Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Стратегия развития компании: суть, этапы разработки
Стратегия развития компании: суть, этапы разработки

Стратегия развития компании: суть, этапы разработки

Дата публикации:
16.02.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
16.02.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 43, Рейтинг: 3.56)

О чем речь? Стратегия развития компании – долгосрочный план, включающий в себя анализ факторов влияния с использованием различных инструментов и выбор оптимальных решений для дальнейшего экономического роста и совершенствования продукта.

Как разработать? Необходимо проанализировать макро- и микросреду, провести SWOT-анализ, установить цели, расставить приоритеты. План требуется периодически корректировать, ориентируясь на изменения конъюнктуры рынка.

Что собой представляет стратегия развития компании

Слово «стратегия» вначале появилось в военном деле и означало искусство ведения боевых действий. Позднее в сфере экономики так стали называть довольно общий, не конкретизированный план для достижения определенных целей в дальней перспективе. Подобным образом руководители планируют последующие действия, учитывая ожидаемые достижения.

Стратегия развития (СР) описывает важные моменты становления компании, такие как:

  • направление бизнеса;
  • миссия организации;
  • способы реализации намеченных задач;
  • внутреннее и внешнее позиционирование бренда
  • социальная функция компании;
  • регламент действий в случае локального и внешнего влияния на компанию.

Стратегия развития бизнеса и тактика компании отличаются. Первая показывает, к чему стремится предприятие, обозначает основные методы работы и помогает быстро достигать поставленных задач. Вторая намечает, как все это нужно делать, то есть предлагает методы и инструменты.

Есть несколько причин для разработки стратегии долгосрочного развития компании:

  1. Осознание целей бизнеса на длительную перспективу.
  2. Определение желаемого состояния и результатов работы предприятия.
  3. Единодушие владельцев бизнеса по предстоящему развитию.

Организация без стратегического плана и схемы выполнения поставленных задач обычно развивается по воле случая и не имеет четких перспектив.

Стратегия развития компании

Источник: shutterstock.com

Поэтому определение грамотной стратегии развития компании потребует от руководства профессиональных знаний и большого опыта. Кроме расчета показателей финансово-экономической деятельности, ему придется предусматривать все риски и возможности (как внутренние, так и внешние), чтобы спланировать темп роста предприятия на несколько последующих лет.

Многие говорят, что стратегические планы нужны, прежде всего, большим организациям, которые давно лидируют на рынке и развиваются вполне стабильно. Но это заблуждение.

Во-первых, каждая компания ставит перед собой определенные задачи и составляет минимальный бизнес-план, что является основой разработки стратегии.

Во-вторых, все люди, запускающие бизнес, рассчитывают емкость рынка в своей нише, оценивают конкурентов и возможности компании для market entry. Иначе говоря, они проводят стратегический анализ как один из компонентов стратегического плана.

Как видим, большинство некрупных фирм фактически планируют свое развитие, но делают это несистематично и частично, в отличие от мощных игроков. К тому же и в больших компаниях бывают ситуации, когда их стратегические планы остаются только на бумаге, несмотря на вложенные в их разработку усилия и время.

К такому результату часто приводят и другие факторы. Самый типичный – отсутствие единого подхода к составлению планов, несоответствие СР бизнес-планам и финансовым возможностям организации.

Этапы разработки стратегии развития компании

Этап 1. Изучение макросреды

Любой бизнес зависит от внешних обстоятельств, начиная с экономического положения в стране до действий крупных конкурентов в нише. Оценка состояния макросреды поможет правильно спланировать доходность от вложений, покажет целесообразность новых направлений или производств.

Что нужно учесть при составлении стратегии для роста и развития компании:

  • Законодательные акты, которые касаются выбранной ниши бизнеса. Их публикуют на официальных сайтах государственных и региональных органов.
  • Намечаемые сделки крупных конкурентов, так как любые действия лидеров рынка (поглощения или слияния) обычно отражаются на целой отрасли.
  • Уровень жизни населения.

Если вы держите, допустим, мелкий таксопарк, а популярный агрегатор типа «Яндекс.Такси» собирается занять региональные экономсегменты, стоит заняться сменой профиля компании. За год, к примеру, перейти в класс premium.

Читайте также! Продажи B2G: как стать успешным в этой сфере

Этап 2. Оценка микросреды

Необходимо разобраться в том, чего хотят ваши клиенты и каковы стратегии развития у крупных конкурирующих компаний. Потому что состояние их дел будет влиять цены в нише и эффективность продвижения остальных.

Для проведения анализа нужны:

  • Маркетинговые обзоры рынка. Такие данные покажут, развивается ли ваша отрасль либо сокращает финансовые обороты. Кроме того, маркетинг позволит выявить все важные потребности ЦА.
  • Информация об остальных компаниях из той же сферы (какой имеют курс развития, какие заняли сегменты, что из продуктов предлагают).

Если, к примеру, главный конкурент вашей кофейни нацелен на торговлю в бизнес-центрах, можно посостязаться с ним на этом поприще или переключиться на формат услуг «кофе с собой». В последнем случае потребуется новая стратегия развития компании с учетом, разумеется, объема рынка.

Этап 3. Модель Ансоффа

Формирование стратегии развития компании можно осуществить классическим приемом маркетологов. Для составления матрицы Ансоффа необходимо выбрать путь развития из 4 вариантов:

  1. Существующий продукт на том же рынке. Рост объемов сбыта на имеющемся рынке и действия, направленные на повышение продаж. Допустим, в месяц вы реализуете 200 кг кофейных зерен и собираетесь в дальнейшем продать тонну.
  2. Существующий продукт на новом рынке. Набор совсем другой ЦА, запуск филиалов в регионах, странах. К примеру, вы хотите продавать по 200 кг кофе в ближайших городах.
  3. Новый продукт на старом рынке. Работа над улучшением товара. Можно предлагать клиентам пока что неизвестный вид обжарки зерен.
  4. Новый продукт на новом рынке. Это диверсификация деятельности.

Бизнес можно трансформировать по-разному:

  • Создание нового на базе существующих ресурсов. Например, владелец кофейни открывает у себя точку продаж «кофе с собой». Причем готовит свой напиток из сырья тех же поставщиков.
  • Увеличение ассортимента. Допустим, к разным видам кофе добавили зеленый чай и лакомства.
Читайте также! Матрица Ансоффа: как построить и применять

Этап 4. Метод SWOT-анализа

Имея представление о том, какие внешние условия влияют на ваш бизнес и на что способны конкуренты, выделите преимущества и недостатки своей фирмы, чтобы сравнить их с данными двух предыдущих стадий. Используйте для этой цели SWOT-анализ — удобный инструмент создания стратегии развития компании, который позволяет обобщить все сведения о проекте и обозначить стратегические цели.

Метод SWOT-анализа

Источник: shutterstock.com

Нужно создать матрицу из 4 колонок:

  1. Strengths (S) – конкурентные преимущества.
  2. Weaknesses (W) – уязвимые места.
  3. Opportunities (O) – положительные внешние факторы, полезные для бизнеса либо открывающие перспективы достижения определенных целей.
  4. Threats (T) – потенциальные угрозы и негативное влияние извне на бизнес.

А после систематизировать всю эту информацию.

С учетом выводов от SWOT-анализа необходимо сделать выбор подходящей стратегии развития компании.

Этап 5. Формулировка целей и задач

Определите основную цель, к примеру, так:

  • лидировать на рынке и повышать объемы сбыта в 2 раза каждый год;
  • запустить 5 филиалов в соседних городах в течение 3 лет;
  • создать 15 новых продуктов и продать их за год;
  • расширить свой ассортимент на 50 позиций и в течение полутора лет открыть супермаркет.

Теперь по каждой цели наметьте важные задачи. Например, чтобы лидировать на рынке, придется:

  • нарастить складские мощности;
  • модернизировать процессы производства;
  • усилить свой отдел продаж;
  • наладить крупный сетевой ретейл;
  • выбрать новые рекламные каналы;
  • открыть точки продаж в каждом микрорайоне.

Универсальные стратегии пока еще не предусмотрены, и цели развития необходимо формулировать для каждой компании в отдельности. После этого нужно обдумать тактику и распланировать работу так, чтобы достичь намеченного в заданные сроки. Последние должны быть выполнимыми.

В результате вы получите довольно гибкий план, который будет обновляться с учетом состояния дел и внешних факторов. Потом вы станете анализировать, как продвигается организация согласно замыслу, и дополнять свой документ более актуальными деталями.

Этапы разработки стратегии развития продукта компании

Прежде чем создавать продукт, нужно найти свой product market fit – целевой рынок и сегмент аудитории, которая начнет приобретать этот товар. Можно начать планировать уже сейчас, но при условии внесения корректировок в будущем и изменения приоритетов. Чтобы освоить рыночную нишу, придется экспериментировать. Тогда стратегия развития продаж не будет соответствовать главной задаче – ориентироваться на достижение цели, так как конкретики по целям для товара у компании пока что нет.

Формирование СР можно распределить на 5 этапов:

  1. определение цели нового продукта;
  2. исследование и сбор данных;
  3. создание перечня проектов;
  4. распределение приоритетов в каждом;
  5. составление плана на их основе.

Теперь подробнее о каждом.

Этап 1. Определить цель нового продукта

Этот поиск начинается с идеи. Приведем в пример такси. Подобных фирм сейчас немало, но владелец бизнеса решил выделиться и сделал приложение, где можно выбирать даже модель автомобиля. Конечно, попасть в желание клиента «Хочу, чтобы приехал не Hyundai, а Mercedes-Benz E-Class» — это простое УТП, но не создание стратегии развития компании.

Приложение запущено, функционирует нормально, уже пошли клиенты. Теперь надо подумать, как повысить посещаемость с 1 тысячи в год до 10 тысяч либо обеспечить рост конверсии, чтобы 80 % посетителей оставляли здесь заказ. Именно с этого момента стартует построение СР продукта – от чего отталкиваться, чтобы преуспеть.

Определение цели продукта

Источник: shutterstock.com

Этап 2. Изучить контекст

Сейчас важно понять, какая ситуация с продуктом, какие функции интересуют посетителей, что выдает статистика, какие преимущества и недостатки у проекта. При создании бизнес-продукта желателен анализ конкурентов и оценка целевой аудитории.

Чтобы сформировать портрет товара, придется пообщаться с прочими командами. Для получения аналитики необходимо обратиться к специалистам-аналитикам, а данные о трафике и CR взять у маркетологов. От этого будет зависеть эффективность стратегии развития компании.

Этап 3. Составить перечень задач (проектов)

По результатам изучения продакт-менеджер работает над этим списком, потом сопоставляет каждую задачу с целью. Допустим, нужно активизировать людей, чтобы максимальное число клиентов убедилось в пользе приложения и сделали заказы. А если предложить им дополнительный платежный инструмент? Вполне возможно, что именно оплата будет триггером для мотивации клиентов, которым неудобно было пользоваться старыми приемами.

Эту задачу добавляют в перечень (long list) и точно так же проверяют остальные пункты. В итоге получают окончательный шорт-лист бизнес-задач.

Этап 4. Распределить приоритеты

Пока что непонятно, какой платежный инструмент будет полезен. Поэтому надо узнать, что выгоднее пользователям. В список, к примеру, внесена задача – включить авторизацию через известные соцсети.

Анализ посещений показал, что при авторизации 20 % всех входящих закрывают приложение, а при оплате – только 5 %. Причем никто из посетителей не просит добавить новые схемы платежей (предположение менеджера). Зато в опросах люди предлагали добавить в перечень соцсети. Отсюда следует, что нужно проработать способы авторизации. Приоритет у данного вопроса гораздо выше, чем у оплаты.

Читайте также! Продажи в интернет-магазине: что влияет и как повысить

Этап 5. Сверстать план

Для этого нужна конкретика. Придется просмотреть обратную связь, поговорить с клиентами и оценить успехи конкурентов, чтобы выбрать оптимальную соцсеть для идентификации. Так надо проработать каждый пункт готового шорт-списка.

Итак, основы стратегии развития компании заложены, и на повестке дня стоит вопрос об активации клиентов. Финальный перечень задач (проектов) – это шаги организации по выполнению этой идеи. Настало время воплощать готовый план в реальность и приступать к техническим аспектам продвижения продукта – разработать минимальную версию MVP по каждому проекту в рамках бизнес-стратегии.

Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании

Что входит в СР организации?

Хороший план развития бизнеса включает несколько разделов:

  • Итоги всестороннего анализа положения предприятия во время составления плана.
  • Описание деятельности организации и перспективных целей продвижения.
  • Миссия компании и всех ее СР.
  • Стратегии подразделений предприятия.
  • Описание бизнес-проектов по дальнейшему развитию.
  • Планы их реализации.
  • Способы управления рисками при воплощении СР.

Какие стратегические планы считают основными?

Это следующие виды стратегий:

  • роста;
  • развития отрасли;
  • продвижения продукта;
  • сокращения;
  • ограниченного роста;
  • ликвидации;
  • смешанные.

В крупных компаниях (особенно с сетью филиалов) стратегические планы составляются по отраслям, сферам деятельности или структурным подразделениям.

Что входит в СР продукта?

Продуктовая стратегия состоит из следующих разделов: жизненный цикл товара, его функции; товарный ассортимент; упаковка и сервисные услуги; улучшение продукта.

Вначале определяется структура ассортимента, то есть что именно предложат потребителю в стратегии развития компании – новинка или товар, который есть в продаже.

Стратегические планы необходимы всем организациям, так как без них успеха не достичь. Но нужно подобрать СР под собственные цели и задачи. Для всестороннего развития возможно сочетание нескольких подходов – от продаж до изменения производственных процессов.

Если хотите обойтись без бизнес-консультантов, внимательно работайте над планом – оценивайте ваши показатели, учитывайте конъюнктуру рынка и состояние экономики, а также преимущества и недостатки бизнеса.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок