
Уровни управления в организации: виды и значение
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Уровни управления в организации – иерархия подчиненности, которая определяет сферы ответственности сотрудников: от генерального директора до руководителей первого звена.
На что обратить внимание? В компаниях с линейно-функциональной структурой (которых большинство на рынке) три уровня управления: низший, средний и высший. Необходимо регулярно проводить анализ каждого из них для повышения эффективности работы.
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие уровней управления в организации
- Классические уровни управления в организации
- Стратегические уровни управления в организации
- Анализ уровней управления в организации
- Часто задаваемые вопросы об уровнях управления в организации
-
9 примеров универсальных продающих коммерческих предложений
Скачать бесплатно
Понятие уровней управления в организации
Схема иерархии в менеджменте имеет вид ступеней или уровней, где каждый из них выполняет задачи тех, что находятся выше. Это используется не только для поддержания организационной структуры и регламента компании. Уровни управления в организации помогают разделить обязанности и функции между начальниками отделов.
В большинстве случаев организацию возглавляет СЕО, которым может являться как назначенный управляющий, так и владелец фирмы. Под его руководством находятся, к примеру, топ-менеджеры из другой управляющей группы. А им уже подчиняются руководители проектов, находящиеся на следующей ступени.
Источник: freepik / freepik.com
Подобная схема нужна для понятного распределения, чтобы СЕО контактировали только с управляющими второй ступени, регулируя их работу.
В случаях, когда генеральный директор вносит какие-либо изменения, ему достаточно оповестить об этом руководящий состав, которые в свою очередь разработают способы настроить деловой процесс и применить нововведения. После получения четких целей начальники отдела предоставляют результаты о проделанной работе.
Компании используют такую иерархию, чтобы управляющий организацией не отвлекался на текущие задачи, а посвятил свободное время для разработки стратегии. Так ему можно не вовлекаться во все аспекты рутинных процессов и не следить за их исполнением.
Такие корпорации, как Apple, Google, Microsoft или Amazon, являются наглядным примером того, как используют уровни управления в организации и менеджменте. В них имеется точная структура регулирования, благодаря которой на каждой ступени есть ответственные сотрудники, выполняющие конкретные задачи.
Если рассматривать Россию, то в классическом виде такая схема иерархии присутствует в государственных учреждениях и учебной системе.
Классические уровни управления в организации
В крупных корпорациях и на предприятиях среднего звена, которые имеют линейно-функциональную иерархию руководства, есть в общем три ступени: стратегическая, тактическая и операционная.
Стратегическая ступень руководства
Занимается разработкой правил компании в сфере стимулирования и управления, а также выбором целей и разработкой планов их достижения. Нести ответственность за учетные стандарты, если это касается области учета, политику инвестиций и нововведений обязан этот уровень. Здесь также формируется большая доля внешних контактов.
На стратегической ступени руководства находятся финансовый управляющий, вице-президенты, директора по маркетингу и персоналу. Еще можно отнести сюда инвесторов и специалистов.
Тактическая ступень руководства
Сюда входят управляющие производственных и функциональных отделов, в основном это руководители цехов и дополнительных участков, финансово-экономического отдела, службы сбыта, транспортно-логистической службы, закупок и т. д. В свою очередь, к функциональным подразделениям относятся операционные и обслуживающие.
Первые непосредственно заняты в главных бизнес-процессах. Вторые выполняют различные функции по управлению основной деятельностью.
Сервисные службы – это финансовый отдел, кадровая служба, офис управления, отдел планирования, IT-подразделение, офис поддержки. А работники, занимающиеся ключевыми задачами бизнеса, состоят в службе сбыта и отделе закупок – операционных подразделениях.
Читайте также! Внутренние коммуникации: задачи, виды, инструменты
Руководители средней ступени занимаются проблемами, которые вытекают из профильной специфики. То есть управляющие службой сбыта следят за реализацией продукции, а начальник транспортно-логистической службы контролирует поставки и складские запасы.
Средняя ступень производственного управления всегда на связи с руководителями нижней ступени – мастерами, бригадирами и специалистами, ответственными за эффективное выполнение технологических задач.
Операционная ступень руководства
Ответственна за четкое исполнение задач и целей: донести их до сотрудников и проследить за претворением в жизнь. Организационные решения управляющих этой ступени – менеджеров, бригадиров, мастеров – четко выражены, не несут рисков для деятельности компании, направлены на реализацию определенных производственных задач.
В обязанности управленцев на тактической и операционной ступени руководства входят в основном ежедневные организационные решения, которые систематически повторяются. Примерами подобных решений являются случаи, когда из-за технических неполадок необходимо остановить рабочий процесс.
Источник: freepik / freepik.com
Авторы пособия «Управленческий учет» Х. и С. Чакраборти называют управляющих стратегической ступени мозгом организации, тактической ступени – глазами, ушами и устами организации, операционной ступени – руками и ногами.
Стратегические уровни управления в организации
Эксперты в области менеджмента А. Томпсон и А. Стрикленд предложили свое разделение менеджмента на уровни и концепцию управления в организации. Например, они выделяют следующие ступени стратегического руководства:
Корпоративная стратегия
Она относится к глобальным задачам организации и охватывает все ее направления. Эта ступень решает ключевые технологические, операционные и административные вопросы. Директорат отвечает за выбор планов. Данная ступень состоит из топ-менеджеров и руководителей высшего звена
Деловая стратегия
Направлена на получение результата в соревновании на торговой арене в рамках конкретного предприятия. Ее целью является успешная деятельность предприятия на рынке в конкурентных условиях.
