
Оценка качества товаров: задачи и методы
(Нет голосов) |
О чем речь? Оценка качества товаров проводится для подтверждения соответствия стандартам или заявленным характеристикам. Ее осуществляют с помощью измерительного, органолептического, расчетного или социального методов.
На что обратить внимание? Оценка товара лишь выявляет фактическое соответствие, а чтобы характеристики не ухудшались, необходимо управлять качеством на производстве. Немаловажно подготовить подтверждающие документы, что товар на должном уровне.
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие оценки качества товаров
- Методы оценки качества товаров
- Управление качеством на предприятии
- Документы, подтверждающие оценку качества товаров
- Часто задаваемые вопросы об оценке качества товаров
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Понятие оценки качества товаров
Показатель качества указывает на определенный уровень характеристик и потребительских свойств продукта. В контексте экономики и бизнеса значение имеют исключительно параметры продукции, обеспечивающие ее рыночные конкурентные преимущества.
С потребительской точки зрения оценка качества товаров должна учитывать набор характеристик, удовлетворяющих запросы покупателя. Важно, чтобы свойства продукта соответствовали его назначению и ожиданиям целевой аудитории.
Что влияет на качество товаров:
- применение современных технологий производства;
- эффективность производства (обеспечивается изготовителем);
- качественный уровень производственного оборудования;
- свойства сырья и комплектующих;
- квалификация персонала компании-производителя;
- организация бизнес-процессов, включая мотивацию и стимулирование сотрудников;
- интенсивность бизнес-процессов и их длительность.
Обеспечить высокие стандарты качества можно лишь при условии пристального внимания ко всем деталям рабочего процесса.
Источник: wavebreakmedia_micro / freepik.com
Чтобы выполнить потребительскую оценку качества товаров, нужно выбрать из набора характеристик самые важные. Для этой цели применяют следующую классификацию группы показателей качества по предмету исследования:
- Единичные параметры: позволяют оценивать отдельные характеристики.
- Комплексные параметры: позволяют анализировать совокупность свойств продукта.
- Обобщенные критерии: используются для измерения группы объектов.
Критерии оценки качества товаров разделяются на следующие группы:
- Эргономика: удобство и адаптированность продукта для потребителя.
- Безопасность: надежность безопасного использования товара.
- Экономичность: затраты ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии).
- Эстетика: оформление и дизайн товара.
- Эффективность: уровень решения потребительских потребностей.
Проведение оценки качества товара на каждом этапе его жизненного цикла имеет свои особенности:
- На стадии подготовки к производству определяется набор ожидаемых характеристик.
- После завершения этапа планирования рассматриваются проектные характеристики продукта.
- На стадии изготовления анализируются производственные показатели.
- На этапе использования продукта исследуются его эксплуатационные свойства.
Методы оценки качества товаров
На результаты измерения показателей качества напрямую влияет используемая методика анализа.
Различают следующие методы оценивания:
- Объективные. Оценка на основе расчетов и измерений с помощью специальных приборов. К ним относятся измерительные, контрольные и расчетные методы, характеризующиеся высоким уровнем достоверности и надежности.
- Субъективные. Оценка на основе мнений экспертов, социологических исследований и органолептического анализа, где результат зависит от особенностей окружающей среды и восприятия оценщика.
Методы оценки качества товаров отличаются по трудоемкости и уровню точности.
Читайте также! Формирование ассортимента товаров: способы, этапы и методы оптимизации
При выборе конкретной методики руководствуются следующими критериями:
- Конкретные задачи исследования.
- Этап производства продукции.
- Категории и классы товаров.
- Практическая возможность применения того или иного метода.
Методы могут использоваться как в индивидуальном порядке, так и в различных сочетаниях.
Измерительный метод
Для оценки качества продукции применяют измерительный (метрологический) метод, основанный на использовании специализированных технических средств (измерительного оборудования). Измерительный метод позволяет получить точные данные о различных параметрах продукции (вес, размеры, температура, скорость и т. д.).
Источник: freepik / freepik.com
Ключевыми достоинствами данной методики являются точность и объективность получаемых результатов.
Регистрационный метод
Оценка качества товаров с использованием учетного метода предполагает наблюдение за объектом, подсчет и запись различных изменений с дальнейшим применением статистических инструментов анализа. Этот способ позволяет учесть ряд характеристик, таких как техническая реализуемость, финансовая выгода, степень стандартизации, а также соответствие правовым аспектам, стандартам и др.
К примеру, можно установить число дефектов в процессе испытаний, долю бракованной продукции, эффективность работы станка, подсчитывать число изготовленных деталей за единицу времени, а также количество составных элементов изделия, защищенных патентами.
Читайте также! Эффективное производство: суть, показатели, признаки
Расчетный метод
Суть метода заключается в использовании формул, а также данных, полученных на основе теории или опыта, которые позволяют установить зависимость между качеством товара и его характеристиками.
Этот способ, как правило, применяется на стадиях создания или разработки концепции продукта. Расчетный метод позволяет судить о таких свойствах, как продуктивность, надежность, мощность, долговечность, а также анализировать удобство использования и внешний вид продукта. В качестве иллюстрации можно привести расчет дальности действия радиопередатчика исходя из его мощности.
Расчетный метод включает в себя ряд подходов:
- Метрологические методики: измерение физических параметров.
- Достоверно-статистические методы: систематические наблюдения за продукцией в ходе испытательных процедур.
- Методы, основанные на математическом моделировании: оценка уровней качества продукции с помощью математических моделей.
Органолептический метод
Органолептическая оценка качества товаров выполняется с применением человеческих органов чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания. Ее относят к субъективным методикам.
Примеры:
- Анализ внешнего вида (эстетики) новой модели смартфона.
- Определение толщины лакокрасочного слоя автомобиля.
- Оценка аромата и вкуса пищевых продуктов.
- Измерение яркостных, контрастных и цветовых параметров ТВ-картинки.
Когда применение измерительного и расчетного методов не представляется возможным, используются органолептические методики оценки качества. В этом случае анализ проводят специалисты с высокой чувствительностью.
Традиционный метод
Основы оценки качества товаров традиционным способом предполагают участие сотрудников экспериментальных и расчетных отделов: конструкторских бюро, лабораторий, испытательных центров, полигонов. Показатели в этом случае будут привязаны к условиям, имитирующим реальные.
Читайте также! Метод экспертных оценок: суть, принципы, этапы
Экспертный метод оценки качества продукции
Данная методика предполагает определение качественных показателей на основе решений, полученных в ходе анкетирования, опросов, дискуссий и генерации идей экспертами. Она входит в категорию субъективных способов.
Результаты оценивания зависят от уровня квалификации, эффективности и опыта экспертов. Экспертные оценки качества применяются в таких случаях, как органолептический анализ, невозможность использовать более объективные методы, отсутствие исходных данных для анализа или необходимость учета количественных показателей.
Оценивание показателей качества в рамках экспертной методики может быть:
- формализованным и интуитивным;
- коллективным и персональным;
- анонимным и гласным;
- заочным и очным.
Социологический метод
Строится на сборе и анализе мнений как действующих, так и потенциальных покупателей. Этот метод позволяет определить качество товара, опираясь на его потребительские свойства. В рамках данного подхода изучается отношение потребителей к продукту, а также их ценности. Чаще всего для сбора данных используется анкетирование.
Управление качеством на предприятии
Общий набор инструментов оценки качества ассортимента товаров на предприятии включает следующие позиции:
- Процесс разработки политики в области качества. Он состоит в определении стратегических параметров, включая принципы, цели и планы компании, направленные на обеспечение и поддержание высокого качественного уровня продукта.
- Планирование качества состоит в установлении конкретных целей в этой области, разработке пошагового плана действий, выборе способов контроля и оценки, а также определении необходимых для этого ресурсов. Например, компания, занимающаяся производством смартфонов, должна будет изучить ожидания рынка и адаптировать под них технические характеристики.

Источник: freepik / freepik.com
- Обучение и стимулирование сотрудников способствует минимизации брака.
