Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Проблемы аудита продаж: как исправить ситуацию
Проблемы аудита продаж: как исправить ситуацию

Проблемы аудита продаж: как исправить ситуацию

Дата публикации:
28.04.2021
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
28.04.2021
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Цели проведения аудита продаж
  • Подходящее время для проведения аудита продаж
  • 5 проблемных точек, требующих внимания при аудите продаж
  • Главные проблемы аудита в России
  • Проблемы развития аудиторского рынка
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

Проблемы аудита продаж – это в первую очередь проблемы компании. И основная из них – полное отсутствие финансовых проверок. Мол, зачем они нужны? У нас есть главбух Мария Васильевна и еще пять бухгалтеров в ее подчинении, как-нибудь подсчитают и приведут показатели к общему знаменателю.

Проблема эта неразвитости аудиторского рынка в России, что, в свою очередь, приводит к низкой квалификации наемных аудиторов, их излишней лояльности к заказчику. С другой стороны, и сами заказчики создают проблемы, гонясь не за качеством аудита продаж, а за ценой услуги, тем самым вынуждая аудиторские компании снижать расценки и недоплачивать своим сотрудникам. Но это еще не все сложности, есть еще куда серьезнее.

Цели проведения аудита продаж

Цели проведения аудита продаж

Обычно крупные и средние организации контролируют свою финансовую деятельность самостоятельно. Этим занимаются отделы внутреннего аудита, созданные в их составе. Главная задача этих служб – отслеживать все важные бизнес-процессы, происходящие в компании.

Так же как при внешнем аудите, масштабы собственных проверок могут быть существенны. При этом проверяется не только бухгалтерия, но также производство, условия труда, управление кадрами, логистика. То есть все, что может как-то повлиять на выручку компании.

В целом аудит продаж предполагает комплексную оценку эффективности и точек роста бизнеса. Он позволяет:

  • обнаружить уязвимые места в стратегии маркетинга, неправильное УТП, ошибки в управлении коммерческим отделом;
  • усовершенствовать торговые процессы;
  • оценить способности сотрудников;
  • найти способы увеличения прибыли для продвижения компании.

Чем отличается собственный аудит от обязательной аудиторской проверки независимым экспертом? Прежде всего, характером работ и представлением финального отчета. Заключение внешнего финансового анализа становится важной частью бухгалтерской отчетности и предназначено для внешних пользователей.

Инициативные проверки сторонней аудиторской компанией также часто выполняют по запросам банковских структур, инвесторов и др. Что до внутренних инспекций отделами контроля, их главным образом проводят в интересах управления.

Данные отчеты в основном используют владельцы бизнеса и руководство. Но иногда их могут запросить кредитные учреждения и финансовые вкладчики, которых мы упоминали выше. Решение о выдаче аудиторских отчетов принимает руководство и владельцы фирм.

Длительность внутренних проверок устанавливают нормативы, утвержденные в самой организации. Поскольку штатные ревизионные отделы постоянно функционируют на предприятии, они систематически, согласно плану, контролируют всю основную деятельность. Сегодня мы рассмотрим проблемы аудита продаж, которые встречаются в компаниях довольно часто.

Подходящее время для проведения аудита продаж

Подходящее время для проведения аудита продаж

Когда назначить внутреннюю или внешнюю проверку, зависит от величины организации и специфики его рыночных отношений. Но эксперты рекомендуют ежегодный аудит коммерческих подразделений (можно и чаще). Когда нужна проверка? Ее проводят в следующих случаях:

  • рост продаж компании не достигает планового уровня;
  • собственник планирует рост прибыли путем увеличения количества продаж;
  • фирму покидают постоянные клиенты (или уменьшили свои закупки);
  • компанию опережают конкуренты, осваивая пока что недоступные ей рынки;
  • в коммерческом отделе наблюдается текучесть кадров.

Вам СРОЧНО требуется аудит, если:

  • фирме предстоит реструктуризация. С помощью проверки вы определите, нужны ли вам такие перемены и как их нужно проводить;
  • персонал утратил мотивацию к труду, некого назначить на руководящую должность, постоянно приходят новые сотрудники, продавцы ведут себя пассивно;
  • коммерческий отдел неэффективен: вопреки стараниям сотрудников продаж совсем немного. Комплексный аудит поможет вам найти причину и поправить состояние дел;
  • вы хотите развиваться, но отдел продаж непродуктивен. Проверка разрешит эту проблему;
  • у вас планируется CRM-подразделение. Проинспектируйте работу продавцов и оцените результат. Тогда нововведение будет рациональным. Без этого внедренная система может не сработать. Известно, что 30–50 % всех CRM не оправдывают ожиданий руководства.

При верном проведении аудита всегда есть шанс повысить уровень продаж и мотивировать свой персонал на эффективную работу.

5 проблемных точек, требующих внимания при аудите продаж

Каждая компания имеет уязвимые места, где существует риск больших потерь, если допущены ошибки в проведении бизнес-процессов. И наоборот, при правильной организации торговли они приносят пользу и нацелены на получение прибыли. В чем состоят проблемы аудита продаж, рассмотрим дальше.

Чтобы определить слабые точки своего бизнеса и узнать, как все это исправить, нужно сделать полноценный аудит. Как понять, насколько он необходим? Оцените вашу деятельность согласно аудиторского чек-листа, в который входит пять позиций.

1. Повторные продажи

5 проблемных точек, требующих внимания при аудите продаж

Самый лучший вариант для бизнеса – развитие клиентов. Начнем с того, что это очень теплая, даже горячая лояльная ЦА. И вкладывать в таких людей нужно гораздо меньше, чем в новых покупателей. А во-вторых, отсутствие повторных продаж может погубить любое начатое дело.

Читайте также! Слабые стороны отдела продаж: как все исправить

Вот характерные ошибки:

  • Продажники не сознают, кто входит в их аудиторию. Поэтому, не видя идеального заказчика, они растрачивают свое время на невыгодных людей.
  • В итоге у компании отсутствует стратегия развития клиентов. А в результате продавцы не ценят покупателей, не знают, как с ними общаться, что предложить, как подтолкнуть их к следующей покупке. Они не понимают перспективности клиентов, не разделяют их по категориям. Как следствие, теряется часть прибыли.
  • Из-за отсутствия регламентов работа с покупателями не ведется. А значит, шанс повторных сделок крайне мал.

2. Воронка продаж (ВП)

Об этом слышал каждый, кто более-менее связан с торговлей. Фактически взаимодействие с клиентом стартует до попадания его в воронку и не кончается при выходе оттуда. Идеальным инструментом для работы в данном случае считается сквозная аналитика в системе «Битрикс24». Она же служит для контроля за потерей покупателей на тех или иных этапах. Здесь можно отследить, какие действия приносят результат, какой канал рекламы не работает, а только ест бюджет, какие менеджеры эффективны, а какие нет и др.

Характерные ошибки:

  • Отсутствует описание этапов ВП.
  • Слабая конверсия лидов в удачные продажи, когда в воронку поступает много человек, но только единицы добираются до сделки. Исключение составляют продавцы дорогостоящих продуктов, таких как высокотехнологическое оборудование. Но в целом увеличивать конверсию можно даже там.
  • Продажники не занимаются клиентами с загубленными сделками. Ушел, и ладно.

3. План продаж

План продаж

Во время построения системы сбыта краеугольным камнем часто называют план продаж. Иногда сотрудники считают, что он по умолчанию является невыполнимым для экономии на премиях для персонала. А значит, к этому вопросу нужно подойти серьезно.

Характерные ошибки:

  • План отсутствует как таковой. Расчеты выручки похожи на замер температуры в стационаре: у кого-то 31.5, у других – 41.6, средняя цифра – 36.5.
  • Не прогнозируются сделки, не говоря об их классификации на первоначальные (с новыми клиентами) и очередные (с постоянными).
  • План продаж не обоснован. Выполнить его нельзя или, наоборот, довольно просто. В первом варианте вам грозят конфликты, а во втором – демотивация сотрудников, снижение их энтузиазма и желания улучшить результат.

4. Организация работы

Описывая проблемы аудита продаж, стоит сказать о том, что хаос в коммерческом отделе может развалить ваш бизнес. Выбирая правильные методы труда, можно оградить его от влияния человеческого фактора почти на 100 %, снизить текучесть кадров и обучить свой персонал.

Характерные ошибки:

  • Отсутствуют стандарты и должностные обязанности продавцов.
  • По этой причине новички долго адаптируются к рабочему процессу, а РОП вынуждены тратить время на их обучение.
  • При увольнении работника неясно, как вести его клиентов (на каком этапе пребывает сделка, с кем контактировать и что обещано заказчику). В этой ситуации фирма теряет репутацию и прибыль.
  • Не ведется база знаний, обучение и тренинги. Активные менеджеры учатся самостоятельно, а затем, получив навык, переходят к конкурентам. Ленивые работники сидят в комфортном офисе, не интересуются новинками и не стремятся совершенствовать свой опыт.
Читайте также! Аудит менеджеров по продажам: как и когда. Что такое аудит менеджеров по продажам

5. Отчетность

Конечно, бесконтрольность неприемлема в торговле. Но важнее не переборщить с контролем.

Характерные ошибки:

  • Отсутствие отчетов.
  • Продавцов никто не проверяет. Неясно, как они взаимодействуют с заказчиком, сколько лидов могут обработать, как продвигаются повторные продажи.
  • Не введены простые методы контроля, не автоматизирован большой объем рутинных действий.
  • Проверки очень жесткие, люди завалены отчетами, система контроля излишне раздута. В результате продавцы теряют время, которое стоило бы уделить клиентам.

Главные проблемы аудита в России

Главные проблемы аудита в России

Хотя контроль бизнес-процессов очень важен для компаний, пока что аудиторская деятельность имеет собственные недостатки. Назовем типичные проблемы аудита продаж.

  1. Одна из ключевых задач, которая стоит перед руководством современных предприятий, – нехватка профессионалов в этой сфере.
  2. Отсутствие финансов для заключения долгосрочных договоров с аудиторами. Но тем не менее компании, которые закажут профессиональные услуги, только выиграют. Имея квалифицированную оценку своей работы, они получат массу преимуществ перед соперниками по бизнесу.
  3. Сложность с обучением аудиторов и принятие нового Кодекса их профессиональной этики от 15.06.2019. Причина в том, что независимость и объективность аудиторских проверок, предусмотренные законом, практически невозможны. Чтобы не упустить заказчика, эксперты слишком снисходительны по отношению к их фирмам.
  4. По мере нашей интеграции в мировую экономику рынок аудиторских услуг сегодня переходит на международные учетные стандарты.
  5. Плохое качество услуг. Это обусловлено недооценкой важности аудита владельцами компаний и нехваткой денег во время кризисных явлений в экономике страны.

Анализ практики работы аудиторских организаций показал, что в этой сфере тоже существуют недостатки:

  • Систематическое отставание нашего аудита от зарубежного, неспособность некоторых специалистов соблюдать строгие требования к качеству своих услуг.
  • Низкий уровень квалификации проверяющих в банковском деле, в сфере страхования и инвестиций.

Поскольку эти недостатки угрожают самой аудиторской деятельности, потребуется разработка срочных встречных мер.

Проблемы развития аудиторского рынка

Проблемы развития аудиторского рынка

Сначала аудит в России развивался интенсивно. Объемы его выручки в 2001 г. насчитывали около ₽5,5 млрд, а в начале 2008 г. составили ₽50 млрд, что превышает первый показатель в 9 раз.

Надо ли учиться продажам?

Однако по итогам кризиса 2008 г. рынок аудита впал в стагнацию. Дальнейшая статистика гласит, что темпы его роста ежегодно достигали только 3–5 % и были ниже уровня инфляции. Позднее, в 2017 г., аудиторский рынок был обрушен до ₽55.4 млрд, такого не было с 2010 г.

В сравнении с прошлым периодом объемы снизились почти на 3 %. Нужно отметить, что: виновны в этой ситуации компании «большой четверки», лидирующие на рынке. Без них доходы 2017 г. даже за год выросли на 0,6 %.

Такое состояние российских аудиторских услуг вызвал не только кризис экономики. Этому способствовали проблемы аудита продаж и деятельности вообще. Прежде всего, это нехватка профессиональных кадров. Мы знаем, что эта работа требует высокой квалификации. Однако же доходы аудиторов не соответствуют таким большим запросам.

Важно знать! Те, кто заказывает аудиторские проверки, обычно ищут исполнителя с учетом цен. А значит, чтобы удержаться на плаву, компании должны демпинговать. Поэтому они не могут обеспечивать своим экспертам высокую зарплату. К тому же многих новичков пугает сложность квалификационных испытаний.

Еще не до конца усовершенствован и метод этой деятельности. Вначале становления аудиторского рынка ему не уделяли надлежащего внимания. Тогда участники процесса занимались организацией новых фирм и их развитием. Сейчас, когда начальный этап роста подошел к концу, пора решать концептуальные вопросы.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок