Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановки
Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановки

Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановки

Дата публикации:
13.05.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
13.05.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.87)

О чем речь? Стратегические цели компании являются частью планирования. Служат ориентиром, к которому должен стремиться бизнес. Ставятся на долгосрочную перспективу в отличие от тактических и операционных целей компании.

Как ставить? Хорошая стратегическая цель должна быть амбициозной, но при этом достижимой, измеримой, определять видение будущего компании и соответствовать корпоративным принципам. Постановка осуществляется поэтапно.

Суть стратегических целей компании

Стратегическое планирование всегда начинается с выбора целей, которыми выступают ориентиры в развитии организации на длительную перспективу.

Долгосрочные стратегические цели могут охватывать различные направления деятельности компании, к примеру увеличение производства, расширение рыночной ниши, рост прибыли. В дальнейшем на их основе выделяются более конкретные задачи и планируются мероприятия в рамках реализации общего проекта.

Стратегические цели компании

Источник: shutterstock.com

Стратегические цели развития компании обычно характеризуются следующими особенностями:

  • дальность планирования составляет не менее 2–4 лет;
  • напрямую касаются основного вида деятельности по производству товаров и услуг;
  • позволяют добиться конкурентных преимуществ на рынке;
  • определяются высшим руководством.

К примеру, существуют также оперативные цели, где горизонтом планирования выступает период несколько недель или месяцев, и разработкой подобных планов занимается линейное, а не высшее руководство.

Читайте также! Основные цели директора по продажам

Стратегические, тактические и оперативные цели компании

Цели организации, в зависимости от своей значимости и масштаба, образуют иерархию. Наиболее важными, на которые опирается вся компания, являются стратегические, а уже от них отходят более краткосрочные тактические и оперативные цели.

Принципиальное отличие между уровнями можно проследить на примере нескольких параметров:

  • период планирования;
  • масштаб проектов;
  • статус управленцев, ответственных за данное планирование.
  1. Стратегические цели компании

    Как уже было отмечено, это ориентиры для развития всего предприятия, и они определяются на несколько лет вперед. Их выбор является прерогативой собственников бизнеса и высшего звена управленцев. Документ, в котором они обозначаются, может называться «стратегический план», «концепция развития» и т. п.

  2. Тактические цели

    Перспективой для подобного уровня планирования выступает обычно срок 1-2 года, соответственно, речь может идти о годовом плане, дорожной карте и т. д. В подобных документах содержится перечень конкретных целевых индикаторов и планируемых мероприятий со сроками, ответственными лицами и выделяемым бюджетом. Реализация оперативных целей в основном ложится на руководителей подразделений, скажем начальника маркетингового или финансового отдела. Соответственно, у каждой структурной единицы компании свои функции и задачи – это и есть тактический уровень целеполагания.

  3. Оперативные цели

    Подобные краткосрочные задачи могут возникать чуть ли не ежедневно, исходя из того, какие вопросы приобретают актуальность, как меняется ситуация на рынке и пр. Эти цели определяются и реализуются руководителями нижнего звена, которые и сталкиваются с мелкими текущими проблемами. Зачастую они даже не отражаются в каких-то программных документах, поскольку для налаженного хода бизнес-процессов необходимо, чтобы возникающие трудности решались на местах, без бюрократических проволочек.

Цели компании

Источник: shutterstock.com

Таким образом складывается система, включающая в себя увязанные друг с другом стратегические, тактические и оперативные цели компании, и противоречий между ними быть не должно. Успешное достижение целей низшего порядка способствует реализации более масштабных проектов, даже если между ними нет прямой связи.

Пример. Компания ставит перед собой стратегическую цель – разработать и предложить на рынке новый продукт. Для этого определяются тактические цели, к примеру провести маркетинговые исследования, оценить уровень конкуренции в данной области, модернизировать собственную производственную базу, организовать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, продумать дизайн новой упаковки и т. д. Оперативных же задач может быть сколь угодно много: провести анкетирование потребителей, сравнить технические характеристики производителей оборудования, выпустить демоверсию продукта, обновить сайт фирмы, разработать рекламный ролик и пр.

Характеристики стратегических целей компании

Амбициозные, но достижимые

Стратегические цели должны иметь крупный масштаб и предполагать достижение новых высот в бизнесе, однако рамки реалистичности надо соблюдать. Об этом хорошо сказано в работе Джима Коллинз «Построено на века», где представлена концепция «большие, сложные, дерзкие цели» (BHAG). По мнению автора, только так можно добиться впечатляющего успеха: не стоит мелочиться, но и за грань разумного нельзя переходить. Примерами подобных правильно поставленных BHAG-целей можно считать проект высадки на Луну к определенному году или стремление стать крупнейшим производителем в своей отрасли.

Даже если поначалу задача кажется чересчур завышенной и почти недостижимой, само существование бизнес-проекта активизирует сотрудников фирмы, заставляет их поверить в себя и добиться практически невозможного.

Читайте также! Как выйти из операционного управления: просчитываем риски и избегаем их

Конкретные и измеримые

Хорошо сформулированная стратегическая бизнес-цель компании должна быть определенной и легкоизмеримой, причем возможен как качественный, так и количественный вариант выражения. Поэтому стандартная формулировка «выйти на максимальную прибыль» едва ли будет удачной – сразу встает вопрос, а как оценить данную точку.

Для лучшего понимания, где находятся ориентиры, стратегическое планирование обычно включает в себя ключевые показатели эффективности. Например, предприятие нацелено на повышение лояльности клиентов, и задача может быть поставлена так, чтобы за 2 года процент удовлетворенности покупателей продукции достиг значения 90 единиц.

Если есть конкретные целевые показатели, то отслеживание прогресса ведется объективно и беспристрастно. При этом бывает так, что в ходе реализации проекта промежуточные результаты оказываются гораздо выше или ниже запланированных, – значит, нужно внести коррективы в стратегические цели.

Соответствие принципам компании

Главное условие, чтобы стратегическая цель не вступала в противоречие с миссией компании, пропагандируемыми ею ценностями. Более того, если организация делает ставку на свою уникальность, то и в формулировании целей оригинальность должна присутствовать.

Скажем, предприятие, участвующее в экологических акциях, может запланировать полностью исключить из своего производства линии, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.

Определение образа будущего

Успешная коммерческая организация должна подстраиваться под существующие тренды, а в идеале даже создавать их, формируя видение того, каким будет мир через несколько лет.

К примеру, энергетическая компания, производящая возобновляемую энергию – солнечную либо ветровую, должна способствовать росту популярности зеленой энергетики, поскольку это в полной мере отвечает ее бизнес-интересам и одновременно позволяет решать экологические проблемы.

Направления развития компании для постановки стратегических целей

Существует несколько направлений, по которым происходит определение стратегических целей компании.

  1. Рыночное положение

    Один из самых распространенных видов стратегического планирования – усилия по обеспечению фирме преимущества на рынке. Выражаться это может в увеличении контролируемой доли, опережении основного конкурента и пр.

  2. Инновации

    В наше время это особенно актуально – упор можно сделать на внедрение технологических новинок, оптимизацию бизнес-процессов, освоение новых рыночных ниш.

    Инновации

    Источник: shutterstock.com

  3. Маркетинг

    В основном стратегические цели такого рода касаются расширения доли рынка, увеличения продаж, продвижения имиджа компании, улучшения качества клиентского сервиса и т. п.

  4. Производство

    Здесь ориентиром выступает достижение лучшей производительности, что выражается в росте объемов продукции и повышении ее качества, а также в уменьшении собственных издержек.

  5. Финансы

    Магистральных направлений в финансовой сфере два – рост доходов и снижение затрат, что в итоге увеличивает прибыль компании.

  6. Управление персоналом

    Нельзя забывать и о главном ресурсе развития любой организации – человеческом капитале. Для роста мотивации сотрудников и эффективности их труда можно разрабатывать новые принципы поощрения персонала, повышать квалификацию работников, улучшать условия труда и т. д.

  7. Менеджмент

    Данная группа целей касается управленческих вопросов, оптимизации механизма принятия решений и повышения общего качества управления компанией.

Примеры постановки стратегических целей компании

Если свести все эти рекомендации в единую формулу, то формирование стратегических целей компании можно выразить следующим образом:

Стратегическая цель = амбициозная задача + ключевые показатели + временные рамки

Рассмотрим применимость этой схемы на практике на нескольких примерах из различных отраслей.

Типовые стратегические цели маркетингового направления компании:

  • Увеличение контролируемой доли рынка до 15 % за 2 года.
  • Повышение лояльности к торговой марке и рост показателя удержания клиентов на 10 % за ближайший год.
  • Освоение нового маркетингового канала в виде социальных сетей – доведение числа подписчиков профильной группы до 50 тыс. пользователей.
  • Раскрутка сайта с целью удвоить его посещаемость за 12 месяцев.

Маркетинговые цели компании

Источник: shutterstock.com

Стратегические финансовые цели компании:

  • Добиться по итогам года роста доходов на 25 %.
  • Уменьшить операционные затраты на 10 % в срок до начала следующего года.
  • Инвестировать в рост компании 30 млн рублей и обеспечить годовую рентабельность в 40 %.
  • Выйти на уровень прибыли 1000 рублей с каждой проданной единицы продукции.

Цели стратегического планирования работы отдела кадров:

  • Разработать и реализовать за 2 года собственную программу кадрового резерва на управленческие должности.
  • Обеспечить повышение квалификации каждого сотрудника за ближайший год.
  • Сократить текучку кадров за 3 года на 30 %.
  • Оптимизировать процесс рассмотрения резюме кандидатов, введя электронный документооборот в течение одного года.

Примеры стратегических целей в производственных процессах:

  • За 2 года провести полную модернизацию оборудования и увеличить объем производства на 50 %.
  • За счет внедрения новых технологий сократить расход сырья на 25 % в течение 6 месяцев.
  • Уменьшить время простоев техники вдвое путем оптимизации рабочего расписания.
  • Сократить долю брака в продукции предприятия до 1 % за 2 года.
  • Оптимизировать логистику и сократить складские запасы на 30 %.

Читайте также! Как составить план продаж на год и сохранить его актуальность

Этапы постановки стратегических целей компании

Распишем алгоритм разработки и достижения стратегических целей компании.

  1. Выбор главных ориентиров

    Хотя у любой компании есть несколько направлений деятельности, при выработке стратегического плана нужно сосредоточиться на приоритетах, поскольку одновременно добиться успеха по всем позициям не получится. При этом нужно соотносить имеющиеся ресурсы и возможности с глобальными задачами и учитывать реалистичность выполнения бизнес-проекта. Именно в рамках ключевых направлений и выбираются стратегические цели.

  2. Составление целенаправленного заявления

    Стратегическая цель представляет собой заявление, которое может быть облечено в форму программного документа или даже слогана. По сути, это выражение намерения переместиться из текущей точки А в желаемый пункт Б с указанием, сколько отводится времени на этот путь.

    Этапы постановки целей компании

    Источник: shutterstock.com

    Конкретизация целей с привязкой к определенному сроку делает их более зримыми и достижимыми, что особенно важно для мотивации собственных сотрудников.

  3. Разработка плана конкретных шагов

    Далее обозначается маршрут, по которому будет происходить приближение к цели. Это могут быть стадии проекта, последовательность мероприятий и т. п. Главное, чтобы эти вехи имели привязку к результату, выраженному в качественной и/или количественной форме, и индикаторы должны быть предельно понятными.

  4. Отслеживание своего прогресса

    Управление реализацией стратегических целей компании должно включать в себя регулярную оценку своих действий как по временной шкале, так и по достижению индикаторов. При этом вполне возможна коррекция конечных задач, исходя из того, как складывается реальная ситуация. Достигнув же целей, нельзя останавливаться, и следует сразу ставить перед собой новые, еще более масштабные.

Часто задаваемые вопросы о стратегических целях компании

В чем отличие стратегических целей от стратегических планов?

Хотя эти понятия взаимосвязаны, между ними есть определенные отличия.

Стратегический план представляет собой документ, где изложена концепция развития компании на средне- и долгосрочную перспективу. Открывается же подобная программа разделом «стратегические цели», соответственно, они обычно выступают заделом плана, но последнее понятие более широкое.

Какие существуют разновидности стратегических целей коммерческой организации?

Классификация и анализ стратегических целей компании возможны по разным критериям, в том числе по их направленности:

  • Внешние – касаются того, какие позиции предприятие должно занять на рынке, как восприниматься конкурентами и потребителями.
  • Внутренние – они ориентированы на отладку бизнес-процессов внутри организации, повышение эффективности ее деятельности.
  • Системные, представляющие собой неразрывно связанные внешние и внутренние цели развития бизнеса.

Как создается карта стратегических целей организации?

В данном случае можно воспользоваться алгоритмом, который был разработан американскими специалистами в сфере менеджмента Н. Нортоном и Р. Капланом. Эта модель носит название сбалансированной системы показателей (ССП) и подразумевает выполнение следующих действий:

  1. определение стратегических целей и мобилизация представителей высшего управленческого звена;
  2. раскладка стратегии в операционные задачи, распределение сфер ответственности;
  3. привязка к стратегии планов работы подразделений;
  4. внедрение стратегии, причем к ее реализации привлекается весь персонал;
  5. реализация стратегического плана и отслеживание данного процесса по выбранным показателям.

Таким образом, в современном бизнесе любая компания должна определить для себя стратегические цели, чтобы понимать, к чему нужно стремиться в средне- и долгосрочной перспективе. Независимо от того, в какой форме это будет выражено – в виде бумажного документа или иным образом, наличие стратегических целей мобилизует сотрудников и позволяет компании двигаться в выбранном направлении.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок