Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
STEP-анализ: факторы и этапы проведения
STEP-анализ: факторы и этапы проведения

STEP-анализ: факторы и этапы проведения

Дата публикации:
24.10.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
24.10.2023
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.59)

Что это такое? STEP-анализ – инструмент оценки внешней среды, влияющей на бизнес. Он учитывает социальные, технологические, экономические и политические факторы. В ходе анализа каждой группе присваивается балльное значение в зависимости от значимости.

В чем плюсы и минусы? Данная методика помогает расставить приоритеты развития бизнеса, предугадать угрозы и скорректировать планы. Однако есть и слабые стороны: субъективизм оценки и неэффективность для компаний, производящих большое количество продукции.


Из этого материала вы узнаете:

  • Суть STEP-анализа
  • Плюсы и минусы STEP-анализа
  • Факторы STEP-анализа
  • Этапы проведения STEP-анализа
  • Пример STEP-анализа
  • Часто задаваемые вопросы о STEP-анализе
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

Суть STEP-анализа

STEP-анализ – это метод изучения макросреды компании, при помощи которого определяют факторы влияния на бизнес (социальные – S, технологические – T, экономические – E и политические – P). Его иначе называют PEST-анализ.

Почему рассматривают только эти факторы в качестве самых основных:

  • Политика прямо влияет на условия работы предприятия.
  • От уровня экономического роста зависит оптимальное распределение государственных ресурсов.
  • Социальная среда определяет образ действий потребителей, их алгоритмы совершения покупок.
  • Технологический прогресс способствует модификации условий производства и изменению в организации труда.

Схема STEP-анализа представлена в виде таблицы с несколькими графами, где указано название группы важных обстоятельств. В каждой из них есть факторы, признаки их проявления и возможные действия бизнеса по сокращению убытков от неблагоприятного влияния означенных причин. Оценку факторов проводят в баллах, которые показывают степень важности макропричин для предприятия.

Значение каждой группы обстоятельств в разных фирмах индивидуально. Для одной важнее политическая составляющая, в другой на первом плане социальная. Поэтому анализ STEP-факторов в каждом случае носит разное название – PEST и STEP, где приоритетный элемент стоит на первом месте.

Суть STEP-анализа

Плюсы и минусы STEP-анализа

Основными преимуществами данной методики считают следующие моменты:

  • Исследуя STEP-факторы, руководители компании не просто начинают понимать воздействие макросреды на бизнес, они анализируют и внутренние связи.
  • Понемногу формируется система учета внешнего влияния и собственное видение ситуации. Это позволяет фирме быстро реагировать на требования рынка и вырабатывать свою стратегию.
  • «Взгляд сверху» дает руководству полное представление о внешней среде.
  • Работа в фирме развивает понятийный аппарат, способный оценить влияние внешних событий.
  • Главное преимущество STEP-метода – обозначение приоритетов. Прежде всего берут в расчет меняющиеся условия макросреды, затем – локальные вопросы.

Существует ряд ограничений, которые нужно учесть еще в исходной точке:

  • Список событий, имеющих влияние на бизнес, не может быть универсальным. В каждой компании должен быть свой перечень, составленный с учетом ниши и освоенной части рынка, получаемых доходов и отношений с властью (government relations).
  • Недостаточный набор событий. STEP-анализ рассматривает 4 вида факторов, в то время как STEEPLE изучает 7. Независимо от выбранного метода оценки есть вероятность появления недоучтенных обстоятельств, влияющих на деятельность фирмы.
  • PEST-анализ допускает изучение огромного числа событий и их переоценку. Причем есть риск, что допустимость тех или других причин была рассчитана неверно либо их значимость для предприятия преуменьшена.
  • Анализ подойдет для тех, кто производит несколько схожих товаров или вообще один продукт. В дифференцированном бизнесе с разноплановым ассортиментом, который занимает несколько различных ниш, STEP-метод бесполезен.

Факторы STEP-анализа

Социальные причины

В данную факторную группу входят следующие условия:

  • Демография.
  • Стиль жизни.
  • Благосостояние.
  • Образованность.
  • Колебание доходов.
  • Вкусы и предпочтения потребителей.

Если, к примеру, анализировать туроператора STEP-методом, то видно, что доходы населения в последнее время сократились. Это два фактора в одном (экономический + социальный), который повлиял на благосостояние людей. В итоге большая часть россиян воздержится от дорогих курортов и будет отдыхать в местах попроще.

В таких условиях туроператору нужно определить, что предлагать своим заказчикам, которые больше не смогут оплатить дорогостоящие туры, но отдохнуть все же хотят.

К социальным факторам еще относят моду (тренды), стиль жизни, влияние СМИ на общество и др.

Экономическая ситуация

Определяется не только внутренним состоянием государства, но и внешним положением. В эту группу входят следующие факторы:

  • Общая обстановка в стране и состояние разных отраслей (рост, кризис, стагнация, банкротство).
  • Финансовое положение (валютный курс рубля, учетная ставка Центробанка, инфляция).
  • Возможности прогресса экономики в различных отраслях.
  • Показатель безработицы.

Без учета этих факторов STEP-анализ невозможен. Они важны для крупных производств, для небольших производителей и малых предприятий. Большую роль играют выборы в Госдуму и избрание президента, внесение изменений в законодательные акты, государственное регулирование отраслей, поддержка бизнеса и конкуренция.

Экономическая ситуация

Политическая обстановка

Не менее важная группа факторов, в число которых входят:

  • степень политической стабильности;
  • взимание налогов (сборов) в установленном порядке;
  • регулирование бизнес-деятельности;
  • политика торговли;
  • близость выборов;
  • государственное регулирование отраслей.

Необходимо, безусловно, принимать в расчет уровень политической стабильности. Даже если STEP-анализ (как пример) проводят для обычного отеля. Потому что в нестабильной обстановке поток клиентов уменьшается, общественная жизнь населения замедляется.

Технологические причины

Очередная группа важных факторов, которые влияют на работу предприятий:

  • Применение новаций и современных технологий в отраслях.
  • Скорость внедрения новинок и приспособление к ним.
  • Степень технологического развития отраслей.
  • Разработка новой продукции (услуг).

Если, допустим, сделать STEP-анализ продуктовых или промтоварных магазинов, то станет очевидным, что клиенты предпочтут торговые точки, где обслужат быстро и без расчетов сдачи с помощью калькуляторов, где есть доступный счетчик складских остатков нужного товара.

Этапы проведения STEP-анализа

Определение цели изучения

Это принципиально важный шаг для PEST-анализа – наметить замыслы (желательно SMART-цели), чтобы в конечном счете результат был точным. Используемая формулировка «STEP-анализ рынка (или компании)» нецелесообразна и вредна, поскольку не дает конкретного ответа на вопрос, зачем и кто провел эту оценку.

С какой целью анализируют STEP-факторы? При стратегическом планировании развития? Для изучения конкурентности компании? Или для галочки? Во всех трех случаях оценка будет отличаться.

Подобно остальным методикам, STEP-анализ проводится с определенной целью, которую необходимо ясно сформулировать в самом начале.

Установление объекта изучения

Методика может применяться для чего угодно – страны, компании, отдела, человека и проекта. Определение цели данного проекта позволит верно выбрать изучаемый объект, который будет проанализирован по схеме STEP. Неверно трактовать его как предприятие либо подразделение, что часто происходит в профессиональных кругах. Обычно изучают взаимоотношения в каком-либо контексте.

Установление объекта изучения

К примеру, рассматривают следующие связи:

  • бизнес и конкретный сегмент рынка (за 10 лет работы);
  • банк и стейкхолдеры – люди, группы, организации (за пятилетку).

Беспечность в уточнении объекта изучения может привести к размытым и неточным результатам, которые в итоге будут непоказательны.

Нахождение и распределение факторов

Теперь можно составить список обстоятельств, которые важны в определении нами связей относительно намеченных задач. При этом исключается анализ тех STEP-факторов (даже в целом значимых), которые не соответствуют цели проекта. Аналогично и для условий, что не относятся к специфике коммуникаций.

Это важно! Цели анализа (прямо или косвенно) должны включать временной фактор. Если исследование ведется за большой период (допустим, 10 лет), тогда необходимо обращать внимание на изменение внешних обстоятельств на протяжении этого отрезка времени.

Раскрытые возможности и риски рекомендуется ранжировать. Возможно, по мере их влияния на вероятность достижения намеченных задач. Технически распределение факторов может осуществляться, например, введением для них весового показателя.

