим активам:

Формула расчета ROA

где:

Net Profit — чистая прибыль, полученная за год.

Total Assets — сумма годовых активов по состоянию на конец отчетного периода (иногда в расчет берется среднегодовой объем).

Как видите, в числителе стоит чистая выгода — сумма прибыли акционеров за вычетом процентов, насчитанных на долг. В знаменателе – весь капитал организации, включая и заемные средства. Отдельные специалисты-аналитики меняют формулу расчета и прибавляют к профиту кредитные проценты за отчетный год. А так как прибыль показана после вычета налога, от процентов тоже отнимаются НПО. В итоге формула выглядит так:

Формула расчета ROA

где:

Interest — процент, который нужно заплатить.

Tax — процентная ставка НПО.

Бывают случаи, когда вместо чистого дохода берется профит до налога (к примеру, EBIT или операционная прибыль). Но в большинстве своем расчет проводится по формуле, которая в числителе содержит только Net Profit.

Интерпретация значений ROA

Данный показатель отражает эффективность управления капиталом, который обеспечивает деятельность предприятия. В балансовом отчете суммарные активы равны оценке совокупности всех обязательств. Отсюда следует, что Total Assets в знаменателе трактуется не только как состав и стоимость имущества. Это могут быть гарантии (договоренности) вместе со средствами, вложенными в развитие бизнеса.

Можно сравнить рентабельность активов (ROA) с текущей стоимостью капитала или требуемой нормой прибыли (RRR), на которую рассчитывают инвесторы. Но так или иначе нужно учесть, что доходность собственных средств фирмы лишь приближенно отражает эти показатели в процентах.

В сравнении с нею разница лишь в том, что Total Assets в первой формуле охватывает все активы, включая финансирование заемными ресурсами. Это значит, что значения ROA могут быть меньше требуемой доходности на капитал компании.

Интерпретация значений ROA

Аналогичная картина возникает, если сравнивать рентабельность активов и показатель WACC. Средняя процентная ставка по всем источникам финансирования (weighted average cost of capital) включает доход, получаемый владельцами личного и заемного капитала фирмы.

Однако коэффициент ROA (когда ведется базисный расчет по типовой формуле) не принимает во внимание проценты кредиторов, поэтому его значение будет меньше. Это означает, что достижение им требуемой доходности на средства собственников бизнеса или хотя бы уровня WACC считается прекрасным результатом.

Довольно часто показатель ROA определяется по данным конкурентов в той же сфере бизнеса, чтобы сопоставить эффективность их развития. И чем он выше, тем успешнее компания. Однако между отраслями сравнивать рентабельность активов некорректно, поскольку она будет отличаться, и довольно ощутимо. Поэтому по предприятиям из разных сфер не стоит делать заключения об их отдаче на основании ROA.

Какое значение ROA можно считать нормальным

Return on Assets не имеет четких рамок. Он варьируется в большом диапазоне с учетом вида предприятий. Например, то, что характерно для банковский учреждений (1 %), квалифицируется как очень слабый индекс для торговли и сферы услуг.

Обычно прибыльность активов промышленных предприятий невысока в связи с расходами на модернизацию производственной базы, которую проводят регулярно.

Для примера: в компаниях-гигантах из Британии и США средний ROA обычно достигает 15 %, в ЕС – примерно 9 %, в Японии – не более 7 %. В разрезе отраслей по уровню он приближается к ROE, это порядка 10-15 % для тех компаний, что входят в фондовый индекс S&P 500.

Читайте также! Слияние компаний: особенности процесса

Всегда ли хорош высокий уровень ROA

Большой Return on Assets не всегда показывает действительную ситуацию в организации. Если он намного превышает отраслевую норму, значит, бизнес не вкладывает деньги в обновление внеоборотных средств. Нехватка или полное отсутствие инвестиций в модернизацию и инновации может приостанавливать развитие компании и отражаться на ее дальнейших перспективах роста.

Таким образом, чем выше прибыль ROA, тем больше ценится компания. Высокая рентабельность активов говорит о том, что управление бизнесом ведется правильно и прибыль предприятия растет при минимальных инвестициях.

Рентабельность активов

Существенную роль играет ROA в принятии решений о предоставлении банковских кредитов фирмам.

Рентабельность активов (ROA) и рентабельность капитала (ROE)

Оба этих коэффициента – Return оn Equity и Return on Assets – показывают, как по факту используются ресурсы той или иной компанией. Первый указывает на доходность капитала, не учитывая обязательств, второй включает долги бизнеса. Чем они выше, тем больше возрастает рентабельность собственного капитала предприятия (Return оn Equity) по отношению к Return on Assets.

Читайте также! Система KPI 2024: разработка и внедрение

Иначе говоря, если бизнес часто кредитуется, то его ROE непременно обгоняет ROA. С помощью займов (благодаря поступающим деньгам) он постоянно повышает свои активы. Допуская, что прибыльность стабильна, активы превышают собственные средства. При этом знаменатель в формуле расчета Return on Assets выше, так как сами активы больше. В итоге ROA падает на фоне неизменного ROE.

Способы повысить рентабельность

Расчет доходности любого вида поможет оценить сложившуюся ситуацию, найти удачный способ инвестиций во избежание финансового краха. Успешный ROA-маркетинг предполагает изучение ЦА для нового проекта, определение ценности своей продукции для потребителя. Это поможет выбрать цену, которая устроит бизнес, нацеленный на повышение прибыли, и клие нтов. Вот несколько рекомендаций, как повысить окупаемость:

  1. Оптимизировать расходы. Выясните, куда уходит большая часть денег при производстве вашего товара или оказании услуг. Проанализируйте разумность трат, обдумайте, как можно их минимизировать.
  2. Найти партнеров. Почти 50 % компаний согласны делать скидки на свои услуги для постоянных компаньонов.
  3. Отказаться от предложений с низким спросом, оставив самые перспективные.
  4. Повышать продажи, мотивируя способных продавцов с высоким KPI по сделкам, а также запуская реферальную программу. Так можно экономить деньги на маркетинг и укреплять лояльность покупателей.
  5. Придерживаться графика погашения кредита. Это влияет на доверие кредиторов и открывает перспективы получения в дальнейшем выгодного займа.
Читайте также! Сбалансированная система показателей

Как видите, ROA – важнейший инструмент для аналитика, который позволяет вычислить доходность бизнеса, определить его способность к генерации прибыли из собственного капитала и заемных средств.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок