Виды конкурентов и конкуренции
(Голосов: 17, Рейтинг: 4) |
О чем речь? Конкурентов условно делят на прямых, косвенных и альтернативных (продающих аналоги). Конкуренция также классифицируется по разным признакам: степени совершенства, отраслевой принадлежности, статусу рынка.
Зачем знать? Зная определенные типы конкурентов, проще выбрать оптимальную стратегию борьбы с ними, использовать подходящие инструменты отстройки, выйти победителем и завоевать рыночную нишу.
Из этого материала вы узнаете:
- Семь типов конкуренции
- Три основных вида конкурентов
- Разница между прямыми и косвенными конкурентами
- Примеры прямых и косвенных конкурентов
- Часто задаваемые вопросы о видах конкурентов
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Семь типов конкуренции
В сфере экономики под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, стремящихся добиться лучших позиций на общем для них рынке. Классификация здесь возможна по разным критериям.
В зависимости от модели рынка
Совершенная конкуренция встречается в чистом виде крайне редко. В этом случае все участники рыночных отношений находятся в абсолютно равных условиях и не в силах оказать влияния на общую ситуацию. Признаки такой конкуренции:
- множество производителей, доля каждого из которых ничтожна в масштабах рынка;
- однородность и взаимозаменяемость товара, к примеру зерно;
- отсутствие ограничений доступа на рынок;
- участники рынка никак не зависят друг от друга, и прямая борьба между ними не ведется;
- мобильность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые могут легко перемещаться из одной сферы в другую;
- наличие полной информации о рыночной ситуации;
- отсутствие других важных факторов типа высокого уровня инфляции и безработицы.
Источник: shutterstock.com
Несовершенная конкуренция является общераспространенной, и отличие ее видов состоит только в количестве конкурентов, представленных на рынке. Характерные ее особенности:
- раздел рыночного пространства между крупными производителями;
- каждый участник при разработке стратегии развития учитывает действия конкурентов;
- производители могут влиять на цену;
- конкурентная борьба ведется разными методами, включая ценовые войны.
Виды конкурентов по отношению к отрасли
Внутриотраслевая конкуренция ограничена рамками одной сферы производства, причем здесь тоже возможны варианты:
- предметная конкуренция, при которой соперники изготавливают похожий продукт;
- видовая, характеризующаяся наличием торговых марок, отличающихся по своим характеристикам. Скажем, в производстве мебели градация производителей идет по используемым материалам, качеству отделки и другим параметрам.
Межотраслевая (функциональная) конкуренция охватывает компании из различных сфер деятельности, но объединенных одной целевой аудиторией.
Читайте также! Оптимизация продаж: курс на оздоровление бизнесаПо степени свободы
В данном случае можно выделить два типа конкуренции:
- свободная, когда государство не вмешивается в экономические процессы и нет компаний-лидеров, так что рыночный баланс устанавливается самостоятельно;
- регулируемая – влияние на рыночные процессы идет со стороны государственных структур либо есть крупные производители, на которых ориентируются остальные участники рынка.
По масштабу рынка
Такой критерий позволяет выделить следующие виды конкуренции:
- индивидуальная, представляющая собой стремление компании обеспечить себе лучшие условия для развития. При этом нет цели обойти других производителей;
- местная, при которой экономическая борьба идет за территориально ограниченный рынок, к примеру регион или даже отдельный населенный пункт;
- национальная, охватывающая рынок целой страны;
- межнациональная, или глобальная, протекающая во всемирном масштабе. Здесь конкурентами являются мощные транснациональные компании, чьи интересы вступают в столкновение друг с другом в борьбе за новые рынки.
По способу организации
При таком подходе к классификации различаются:
- стихийная конкуренция, характеризующаяся отсутствием каких-либо правил и ограничений;
- организованная, когда конкуренты должны следовать определенным нормам, обычно исходящим со стороны государства, в том числе в виде законов антимонопольного характера.
По характеру поведения участников
- гарантирующая конкуренция, при которой основной целью соперничающих субъектов становится сохранение своих рыночных позиций;
- приспособленческая, основывающаяся на копировании разработок компании, которая играет лидирующую роль на рынке;
- креативная, отличающаяся расширением ассортимента продукции и используемых маркетинговых инструментов.
По степени законности
- легальная конкуренция, полностью соответствующая действующему законодательству;
- криминальная, включающая в себя преступные методы получения конкурентного преимущества в виде дачи взяток чиновникам, рейдерских захватов и прочих нечистоплотных приемов экономической борьбы.
