
Дивизионная структура управления: преимущества и недостатки
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.93) |
Из этого материала вы узнаете:
- Отличительные черты дивизионной структуры управления
- Преимущества и недостатки дивизионной структуры управления
- Принципы структуризации компании по дивизионам
- Типы дивизионных структур управления
- В каких условиях лучше использовать дивизионную структуру управления
- Нюансы перехода на дивизионную структуру управления
- Примеры компаний с дивизионной структурой управления
- Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чём речь? Дивизионная структура управления – это модель организации бизнеса, при которой компания разделена на самостоятельные подразделения, или дивизионы. Каждый из них функционирует как отдельный бизнес-юнит с собственной прибылью и ответственностью.
Отличительные черты дивизионной структуры управления
Понятие «дивизион» имеет разные значение, в том числе им ним может обозначаться подразделение коммерческой организации. При дивизионной структуре управления (ДСУ) в компании формируется отдельный уровень менеджеров, которые отвечают за обособленные направления деятельности предприятия и руководят работой подразделений в своем секторе ответственности. К примеру, разделение может основываться на выделении групп продукции или соответствовать региональным интересам организации.
Как правило, подобная система практикуется в крупных корпорациях, где сложно обеспечить единое руководство всеми бизнес-процессами.
Источник: shutterstock.com
Усложнение иерархии с добавлением нового уровня администраторов имеет как недостатки, так и преимущества. С одной стороны, это означает увеличение бюрократического начала и удлинение цепочек передачи информации и принятия решений. С другой же – такой порядок способствует четкому распределению функций и повышению качества менеджмента.
При дивизионной структуре управления ключевые вопросы остаются в компетенции высшего руководства, например определение стратегии развития, финансовое планирование, организация научных исследований, общение с крупнейшими бизнес-партнерами и пр. Однако часть полномочий и ответственности делегируется топ-менеджерам, каждый из которых занимается своим участком работы фирмы и имеет в подчинении специализированные подразделения для оперативных действий. Так достигается своеобразная золотая середина между предельно жесткой централизацией и размытостью управления, когда большинство решений принимается на низовом уровне.
Как раз дивизионами называются структуры, обладающие определенной самостоятельностью.
Дивизионы встроены в общую систему управления, и они напрямую связаны с руководством фирмы, однако у них есть и непосредственные начальники. Именно руководители подобных групп начинают играть важную роль в деятельности организации – общие целевые установки они получают сверху, однако планированием и реализацией планов занимаются самостоятельно.
Преимущества и недостатки дивизионной структуры управления
К достоинствам дивизионной структуры управления следует отнести:
- возможность быстрого реагирования на происходящие изменения, как внутренние, так и исходящие извне;
- четкое распределение сфер ответственности;
- улучшение коммуникации между подразделениями, входящими в состав одного дивизиона;
- освобождение высшего руководства от вопросов, которые могут быть решены на уровне нижестоящих структур;
- повышение конкурентоспособности фирмы.
Однако здесь имеются и определенные недостатки:
- многое зависит от квалификации руководителей дивизионов – это должны быть опытные и энергичные люди, способные организовать выполнение поставленных задач;
- усложнение общей координации деятельности предприятия, поскольку руководители подразделений находятся в равном положении, и при возникновении разногласий и проблем решать их придется собственнику бизнеса или генеральному директору;
- возможно разобщение коллектива – особенно это касается сотрудников, относящихся к разным подразделениям;
- больший формализм и бюрократизация.
Читайте также! Увеличение прибыли: секреты успешной компании
Принципы структуризации компании по дивизионам
Критерии для определения дивизионной структуры могут быть различные:
- Ассортимент продукции: при этом каждое подразделение занимается производством отдельной категории товаров и услуг.
- Потребительская аудитория: скажем, если есть разные каналы сбыта и взаимодействия с клиентами, то разделение организуется по этому принципу.
- Региональный охват: для каждого региона в компании создается своя структурная единица.
Источник: shutterstock.com
Как показательный пример реализации дивизионной структуры, можно представить корпорацию Microsoft. Там сочетаются разные варианты выделения подразделений. Скажем, в отношении клиентов есть отделы по работе с программистами, индивидуальными потребителями и корпоративными клиентами. Также существуют отдельные подразделения по разработке новых приложений, игр, а также специализированного программного обеспечения.
Каждый дивизион имеет свой функционал и свои задачи, а во главе направлений стоят топ-менеджеры. В конечном же итоге все нити управления сходятся в штаб-квартире корпорации.
Типы дивизионных структур управления
Разберем варианты построения дивизионных структур управления с использованием глобального подхода.
Глобально-ориентированная продуктовая структура
Это характерно для международных корпораций, занимающих производством разных групп товаров. В этом случае определенной самостоятельностью обладают предприятия, входящие в состав концерна, – у них есть свои производственные линии, технологии, логистические цепочки, так что с другими заводами, работающими под той же торговой маркой, они могут быть вообще никак не связаны.
Недостатки: слабая координация деятельности предприятий, вплоть до возможного дублирования работы и внутренней конкуренции.
Глобально-ориентированная региональная структура
Здесь выделяются региональные рынки, например страны Западной Европы, азиатские государства, африканский континент и т. д. Каждому такому рынку присущи особенности, в частности уровень доходов населения, предпочтения потребителей, культурные традиции и пр. Соответственно, территориальные подразделения фирмы адаптируют продукцию для данного региона и проводят маркетинговые акции, опять же с учетом местной специфики.
Источник: shutterstock.com
Такой подход характерен для отраслей, где технологические новшества происходят медленно. Проблемой часто становится слабая координация работы отделов.
Смешанная (гибридная) структура
Это вариант, объединяющий региональный и продуктовый принципы. Чаще всего к нему прибегают крупные транснациональные компании, чья коммерческая деятельность носит глобальный характер и при этом сильно диверсифицирована. Гибридный подход более гибок и универсален, но требует частой модернизации, чтобы соответствовать меняющимся условиям.
Читайте также! Проверка конкурентов: что и как анализировать правильно
В каких условиях лучше использовать дивизионную структуру управления
Дивизионная структура управления целесообразна только в крупных компаниях, занимающихся реализацией масштабных проектов и отличающихся широким ассортиментом продукции, а также присутствием на различных рынках. Для мелких фирм подобное усложнение менеджмента едва ли имеет смысл.
В наше время наметилась тенденция увеличения числа компаний, которые используют научно обоснованные подходы при формировании организационной системы, причем число предлагаемых концепций растет. Поэтому и дивизионный тип имеет разновидности и подтипы, так что предприятия, использующие этот подход, могут сильно отличаться между собой.
Нюансы перехода на дивизионную структуру управления
Переход к структуре дивизионов позволяет активизировать сотрудников, особенно на уровне менеджмента среднего звена, так как у них расширяется самостоятельность и появляется больше возможностей успешно себя проявить.
Правда, подобное партисипативное управление не распространяется на всех работников. Ограничение круга лиц, принимающих решения, связано с тем, что радикальный управленческий демократизм требует больших временных и организационных затрат, что неприемлемо для современного динамично развивающегося бизнеса.
Дивизионная структура обычно вводится, когда внутренние процессы организации настолько усложняются, что встает вопрос о дополнительном привлечении ответственных управленцев, и число руководителей на уровне среднего звена возрастает. Рассмотрим возможные варианты внедрения дивизионной структуры.
Источник: shutterstock.com
Увеличение числа зон привлечения
В этом случае расширяется список вопросов, к решению которых привлекаются руководители подразделений и их сотрудники.
При линейно-функциональной модели управления планы и распоряжения исходят сверху, так что мнение простых работников зачастую не учитывается, и возможности для инициатив снизу сильно ограничены. На практике это приводит к падению мотивации и недовольству персонала, не чувствующего связь своих интересов и интересов фирмы.
Конечно, преимуществом линейной схемы является быстрота принятия и исполнения решений, но это достигается высоким уровнем внутренней дисциплины. С расширением компании возрастает цена ошибки и увеличивается вероятность выбора не самого оптимального варианта действий – из-за непонимания особенностей ситуации, в чем как раз могли бы помочь работники на местах.
Дивизионная структура предполагает более широкое участие сотрудников в процессе планирования и реализации планов, ведь руководители подразделений сами могут привлекать тех, чье членство в конкретном проекте сочтут необходимым.
Если представить все это в виде формулы, где Х означает размер зон, а N – количество подразделений, то общая область неформального членства сотрудников будет выражаться показателем не менее X * (N + 1).
Расширение существующих в организации зон участия, меры по стимулированию организационной культуры h3
Помимо реорганизации структуры, нельзя упускать из вида и мотивацию сотрудников. Дивизионная модель действует эффективно, если она поддерживается соответствующей системой вознаграждения кадров. При этом сотрудники не только получают новые участки ответственности, но и дополнительное поощрение. Необходимо использовать различные меры, которые бы стимулировали активное участие работников в процессе принятия решений – тем самым производительность труда и качество планирования должны повыситься.
Читайте также! Правила эффективной адаптации менеджеров по продажам
Примеры компаний с дивизионной структурой управления
Есть примеры успешного внедрения дивизионной структуры и в российском бизнесе. Так, в конце 1990-х годов сформировалась общероссийская группа компаний «Сибирский алюминий», в состав которой входили несколько предприятий, занимающихся производством алюминия и связанных с ним продуктов.
Интеграция в столь больших масштабах сделала необходимостью использование дивизионного подхода, поскольку заводы, ставшие частью группы, располагались в разных регионах и специализировались на изготовлении своей оригинальной продукции, например алюминиевого проката или фольги.
Структура корпорации «ЛУКОЙЛ-Пермь» также базируется на дивизионных принципах с децентрализацией процессов менеджмента. Основные группы подразделений сложились в следующую цепочку:
- центральный офис компании;
- подразделения, непосредственно занимающиеся добычей нефти;
- структуры, чьей функцией является сбыт продукции;
- подразделения по альтернативным проектам, в частности геологическая разведка, научные разработки и пр.
Поскольку компания расширялась, то в ее составе появились и территориальные предприятия, обладающие большой долей самостоятельности в производственных вопросах: «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», «Чернушканефтегаз», Усинский газоперерабатывающий завод и др.
Источник: shutterstock.com
Еще одним общеизвестным примером дивизионной структуры управления является компания МТС, предоставляющая телекоммуникационные услуги. На заре своего существования, в середине 1990-х годов, это было небольшое московское предприятие связи.
Дальнейшая история развития компании представляет собой активный рост и поглощение региональных операторов. При этом использовался управленческий опыт как зарубежных, так и российских организаций. Центральная штаб-квартира выполняет роль головного органа, и ей подчиняются специализированные департаменты, занимающиеся отдельными направлениями деятельности: проводная связь, сотовая связь, интернет, спутниковая связь и т. п.
Также в результате приобретения региональных мобильных операторов у МТС появлялись новые подразделения, за которыми закреплялись территориальные рынки. Более того, у компании имеются и зарубежные дочерние фирмы, работающие в Беларуси, Узбекистане и других странах СНГ. Подобный гибкий подход обеспечил быструю интеграцию новых структурных единиц и успешное развитие бизнеса. В МТС большое внимание уделяется подбору высококвалифицированных менеджеров, поскольку именно от их слаженных усилий зависит эффективное управление и прогресс фирмы.
Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления
В чем суть дивизионной структуры управления?
Основным ее отличительным признаком является выделение автономных производственно-хозяйственных подразделений, каждое из которых имеет свою зону ответственности. Такая модель управления коммерческой организацией строится на умелом балансе принципов централизации и децентрализации.
Для каких предприятий наиболее подходит дивизионная структура?
Лучше всего такая модель работает в крупных организациях, где есть сразу несколько направлений деятельности, например не только производство и сбыт продукции, но и научные исследования.
В таком случае отдельные проекты находятся в сфере ведения кураторов, которым выделяются все необходимые для достижения цели ресурсы. Соответственно, оперативные решения принимаются тоже на данном уровне управления.
Насколько дивизионная организационная структура является гибкой?
Если сравнивать с линейной схемой, то именно дивизионная модель организации бизнеса лучше и быстрее приспосабливается к внешним переменам – в ответ на вызовы и проблемы структура легко преобразуется. Скажем, направление, требующее повышенного внимания, выделяется в отдельную сферу, а те подразделения, чья деятельность утратила актуальность, возвращаются в централизованное подчинение.
Используется ли в компании Coca-Cola дивизионная организационная структура?
Да, как и многие транснациональные корпорации, Coca-Cola применяет дивизионный подход, и наибольшее значение имеет территориальное деление. Скажем, существуют подразделения компании для отдельных целевых сегментов рынка, каковыми являются Европа, страны Африки и Ближнего Востока, Латинская Америка, а также Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион.
В целом дивизионная структура управления со своими достоинствами и недостатками имеет четкое целевое назначение – она призвана упорядочить деятельность крупной бизнес-организации, и в этом качестве она вполне работоспособна и эффективна.