- Организация системы управления качеством, взаимодействие с поставщиками, применение современного технологичного оборудования.
- Комплексный контроль качества. Создание ОТК или специальной службы, входной контроль качества сырьевых ресурсов, материалов и комплектующих. Проверка качества конечной продукции.
- Организация мероприятий по повышению качества: улучшение оснащенности производства, подбор поставщиков, повышение квалификации персонала и доработка стандартов.
- Реализация намеченных мер. Фактическое внедрение всех принятых решений и утверждение руководящих принципов компании по обеспечению соответствия продукции или услуг соответствующим стандартам качества.
Документы, подтверждающие оценку качества товаров
Основная документация, подтверждающая результаты оценки качества товаров:
- Декларация соответствия товара действующим нормативам. Обязательное оформление таких документов предусмотрено только на товары, включенные в технические регламенты. Декларация качества оформляется на конкретную партию продукции или на ее серийное производство.
- Сертификат соответствия удостоверяет, что характеристики продукции удовлетворяют стандартам, техническим регламентам и нормам безопасности. Процедура сертификации может быть обязательной или добровольной, если производитель стремится повысить конкурентоспособность своей продукции (в соответствии с п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 46 закона № 184-ФЗ).
- Сертификаты санитарно-эпидемиологического контроля служат подтверждением безопасности продукции.
Перечень товаров, подлежащих сертификации, а также документов, необходимых для подтверждения качества, представлен в правительственном постановлении № 982 от 01.12.2009.
Кто может проверить документы, подтверждающие качество товара? Такими полномочиями обладают:
- партнеры и заказчики предприятия в ходе приемки или при выборе поставщика продукции;
- контролирующие структуры при проведении проверок (плановых или внеплановых), в процессе организации тендера или оформления на таможне;
- покупатели при совершении покупки, чтобы удостовериться в качестве и безопасности товара.
Читайте также! Претензионное письмо: виды, структура и образцы
Продукцию с сертификатом или декларацией о прохождении экспертизы по оценке качества товаров помечают соответствующим знаками. Маркировка на упаковке зависит от системы и типа сертификационной процедуры.
- Знак РСТ — это маркировка в рамках системы сертификации ГОСТ, которая относится к товарам, успешно прошедшим обязательную проверку на соответствие государственным стандартам. Под знаком кода может быть указан представитель органа, выдавшего сертификат. При добровольной проверке знак РСТ дополняет отметка «добровольная сертификация», если этот код отсутствует.
- Знак ЕАС говорит о проведении сертификации или декларирования согласно регламентам ТС.
- Знак СТР является отметкой обращения на рынке, которая свидетельствует о том, что продукция соответствует регламентам. В отличие от других знаков, код аккредитованного органа, выдавшего документ соответствия, не требует указания под знаком СТР.
Часто задаваемые вопросы об оценке качества товаров
Какие характеристики являются наиболее важными для продуктов питания?
В сфере питания анализ качества проводится на предмет соблюдения сроков годности и состава продуктов. Кроме того, осуществляются лабораторные экспертизы на наличие вредных веществ и компонентов.
На каком этапе проводиться оценка качества товаров?
Основные качественные показатели необходимо контролировать на всех стадиях производства, включая разработку, тестирование и вывод продукта на рынок.
Читайте также! Ответы на отзывы клиентов: виды и правила
Есть ли недостатки у комплексного метода оценки качества товаров?
Комплексный подход к оцениванию качества продукта подразумевает анализ с применением обобщенных показателей. Важно понимать, что такие методы не позволяют получать сведения по отдельным характеристикам товаров. Комплексные параметры могут быть получены при различных сочетаниях отдельных показателей.
Таким образом, комплексный анализ следует использовать как дополнение к оценке отдельных качественных характеристик.
Оценка качества товаров – это ключевое условие для бизнеса. Исследуемые параметры влияют на экономические и финансовые показатели предприятий. Таким образом, для каждого производителя очень важным вопросом является обеспечение надлежащего качества своих продуктов. Это позволяет поддерживать конкурентоспособность бизнеса, удовлетворять запросы потребителей и получать высокие доходы.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com