Три основных вида конкурентов
Прямые конкуренты
Таковыми выступают производители, предлагающую идентичную продукцию одним и тем же потребителям. Соответственно, здесь идет непосредственная борьба за каждого клиента.
К наиболее известным примерам такого рода можно отнести соперничество Pepsi и Coca-Cola, Netflix и Hulu. Очень часто число участников такой конкуренции ограничивается двумя производителями, а масштаб соперничества может быть любой – от транснациональных корпораций до двух пиццерий, располагающихся в одном районе.
Источник: unsplash.com
При прямой конкуренции исход борьбы выглядит как простейшая альтернатива: либо потребитель становится вашим клиентом, либо он уходит к конкурирующей фирме. К примеру, посетитель Burger King едва ли дополнительно пойдет за гамбургером в McDonald's.
Косвенные конкуренты
К косвенному виду относятся предприятия-конкуренты, работающие в одной отрасли, но предлагающие оригинальный ассортимент товаров и услуг, так что между ними возможно мирное сосуществование.
К примеру, в одном торговом центре находится несколько магазинов подарков, но каждый из них ориентируется на определенную группу товаров – аксессуары, товары для творчества, предметы роскоши. На практике вполне допустимо, что туда обратятся одни и те же покупатели.
Соответственно, косвенная конкуренция не столь острая, как прямая, и здесь даже возможно объединение в рамках отдельных маркетинговых акций.
Заменяющая конкуренция
В данном случае производители удовлетворяют одинаковые потребности клиентов, но делают это по-разному.
Например, соседние предприятия общественного питания работают по своим схемам: ресторан предлагает обеды по заказу клиента, а кафе торгует едой на вынос. Выбор клиента будет зависеть от нескольких факторов, поскольку в отдельных случаях даже любители оригинальной кухни предпочтут сделать быструю покупку, если у них нет времени для ожидания исполнения заказа.
Данные виды конкурентов могут взаимопереплетаться, и не всегда можно четко отделить их друг от друга. В любом случае признаком наличия конкуренции служит факт, что представители вашей целевой аудитории совершают покупки в другом месте, хотя объективно вы способны удовлетворить их пожелания.
Опасность конкурентов для развития бизнеса разнится, но, как правило, от прямых исходит наибольшая угроза.
Читайте также! Как организовать работу отдела продаж: самые важные шаги
Разница между прямыми и косвенными конкурентами
Основные различия между косвенными и прямыми конкурентами:
- Влияние на бизнес
Прямая конкуренция формирует более жесткую рыночную среду, и нередко отношения между соперниками приобретают враждебный характер: любая неудача одного идет другому на пользу. Косвенные конкуренты вполне могут не мешать друг другу, и здесь нет задачи во что бы то ни стало вытеснить другого производителя с рынка.
- Сходство продукции
У прямых конкурентов продукция очень похожа: отличия заключаются лишь в использовании торговых марок и в характеристиках, которые в процессе потребления не играют первостепенной роли. У косвенных конкурентов товары и услуги отличаются в большей степени, и потому целевая аудитория может не совпадать на 100 %. К примеру, потребители самых дешевых или самых дорогих изделий относятся к клиентуре только одного бренда.
Источник: unsplash.com
- Ценообразование
При прямой конкуренции именно цена служит одним из средств борьбы, так что ее снижение используется как способ вытеснить соперника из занимаемой им ниши. Соответственно, при определении цены всегда учитывают, какую политику проводит другой производитель. Возможна даже ситуация, когда предприятие сознательно идет на демпинг и терпит убытки, чтобы конкурент пострадал еще серьезнее. На рынке с косвенной конкуренцией отдельный производитель более свободен в своих решениях, и основным фактором выступает себестоимость производства, а также планируемые показатели по рентабельности.
- Взаимоотношения с клиентами
Прямая конкуренция требует более действенных маркетинговых средств, и здесь огромное значение имеет агрессивная реклама, работа с базами данных клиентов. Логика тут проста – если вы не убедите потребителя приобрести ваш товар или услугу, то этим воспользуется конкурент, поскольку третьего варианта не существует. При таком раскладе необходимостью становится разработка программ лояльности и установление прочных отношений со своими покупателями. Косвенная конкуренция в меньшей степени зависит от маркетинговых усилий, хотя работа с клиентами тоже должна вестись.
