Стратегия развития компании: суть, этапы разработки
(Голосов: 45, Рейтинг: 3.6) |
Из этого материала вы узнаете:
- Что собой представляет стратегия развития компании
- Этапы разработки стратегии развития компании
- Этапы разработки стратегии развития продукта компании
- Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чем речь? Стратегия развития компании – долгосрочный план, включающий в себя анализ факторов влияния с использованием различных инструментов и выбор оптимальных решений для дальнейшего экономического роста и совершенствования продукта.
Как разработать? Необходимо проанализировать макро- и микросреду, провести SWOT-анализ, установить цели, расставить приоритеты. План требуется периодически корректировать, ориентируясь на изменения конъюнктуры рынка.
Что собой представляет стратегия развития компании
Слово «стратегия» вначале появилось в военном деле и означало искусство ведения боевых действий. Позднее в сфере экономики так стали называть довольно общий, не конкретизированный план для достижения определенных целей в дальней перспективе. Подобным образом руководители планируют последующие действия, учитывая ожидаемые достижения.
Стратегия развития (СР) описывает важные моменты становления компании, такие как:
- направление бизнеса;
- миссия организации;
- способы реализации намеченных задач;
- внутреннее и внешнее позиционирование бренда
- социальная функция компании;
- регламент действий в случае локального и внешнего влияния на компанию.
Стратегия развития бизнеса и тактика компании отличаются. Первая показывает, к чему стремится предприятие, обозначает основные методы работы и помогает быстро достигать поставленных задач. Вторая намечает, как все это нужно делать, то есть предлагает методы и инструменты.
Есть несколько причин для разработки стратегии долгосрочного развития компании:
- Осознание целей бизнеса на длительную перспективу.
- Определение желаемого состояния и результатов работы предприятия.
- Единодушие владельцев бизнеса по предстоящему развитию.
Организация без стратегического плана и схемы выполнения поставленных задач обычно развивается по воле случая и не имеет четких перспектив.
Источник: shutterstock.com
Поэтому определение грамотной стратегии развития компании потребует от руководства профессиональных знаний и большого опыта. Кроме расчета показателей финансово-экономической деятельности, ему придется предусматривать все риски и возможности (как внутренние, так и внешние), чтобы спланировать темп роста предприятия на несколько последующих лет.
Многие говорят, что стратегические планы нужны, прежде всего, большим организациям, которые давно лидируют на рынке и развиваются вполне стабильно. Но это заблуждение.
Во-первых, каждая компания ставит перед собой определенные задачи и составляет минимальный бизнес-план, что является основой разработки стратегии.
Во-вторых, все люди, запускающие бизнес, рассчитывают емкость рынка в своей нише, оценивают конкурентов и возможности компании для market entry. Иначе говоря, они проводят стратегический анализ как один из компонентов стратегического плана.
Как видим, большинство некрупных фирм фактически планируют свое развитие, но делают это несистематично и частично, в отличие от мощных игроков. К тому же и в больших компаниях бывают ситуации, когда их стратегические планы остаются только на бумаге, несмотря на вложенные в их разработку усилия и время.
К такому результату часто приводят и другие факторы. Самый типичный – отсутствие единого подхода к составлению планов, несоответствие СР бизнес-планам и финансовым возможностям организации.
Этапы разработки стратегии развития компании
Этап 1. Изучение макросреды
Любой бизнес зависит от внешних обстоятельств, начиная с экономического положения в стране до действий крупных конкурентов в нише. Оценка состояния макросреды поможет правильно спланировать доходность от вложений, покажет целесообразность новых направлений или производств.
Что нужно учесть при составлении стратегии для роста и развития компании:
- Законодательные акты, которые касаются выбранной ниши бизнеса. Их публикуют на официальных сайтах государственных и региональных органов.
- Намечаемые сделки крупных конкурентов, так как любые действия лидеров рынка (поглощения или слияния) обычно отражаются на целой отрасли.
- Уровень жизни населения.
Если вы держите, допустим, мелкий таксопарк, а популярный агрегатор типа «Яндекс.Такси» собирается занять региональные экономсегменты, стоит заняться сменой профиля компании. За год, к примеру, перейти в класс premium.
Читайте также! Продажи B2G: как стать успешным в этой сфереЭтап 2. Оценка микросреды
Необходимо разобраться в том, чего хотят ваши клиенты и каковы стратегии развития у крупных конкурирующих компаний. Потому что состояние их дел будет влиять цены в нише и эффективность продвижения остальных.
Для проведения анализа нужны:
- Маркетинговые обзоры рынка. Такие данные покажут, развивается ли ваша отрасль либо сокращает финансовые обороты. Кроме того, маркетинг позволит выявить все важные потребности ЦА.
- Информация об остальных компаниях из той же сферы (какой имеют курс развития, какие заняли сегменты, что из продуктов предлагают).
Если, к примеру, главный конкурент вашей кофейни нацелен на торговлю в бизнес-центрах, можно посостязаться с ним на этом поприще или переключиться на формат услуг «кофе с собой». В последнем случае потребуется новая стратегия развития компании с учетом, разумеется, объема рынка.
Этап 3. Модель Ансоффа
Формирование стратегии развития компании можно осуществить классическим приемом маркетологов. Для составления матрицы Ансоффа необходимо выбрать путь развития из 4 вариантов:
- Существующий продукт на том же рынке. Рост объемов сбыта на имеющемся рынке и действия, направленные на повышение продаж. Допустим, в месяц вы реализуете 200 кг кофейных зерен и собираетесь в дальнейшем продать тонну.
- Существующий продукт на новом рынке. Набор совсем другой ЦА, запуск филиалов в регионах, странах. К примеру, вы хотите продавать по 200 кг кофе в ближайших городах.
- Новый продукт на старом рынке. Работа над улучшением товара. Можно предлагать клиентам пока что неизвестный вид обжарки зерен.
- Новый продукт на новом рынке. Это диверсификация деятельности.
Бизнес можно трансформировать по-разному:
- Создание нового на базе существующих ресурсов. Например, владелец кофейни открывает у себя точку продаж «кофе с собой». Причем готовит свой напиток из сырья тех же поставщиков.
- Увеличение ассортимента. Допустим, к разным видам кофе добавили зеленый чай и лакомства.
Этап 4. Метод SWOT-анализа
Имея представление о том, какие внешние условия влияют на ваш бизнес и на что способны конкуренты, выделите преимущества и недостатки своей фирмы, чтобы сравнить их с данными двух предыдущих стадий. Используйте для этой цели SWOT-анализ — удобный инструмент создания стратегии развития компании, который позволяет обобщить все сведения о проекте и обозначить стратегические цели.
Источник: shutterstock.com
Нужно создать матрицу из 4 колонок:
- Strengths (S) – конкурентные преимущества.
- Weaknesses (W) – уязвимые места.
- Opportunities (O) – положительные внешние факторы, полезные для бизнеса либо открывающие перспективы достижения определенных целей.
- Threats (T) – потенциальные угрозы и негативное влияние извне на бизнес.
А после систематизировать всю эту информацию.
С учетом выводов от SWOT-анализа необходимо сделать выбор подходящей стратегии развития компании.
Этап 5. Формулировка целей и задач
Определите основную цель, к примеру, так:
- лидировать на рынке и повышать объемы сбыта в 2 раза каждый год;
- запустить 5 филиалов в соседних городах в течение 3 лет;
- создать 15 новых продуктов и продать их за год;
- расширить свой ассортимент на 50 позиций и в течение полутора лет открыть супермаркет.
Теперь по каждой цели наметьте важные задачи. Например, чтобы лидировать на рынке, придется:
- нарастить складские мощности;
- модернизировать процессы производства;
- усилить свой отдел продаж;
- наладить крупный сетевой ретейл;
- выбрать новые рекламные каналы;
- открыть точки продаж в каждом микрорайоне.
Универсальные стратегии пока еще не предусмотрены, и цели развития необходимо формулировать для каждой компании в отдельности. После этого нужно обдумать тактику и распланировать работу так, чтобы достичь намеченного в заданные сроки. Последние должны быть выполнимыми.
В результате вы получите довольно гибкий план, который будет обновляться с учетом состояния дел и внешних факторов. Потом вы станете анализировать, как продвигается организация согласно замыслу, и дополнять свой документ более актуальными деталями.
Этапы разработки стратегии развития продукта компании
Прежде чем создавать продукт, нужно найти свой product market fit – целевой рынок и сегмент аудитории, которая начнет приобретать этот товар. Можно начать планировать уже сейчас, но при условии внесения корректировок в будущем и изменения приоритетов. Чтобы освоить рыночную нишу, придется экспериментировать. Тогда стратегия развития продаж не будет соответствовать главной задаче – ориентироваться на достижение цели, так как конкретики по целям для товара у компании пока что нет.
Формирование СР можно распределить на 5 этапов:
- определение цели нового продукта;
- исследование и сбор данных;
- создание перечня проектов;
- распределение приоритетов в каждом;
- составление плана на их основе.
Теперь подробнее о каждом.
Этап 1. Определить цель нового продукта
Этот поиск начинается с идеи. Приведем в пример такси. Подобных фирм сейчас немало, но владелец бизнеса решил выделиться и сделал приложение, где можно выбирать даже модель автомобиля. Конечно, попасть в желание клиента «Хочу, чтобы приехал не Hyundai, а Mercedes-Benz E-Class» — это простое УТП, но не создание стратегии развития компании.
Приложение запущено, функционирует нормально, уже пошли клиенты. Теперь надо подумать, как повысить посещаемость с 1 тысячи в год до 10 тысяч либо обеспечить рост конверсии, чтобы 80 % посетителей оставляли здесь заказ. Именно с этого момента стартует построение СР продукта – от чего отталкиваться, чтобы преуспеть.
Источник: shutterstock.com
Этап 2. Изучить контекст
Сейчас важно понять, какая ситуация с продуктом, какие функции интересуют посетителей, что выдает статистика, какие преимущества и недостатки у проекта. При создании бизнес-продукта желателен анализ конкурентов и оценка целевой аудитории.
Чтобы сформировать портрет товара, придется пообщаться с прочими командами. Для получения аналитики необходимо обратиться к специалистам-аналитикам, а данные о трафике и CR взять у маркетологов. От этого будет зависеть эффективность стратегии развития компании.
Этап 3. Составить перечень задач (проектов)
По результатам изучения продакт-менеджер работает над этим списком, потом сопоставляет каждую задачу с целью. Допустим, нужно активизировать людей, чтобы максимальное число клиентов убедилось в пользе приложения и сделали заказы. А если предложить им дополнительный платежный инструмент? Вполне возможно, что именно оплата будет триггером для мотивации клиентов, которым неудобно было пользоваться старыми приемами.
Эту задачу добавляют в перечень (long list) и точно так же проверяют остальные пункты. В итоге получают окончательный шорт-лист бизнес-задач.
Этап 4. Распределить приоритеты
Пока что непонятно, какой платежный инструмент будет полезен. Поэтому надо узнать, что выгоднее пользователям. В список, к примеру, внесена задача – включить авторизацию через известные соцсети.
Анализ посещений показал, что при авторизации 20 % всех входящих закрывают приложение, а при оплате – только 5 %. Причем никто из посетителей не просит добавить новые схемы платежей (предположение менеджера). Зато в опросах люди предлагали добавить в перечень соцсети. Отсюда следует, что нужно проработать способы авторизации. Приоритет у данного вопроса гораздо выше, чем у оплаты.
Читайте также! Продажи в интернет-магазине: что влияет и как повыситьЭтап 5. Сверстать план
Для этого нужна конкретика. Придется просмотреть обратную связь, поговорить с клиентами и оценить успехи конкурентов, чтобы выбрать оптимальную соцсеть для идентификации. Так надо проработать каждый пункт готового шорт-списка.
Итак, основы стратегии развития компании заложены, и на повестке дня стоит вопрос об активации клиентов. Финальный перечень задач (проектов) – это шаги организации по выполнению этой идеи. Настало время воплощать готовый план в реальность и приступать к техническим аспектам продвижения продукта – разработать минимальную версию MVP по каждому проекту в рамках бизнес-стратегии.
Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании
Что входит в СР организации?
Хороший план развития бизнеса включает несколько разделов:
- Итоги всестороннего анализа положения предприятия во время составления плана.
- Описание деятельности организации и перспективных целей продвижения.
- Миссия компании и всех ее СР.
- Стратегии подразделений предприятия.
- Описание бизнес-проектов по дальнейшему развитию.
- Планы их реализации.
- Способы управления рисками при воплощении СР.
Какие стратегические планы считают основными?
Это следующие виды стратегий:
- роста;
- развития отрасли;
- продвижения продукта;
- сокращения;
- ограниченного роста;
- ликвидации;
- смешанные.
В крупных компаниях (особенно с сетью филиалов) стратегические планы составляются по отраслям, сферам деятельности или структурным подразделениям.
Что входит в СР продукта?
Продуктовая стратегия состоит из следующих разделов: жизненный цикл товара, его функции; товарный ассортимент; упаковка и сервисные услуги; улучшение продукта.
Вначале определяется структура ассортимента, то есть что именно предложат потребителю в стратегии развития компании – новинка или товар, который есть в продаже.
Стратегические планы необходимы всем организациям, так как без них успеха не достичь. Но нужно подобрать СР под собственные цели и задачи. Для всестороннего развития возможно сочетание нескольких подходов – от продаж до изменения производственных процессов.
Если хотите обойтись без бизнес-консультантов, внимательно работайте над планом – оценивайте ваши показатели, учитывайте конъюнктуру рынка и состояние экономики, а также преимущества и недостатки бизнеса.