Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановки
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.87) |
Из этого материала вы узнаете:
- Суть стратегических целей компании
- Стратегические, тактические и оперативные цели компании
- Характеристики стратегических целей компании
- Направления развития компании для постановки стратегических целей
- Примеры постановки стратегических целей компании
- Этапы постановки стратегических целей компании
- Часто задаваемые вопросы о стратегических целях компании
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чем речь? Стратегические цели компании являются частью планирования. Служат ориентиром, к которому должен стремиться бизнес. Ставятся на долгосрочную перспективу в отличие от тактических и операционных целей компании.
Как ставить? Хорошая стратегическая цель должна быть амбициозной, но при этом достижимой, измеримой, определять видение будущего компании и соответствовать корпоративным принципам. Постановка осуществляется поэтапно.
Суть стратегических целей компании
Стратегическое планирование всегда начинается с выбора целей, которыми выступают ориентиры в развитии организации на длительную перспективу.
Долгосрочные стратегические цели могут охватывать различные направления деятельности компании, к примеру увеличение производства, расширение рыночной ниши, рост прибыли. В дальнейшем на их основе выделяются более конкретные задачи и планируются мероприятия в рамках реализации общего проекта.
Источник: shutterstock.com
Стратегические цели развития компании обычно характеризуются следующими особенностями:
- дальность планирования составляет не менее 2–4 лет;
- напрямую касаются основного вида деятельности по производству товаров и услуг;
- позволяют добиться конкурентных преимуществ на рынке;
- определяются высшим руководством.
К примеру, существуют также оперативные цели, где горизонтом планирования выступает период несколько недель или месяцев, и разработкой подобных планов занимается линейное, а не высшее руководство.
Читайте также! Основные цели директора по продажам
Стратегические, тактические и оперативные цели компании
Цели организации, в зависимости от своей значимости и масштаба, образуют иерархию. Наиболее важными, на которые опирается вся компания, являются стратегические, а уже от них отходят более краткосрочные тактические и оперативные цели.
Принципиальное отличие между уровнями можно проследить на примере нескольких параметров:
- период планирования;
- масштаб проектов;
- статус управленцев, ответственных за данное планирование.
- Стратегические цели компании
Как уже было отмечено, это ориентиры для развития всего предприятия, и они определяются на несколько лет вперед. Их выбор является прерогативой собственников бизнеса и высшего звена управленцев. Документ, в котором они обозначаются, может называться «стратегический план», «концепция развития» и т. п.
- Тактические цели
Перспективой для подобного уровня планирования выступает обычно срок 1-2 года, соответственно, речь может идти о годовом плане, дорожной карте и т. д. В подобных документах содержится перечень конкретных целевых индикаторов и планируемых мероприятий со сроками, ответственными лицами и выделяемым бюджетом. Реализация оперативных целей в основном ложится на руководителей подразделений, скажем начальника маркетингового или финансового отдела. Соответственно, у каждой структурной единицы компании свои функции и задачи – это и есть тактический уровень целеполагания.
- Оперативные цели
Подобные краткосрочные задачи могут возникать чуть ли не ежедневно, исходя из того, какие вопросы приобретают актуальность, как меняется ситуация на рынке и пр. Эти цели определяются и реализуются руководителями нижнего звена, которые и сталкиваются с мелкими текущими проблемами. Зачастую они даже не отражаются в каких-то программных документах, поскольку для налаженного хода бизнес-процессов необходимо, чтобы возникающие трудности решались на местах, без бюрократических проволочек.
Источник: shutterstock.com
Таким образом складывается система, включающая в себя увязанные друг с другом стратегические, тактические и оперативные цели компании, и противоречий между ними быть не должно. Успешное достижение целей низшего порядка способствует реализации более масштабных проектов, даже если между ними нет прямой связи.
Пример. Компания ставит перед собой стратегическую цель – разработать и предложить на рынке новый продукт. Для этого определяются тактические цели, к примеру провести маркетинговые исследования, оценить уровень конкуренции в данной области, модернизировать собственную производственную базу, организовать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, продумать дизайн новой упаковки и т. д. Оперативных же задач может быть сколь угодно много: провести анкетирование потребителей, сравнить технические характеристики производителей оборудования, выпустить демоверсию продукта, обновить сайт фирмы, разработать рекламный ролик и пр.
Характеристики стратегических целей компании
Амбициозные, но достижимые
Стратегические цели должны иметь крупный масштаб и предполагать достижение новых высот в бизнесе, однако рамки реалистичности надо соблюдать. Об этом хорошо сказано в работе Джима Коллинз «Построено на века», где представлена концепция «большие, сложные, дерзкие цели» (BHAG). По мнению автора, только так можно добиться впечатляющего успеха: не стоит мелочиться, но и за грань разумного нельзя переходить. Примерами подобных правильно поставленных BHAG-целей можно считать проект высадки на Луну к определенному году или стремление стать крупнейшим производителем в своей отрасли.
Даже если поначалу задача кажется чересчур завышенной и почти недостижимой, само существование бизнес-проекта активизирует сотрудников фирмы, заставляет их поверить в себя и добиться практически невозможного.
Читайте также! Как выйти из операционного управления: просчитываем риски и избегаем ихКонкретные и измеримые
Хорошо сформулированная стратегическая бизнес-цель компании должна быть определенной и легкоизмеримой, причем возможен как качественный, так и количественный вариант выражения. Поэтому стандартная формулировка «выйти на максимальную прибыль» едва ли будет удачной – сразу встает вопрос, а как оценить данную точку.
Для лучшего понимания, где находятся ориентиры, стратегическое планирование обычно включает в себя ключевые показатели эффективности. Например, предприятие нацелено на повышение лояльности клиентов, и задача может быть поставлена так, чтобы за 2 года процент удовлетворенности покупателей продукции достиг значения 90 единиц.
Если есть конкретные целевые показатели, то отслеживание прогресса ведется объективно и беспристрастно. При этом бывает так, что в ходе реализации проекта промежуточные результаты оказываются гораздо выше или ниже запланированных, – значит, нужно внести коррективы в стратегические цели.
Соответствие принципам компании
Главное условие, чтобы стратегическая цель не вступала в противоречие с миссией компании, пропагандируемыми ею ценностями. Более того, если организация делает ставку на свою уникальность, то и в формулировании целей оригинальность должна присутствовать.
Скажем, предприятие, участвующее в экологических акциях, может запланировать полностью исключить из своего производства линии, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.
Определение образа будущего
Успешная коммерческая организация должна подстраиваться под существующие тренды, а в идеале даже создавать их, формируя видение того, каким будет мир через несколько лет.
К примеру, энергетическая компания, производящая возобновляемую энергию – солнечную либо ветровую, должна способствовать росту популярности зеленой энергетики, поскольку это в полной мере отвечает ее бизнес-интересам и одновременно позволяет решать экологические проблемы.
Направления развития компании для постановки стратегических целей
Существует несколько направлений, по которым происходит определение стратегических целей компании.
- Рыночное положение
Один из самых распространенных видов стратегического планирования – усилия по обеспечению фирме преимущества на рынке. Выражаться это может в увеличении контролируемой доли, опережении основного конкурента и пр.
- Инновации
В наше время это особенно актуально – упор можно сделать на внедрение технологических новинок, оптимизацию бизнес-процессов, освоение новых рыночных ниш.
Источник: shutterstock.com
- Маркетинг
В основном стратегические цели такого рода касаются расширения доли рынка, увеличения продаж, продвижения имиджа компании, улучшения качества клиентского сервиса и т. п.
- Производство
Здесь ориентиром выступает достижение лучшей производительности, что выражается в росте объемов продукции и повышении ее качества, а также в уменьшении собственных издержек.
- Финансы
Магистральных направлений в финансовой сфере два – рост доходов и снижение затрат, что в итоге увеличивает прибыль компании.
- Управление персоналом
Нельзя забывать и о главном ресурсе развития любой организации – человеческом капитале. Для роста мотивации сотрудников и эффективности их труда можно разрабатывать новые принципы поощрения персонала, повышать квалификацию работников, улучшать условия труда и т. д.
- Менеджмент
Данная группа целей касается управленческих вопросов, оптимизации механизма принятия решений и повышения общего качества управления компанией.
Примеры постановки стратегических целей компании
Если свести все эти рекомендации в единую формулу, то формирование стратегических целей компании можно выразить следующим образом:
Стратегическая цель = амбициозная задача + ключевые показатели + временные рамки
Рассмотрим применимость этой схемы на практике на нескольких примерах из различных отраслей.
Типовые стратегические цели маркетингового направления компании:
- Увеличение контролируемой доли рынка до 15 % за 2 года.
- Повышение лояльности к торговой марке и рост показателя удержания клиентов на 10 % за ближайший год.
- Освоение нового маркетингового канала в виде социальных сетей – доведение числа подписчиков профильной группы до 50 тыс. пользователей.
- Раскрутка сайта с целью удвоить его посещаемость за 12 месяцев.
Источник: shutterstock.com
Стратегические финансовые цели компании:
- Добиться по итогам года роста доходов на 25 %.
- Уменьшить операционные затраты на 10 % в срок до начала следующего года.
- Инвестировать в рост компании 30 млн рублей и обеспечить годовую рентабельность в 40 %.
- Выйти на уровень прибыли 1000 рублей с каждой проданной единицы продукции.
Цели стратегического планирования работы отдела кадров:
- Разработать и реализовать за 2 года собственную программу кадрового резерва на управленческие должности.
- Обеспечить повышение квалификации каждого сотрудника за ближайший год.
- Сократить текучку кадров за 3 года на 30 %.
- Оптимизировать процесс рассмотрения резюме кандидатов, введя электронный документооборот в течение одного года.
Примеры стратегических целей в производственных процессах:
- За 2 года провести полную модернизацию оборудования и увеличить объем производства на 50 %.
- За счет внедрения новых технологий сократить расход сырья на 25 % в течение 6 месяцев.
- Уменьшить время простоев техники вдвое путем оптимизации рабочего расписания.
- Сократить долю брака в продукции предприятия до 1 % за 2 года.
- Оптимизировать логистику и сократить складские запасы на 30 %.
Читайте также! Как составить план продаж на год и сохранить его актуальность
Этапы постановки стратегических целей компании
Распишем алгоритм разработки и достижения стратегических целей компании.
- Выбор главных ориентиров
Хотя у любой компании есть несколько направлений деятельности, при выработке стратегического плана нужно сосредоточиться на приоритетах, поскольку одновременно добиться успеха по всем позициям не получится. При этом нужно соотносить имеющиеся ресурсы и возможности с глобальными задачами и учитывать реалистичность выполнения бизнес-проекта. Именно в рамках ключевых направлений и выбираются стратегические цели.
- Составление целенаправленного заявления
Стратегическая цель представляет собой заявление, которое может быть облечено в форму программного документа или даже слогана. По сути, это выражение намерения переместиться из текущей точки А в желаемый пункт Б с указанием, сколько отводится времени на этот путь.
Источник: shutterstock.com
Конкретизация целей с привязкой к определенному сроку делает их более зримыми и достижимыми, что особенно важно для мотивации собственных сотрудников.
- Разработка плана конкретных шагов
Далее обозначается маршрут, по которому будет происходить приближение к цели. Это могут быть стадии проекта, последовательность мероприятий и т. п. Главное, чтобы эти вехи имели привязку к результату, выраженному в качественной и/или количественной форме, и индикаторы должны быть предельно понятными.
- Отслеживание своего прогресса
Управление реализацией стратегических целей компании должно включать в себя регулярную оценку своих действий как по временной шкале, так и по достижению индикаторов. При этом вполне возможна коррекция конечных задач, исходя из того, как складывается реальная ситуация. Достигнув же целей, нельзя останавливаться, и следует сразу ставить перед собой новые, еще более масштабные.
Часто задаваемые вопросы о стратегических целях компании
В чем отличие стратегических целей от стратегических планов?
Хотя эти понятия взаимосвязаны, между ними есть определенные отличия.
Стратегический план представляет собой документ, где изложена концепция развития компании на средне- и долгосрочную перспективу. Открывается же подобная программа разделом «стратегические цели», соответственно, они обычно выступают заделом плана, но последнее понятие более широкое.
Какие существуют разновидности стратегических целей коммерческой организации?
Классификация и анализ стратегических целей компании возможны по разным критериям, в том числе по их направленности:
- Внешние – касаются того, какие позиции предприятие должно занять на рынке, как восприниматься конкурентами и потребителями.
- Внутренние – они ориентированы на отладку бизнес-процессов внутри организации, повышение эффективности ее деятельности.
- Системные, представляющие собой неразрывно связанные внешние и внутренние цели развития бизнеса.
Как создается карта стратегических целей организации?
В данном случае можно воспользоваться алгоритмом, который был разработан американскими специалистами в сфере менеджмента Н. Нортоном и Р. Капланом. Эта модель носит название сбалансированной системы показателей (ССП) и подразумевает выполнение следующих действий:
- определение стратегических целей и мобилизация представителей высшего управленческого звена;
- раскладка стратегии в операционные задачи, распределение сфер ответственности;
- привязка к стратегии планов работы подразделений;
- внедрение стратегии, причем к ее реализации привлекается весь персонал;
- реализация стратегического плана и отслеживание данного процесса по выбранным показателям.
Таким образом, в современном бизнесе любая компания должна определить для себя стратегические цели, чтобы понимать, к чему нужно стремиться в средне- и долгосрочной перспективе. Независимо от того, в какой форме это будет выражено – в виде бумажного документа или иным образом, наличие стратегических целей мобилизует сотрудников и позволяет компании двигаться в выбранном направлении.