Ретро-бонус: определение, виды, схема начисления и выплат
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93) |
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое ретро-бонус простыми словами
- Для чего нужен ретро-бонус
- За что происходит выплата ретро-бонуса
- Виды ретро-бонусов
- Составление договора с рибейтом
- Особенности расчёта размера ретро-бонусов
- Часто задаваемые вопросы о ретро-бонусе (рибейте)
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чем речь? Ретро-бонус (рибейт) – вознаграждение, которое поставщик выплачивает дистрибьютору за безукоризненное выполнение условий действующего между ними договора. К таковым относят реализацию плана продаж, поддержание качества на необходимом уровне, соблюдение финансовых норм и сроков, прирост клиентов.
В каком виде выплачивают? Ретро-бонусом может быть скидка, премия, услуга (например, бесплатная доставка), кредит-нота. Согласно действующему законодательству, размер рибейта не может превышать 5 % от стоимости приобретенных товаров.
Что такое ретро-бонус простыми словами
Ретро-бонус – это понятие, которое используется только в России, и оно выступает синонимом оригинального термина rebate (рибейт). В коммерческой деятельности так обозначается скидка, уступка, как дословно и переводится rebate. Основанием для предоставления подобной льготы обычно является закупка партии товара сверх определенного объема, причем в роли покупателей чаще выступают не потребители, а дилеры. В рамках сотрудничества они получают продукт по сниженной цене либо вознаграждение в иной форме в соответствии с условиями соглашения.
Источник: shutterstock.com
Рибейт обычно предлагают крупные компании, обращаясь к дистрибьюторам и дилерам, хотя в отдельных случаях этим правом могут воспользоваться и потребители.
Главным условием возникновения основания для ретро-бонуса является приобретение товара в определенном объеме или на минимальную сумму. К примеру, дилер, занимающийся распространением косметики, по договору получает рибейт в размере 5 %. Значит, если он возьмет продукции по рыночным ценам на 1 млн рублей, то 50 000 рублей вернется в виде бонуса.
Читайте также! Методы продажи товаров: виды и ошибки
Для чего нужен ретро-бонус
Ретро-бонус в торговле предназначен для того, чтобы повысить интерес бизнес-партнера к сотрудничеству, поднять уровень доверия и лояльности. Очевидно, что если покупатель получает хорошую скидку в одном месте, то он и далее будет обращаться туда же.
Рибейтные программы выступают дополнительным мотиватором для дистрибьюторов: чем успешнее они работают и больше реализуют товара, тем выше доход – и их самих, и производителя.
Единственная проблема может возникнуть, если условия сделки держались на устной договоренности и одна из сторон потом отказывается их выполнять. Чтобы избежать подобных споров, лучше все фиксировать в тексте договора.
Источник: shutterstock.com
Полученное вознаграждение дилер может использовать по собственному усмотрению. Скажем, он может забрать себе всю разницу между стоимостью покупки и продажи, а может установить своим покупателям более привлекательную цену, чтобы увеличить оборот продаж. Правда, в отдельных случаях в соглашении прописывается даже то, что на что может быть потрачен ретро-бонус от поставщика, к примеру, что это вознаграждение должно пойти на маркетинговые акции или расширение торговой сети.
За что происходит выплата ретро-бонуса
Условия ретро-бонуса устанавливаются по согласию сторон, и потому крайне важно зафиксировать их в договоре. Так, у компании-производителя могут быть разные предложения для дилеров в зависимости от суммы сделки. Как правило, основанием для скидки выступают следующие критерии:
- Выполнение плана по реализации продукции, что может быть привязано к выручке или объемам товара. Это наиболее распространенный вариант соглашения о рибейте, который используется во всех сферах коммерческой деятельности.
- Точное выполнение всех условий договоренностей, к примеру это может касаться сроков денежных переводов и других действий дилера.
- Хорошие показатели работы дистрибьютора за весь период, например по квартальным или годовым финансовым итогам фирма награждает своих лучших распространителей.
- Расширение целевой аудитории – если компания хочет выйти на новые рынки, то особый интерес для нее представляют дилеры, которые способны обеспечить там продвижение продукции и торговой марки.
Читайте также! Коэффициент конверсии: назначение, формулы, применение, оценка
Виды ретро-бонусов
По общим правилам ретро-бонус предоставляется не сразу, а потом, после исполнения другой стороной своих обязательств.
Форма возврата средств может быть разнообразной:
- Дополнительный товар. Довольно популярная схема, при которой дилер или обычный покупатель получает бонус в виде единиц основного товара сверху либо иной продукции, рекламирующей данную торговую марку.
- Деньги – это простейший вариант. В этом случае в договоре оговаривается процент от выплат либо фиксированная сумма.
- Опцион – это подразумевает право купить товар по льготной цене, но при выполнении определенных условий по объему сделки или сроку ее совершения. Например, дилер может воспользоваться скидкой в 10 %, если он потом сделает заказ в течение двух месяцев и не менее установленного минимума.
- Услуга – чаще всего речь идет о бесплатной доставке.
- Кредит-нота, то есть взаимозачет долговых требований сторон с учетом величины рибейта.
Источник: shutterstock.com
Соглашения о ретро-бонусах чаще встречаются в сегменте В2В (бизнес для бизнеса), а также в дилерских сетях.
Конкретное содержание рибейтной программы определяется продавцом, и эти условия выступают частью торгового предложения. У крупных корпораций может быть целая система ретро-бонусов с разбивкой по регионам, объемам сделок, продолжительности сотрудничества и иным значимым факторам.
Составление договора с рибейтом
Во избежание недоразумений и конфликтов порядок начисления и использования ретро-бонусов должен быть отражен в официальном договоре. В нем указываются основные детали:
- в основном соглашении или приложении к нему дается четкая информация о сути сделки – начисление ретро-бонусов покупателю;
- в разделе «Финансовые условия и порядок расчетов» прописываются условия предоставления рибейта;
- определяется форма бонуса, его стоимость, порядок передачи средств.
Особенно внимательно следует подходить к разделу договора, где перечисляются права и обязанности сторон. В данном случае и продавец, и покупатель берут на себя определенные обязательства, и они формулируются максимально четко и конкретно – содержание действий, сроки, количественные и качественные критерии, позволяющие оценить добросовестность исполнения обязательств.
Источник: shutterstock.com
В случае предоставления рибейта в виде денежной премии за выполнение показателей по реализации продукции условия могут быть оформлены даже посредством консигнационного договора, который заключается между грузополучателем и грузоотправителем и может содержать право перепродажи товара. Более того, ретро-бонус используется при организации перевозок, к примеру, в торговом мореплавании, когда судовладелец предоставляет собственнику груза скидку за выбор данной транспортной компании.
Хотя нередко продавцы предлагают стандартные соглашения, где в готовый шаблон лишь подставляются конкретные детали, необходимо предварительно проверить текст, чтобы он содержал все значимые обстоятельства:
- в договоре должно быть отмечено, что продажная цена включает в себя ретро-бонус;
- перечисляются все условия предоставления рибейта, особенно если его размер зависит от последующих действий дистрибьютора;
- точно обозначаются сроки для выполнения условий, а также выплаты вознаграждения;
- соглашение скрепляется подписями поставщика и дистрибьютора (ретейлера).
Особенности расчёта размера ретро-бонусов
В нашей стране правовые отношения, связанные с рибейтом, регулируются законодательством, и ключевое значение имеют положения федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По статье 9 данного закона, максимальный размер вознаграждения (ретро-бонуса) не может превышать 5 процентов от цены при поставках продовольственных товаров, причем здесь не учитывается НДС.
На практике используются два основных метода расчета рибейта:
- доля от объема поставок за определенный период;
- процент от оплат в отчетном периоде.
В отдельных случаях формула ретро-бонуса усложняется и включает в себя два слагаемых и более. К примеру, так:
вознаграждение за приобретение определенного объема товара + компенсация за определенные услуги = ретро-бонус
Услуги, которые наиболее часто входят в сумму вознаграждения:
- доставка и иные затраты на логистику;
- упаковка продукции;
- организация и проведение маркетинговых акций.
Разберем это на конкретном примере.
Производитель продовольственных товаров и ретейлер заключили соглашению о поставках на общую сумму 10 млн рублей. Помимо этого, были дополнительные расходы, связанные с перевозками и размещением в торговой точке рекламы данной компании. Скажем, они составили 200 тыс. рублей. В соответствии с нормативными требованиями, 5 процентов от суммы сделки, то есть максимальный размер ретро-бонуса – это 0,05 х 10 000 000 = 500 000 рублей. Если это вознаграждение будет выплачено полностью, то 200 тыс. рублей пойдут на компенсацию за услуги, а остаток (300 тыс. рублей) станет возвратом за приобретение партии продуктов.
Нюансы, которые имеют значение при учете ретро-бонусов:
- Наличие перечня товаров, на которые распространяется система рибейта. Нередко для различных товарных групп действуют разные условия, и это должно быть четко зафиксировано. Возможен также вариант, когда указываются исключения – продукция, приобретение которой не предполагает ретро-бонуса.
- Методика учета количества товаров ― здесь могут быть использованы различные единицы измерения, привязанные к мерам (килограммы, тонны, литры, кубометры и т. п.) либо к форме упаковки (ящики, коробки, штуки и пр.).
- Особенности налогообложения. Так, по общим правилам налог на добавленную стоимость не включается в цену, указанную в договоре, но лучше все это прописать в тексте. Также могут быть тонкости условий поставок, если ретейлер не является налоговым резидентом.
- Возможность корректировки размеров ретро-бонусов вручную. Хотя обычно это определяется автоматически по учетным данным, может возникнуть необходимость проверить сведения и дополнить их путем внесения изменений.
- Схемы автоматического перехода на более высокий уровень ретро-бонуса при выполнении плана продаж. Например, в договоре указывается, что размер рибейта изначально устанавливается на уровне 2 %, при достижении объема сделок в 2 млн рублей увеличивается до 3 %, а с отметки в 5 млн рублей составляет 4 %.
- Наличие партнеров, на которых распространяется система ретро-бонусов. Сейчас такая практика встречается не только в розничных, но и в оптовых продажах: сотрудничающие компании договариваются о единых принципах в отношении рибейта.
Как правило, цена и размер ретро-бонуса указываются в соглашении, однако возможен вариант, когда эти параметры подлежат изменению. Например, договор о поставке товара был подписан в течение одного налогового периода, а само исполнение сделки с отгрузкой произошло уже после его окончания. При этом поставщик может установить пост-скидку на товар.
Использование такого ретро-бонуса требует опыта и знаний как в бухгалтерском деле, так и в сфере налогообложения. Чтобы избежать ошибок, особенно если подобное соглашение вы подписываете впервые, рекомендуется обратиться за консультацией к профессионалу.
Для отражения подобной формы рибейта в бухгалтерском учете применяются отрицательные счета-фактуры: допустимость таких счетов установлена сравнительно недавно, с 2011 года.
Читайте также! Маркетинговые показатели: правила анализа и полезные инструменты
Часто задаваемые вопросы о ретро-бонусе (рибейте)
Какие есть понятия, заменяющие термин «ретро-бонус»?
Помимо рибейта, в русскоязычных изданиях можно встретить другие варианты транскрибирования – раба́т, реба́т или ребе́йт. На других языках это называется rebate (англ.), Rabatt (нем.), rabatto (итал.). Также нередко взаимозаменяемыми являются понятия «ретро-бонус» и «ретро-скидка». Механизм их получения одинаков, но отличается форма: строго говоря, ретро-бонус означает вознаграждение в виде товара или услуги, а ретро-скидка – денежный возврат от суммы сделки. Впрочем, бонусом может быть названа любая разновидность подобной уступки.
Платятся ли с ретро-бонуса налоги?
По договору ретро-бонус предоставляется покупателю или партнеру за исполнение определенных обязательств (чаще всего закупка товара на минимальную сумму), и самая распространенная его форма – денежная. Соответственно, данная премия будет отражаться в виде внереализационного дохода. Ретро-бонус не облагается НДС, но в любом случае лучше четко прописать все связанные с ним условия в договоре.
Как поставщик учитывает рибейт?
Продавец указывает в бухгалтерской документации ретро-бонусы по факту исполнения своих финансовых обязательств. Получается, что сумма доходов, которая основывалась на начальном договоре, уменьшается на размер рибейта. Если налог на прибыль к этому моменту уже уплачен, а налоговая база уменьшилась, то образуется переплата по нему.
Согласно статье 54 Налогового кодекса РФ, где рассматриваются общие вопросы определения налоговой базы, при подобном несоответствии рибейт должен быть учтен не в доходах закончившегося отчетного периода, а в расходах текущего. Поэтому для отражения в бухгалтерских счетах ретро-бонуса нужно воспользоваться следующей проводкой: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
В целом в современной бизнес-практике ретро-бонусы широко используются, хотя при их учете есть определенные правила, которые нужно выполнять, чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией.