Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Система премирования: как разработать и внедрить
Система премирования: как разработать и внедрить

Система премирования: как разработать и внедрить

Дата публикации:
12.12.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
12.12.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

О чем речь? Грамотная, хорошо продуманная система премирования является мощным мотиватором для сотрудников компании. И, наоборот, непрозрачная, непонятная схема бонусных выплат вызывает больше вопросов, чем поощряет на трудовые подвиги.

Как разработать? Важно учесть положения нормативной и законодательной базы – так работодатель обезопасит себя от претензий налоговой и судебных исков. Выбор схемы начисления бонусов, привязка и внедрение KPI – не менее важный этап при построении системы денежных поощрений.



Зачем нужна система премирования

Система премирования представляет собой набор средств, призванных укрепить лояльность и дополнительно мотивировать сотрудников, повысить эффективность их работы и оказать положительное влияние на рост компании в целом. Обычно она включает бонусы, основанные на достижениях, стаже, квалификации работников и других факторах.

В систему премирования работников включают цели, добившись которых, сотрудник дополнительно к основной зарплате получит определенный процент от оклада или конкретную сумму. В качестве целей чаще всего устанавливают следующие критерии:

  • достижение плановых показателей или их перевыполнение;
  • работа без брака и отрицательных отзывов клиентов/контрагентов;
  • соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • своевременное выполнение рабочего функционала;
  • достижение заданных показателей эффективности отдела;
  • сокращение расходов предприятия.

При внедрении премирования в систему оплаты труда важно тщательно проанализировать имеющиеся рабочие показатели, оценить уровень увольнений в штате и, конечно же, стабильность финансового положения компании, причем в долгосрочной перспективе. Ведь отмена каких-либо премий из-за недостатка денег у работодателя негативно скажется на мотивации персонала. Если есть риски подобного, лучше не вводить их вообще изначально.

Зачем нужна система премирования

Хорошая система премирования отдела продаж непременно будет привлекать в штат опытных и грамотных специалистов, которые уверены в своих возможностях выполнить требуемые показатели и получить больше денег. Рост количества таких сотрудников в коллективе принесет магазину больше сделок, положительных отзывов и постоянных покупателей, а это, в свою очередь, ведет к ряду однозначных плюсов:

  • положительная динамика продаж в сторону роста;
  • повышение лояльности сотрудников к руководству, ведь они видят развитие компании;
  • специфика продаж. Грамотный продавец сумеет избавиться не только от остатков товара, но и заключить сделки по несезонным товарам или давно залежавшимся на складе;
  • качественное обслуживание повысит рейтинг компании в глазах покупателей;
  • незавершенных заказов станет гораздо меньше;
  • атмосфера в коллективе улучшится за счет общих успехов организации.

Материальная заинтересованность — самый эффективный способ мотивации сотрудников. Благодаря этому методу все работники находятся в равных условиях, и их доход зависит только от качества работы и выполнения ключевых показателей эффективности.

Иногда системы премирования и депремирования внедряют вместе по критериям, установленным руководством организации. К примеру, если сотрудник не выполнил план продаж, нагрубил клиентам или допустил иные оплошности, он получает штраф. Есть ли смысл вводить штрафы для мотивации персонала, нужно рассматривать в каждом конкретном случае, основываясь на размере компании, условиях труда и стиле управления.

При использовании системы штрафов нужно быть крайне внимательным и осторожным, применяя их только в случае 100 % доказанной вины работника.

Например, при срыве сроков обработки поступающих заказов из-за их огромного количества в сезон продаж надо понимать, что сотрудник просто физически не успевает выполнять работу, и вместо штрафа лучше дать ему временного помощника на этот период. Незаслуженный штраф может демотивировать работника, и его рабочие показатели упадут.

Нормативная и законодательная база систем премирования

Трудовой кодекс РФ в статье 191 указывает, что работодатель может награждать своих сотрудников за добросовестное выполнение рабочих обязанностей. Как нужно оформлять такие награды?

Работник должен узнать о существующих в компании премиях при приеме на работу, причем не только о наградах за выполнение трудовых показателей, но и о единовременных выплатах (к свадьбе, рождению детей, смерти родственников и т. д.).

Нормативная и законодательная база систем премирования

Трудовой кодекс РФ в статье 68 обязывает работодателя перед подписанием трудового договора ознакомить потенциального сотрудника со всеми локальными нормативными документами, которые будут касаться его деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, в котором в том числе есть положение о системе премирования.

Если компания заключает договор гражданско-правового характера (ГПХ) с работником, выполняющим обязанности по договору возмездного оказания услуг, премия не предусмотрена. Использование слова «премия» в договоре ГПХ может привести к его переквалификации в трудовой договор. Работодатель по желанию может вознаградить исполнителя, изменив цену договора.

Читайте также! Мотивация отдела продаж: для чего нужна и какие способы эффективны

Работник должен знать порядок расчета премии и свои действия для ее получения. Это важно, так как согласно статье 252 Налогового кодекса РФ все начисления считаются расходами, если они указаны в трудовых и коллективных договорах.

Работодатель должен указать условия премирования одним из следующих способов:

  • прописать критерии сразу в трудовом договоре;
  • сослаться в трудовом договоре на коллективный договор;
  • сослаться в трудовом договоре на положение о премировании;
  • сослаться в трудовом договоре на коллективный договор, а в коллективном договоре на положение о премировании.

Так или иначе, найти, как и за что начисляются премии, вы сможете либо в коллективном договоре, либо в положении о премировании.

Некоторые организации просто указывают в трудовых договорах, что премии выплачиваются по решению руководства без указания четких показателей системы премирования. Правда, подобный подход грозит определенными рисками, такие формулировки одинаково не нравятся как работникам, так и налоговой инспекции.

Виды систем премирования работников

Дополнительные выплаты от работодателя делят на два вида:

1. Премирование по системе оплаты труда с учетом выполнения установленных руководством компании показателей

Особенность этих премий заключается в том, что они являются частью материального стимулирования сотрудников. Они имеют установленную регулярность (ежемесячно, ежегодно, ежеквартально и т. д.) и четко определенные размеры (процент от заработной платы или конкретная сумма). В качестве примеров можно назвать премии за успешное завершение проекта, выполнение установленного плана и т. д.

Важно отметить, что при поиске нового места работы свой среднемесячный доход следует посчитать не только по годовой зарплате, а прибавив все полученные премии, и уже общую сумму делить на 12.

Это связано с тем, что на новом месте работы может быть иная организация системы премирования, или она вообще не коснется вас во время испытательного срока. А это значит, что только таким способом вы сможете оценить реальную выгоду от полученного предложения и решить, стоит ли оно того.

2. Единовременные выплаты, не относящиеся к системе оплаты труда

Эти выплаты предоставляются работникам за конкретные заслуги. Например, достижение определенного стажа работы, изменение семейного положения, премии в честь профессионального праздника или юбилея компании и т. д. Такие вознаграждения зависят лишь от желания работодателя их выплачивать, работник не может оказать никакого влияния.

Известен случай, когда компания в честь своего десятилетия наградила сотрудников, которые работали в ней с момента основания, премией в размере 1 миллиона рублей каждому от уборщиц до финансового директора, независимо от должности.

Важно помнить, что такие премии — лишь бонус, который не повлияет на уровень вашего дохода здесь в перспективе (ведь выплата единовременная). Тем не менее следует знать о них и при необходимости напоминать работодателю.

Читайте также! Корпоративный стандарт компании: задачи, разработка и частые ошибки

Чтобы детально изучить систему премирования сотрудников в вашей компании, следует ознакомиться с рядом документов:

  • Собственный трудовой договор.
  • Положение об оплате труда или Политика по выплатам и компенсациям.
  • Прочие локальные нормативные документы компании, устанавливающие порядок выплат, льгот и компенсаций.

Все эти документы по вашему запросу обязаны предоставить для ознакомления в отделе кадров.

Построение системы премирования

При разработке системы премирования важно установить конкретные критерии оценки эффективности, которые послужат основой для начисления премий.

Построение системы премирования

В качестве подобных показателей можно рассматривать количественные (уровень прибыли, объем продаж, доля лояльных клиентов) или качественные (качество выполненных работ, стаж в компании, отзывы клиентов).

  • Понятность и доступность. Организация системы премирования должна быть прозрачной и открытой для всех работников предприятия, чтобы избежать разногласий и проблем из-за разных размеров выплат.
  • Справедливость. При расчете премий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника, его достижения, результаты работы, уровень компетенций и ответственности.
  • Гибкость. Для мотивации сотрудников к постоянному росту результатов нелишним будет предусмотреть возможность увеличения размера премии в случае превышения ключевых показателей эффективности (KPI).
  • Адекватность. Премия должна учитывать уровень трудозатрат работника для достижения результатов, ориентироваться на рыночную стоимость труда такого специалиста с поправкой на финансовое положение организации.

Следовательно, системы премирования персонала по кварталам и году можно считать хорошими методами стимулирования работников и достижения намеченных компанией целей.

Важно устанавливать индивидуальные критерии для разных отделов с учетом специфики их работы, только так можно добиться максимальной мотивации.

Правильно разработанная система премирования менеджеров способствует профессиональному росту сотрудников, стимулирует активность на рабочем месте и повышает лояльность к компании.

Для создания эффективной системы премирования в организации необходимо учесть все нюансы, касающиеся производительности труда и финансового положения предприятия.

Специалисты рекомендуют следовать основным шагам при внедрении системы премирования.

Шаг 1. Тщательно проанализируйте действующий порядок, найдите слабые места.

Если вы уверены, что изменение системы премирования не повлияет на ситуацию, лучше оставить все по-старому, так как выше физического максимума работник не прыгнет, сколько ни заплати.

Шаг 2. Сопоставьте условия работы с долгосрочными целями компании.

Например, если число клиентов велико, а работники слишком медленно обслуживают их, премии помогут повысить производительность труда сотрудников. Это увеличит прибыль компании и позволит избежать найма дополнительного персонала.

Шаг 3. Установите критерии эффективности работы, с помощью которых можно будет оценить вклад сотрудников в общий успех организации.

Шаг 4. Проанализируйте финансовое положение компании.

Проверьте, достаточно ли у предприятия денег для введения новой структуры поощрений. Если окажется, что в настоящий момент ресурсов не хватит, попробуйте иные методы стимулирования или введите хотя бы небольшие премии для всех сотрудников, которые работают с максимальной эффективностью.

Часто задаваемые вопросы о системе премирования

Как премировать, чтобы не придралась налоговая?

Работодатель учитывает выплаченные премии работникам в расходах по налогу на прибыль или УСН согласно статье 255 Налогового кодекса РФ, уплачивает страховые взносы согласно статье 420 Налогового кодекса РФ, статье 20.1 закона 125-ФЗ и удерживает НДФЛ согласно статье 210 Налогового кодекса РФ.

Если премия выплачивается не за достигнутые результаты в основной деятельности предприятия, ее не получится включить в налоговые расходы, с другой стороны, и страховые взносы оплачивать не требуется. А вот НДФЛ будет удержан в обоих случаях.

Читайте также! Мотивация продавцов: виды, методы, инструменты

Чтобы избежать лишних выплат государству, премию иногда оформляют как подарок по договору дарения. Например, работодатель дарит работнику определенную сумму денег на день рождения или иной праздник. В этом случае не будет страховых взносов, а с первых четырех тысяч рублей не нужно удерживать НДФЛ согласно пункту 4 статьи 420 Налогового кодекса РФ. Однако учесть такую выплату в налоговых расходах уже не выйдет.

Как выглядит проектная схема системы премирования?

К основным системам премирования относится проектная, когда после выполнения работ платится установленная сумма. Ее прототип появился еще во времена СССР и назывался аккордной оплатой труда. Работник, например, может получить дополнительные средства за организацию мероприятий для партнеров.

Способов расчета проектной премии довольно много. Например, комиссионные в виде процента, который готов выплатить заказчик. В компании размер проектной оплаты определяется руководителем, то есть все будет зависеть исключительно от его желания выделить конкретные деньги за выполнение необходимой работы.

Как внедрить KPI в систему премирования?

Чтобы внедрить систему премирования KPI, потребуется выполнить ряд шагов:

  • Анализ существующей системы премирования в компании.
  • Создание проекта новой системы премирования.
  • Формулирование целей компании в долгосрочной перспективе.
  • Выбор ключевых показателей эффективности KPI.
  • Установка плановых значений выполнения KPI.
  • Внедрение разработанной системы.
  • Корректировка при необходимости по итогам тестовой эксплуатации.

Чтобы система работала успешно и эффективно, установленные показатели KPI должны соответствовать целям развития компании и учитывать специфику работы каждого сотрудника и отдела. Систему следует делать прозрачной, чтобы не вызывать негативной реакции работников. Рекомендуется использовать от 3 до 5 показателей эффективности, вес каждого из которых в общем уровне премирования должен быть не более 50 % и не менее 5 %.

Читайте также! Вовлеченность персонала: факторы, способы повышения

Глобальная цель любой существующей компании – рост и процветание, повышение прибыли и привлечение самых грамотных и квалифицированных специалистов в своих областях. Наличие эффективной системы KPI может быть крайне полезно для роста производительности труда и развития компании.

Не забывайте, что каждый работник должен быть в курсе критериев оценки его труда и порядке расчета премии, без этого повышение его мотивации будет невозможно.

Система премирования, надбавок и доплат позволяет стимулировать сотрудников в их стремлении работать эффективнее, но только лишь в том случае, если она выстроена грамотно и с умом. Согласитесь, нет никакого смысла улучшать свою производительность, если вам в качестве показателя эффективности установили то, на что ни вы, ни ваши коллеги по отделу повлиять в силу специфики своей работы не сумеете. Такой подход руководства даст обратный эффект.



Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок