Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Ретро-бонус: определение, виды, схема начисления и выплат
Ретро-бонус: определение, виды, схема начисления и выплат

Ретро-бонус: определение, виды, схема начисления и выплат

Дата публикации:
28.05.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
28.05.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)

О чем речь? Ретро-бонус (рибейт) – вознаграждение, которое поставщик выплачивает дистрибьютору за безукоризненное выполнение условий действующего между ними договора. К таковым относят реализацию плана продаж, поддержание качества на необходимом уровне, соблюдение финансовых норм и сроков, прирост клиентов.

В каком виде выплачивают? Ретро-бонусом может быть скидка, премия, услуга (например, бесплатная доставка), кредит-нота. Согласно действующему законодательству, размер рибейта не может превышать 5 % от стоимости приобретенных товаров.

Что такое ретро-бонус простыми словами

Ретро-бонус – это понятие, которое используется только в России, и оно выступает синонимом оригинального термина rebate (рибейт). В коммерческой деятельности так обозначается скидка, уступка, как дословно и переводится rebate. Основанием для предоставления подобной льготы обычно является закупка партии товара сверх определенного объема, причем в роли покупателей чаще выступают не потребители, а дилеры. В рамках сотрудничества они получают продукт по сниженной цене либо вознаграждение в иной форме в соответствии с условиями соглашения.

Ретро-бонус

Источник: shutterstock.com

Рибейт обычно предлагают крупные компании, обращаясь к дистрибьюторам и дилерам, хотя в отдельных случаях этим правом могут воспользоваться и потребители.

Главным условием возникновения основания для ретро-бонуса является приобретение товара в определенном объеме или на минимальную сумму. К примеру, дилер, занимающийся распространением косметики, по договору получает рибейт в размере 5 %. Значит, если он возьмет продукции по рыночным ценам на 1 млн рублей, то 50 000 рублей вернется в виде бонуса.

Читайте также! Методы продажи товаров: виды и ошибки

Для чего нужен ретро-бонус

Ретро-бонус в торговле предназначен для того, чтобы повысить интерес бизнес-партнера к сотрудничеству, поднять уровень доверия и лояльности. Очевидно, что если покупатель получает хорошую скидку в одном месте, то он и далее будет обращаться туда же.

Рибейтные программы выступают дополнительным мотиватором для дистрибьюторов: чем успешнее они работают и больше реализуют товара, тем выше доход – и их самих, и производителя.

Единственная проблема может возникнуть, если условия сделки держались на устной договоренности и одна из сторон потом отказывается их выполнять. Чтобы избежать подобных споров, лучше все фиксировать в тексте договора.

Документы компании

Источник: shutterstock.com

Полученное вознаграждение дилер может использовать по собственному усмотрению. Скажем, он может забрать себе всю разницу между стоимостью покупки и продажи, а может установить своим покупателям более привлекательную цену, чтобы увеличить оборот продаж. Правда, в отдельных случаях в соглашении прописывается даже то, что на что может быть потрачен ретро-бонус от поставщика, к примеру, что это вознаграждение должно пойти на маркетинговые акции или расширение торговой сети.

За что происходит выплата ретро-бонуса

Условия ретро-бонуса устанавливаются по согласию сторон, и потому крайне важно зафиксировать их в договоре. Так, у компании-производителя могут быть разные предложения для дилеров в зависимости от суммы сделки. Как правило, основанием для скидки выступают следующие критерии:

  • Выполнение плана по реализации продукции, что может быть привязано к выручке или объемам товара. Это наиболее распространенный вариант соглашения о рибейте, который используется во всех сферах коммерческой деятельности.
  • Точное выполнение всех условий договоренностей, к примеру это может касаться сроков денежных переводов и других действий дилера.
  • Хорошие показатели работы дистрибьютора за весь период, например по квартальным или годовым финансовым итогам фирма награждает своих лучших распространителей.
  • Расширение целевой аудитории – если компания хочет выйти на новые рынки, то особый интерес для нее представляют дилеры, которые способны обеспечить там продвижение продукции и торговой марки.

Читайте также! Коэффициент конверсии: назначение, формулы, применение, оценка

Виды ретро-бонусов

По общим правилам ретро-бонус предоставляется не сразу, а потом, после исполнения другой стороной своих обязательств.

Форма возврата средств может быть разнообразной:

  • Дополнительный товар. Довольно популярная схема, при которой дилер или обычный покупатель получает бонус в виде единиц основного товара сверху либо иной продукции, рекламирующей данную торговую марку.
  • Деньги – это простейший вариант. В этом случае в договоре оговаривается процент от выплат либо фиксированная сумма.
  • Опцион – это подразумевает право купить товар по льготной цене, но при выполнении определенных условий по объему сделки или сроку ее совершения. Например, дилер может воспользоваться скидкой в 10 %, если он потом сделает заказ в течение двух месяцев и не менее установленного минимума.
  • Услуга – чаще всего речь идет о бесплатной доставке.
  • Кредит-нота, то есть взаимозачет долговых требований сторон с учетом величины рибейта.

Скидки

Источник: shutterstock.com

Соглашения о ретро-бонусах чаще встречаются в сегменте В2В (бизнес для бизнеса), а также в дилерских сетях.

Конкретное содержание рибейтной программы определяется продавцом, и эти условия выступают частью торгового предложения. У крупных корпораций может быть целая система ретро-бонусов с разбивкой по регионам, объемам сделок, продолжительности сотрудничества и иным значимым факторам.

Составление договора с рибейтом

Во избежание недоразумений и конфликтов порядок начисления и использования ретро-бонусов должен быть отражен в официальном договоре. В нем указываются основные детали:

  • в основном соглашении или приложении к нему дается четкая информация о сути сделки – начисление ретро-бонусов покупателю;
  • в разделе «Финансовые условия и порядок расчетов» прописываются условия предоставления рибейта;
  • определяется форма бонуса, его стоимость, порядок передачи средств.

Особенно внимательно следует подходить к разделу договора, где перечисляются права и обязанности сторон. В данном случае и продавец, и покупатель берут на себя определенные обязательства, и они формулируются максимально четко и конкретно – содержание действий, сроки, количественные и качественные критерии, позволяющие оценить добросовестность исполнения обязательств.

Договор с рибейтом

Источник: shutterstock.com

В случае предоставления рибейта в виде денежной премии за выполнение показателей по реализации продукции условия могут быть оформлены даже посредством консигнационного договора, который заключается между грузополучателем и грузоотправителем и может содержать право перепродажи товара. Более того, ретро-бонус используется при организации перевозок, к примеру, в торговом мореплавании, когда судовладелец предоставляет собственнику груза скидку за выбор данной транспортной компании.

Хотя нередко продавцы предлагают стандартные соглашения, где в готовый шаблон лишь подставляются конкретные детали, необходимо предварительно проверить текст, чтобы он содержал все значимые обстоятельства:

  • в договоре должно быть отмечено, что продажная цена включает в себя ретро-бонус;
  • перечисляются все условия предоставления рибейта, особенно если его размер зависит от последующих действий дистрибьютора;
  • точно обозначаются сроки для выполнения условий, а также выплаты вознаграждения;
  • соглашение скрепляется подписями поставщика и дистрибьютора (ретейлера).

Особенности расчёта размера ретро-бонусов

В нашей стране правовые отношения, связанные с рибейтом, регулируются законодательством, и ключевое значение имеют положения федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По статье 9 данного закона, максимальный размер вознаграждения (ретро-бонуса) не может превышать 5 процентов от цены при поставках продовольственных товаров, причем здесь не учитывается НДС.

На практике используются два основных метода расчета рибейта:

  • доля от объема поставок за определенный период;
  • процент от оплат в отчетном периоде.

Расчет бонуса

В отдельных случаях формула ретро-бонуса усложняется и включает в себя два слагаемых и более. К примеру, так:

вознаграждение за приобретение определенного объема товара + компенсация за определенные услуги = ретро-бонус

Услуги, которые наиболее часто входят в сумму вознаграждения:

  • доставка и иные затраты на логистику;
  • упаковка продукции;
  • организация и проведение маркетинговых акций.

Разберем это на конкретном примере.

Производитель продовольственных товаров и ретейлер заключили соглашению о поставках на общую сумму 10 млн рублей. Помимо этого, были дополнительные расходы, связанные с перевозками и размещением в торговой точке рекламы данной компании. Скажем, они составили 200 тыс. рублей. В соответствии с нормативными требованиями, 5 процентов от суммы сделки, то есть максимальный размер ретро-бонуса – это 0,05 х 10 000 000 = 500 000 рублей. Если это вознаграждение будет выплачено полностью, то 200 тыс. рублей пойдут на компенсацию за услуги, а остаток (300 тыс. рублей) станет возвратом за приобретение партии продуктов.

Нюансы, которые имеют значение при учете ретро-бонусов:

  • Наличие перечня товаров, на которые распространяется система рибейта. Нередко для различных товарных групп действуют разные условия, и это должно быть четко зафиксировано. Возможен также вариант, когда указываются исключения – продукция, приобретение которой не предполагает ретро-бонуса.
  • Методика учета количества товаров ― здесь могут быть использованы различные единицы измерения, привязанные к мерам (килограммы, тонны, литры, кубометры и т. п.) либо к форме упаковки (ящики, коробки, штуки и пр.).
  • Особенности налогообложения. Так, по общим правилам налог на добавленную стоимость не включается в цену, указанную в договоре, но лучше все это прописать в тексте. Также могут быть тонкости условий поставок, если ретейлер не является налоговым резидентом.
  • Возможность корректировки размеров ретро-бонусов вручную. Хотя обычно это определяется автоматически по учетным данным, может возникнуть необходимость проверить сведения и дополнить их путем внесения изменений.
  • Схемы автоматического перехода на более высокий уровень ретро-бонуса при выполнении плана продаж. Например, в договоре указывается, что размер рибейта изначально устанавливается на уровне 2 %, при достижении объема сделок в 2 млн рублей увеличивается до 3 %, а с отметки в 5 млн рублей составляет 4 %.
  • Наличие партнеров, на которых распространяется система ретро-бонусов. Сейчас такая практика встречается не только в розничных, но и в оптовых продажах: сотрудничающие компании договариваются о единых принципах в отношении рибейта.

Как правило, цена и размер ретро-бонуса указываются в соглашении, однако возможен вариант, когда эти параметры подлежат изменению. Например, договор о поставке товара был подписан в течение одного налогового периода, а само исполнение сделки с отгрузкой произошло уже после его окончания. При этом поставщик может установить пост-скидку на товар.

Использование такого ретро-бонуса требует опыта и знаний как в бухгалтерском деле, так и в сфере налогообложения. Чтобы избежать ошибок, особенно если подобное соглашение вы подписываете впервые, рекомендуется обратиться за консультацией к профессионалу.

Для отражения подобной формы рибейта в бухгалтерском учете применяются отрицательные счета-фактуры: допустимость таких счетов установлена сравнительно недавно, с 2011 года.

Читайте также! Маркетинговые показатели: правила анализа и полезные инструменты

Часто задаваемые вопросы о ретро-бонусе (рибейте)

Какие есть понятия, заменяющие термин «ретро-бонус»?

Помимо рибейта, в русскоязычных изданиях можно встретить другие варианты транскрибирования – раба́т, реба́т или ребе́йт. На других языках это называется rebate (англ.), Rabatt (нем.), rabatto (итал.). Также нередко взаимозаменяемыми являются понятия «ретро-бонус» и «ретро-скидка». Механизм их получения одинаков, но отличается форма: строго говоря, ретро-бонус означает вознаграждение в виде товара или услуги, а ретро-скидка – денежный возврат от суммы сделки. Впрочем, бонусом может быть названа любая разновидность подобной уступки.

Платятся ли с ретро-бонуса налоги?

По договору ретро-бонус предоставляется покупателю или партнеру за исполнение определенных обязательств (чаще всего закупка товара на минимальную сумму), и самая распространенная его форма – денежная. Соответственно, данная премия будет отражаться в виде внереализационного дохода. Ретро-бонус не облагается НДС, но в любом случае лучше четко прописать все связанные с ним условия в договоре.

Как поставщик учитывает рибейт?

Продавец указывает в бухгалтерской документации ретро-бонусы по факту исполнения своих финансовых обязательств. Получается, что сумма доходов, которая основывалась на начальном договоре, уменьшается на размер рибейта. Если налог на прибыль к этому моменту уже уплачен, а налоговая база уменьшилась, то образуется переплата по нему.

Согласно статье 54 Налогового кодекса РФ, где рассматриваются общие вопросы определения налоговой базы, при подобном несоответствии рибейт должен быть учтен не в доходах закончившегося отчетного периода, а в расходах текущего. Поэтому для отражения в бухгалтерских счетах ретро-бонуса нужно воспользоваться следующей проводкой: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В целом в современной бизнес-практике ретро-бонусы широко используются, хотя при их учете есть определенные правила, которые нужно выполнять, чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок