
Совершенная конкуренция: суть концепции, признаки
(Голосов: 3, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Совершенная конкуренция – состояние рынка, при котором спрос равен предложению и продавцы не могут оказывать существенного влияния на ценообразование. Характеризуется рациональным поведением участников.
Где встречается? Практическое применение концепция не нашла, так как сложно создать рынок, который отвечал бы всем условиям совершенной конкуренции. Однако понятие имеет большое экономическое и научное значение, является эталоном, к которому стремятся многие экономики мира.
Из этого материала вы узнаете:
- Суть совершенной конкуренции
- Основные признаки совершенной конкуренции
- Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
- Практика применения концепции совершенной конкуренции
- Совершенная конкуренция в российской действительности
- Часто задаваемые вопросы о совершенной конкуренции
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Суть совершенной конкуренции
Рыночная цена определяется соотношением предложения товаров и услуг, которое исходит от производителей, и спроса, предъявляемого потребителями. Хотя цену устанавливает продавец с учетом себестоимости продукта и желаемой прибыли, он всегда учитывает рыночную конъюнктуру.
К примеру, если цена окажется намного выше, чем готов заплатить покупатель, то сделка не состоится. При смещении баланса в сторону уменьшения производитель недополучит прибыль, что для него невыгодно. Соответственно, равновесная на рынке цена складывается при условиях, когда предлагается ровно то количество товаров, которое потребители готовы купить.
Источник: Eduardo Soares / unsplash.com
В зависимости от того, каким образом на рынке ведется борьба хозяйствующих субъектов, выделяется несколько видов конкуренции, и одним из них является совершенная конкуренция. Правда, в реальной экономике она встречается крайне редко, и чаще наблюдается несовершенная в различных формах.
Ключевыми условиями для формирования совершенной рыночной конкуренции выступают следующие факторы:
- огромное число продавцов и покупателей, ни один из которых в отдельности не способен оказать влияние на рыночную ситуацию;
- продукт является делимым и однородным, к примеру зерно одинакового качества;
- отсутствие ограничений для входа на рынок и выхода – другими словами, любой производитель может присоединиться к торговле;
- доступность факторов производства, отсутствие каких-либо ограничений и давления извне;
- свобода доступа к рыночной информации – каждый покупатель и продавец видит актуальные цены.
Если хотя бы один из параметров отсутствует, то совершенная конкуренция превращается в несовершенную – по этой причине многие экономисты воспринимают данный вид конкуренции как идеальную модель, к которой можно приблизиться, но реально подобная рыночная ситуация практически неосуществима.
В наибольшей степени модели совершенной конкуренции соответствуют рынки некоторых видов сельхозпродукции, а также биржевой рынок.
Несовершенная конкуренция отличается тем, что в ней нарушается абсолютное равенство хозяйствующих субъектов, и кто из них может оказывать на рынок влияние – вплоть до монополии, где действует один производитель, способный диктовать цену покупателям.
Современное законодательство противодействует монополизации рынка и защищает интересы потребителей – в нашей стране полномочиями в данной сфере наделена федеральная антимонопольная служба. Скажем, сговор нескольких производителей относительно общего повышения цены трактуется как нарушение антимонопольных норм.
Совершенная конкуренция основывается на том, что равновесная цена устанавливается благодаря естественным механизмам рыночной экономики – никто из отдельных участников рынка не в силах повлиять на нее.
Например, если производство растет, а спрос остается прежним, то происходит перенасыщение рынка товарами, и чтобы их сбыть, производители вынуждены снижать цену. Аналогичным образом рост спроса при неизменном объеме предложения толкает цены вверх.
К модели совершенной конкуренции близки следующие примеры:
- Рынок сельскохозяйственных продуктов типа пшеницы, кукурузы, овощей – множество мелких фермеров предлагает идентичный товар, и покупатели делают выбор только на основании фактора цены, поэтому ценовая планка устанавливается единая.
- Фондовый рынок – инвесторы обладают полным доступом к информации, и количество ежедневных сделок купли-продажи может исчисляться миллионами.
- Услуги такси – любой автовладелец может присоединиться к перевозчикам, так что цена напрямую зависит от того, сколько машин в сети и сколько заявок от клиентов. Соответственно, в отдельные дни и часы пик цены может значительно повышаться, но это нормальное рыночное явление – с падением спроса все возвращается в исходное состояние.
Основные признаки совершенной конкуренции
Вдобавок к отмеченным характеристикам совершенной конкуренции выделим другие ее экономические особенности:
- абсолютно эластичный спрос на товар – это означает, что цена является определяющим фактором при принятии решения о покупке. Значит, при снижении цены число желающих приобрести продукт увеличится, и наоборот – рост цен приведет к падению спроса;
- рациональный характер поведения участников рынка – как производителей, так и потребителей. Каждый из них преследует свои интересы (максимальная прибыль или удовлетворение потребностей), и опять же главное значение имеет цена;
- стабильные условия функционирования рынка, отсутствие какого-либо внеэкономического регулирования;
- гомогенность продукта и доступность факторов производства, необходимых для его изготовления.
Словосочетание «чистая конкуренция» (pure competition) обычно выступает синонимом понятия «совершенная конкуренция», хотя некоторые экономисты разделяют эти разновидности рынка. Так, по мнению Дж. Стиглера, чистая конкуренция – такая ситуация на рынке, когда отсутствуют элементы монополии.
Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
По сравнению с другими видами рынка совершенная конкуренция обладает как достоинствами, так и недостатками.
Ее преимущества:
- Эффективное использование экономической системой ее ресурсов. При этом достигается оптимальный уровень производства, когда нет ни избытка товаров, ни их нехватки – в случае изменения спроса смещаться будет и объем предложения, чтобы сохранить равновесие цены.
- Низкая стоимость, доступность товаров и услуг для потребителя – для совершенной конкуренции характерен относительно низкий уровень цен.
- Стимул к производственным инновациям – поскольку повлиять на цену отдельный производитель не в силах, то он может увеличить прибыль только путем сокращения собственных издержек.
- Постоянное наличие товаров на рынке – совершенная конкуренция способствует стабилизации объема предложения.
Источник: Eduardo Soares / unsplash.com
Недостатки:
- В долгосрочной перспективе экономическая прибыль продавцов сокращается и стремится к нулю – с увеличением объемов производства приходится снижать цену, что уменьшает долю прибыли.
- Возможность значительных колебаний в ценах при резком изменении спроса или предложения, что может быть вызвано и внеэкономическими факторами.
- Сложности с развитием отраслей производства, требующих крупных капиталовложений.
- Нерациональное отношение к природным ресурсам, возникновение экологических проблем – каждый отдельный производитель заботится только о собственной прибыли и потому тратит общедоступные ресурсы неэкономно.
- Совершенная конкуренция как рыночная структура не предусматривает производства общественных благ.
- Сохраняется дифференциация среди покупателей по уровню доходов, от чего зависит доступность товаров и услуг.
Практика применения концепции совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции нельзя создать каким-то искусственным, административным путем – он складывается естественным образом при наличии необходимых условий. В современном мире формирование подобного рынка практически нереально.
Более того, структура рынка совершенной конкуренции неустойчива. Например, если часть мелких производителей решает договориться и повысить цену, чтобы увеличить свою прибыль, то это подрывает основы системы.
Также можно отметить, что современное производство идет по пути все большей дифференциации продукта, для чего есть много способов – добавление новых характеристик, оригинальная упаковка, запоминающийся торговый знак, дополнительные услуги для покупателей и пр.
Поэтому восприятие совершенной конкуренции как идеальной модели оправданно, и существуют лишь рынки, более или менее напоминающие эту структуру, но не отвечающие всем ее требованиям.
Читайте также! Проверка конкурентов: что и как анализировать правильно
Несмотря на практическую неосуществимость совершенной конкуренции эта концепция широко используется в экономической теории, чтобы показать два радикальных варианта – рынок с бесконечно большим числом покупателей и продавцов и монополистический рынок, где присутствует лишь один производитель.
Между этими крайностями расположены промежуточные разновидности – от дуополии, где действуют два продавца, до монополистической конкуренции.
Тем самым складываются возможности для моделирования рыночных ситуаций и поведения участников в различных условиях, что способствует прогрессу экономической науки и более точному прогнозированию изменений на реальном рынке.
Изначально совершенная конкуренция воспринималась экономистами, в полном согласии со своим определением, как оптимальная, совершенная рыночная модель, имеющая больше плюсов, чем минусов. Однако сейчас стали понятны недостатки, присущие данной системе.
Источник: George Dagerotip / unsplash.com
Во-первых, развитие технологий, ведение научных разработок с последующим внедрением их результатов в производство – все это неосуществимо в рамках совершенной конкуренции. Современные высокотехнологичные компании вкладывают огромные средства в НИОКР: мелкому производителю такие проекты не под силу.
Во-вторых, уровень потребностей неуклонно растет, и чтобы ему соответствовать, продавцы должны вносить улучшения в товар, предлагать новые продукты, что не укладывается в условия рынка совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция в российской действительности
В ограниченных масштабах рынок, похожий на совершенную конкуренцию, порой встречается, хотя и здесь стопроцентного соответствия сложно добиться.
Представим себе местный рынок, на который окрестные производители свозят свою продукцию, к примеру картофель. При этом все сажают один и тот же сорт, и качество плодов одинаковое. В этом случае покупатель, скорее всего, увидит единый ценник на всех рядах, причем без какой-либо предварительной договоренности продавцов.
Уровень цен естественным путем будет меняться при колебаниях числа продавцов и покупателей: так, в конце дня, когда последних остается мало, производители будут готовы отдать свой товар дешевле, чтобы сбыть его.
Схожим образом действуют рынки мелких бытовых услуг – те, кто выполняет строительные, ремонтные работы, предлагает услуги по перевозке, при определении прайса ориентируются на уже сложившиеся цены.
Читайте также! Виды конкурентов и конкуренцииК примеру, если автовладелец решит взять попутчиков, то ему целесообразно указать цену «как у всех»: если он поставит выше, то едва ли кто-то согласится, а при занижении желающие найдутся, но он получит денег меньше, чем мог бы.
В нашей стране в 1990-е годы преобладал мелкий, слабо организованный бизнес, который имеет много общего с совершенной конкуренцией. Большинство наших соотечественников затаривались тогда на вещевых рынках, где в роли продавцов выступали «челноки», количество которых исчислялось миллионами человек.
Специфическим русским феноменом стала и мелкооптовая торговля – в некоторых языках даже нет подходящего понятия для адекватного перевода. Так, в текстах на немецком языке русское словосочетание «мелкооптовая торговля» передается абсурдно звучащим выражением «мелкокрупная торговля».
С течением времени российские рынки получали более четкую организацию, и на законодательном уровне вводились правила, накладывавшие на продавцов определенные обязательства и ограничения.
Скажем, сейчас торговля без наличия разрешения рассматривается как административное правонарушение, хотя 30 лет назад это было общераспространенное явление. Соответственно, ужесточение входных барьеров – это тоже признак ограничения совершенной и формирования несовершенной конкуренции.
Поэтому, если в 1990-е годы Россию можно было назвать страной-заповедником совершенной конкуренции, последующее развитие российской экономики приняло противоположную направленность.
Часто задаваемые вопросы о совершенной конкуренции
Существуют ли разновидности совершенной конкуренции?
Некоторые экономисты предлагают классификацию, основанную на временном критерии. Краткосрочная конкуренция предполагает неизменное состояние факторов производства в коротком периоде. Это означает, что число производителей стабильно, и уровень производства, как и цен, не меняется.
Долгосрочный вариант допускает изменения в сфере факторов производства: появление новых продавцов, колебания производственных мощностей. При этом рыночная цена будет стремиться к себестоимости, так что прибыль фирмы в условиях подобной совершенной конкуренции будет сокращаться.
Читайте также! Анализ рынка конкурентов: зачем нужен, как проводить, методыКаковы отличия совершенной конкуренции от монополистической конкуренции, олигополии и монополии?
Отличий несколько, но наиболее простым и очевидным является число производителей и продавцов. Монополия, как явствует уже из названия, – это наличие одного продавца, и такая модель встречается на практике. При олигополии производителей несколько, и каждый из них контролирует значительную долю рынка: примером такого рода можно назвать ситуацию на современном рынке сотовой связи.
Монополистическая конкуренция предполагает наличие большого числа продавцов, но они могут отличаться друг от друга по производственным возможностям. Максимально же возможное количество мелких производителей – основной признак совершенной конкуренции.
Кому выгодна совершенная конкуренция?
С точки зрения простого потребителя такой рынок предпочтительнее, поскольку цена в условиях совершенной конкуренции становится низкой. Также при этом упрощается производственная стратегия – от предпринимателя лишь требуется следовать общим тенденциям, и действия конкурентов не имеют особого значения. Однако выгоды совершенной конкуренции не беспредельны, и у нее есть заметные недостатки.
В целом рынок совершенной конкуренции представляет собой идеальное состояние, при котором мелкие покупатели и продавцы находятся в абсолютно равном положении.
Изображение в шапке статьи: Charles Forerunner / unsplash.com