Разделение причин на категории

В процессе группировки выбранных STEP-факторов часто встречаются проблемы. Так, не совсем понятно, куда нужно относить величину процентных ставок – в экономические или политические показатели. Тут помогает осмысление и здравый смысл, а также понимание того, что главное – найти сам важный фактор, поскольку категория его фактически не важна, к примеру, при планировании SWOT.

Дополнительная оценка

С учетом целей изучения может осуществляться дополнительный STEP-анализ найденных причин. К примеру, часто проверяются:

  • взаимная связь факторов;
  • принцип их влияния;
  • стабильность или кратковременность влияния;
  • скорость, время и тенденция перемен.

Использование результатов

После получения результатов нужно отправить данные на следующий этап (допустим, для планирования SWOT) либо обработать их другим удобным способом. Процесс же проводился для чего-то.

Пример STEP-анализа

Рассмотрим для наглядности расчетный образец анализа, который выполнялся для российского производителя аграрных химикатов и пестицидов – фирмы «Гамма».

STEP

Эксперт № 1

Эксперт № 2

Эксперт № 3

Эксперт № 4

Итоговое значение фактора

Изучаемые факторы

Вес заключения эксперта

0,2

0,2

0,15

0,45

Влияние фактора

Технологические

Возникновение и расширение усовершенствованных технологий производства

5

0,2

0,1

0,1

0,15

0,71

Изобретение и внедрение более эффективных препаратов

8

0,4

0,35

0,5

0,45

3,42

Разработка и продвижение более успешных приемов применения

4

0,01

0,1

0,15

0,05

0,27

 

Экономические

Объединение аграрного сектора с критическим падением платежеспособности части предприятий

10

0,4

0,35

0,4

0,6

4,80

Значительное ослабление валютного курса рубля

5

0,4

0,5

0,3

0,55

2,36

Повышение ставки рефинансирования

2

0,1

0,2

0,3

0,15

0,35

 

Уменьшение среднего дохода граждан

3

0,7

0,75

0,9

0,9

2,49

Социальные

Подход к здоровью

6

0,2

0,35

0,25

0,25

1,56

Политические

Лимитирование ввоза зарубежных действующих веществ

10

0,05

0,1

0,1

0,05

0,68

Ужесточение госрегистрации химических препаратов

9

0,15

0,2

0,2

0,15

1,51

Как видим, выделены те внешние события, которые влияют на развитие компании.

Руководство фирмы провело анализ найденных STEP-факторов и оценило их воздействие на перспективы продвижения бизнеса (в таблице применяется десятибалльная шкала), а также уровень доверия к выводам экспертов.

Четверо приглашенных специалистов предусмотрели вероятность изменения всех выделенных факторов в диапазоне 0-1. Они определили среднюю допустимость колебания каждого из них с учетом уровня доверия к экспертным прогнозам.

Пример STEP-анализа

Величина расчетного коэффициента определялась умножением средней вероятности и индекса влияния STEP-фактора на деятельность организации.

По результатам проведенного исследования владельцам предприятия необходимо срочно подготовить бизнес к довольно ощутимому падению платежеспособности ЦА (к примеру, через усиление контроля «дебиторки»), а также появлению на рынке схожего и конкурентного товара (путем увеличения вложений в свой НИОКР, например).

Часто задаваемые вопросы о STEP-анализе

Что из STEP-факторов используют как дополнение?

Поскольку мир меняется, в последнее время усилилась тенденция применения технологий с учетом охраны окружающей среды, что связано с принятием новых законов. А потому к стандартным группам STEP-факторам добавили еще две категории – «Законодательство» и «Экология».

Для чего компании STEP-анализ?

Для бизнеса это исследование очень важно. Без понимания, как влияет на работу внешняя среда, не будет объективной аналитики по рынку, где реализуются товары и услуги.

Читайте также! Анализ прибыли от продаж: разбираемся в способах расчета

Чем отличается эта методика от SWOT?

В некоторых ситуациях STEP-метод сочетается со SWOT-анализом. Последний позволяет выяснить плюсы (strengths – сильные стороны) и минусы (weaknesses – слабости) компании, ее реальные возможности (opportunities) и скрытые угрозы (threats), а также создавать взаимосвязи между ними. Позднее эти связи будут полезны при формировании стратегии развития компании.

Несмотря на то что STEP-анализ нацелен на длительную перспективу, внешние факторы меняются изо дня в день. Чтобы своевременно влиять на рыночную ситуацию, нужно почаще пересматривать итоги проведенного исследования.



Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок