Аудит системы продаж: причины, ход, дальнейшие действия
(Голосов: 11, Рейтинг: 5) |
Из этого материала вы узнаете:
- Причины сделать аудит системы продаж
- План аудита системы продаж
- Проведение аудита мотивации и конкуренции в системе продаж
- 2 инструмента проведения аудита системы продаж
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Аудит системы продаж часто воспринимается как что-то необязательное, особенно если финансовые показатели более-менее стабильны. И даже столкнувшись с определенными трудностями, руководство бизнеса предпочитает заняться «перестановкой мебели» вместо полноценного проведения анализа ситуации и поиска точек роста.
Между тем проводить аудит системы продаж нужно регулярно, чтобы постоянно видеть качество работы отделов и понимать, какие показатели в норме, а какие требуют улучшения. Тем более это необходимо, когда выручка падает и кризис не за горами. В нашей статье мы расскажем о признаках, которые показывают необходимость проведения данного мероприятия, разберем инструменты аудита и общий план его хода.
7 причин сделать аудит системы продаж
Следующие 7 признаков указывают на то, что аудит системы продаж необходимо выполнить в обязательном порядке.
- Прибыль фирмы недостаточно большая. Не важно, в какой сфере вы работаете, если организация функционирует неэффективно, без аудита системы продаж не обойтись.
- Вы не взаимодействуете с теми рыночными сегментами, где конкурирующие компании активно работают и получают прибыль. Такая ситуация – повод задуматься, все ли правильно вы делаете. Не переживать можно лишь в случае, если ваша фирма недавно открылась и вы планируете в ближайшее время войти в данные сегменты.
- Доход на работника (менеджера продаж) меньше по сравнению с показателями конкурирующих фирм, он не дотягивает до стандартного по отрасли. Случается и такое, что руководитель компании не знает, какой должен быть стандарт, либо он не заинтересован работать в данной сфере.
- Сотрудники не знают, что такое работать проактивно. Планируя развитие и функционирование компании на будущее, руководство считает, что невозможно предусмотреть все и проблемы следует устранять по мере их поступления.
- В организации не проводятся обучающие тренинги для подчиненных. Либо сотрудников обучают, однако нецеленаправленно и нерегулярно.
- Компания вкладывает все ресурсы во что угодно, но только не в продажи. Такое чаще всего происходит, если владелец фирмы далек от продаж и руководит фирмой в единственном лице. К примеру, управлять компанией может главный инженер, который раньше занимался производством и считает, что, если товар будет высококачественный, клиенты захотят его купить.
- Самым главным в организации считается отдел продаж, при этом на работу других подразделений не обращают внимания. Все сотрудники – менеджер по закупкам, работник склада, бухгалтер, инженеры – подстраиваются под прихоти продавцов. В то же время отдел продаж не может четко сформулировать, какой именно товар требуется и в каком объеме.
План аудита системы продаж
1. Начальник, топ-менеджеры
Каждый профессионал в своем деле понимает, что от того, кто управляет фирмой, зависит успех бизнеса. Аудит системы продаж следует начать с руководства и высшего менеджмента, а именно необходимо узнать, участвуют ли владельцы компании в работе фирмы, как и с помощью каких методов взаимодействуют с подчиненными, насколько централизованно управление, как делегируются полномочия, каковы формы отчетности.
2. Руководители подразделений
Что необходимо узнать о работе среднего управленческого звена? То, в какой степени специалисты заинтересованы в переменах, насколько эффективна командная работа, как руководители подразделений коммуницируют с сотрудниками, особенности отчетности как получаемой от подчиненных, так и предоставляемой руководству. Если на данном уровне есть ошибки, компания не будет приносить прибыль, аудит системы продаж способен выявить недоработки.
3. Сотрудники
Аудит системы продаж включает в себя проверку работы менеджеров и позволяет понять следующее:
- Как сотрудники относятся к своей деятельности.
- Насколько продавцы доброжелательны.
- Принимают ли новшества, готовы ли к переменам и развитию.
- Как взаимодействуют с работниками других отделов фирмы.
- Правильно ли ведут учет и предоставляют отчеты, как планируют продажи и свою деятельность.
- Какова интегральная оценка профессиональных навыков работников.
4. Психологический микроклимат
На данном этапе к аудиту системы продаж следует подойти ответственно. Необходимо выяснить, почему в компании нездоровая психологическая обстановка, например в отделах сбыта. На практике анализ ситуации проходит без возникновения проблемных ситуаций. Главное выслушать сотрудника, а затем сделать правильные выводы из сказанного.
5. Корпоративная культура
Анализ корпоративной культуры вашей фирмы поможет понять, насколько подчиненные сопричастны организации. Какая сформировалась культура работы, согласны ли сотрудники с теми задачами, которые ставит отдел сбыта и маркетологи фирмы.
6. Условия эффективного труда
Этот этап аудита системы продаж зачастую пропускают. К примеру, если фирма небольшая и руководитель стремится снизить расходы. Поэтому его подчиненные поставлены в такие условия, когда работать и продавать вообще невозможно. В результате эффективность труда снижается, компания не может развиваться. Аудит позволит выявить и устранить данную проблему.
7. Функции и структура организации
Аудит системы продаж включает в себя анализ функциональной, а также организационно-управленческой структуры фирмы. Не каждый владелец компании нанимает специалистов, чтобы они усовершенствовали функции и структуру организации. Это задача руководителей. Но в случае, когда в фирме есть маркетинговый отдел, его начальник должен заниматься данной деятельностью.
В противном случае во время аудита системы продаж необходимо проанализировать функциональную структуру, а также реальную организационно-управленческую структуру.
После этого важно определить, соответствуют ли функциональная и организационно-управленческая структуры. На этом этапе получится выяснить, какие функции выполняют сотрудники, целесообразно ли это. Нередко обнаруживается, что в организации нет специалиста, который должен выполнять определенную работу, а в штатном расписании отсутствует соответствующая должность.
К примеру, сегодня в каждой фирме должны проводиться маркетинговые исследования, пусть даже в небольшом, прикладном формате.
Но не в каждой организации есть отдел маркетинга либо маркетолог, обязанности которого закреплены на организационно-управленческом уровне за данной должностью.
В таком случае руководитель находит решение: заставляет подчиненного выполнять множество функций, в результате эффективность его работы стремится к нулю.
На этом этапе аудита системы продаж получится выяснить, понимают ли сотрудники, как устроена управленческая структура, как необходимо действовать, чтобы решить стандартные либо неординарные бизнес-вопросы. После проведения такого анализа аудитор переходит к следующему разделу.
8. Должностные инструкции
Производится оценка следующего:
- Есть ли должностные инструкции вообще.
- Какова степень формализма при их создании и внедрении.
- Осознают ли сотрудники свои обязанности, а также обязанности руководства, нижестоящих по должности работников.
9. Информационное обеспечение
Проводится анализ баз данных как единой информационно-аналитической системы внутри фирмы. Исследуется структура базы клиентов, а также то, возможно ли ее применять, чтобы провести аналитическую и отчетную работу по продажам. Кроме того, изучается управленческий учет, отчетность.
Анализируются:
- Продажи, сколько было продано товара, какие подразделения работали, каков ассортимент, кто покупатели, в каких регионах осуществлялись продажи, какими специалистами, есть ли дебиторская задолженность по заказчикам, а также менеджерам.
- Наличие и движение продукции.
- Эффективность работы компании, каковы расходы, доходы, чистая прибыль, убытки в разрезе реализованной продукции, товарных групп, функциональных подразделений и фирмы вообще.
- Конкурирующие компании, перечень конкурентов, группировка, данные по фирмам, стратегии работы, ценовая политика.
Также надо исследовать, как производится документооборот между подразделениями, к примеру, между отделом продаж и маркетинговым отделом.
10. Планирование
Необходимо провести аудит оперативного планирования. Сюда относится анализ календарных планов деятельности продавцов, а также руководителей отделов. Важно изучить план продаж, бюджетное планирование.
Также следует проанализировать стратегическое планирование, то есть то, как будет работать фирма в отдаленном будущем, каков бизнес-план развития организации.
11. Функционирование отделов компании
Здесь получится выявить и проанализировать проблемы в отделах фирмы, определить, почему блокируются продажи, включая ситуацию в отделе сбыта.
- Производственный отдел.
- Отдел сбыта.
- Маркетинговый отдел.
- Склад.
- Отдел дистрибуция.
- Логистический отдел.
- Финансовый отдел, бухгалтерия.
Проведение аудита мотивации и конкуренции в системе продаж
Следует начать с мотивационной системы для продавцов. Их доходы, а также премиальная часть заработной платы должны складываться из того, насколько активно сотрудник работает, достиг ли он поставленных показателей эффективности. Удостоверьтесь, что в вашей фирме используются такие принципы, как:
- «Принцип Дарвина». Если сотрудник не выполнил план продаж, его зарплата будет ниже средней. Если же план выполнен, доход специалиста будет выше среднего.
- «Принцип прозрачности». Менеджеры в течение 30 секунд рассчитывают, на какую сумму они продали товара, как усовершенствовать их работу, чтобы увеличить продажи.
- Принцип «больших порогов». Если продавец выполнил 80 % плана, ему должны выплатить бонусную часть. К примеру, 80–100 % плана выполнено, тогда прибавляется 40 % от оклада. Если план перевыполнен, 100–120 %, бонусная часть составит 60 % от оклада. Когда план перевыполнен более чем на 120 %, прибавка составит 100 % оклада.
- Доход продавца складывается из трех частей. Первая – фиксированная зарплата (твердый оклад); вторая – мягкий оклад, который выплачивается, если показатели KPI достигнуты; а третья – бонусная часть, если план выполнен.
- Важно проводить конкурсы с учетом концепции «деньги сразу». Это значит, что если продавец достигает поставленной цели, ему предоставляют выплаты в установленном размере.
- Принцип «в три раза больше». Если сотрудник выполнит план, его зарплата будет в 3 раза больше, чем у других работников. Только так можно мотивировать продавцов трудиться активнее.
После того как будет проведен аудит системы продаж, руководитель поймет, есть ли в его фирме внутренняя конкуренция. В случае если она отсутствует, компания пребывает в неблагоприятном положении, так как руководство находится в подчинении у работников.
Если вы заметили какой-либо из нижеперечисленных признаков, значит, внутренняя конкуренция отсутствует:
- Шантаж работников, они угрожают увольнением либо невыходом на работу в случае, если начальник не повысить заработную плату, не выплатит премиальные, не оплатит расходы на дорогу.
- В фирме работают один-два продавца под руководством одного начальника.
- Отдел продаж один, в нем работают более шести специалистов и один начальник.
- Заработная плата подчиненных выше, чем у руководителя.
- Начальник не знает, как выполнить план продаж, с использованием каких ресурсов, через какие каналы, с помощью каких действий.
- Только один-два специалиста имеют большой опыт продаж.
2 инструмента для аудита системы продаж
1. SWOT-анализ
Каждый руководитель слышал, что существует такой анализ по четырем критериям, однако редко кто применяет его на практике, чтобы провести анализ работы фирмы либо отдела продаж.
SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, с помощью которого получится определить сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), а также возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) в деятельности и отдела продаж, и всей организации.
SWOT-анализ подходит не только для краткосрочного, но и для долгосрочного планирования. С его помощью получится оценить положение дел в компании, а также в отделе продаж, а затем скорректировать стратегию развития.
|
Положительные |
Отрицательные |
Внутренние |
Сильные стороны Например: — начальник отдела продаж с большим опытом работы; — высококачественная полиграфия; — раскрученный бренд. |
Слабые стороны Например: — обучение подчиненных проводится неправильно; — постоянная смена кадров в отделе продаж. |
Внешние |
Возможности Например: — увольнение менеджеров продаж в конкурирующей фирме, вы сможете нанять этих сотрудников с большим опытом; — увеличение спроса на реализуемые товары. |
Угрозы Например: — стоимость аналогичных товаров повышается; — конкурирующая фирма открыла в вашем городе филиал. |
Сергей Азимов убойные фишки в продажах!
2. Модель 7С Маккинси
Данная модель называется так, поскольку она основана на семи базовых элементах: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений, состав персонала, сумма навыков, а также система ценностей. Эти семь компонентов взаимосвязаны, если изменится один, следовательно, другие также будут претерпевать колебания.
Модель 7С Маккинси используется для того, чтобы проанализировать организационную структуру, а также деятельность отдела продаж.
Семь элементов подразделяются на «жесткие» и «мягкие». Первые – стратегия, структура, система управления – показывают формальное положение дел.
Вторые – стиль взаимоотношений, состав персонала, сумма навыков, система ценностей – формируют корпоративные коммуникации. Во многих компаниях «мягкие» элементы считают менее важными, однако они должны быть реализованы так же, как и «жесткие».
Читайте также! Что такое кросс-продажи в банке: виды, особенности, увеличениеЦентральное место в схеме – система ценностей, что указывает на важность корпоративной культуры, миссии фирмы.
Данная модель подходит для анализа и планирования работы компании, а также ее подразделений. Чтобы проанализировать деятельность отдела продаж, воспользуйтесь таблицей.
Элемент |
Описание |
Система ценностей |
Каковы системные ценности фирмы. Понимают ли сотрудники эти ценности, согласны ли они с ними? |
Стратегия |
В чем заключается стратегия развития отдела продаж? Что необходимо сделать, чтобы реализовать стратегию? Создана ли стратегия с учетом конкурентов? Принимает ли она во внимание изменения спроса, тенденции развития рынка? |
Структура |
Какую структуру имеет отдел продаж, как он сотрудничает с другими отделами? |
Система управления |
Как осуществляется управление отделом продаж, как руководитель контролирует деятельность менеджеров и оценивает их работу? |
Стиль взаимоотношений |
Какой стиль руководства фирмой? Позволяет ли он улучшать работу продавцов? Как специалисты взаимодействуют друг с другом? |
Состав персонала |
Из каких специалистов состоит отдел продаж, какие должности в нем есть? Возможно, персонал не справляется со своей работой, кого-то стоит сократить. |
Сумма навыков |
Какие преимущества и недостатки есть у менеджеров? Как можно сделать их работу более эффективной? Как оценить компетентность специалистов? |
Проведите оценку отдела продаж, ориентируясь на вышеописанные принципы, чтобы получить все необходимые данные. Не стоит бояться итогов аудита системы продаж, поскольку каждый недостаток можно использовать, чтобы улучшить работу компании.