Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Комплаенс-риски: виды и способы управления
Комплаенс-риски: виды и способы управления

Комплаенс-риски: виды и способы управления

Дата публикации:
30.10.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
30.10.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)

О чем речь? Комплаенс-риски – возможные финансовые или репутационные опасности, преднамеренные или умышленные нарушения законов. Нанести их могут конкуренты, работники компании.

Что делать? Проще не устранять последствия, а их предупредить. Для этого руководитель должен воспользоваться одним из способов управления комплаенс-рисками. Преимуществ больше у создания системы контроля.


Из этого материала вы узнаете:

  • Что такое комплаенс-риски
  • Основные виды комплаенс-рисков
  • 3 способа управления комплаенс-рисками
  • Преимущества системы комплаенс
  • Пошаговое создание системы комплаенс-контроля
  • Часто задаваемые вопросы о комплаенс-рисках
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

Что такое комплаенс-риски

Комплаенс-рисками, или регуляторными, в экономике называют потенциальную опасность возникновения у коммерческой организации финансовых или репутационных потерь, связанных с нарушением неких норм. При этом нарушение бывает как сознательным, так и неумышленным, и оно может касаться не только нормативно-правовых документов различного уровня (от федеральных законов до локальных актов), но даже общепринятых норм деловой этики. Конкретно это выражается, например, в мошеннических действиях, неуплате налогов, искажении финансовой отчетности, даче или получении взятки и т. д.

К факторам, способствующим возникновению регуляторных и комплаенс-рисков, относятся:

  • Отсутствие практики регулярного мониторинга изменений в законодательстве, что ведет к несоблюдению новых норм и требований.
  • Неудовлетворительное состояние системы внутреннего контроля, в результате чего должностные проступки не расследуются и не наказываются, так что сотрудники начинают халатно относиться к своим обязанностям и злоупотреблять служебным положением.
  • Работники компании не проходят обучение, касающееся их обязанностей, ответственности и правил поведения.
  • Низкий уровень исполнительской дисциплины, сложившийся в организации.
  • Наличие среди сотрудников лиц, вынашивающих и реализующих преступные замыслы.

Так, по данным одной из крупнейших аудиторских компаний KPMG, основной причиной коммерческого мошенничества (более 90 % случаев) является слабость или полное отсутствие механизмов внутреннего контроля.

Что такое комплаенс-риски

Последствия отхода от буквы закона:

  • штрафы, налагаемые надзорными органами (в РФ это ФНС, ФАС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др.);
  • меры уголовно-правового воздействия на юридических лиц – лишение льгот, запрет на занятие определенным видом деятельности и пр.;
  • материальные убытки;
  • ухудшение кредитного рейтинга и связанное с этим ужесточение требований со стороны банковских учреждений;
  • удар по деловой репутации;
  • проблемы с аккредитацией;
  • приостановка или даже утрата лицензии.

Основные виды комплаенс-рисков

По характеру выделяются следующие основные группы комплаенс-рисков:

  • Операционные – связаны с несоблюдением внутренних норм и правил, что влечет финансовые потери. Причиной обычно выступают действия сотрудников либо форс-мажорные обстоятельства.
  • Правовые – нарушение действующего законодательства. В результате вмешиваются надзорные органы, и в худшем случае возможно наступление административной или даже уголовной ответственности.
  • Репутационные – как правило, связаны с публикацией негативной информации в СМИ о самой компании, ее руководстве, что влияет на отношение партнеров и клиентов. Подобные риски бывают глобальные, к примеру тренд на здоровый образ жизни, ударивший по доходам производителей табачной продукции, и локальные – сведения, порочащие репутацию отдельного лица или фирмы.

Возможна классификация и по другому принципу:

  • Риски поведенческого характера – являются результатом конкретных противоправных действий (мошенничество, легализация незаконно полученных доходов, злоупотребление служебным положением, коррупция и т. п.).
  • Регламентные, связанные с несоблюдением установленных правил, которыми могут являться требования законов, стандартов, норм корпоративной этики, политики информационной безопасности. Например, нарушение антимонопольного законодательства является распространенным комплаенс-риском для крупных компаний.
  • Гражданско-правовые, возникающие вследствие невыполнения договорных обязательств с партнерами, клиентами. Итогом становится потеря деловых контактов, а в худшем случае и судебное разбирательство.