- Рыночные условия
Организации, напрямую конкурирующие друг с другом, находятся в равных условиях относительно внешних факторов, скажем изменения уровня спроса. При косвенной конкуренции предприятия могут сталкиваться с проблемами, отличающимися для каждого из производителей.
Читайте также! Постпродажное обслуживание покупателей: понятие, преимущества, стратегия
Примеры прямых и косвенных конкурентов
Приведем в качестве иллюстрации прямого и косвенного вида конкурентов показательные примеры.
Прямые конкуренты
Пример 1. В небольшом городе располагаются две точки фастфуда – кафе «ФАуСТ» и «ФУДзияма». Ассортимент меню почти совпадает, как и технологии изготовления блюд. Отличия заключаются лишь в оформлении интерьера и в наличии фирменных блюд. Альтернативное развитие ситуации: либо обе стороны придут к негласному соглашению относительно единой ценовой политики, либо кто-то постарается расширить свою клиентуру за счет манипулирования ценами, резкого обновления меню, каких-либо маркетинговых акций. В любом случае оба конкурента внимательно следят за действиями друг друга.
Пример 2. Сell и Ader – две компании, специализирующиеся на производстве ноутбуков среднего класса. Целевая аудитория полностью совпадает, и по техническим характеристикам изделия отличаются незначительно. Очевидно, что обе фирмы будут стараться как можно быстрее внедрять технологические новинки, что в современных условиях наиболее актуально. Если один производитель получит явное преимущество, то второй рискует потерять свою долю рынка и остаться в убытке.
Источник: unsplash.com
Пример 3. VIP и GreatCar выпускают автомобили премиум-класса. Достойных конкурентов у них нет, так что обеспеченные клиенты непременно обращаются в автосалон одной из этих корпораций.
Примеры косвенной конкуренции
Пример 1. «Сладкий мешок» – фабрика, производящая шоколадные конфеты, а «Сладкая коробка» – печенье. Это разные продукты, однако их потребителями часто являются одни и те же люди. Если резко повысятся цены на шоколад, то продажи печенья могут вырасти, но не прямо пропорционально падению спроса на продукцию «Сладкого мешка».
Пример 2. Фирма Strong производит рис, а Light – макаронные изделия. Прямой конкуренции здесь нет, но оба продукта входят в стандартную потребительскую картину, поэтому целевая аудитория совпадает.
Пример 3. «Лидер» – это кинотеатр, а «Президент» – парк развлечений. В данном случае люди, желающие отдохнуть, выбирают, куда пойти, так что косвенная конкуренция имеется, но сами заведения предлагают разные услуги.
Часто задаваемые вопросы о видах конкурентов
Какие есть виды действий в борьбе с конкурентами?
Конкретные мероприятия для достижения конкурентного преимущества весьма разнообразны, и можно выделить следующие их типы:
- наступательные действия;
- действия оборонительного характера;
- временное отступление как тактический маневр;
- контрнаступление на рынке;
- согласительные действия;
- изоляционистские действия;
- отвлекающие акции;
- смешанные (комбинированные) конкурентные мероприятия.
Какие бывают уровни конкуренции?
По уровню напряженности конкуренцию условно можно разбить на высокую, среднюю и низкую. От этого зависит стратегия развития фирмы. Конечно, проще действовать на рынке с низкой конкуренцией, но зато при работе в сложных условиях сотрудники компании обычно более мотивированны.
Какие виды конкурентов существуют в производстве и в продажах?
Конкуренция может присутствовать на разных стадиях хозяйственного цикла. Скажем, соперничество возникает за доступ к источникам сырья, более удобное территориальное размещение, за захват каналов сбыта, за возможность использовать технологические новинки и т. п.
Также есть и специфические виды конкурентов в маркетинге:
- Потенциальные и будущие конкуренты. Это актуально для компаний, желающих выйти на новые рынки или расширить ассортимент продукции. В этом случае имеет смысл заранее изучить будущий рынок и выделить потенциальных конкурентов.
- Конкуренты в каналах продвижения и сбыта продукции. Здесь упор нужно делать на маркетинговые инструменты, чтобы выйти на своего потребителя и установить с ним прочный контакт.
В целом в любой сфере коммерческой деятельности присутствует конкуренция, и это один из наиболее значимых факторов в стратегии развития компании. Хотя соперничество с другими производителями требует определенных усилий, сама по себе конкурентная среда способствует качественному прогрессу бизнеса.