Соответственно, управленцы обеспечивают решение таких задач, как рост конкурентоспособности, разработка стратегии деятельности структурных отделов, корректировка бизнес-процессов с учётом изменения на рынке.На этом уровне действуют совет директоров, начальники отделов, а также может быть и генеральный директор.
Функциональная стратегия
Для того чтобы добиться желаемых результатов, она определяет поэтапные шаги во всех аспектах бизнеса. Эти ступени руководства важны для того, чтобы контролировать анализ, корректировку, объединение идей, представленных управляющими. Еще они принимают меры для реализации планов, касающихся определенного отдела, и продвигают принятую стратегию.
На этой ступени находятся управляющие промежуточного уровня – руководители отделов, которые и принимают решения.
Читайте также! Обязанности и полномочия генерального директора
Операционная стратегия
Использует собственные концепции для каждого отдела. Реализуется локальными менеджерами. Здесь начальники отделов и структурных подразделений разрешают характерные вопросы, связанные с деятельностью определенного подразделения.
Анализ уровней управления в организации
Рассмотренные выше ступени являются основными уровнями управления в организации, и для того, чтобы организация работала как можно более продуктивно, недостаточно просто структурировать управляющих. Для этого нужно периодически анализировать схему организации и следить за тем, как сформирована управленческая система и оправданны ли принятые решения.
Если компания намерена увеличивать свой рост и доход, она обязана проводить эту работу.
Оценка ступеней руководства выполняется по нескольким направлениям:
- Функционирование всей корпорации и ее самостоятельных структур
По таким параметрам, как прибыль, выработка, клиентская база, ликвидность и другим характеристикам, дают оценку продуктивности. Все эти параметры являются профильными для определенных подразделений.
- Организационная структура
Важно следить за тем, насколько она подходит, учитывая приоритеты и задачи организации.
- Команда руководителей
Одной из задач является анализ работников, находящихся на управленческих позициях, чтобы их компетенция подходила служебному положению. У определенного управляющего есть свои особые навыки и компетенции.
Например, РОП устраивает совещания и каждую неделю проводит для работников семинары, а также занимается документацией и отчетами каждый день. Чтобы проанализировать пользу и эффективность управляющих, узнать, все ли они делают для максимальной прибыли, их тестируют по особому списку характеристик.
- Оборудование для руководителей
Благодаря оптимизации задач с помощью ПО менеджеры могут посвятить больше времени для разработки и решения важных планов и вопросов.
Приоритетной функцией таких тестов и анализа является оценка организации руководства в отношении возложенных на них задач. Таким образом можно найти уязвимые зоны в организации компании, выявить способы ускорить анализ информации и принятие решений.
С целью выяснения нынешнего состояния системы при ее оценке применяется ряд ключевых параметров.
Первый – показатель укомплектованности рабочим персоналом. При создании управленческой структуры президент компании определяет нужные подразделения и назначает людей, которые будут ответственны за их производительность. В итоге набирают необходимое для компании число управляющих.
Но кадровый состав может быть сформирован не в полном объеме. Зная это, при анализе ступеней руководства следует оценивать количество сотрудников и при необходимости дополнить штат.Степень укомплектованности кадрами (коэффициент обеспеченности) рассчитывается как частное от реального числа административных работников и их требуемого количества.
Схожим образом тестируют каждый отдел. Оценивая число руководителей в штате, определяется процентное соотношение к общему количеству работников компании.
Источник: katemangostar / freepik.com
Второй параметр – определение коэффициента управляемости. Зная, какие объемы работы выполняются на определенном уровне управления одним начальником в организации, можно оценить его нагрузку. Данный показатель имеет особое значение для управляющих средней и низшей ступеней, ведь они руководят коллективами работников.
Когда число работников на одного управляющего завышено, он не может выполнять нужные задачи, поэтому так важно знать количество сотрудников на одного мастера или менеджера. Потому что в подобном случае у него не хватит времени, чтобы регулировать работу каждого. Для решения этой проблемы нужно увеличить число руководителей.
Допустим, включить в состав отдела продаж старших консультантов, в дополнение к РОПу, чтобы под началом каждого оказалось не более чем пять линейными продавцов.
Часто задаваемые вопросы об уровнях управления в организации
На основе чего формируются ступени?
Ступени руководства организации образуются структурированием по местоположению и производственным объектам. По вертикали такая система делится на определенные ступени, а по горизонтали организуются собственные руководящие звенья.
Читайте также! Операционное управление: задачи, методы, полезные программы
Какая связь между ступенями руководства в компании и ее миссией?
Миссия фирмы включает ряд существенных особенностей, которые связаны с основными векторами деятельности, специализацией и отраслевым сегментом, где компания оправдывает возложенные на нее задачи.
Для того чтобы компания добилась успехов и выполнила поставленные задачи, все эти принципы и ценности доносят до каждой ступени организации, чтобы управляющие сфокусировали на них внимание сотрудников.
Какие аспекты анализируют?
Важными аспектами анализа являются наличие у руководителей актуальных методов управления, оснащение оборудованием и ПО. Оценивают количество и производительность техники. Есть возможность оптимизации работы руководителей, если достаточно оборудования.
Создание системы и уровней управления в организации нужно еще при построении компании, в особенности если сотрудников уже есть пару десятков. Также важна систематическая оценка руководства, чтобы вовремя вносить нужные изменения в систему управления.
Изображение в шапке статьи: rawpixel.com / freepik.com