3 способа управления комплаенс-рисками

Каждая компания сама определяет стратегию развития, и некоторые сознательно идут на комплаенс-риски, воспринимая их – к примеру, нарушение антимонопольного законодательства – как часть затрат на ведение бизнеса, либо же пытаются уйти от ответственности. Однако для стабильного роста нужно стараться минимизировать данные риски.

3 способа управления комплаенс-рисками

Варианты, как можно управлять комплаенс-рисками, например, если это организуется в банке:

Формирование отдельного подразделения по работе с комплаенсом

Простейшим выходом для небольшой организации является назначение комплаенс-менеджера, который будет обеспечивать данное направление деятельности. В крупных же банках целесообразно создать целый отдел такого профиля. Наконец, если штат сотрудников ограничен, то можно отдать эти задачи на аутсорсинг.

Автоматизация деятельности по комплаенс-направлению, хотя бы частично

Это направление работы требует изучения большого количества документов – появляющиеся нормативно-правовые акты, публикации в профильных СМИ и т. п. Вручную все это отслеживать сложно и не слишком эффективно. В современных условиях можно автоматизировать процесс работы с данными, используя возможности искусственного интеллекта.

Сейчас доступны разнообразные программы, помогающие упорядочить документацию и информацию, связанную с обновлением законодательства. К примеру, несложно оформить подписку на базы данных правового, налогового характера, причем конфигурацию можно подобрать под свои нужды. Аналогичным образом вносится элемент автоматизации в работу с клиентами и партнерами.

Обязательное отслеживание коммуникаций

Для полноценной оценки комплаенс-рисков банка необходимо обеспечить охват всех современных цифровых средств, включая соцсети, финансовые порталы, электронную почту и пр. Это даст возможность отслеживать служебную коммуникацию сотрудников, причем не только внутреннюю, но и внешнюю. Пожалуй, это оптимальный способ сведения к минимуму рисков, связанных со слабо предсказуемым человеческим фактором, под которым имеются в виду действия и высказывания работников компании.

Независимо от того, на каких принципах будет выстроена система управления комплаенс-рисками, сама по себе она необходима для любого бизнеса. Разумеется, это потребует привлечения определенных ресурсов организации, но и важность этого направления сложно переоценить. Дело в том, что игнорирование комплаенс-рисков может нанести непоправимый удар по компании, в то время как грамотное планирование позволит стабилизировать бизнес-процессы и обеспечить увеличение прибыли. Поэтому сейчас во многих фирмах функционируют специальные комплаенс-подразделения.

Преимущества системы комплаенс

Система комплаенса (Compliance System) нацелена на управление рисками в том, что касается соблюдения установленных норм и требований, включая и внутренние правила.

Преимущества системы комплаенс

Задачи данной системы:

  • ведение всех бизнес-процессов в соответствии с требованиями законодательства и контрольно-надзорных органов;
  • минимизация опасности нарушения нормативно-правовых актов, что позволит избежать штрафов и иных санкций;
  • обеспечение минимального влияния комплаенс-рисков на финансовые итоги деятельности организации;
  • поддержание на высоком уровне корпоративной культуры, соблюдение сотрудниками норм законодательства и деловой этики.

Система должна быть четкой и отлаженной, а также иметь прямой выход на руководителя фирмы, чтобы он полностью контролировал происходящие в организации процессы и одним из первых узнавал о возникших проблемах. Чем раньше будет обнаружена угроза, тем выше шансы, что удастся избежать серьезных негативных последствий.

Пошаговое создание системы комплаенс-контроля

Шаг 1. Создание структурной единицы для обеспечения комплаенса или выделение сотрудника, ответственного за управление данными рисками.

Шаг 2. Анализ локальных актов на предмет их соответствия действующему законодательству. Приведение внутренних актов в строгое соответствие с нормами.

Шаг 3. Разработка методики оценки комплаенс-рисков разных видов для своевременного их обнаружения. При этом могут использоваться следующие критерии:

  • увеличение числа вовремя не отправленных в контрольно-надзорные органы отчетов и иных документов;
  • рост случаев сбоев в работе системы электронного документооборота;
  • резкий наплыв жалоб/обращений от клиентов;
  • непрохождение проверки или аттестации сотрудниками фирмы.

Шаг 4. Выработка общей политики комплаенса, что предполагает принятие комплекса локальных актов, которые закрепляют правила работы и должностные обязанности сотрудников.

Шаг 5. Внедрение системы комплаенса на всех уровнях, что обычно занимает срок от месяца до года. При этом создается система информационной безопасности, в бизнес-процессы встраиваются процедуры контроля с возможностью немедленного оповещения о нарушении установленных требований.

Шаг 6. Проведение обучения и сертификации персонала в том, что касается комплаенс-рисков. В последующем необходимо периодически обновлять содержание актуальной информации и устраивать проверки на предмет знания работниками своих обязанностей.

Пошаговое создание системы комплаенс-контроля

Шаг 7. Текущее поддержание бизнес-процессов в соответствии с нормативными требованиями и при необходимости подстройка системы под происходящие изменения.

В качестве одного из ориентиров при организации системы комплаенса можно посоветовать Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утвержденные Минтруда России 8 ноября 2013 года).

Инструменты управления комплаенс-рисками

На первый взгляд может показаться, что создание для всевозможных рисков комплаенс-контроля потребует серьезных усилий, и деятельность по этому направлению будет отнимать много ресурсов. Первое время действительно нужно будет тратить время и силы на отладку системы, но в дальнейшем поддержание ее в работоспособном состоянии оказывается проще. Кроме того, сейчас существуют разнообразные инструменты, облегчающие комплаенс-управление.

Читайте также! Простая сегментация рынка: пошаговая инструкция

Современные технологии избавляют от необходимости работать с большим объемом бумажных документов. Из общедоступного программного обеспечения наиболее популярные продукты –ESPEAR, file.one, Searchinform, Intelligent Compliance Manager, Zecurion и другие.

Однако программы, сколь бы функциональными они ни были, требуют, чтобы система обеспечивалась людьми, для чего необходимо:

  • четкое распределение ответственности;
  • наличие регулярного контроля, который должен производиться на всех уровнях организации.

Конечно, внедрение комплаенс-контроля потребует определенных затрат, но это обезопасит ваш бизнес от внутренних угроз и обеспечит его развитие.

Часто задаваемые вопросы о комплаенс-рисках

Какие выделяются уровни комплаенс-рисков?

Есть разные виды классификации комплаенс-рисков – по характеру, источнику возникновения, величине угрозы. Если говорить об уровнях, то они связываются с вероятностью наступления и тяжестью последствий. Так, к низкому уровню относятся риски, представляющие слабую угрозу вследствие крайне малой вероятности их наступления и/или незначительности ущерба, который они способны принести.

Соответственно, в среднюю категорию включаются риски, которые потенциально более опасны: к примеру, это падение спроса на продукцию, утрата рынков сбыта по причине допущенных компанией ошибок. Наконец, к высокому уровню относятся риски, для которых уже появились предпосылки, и вероятность их наступления велика, а последствия серьезные, вплоть до катастрофических для данной коммерческой организации – нарушение законодательства и грозящие в силу этого штрафные санкции, резкое снижение доходов, раздел и даже ликвидация компании.

Читайте также! Управление конфликтами: суть процесса, главные принципы, основные методы.

Какие есть пути снижения комплаенс-рисков?

Прежде всего риски необходимо оценить и проанализировать. Для этого специалисты исследуют бизнес-процессы, чтобы определить слабые места и потенциальные угрозы, способные стать комплаенс-рисками. К примеру, в бухгалтерском отделе изучается процедура формирования отчетных документов о доходах и расходах компании, выясняется, насколько тщательно они проверяются, есть ли возможность внести недостоверные сведения. Исходя из этого, продумываются меры защиты от финансовых рисков и средства контроля за ведением отчетности.

Есть ли отличие между комплаенсом и безопасностью?

Да, это разные понятия. Безопасность защищает от самых различных угроз – криминогенного, природного, информационного и прочего характера. Комплаенс же дословно означает «соблюдение», и комплаенс-риски – это, выражаясь простыми словами, невыполнение существующих норм, правил и требований. Комплаенс-сфера, конечно, связана с безопасностью, но, в отличие от последней, она направлена только внутрь, и все возможные угрозы исходят от действий сотрудников организации.

Читайте также! Товары матрицы БКГ: анализируем актуальность продукции

Таким образом, в наше время любая компания должна организовывать свою деятельность в строгом соответствии с законодательством, что, с учетом его изменчивости, не так просто. Однако игнорирование комплаенс-рисков опасно тем, что это приводит к невыполнению требований закона, что грозит руководству организации штрафами и иными санкциями, вплоть до уголовной ответственности. Чтобы этого избежать, и необходима комплаенс-служба, от эффективности работы которой зависит стабильность бизнеса.



Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок