Расходы на рекламу: особенности учета
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Расходы на рекламу у маленьких фирм и больших предприятий часто достаточно большие. Но если подойти к вопросу с умом, то их можно сократить. Хотя, как правило, и не слишком значительно.
Как поступить? Во-первых, правильно выбрать систему налогообложения. Во-вторых, понять принципиальную разницу между нормированными и ненормированными маркетинговыми расходами. В-третьих, начать содержать в порядке всю необходимую документацию.
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие рекламы и маркетинговых расходов
- Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу
- Расходы на рекламу в зависимости от системы налогообложения
- Налоговый учет расходов на рекламу
- Бухгалтерский учет расходов на рекламу
- Подготовка необходимых документов
- Часто задаваемые вопросы о расходах на рекламу
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Понятие рекламы и маркетинговых расходов
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — основной нормативный акт, регламентирующий рекламную деятельность в России. На основании его положений:
- рекламой считаются сведения, распространяемые разными способами, в разном виде и с применением разных средств, предназначенные для неопределенной аудитории, с целью заинтересовать предметом рекламирования различный контингент потребителей;
- объектом рекламирования может являться широкий спектр объектов: товар, инструмент для его индивидуализации, любой продукт деятельности (интеллектуальной или материальной), мероприятие (из области спорта или искусства, а также связанное с игрой, заключением пари);
- товаром считается продукт любой деятельности (к этому относятся также работа и услуга), который предназначен для разных вариантов реализации (продажи, обмена и пр.).
Расходами на рекламу в 2024 году принято называть денежные суммы, которые затрачиваются на информацию, направленную неопределенным лицам и способную повысить спрос на товар или услугу.
Источник: Alex Skobe / unsplash.com
Способ продвижения товаров или услуг какой-либо компании оказывает непосредственное влияние на порядок учета расходов. В том случае, когда выбранный вариант не соответствует общепринятым правилам действующего закона о рекламе, затраты контролируются со стороны организации особенными методами.
Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу
В Налоговом кодексе РФ прописан строгий регламент учета расходов при расчете величины налоговой прибыли. Речь идет о таких понятиях, как ненормируемые и нормируемые рекламные расходы, которые знакомы не всем, особенно начинающим предпринимателям.
А теперь поговорим подробнее, какие расходы относятся к каждой категории, а также о том, какие важные нюансы следует учитывать для успеха в своей деятельности.
Ненормируемые рекламные расходы
Это расходы, которые целиком учитываются при расчете налога, без каких-либо ограничений. К ним относятся:
- расходы на рекламу через средства массовой информации (тексты в прессе, сообщения по радио и телевизионные ролики), Интернет, на создание видео;
- расходы на аренду площади на выставках и ярмарках, на изготовление экспозиций, на оформление витрин, помещений, где представлены образцы продукции, командировок сотрудников, их расходов на транспорт и проживание, а также на снижение стоимости товаров, потерявших свои изначальные свойства в ходе демонстрации во время проведения различных маркетинговых кампаний;
- выпуск рекламных материалов (плакатов, брошюр, каталогов), в которых отражаются сведения о деятельности организации: о предлагаемых товарах, спектре услуг, существующих товарных знаках и знаках обслуживания;
- затраты на наружную рекламу: работа с рекламными щитами, стендами, вывесками, иллюминацией и пр.
Нормируемые рекламные расходы
К ним относятся все прочие расходы. Это и суммы на покупку или выпуск наград для людей, одержавших победу или получивших призовые места в проведении массовых розыгрышей, имеющих место в рекламных кампаниях.
Нормируемые расходы на рекламу, понесенные за отчетный период, учитываются в размере, не превышающем 1 % прибыли от продажи, по правилам, приведенным в статье 249 Налогового кодекса России.
Расходы на рекламу в зависимости от системы налогообложения
Реклама при ОСН
При этом методе взимается налог на доход. Затраты на продвижение входят в перечень других расходов.
На втором этапе определяется тип рекламных расходов. Необходима сверка понесенных затрат с закрытым списком, указанным в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Если соответствующей статьи нет в данном перечне, потраченная сумма учитывается как нормируемая, о чем точнее было рассказано выше.
Читайте также! Почему креативная реклама в В2В так не распространена, как в В2С
Для того чтобы расходы признали в налоговом учете, их надо подтвердить, опираясь на соответствующие документы.
Реклама при УСН
Если предприниматель решил облагать налогом только выручку, его расходы, в том числе и на рекламу, не учитываются.
Метод «доходы минус расходы» учитывает рекламные затраты, опираясь на положения ст. 264 Налогового кодекса РФ (пп. 20 п. 1 ст. 346.16). Здесь главное: расходы должны быть понесены в действительности, то есть за рекламные услуги перечислены реальные финансовые средства.
Источник: NORTHFOLK / unsplash.com
Нормы распределения расходов на рекламу при УСН также важны, однако расчет налога здесь имеет свои особенности. Учитывается не только сумма дохода от реализации, но и авансы, внесенные заранее покупателями.
В случае возврата авансовой суммы покупателю учет прибыли для определения лимита в 1 % производится с вычетом денежных средств, полученных потребителем.
Реклама в рамках ЕСХН
Представители бизнеса, которые выплачивают единый сельскохозяйственный налог, вправе учитывать расходы на рекламу в соответствии с порядком, установленном для учета затрат с целью расчета прибыли.
Читайте также! Примеры креативной рекламы: лучшие идеи от зарубежных и отечественных компанийРеклама при ПСН
Патентный режим налогообложения распространяется лишь на деятельность индивидуальных предпринимателей. Сумма взноса в бюджет определяется предполагаемым доходом, зависящим от типа и масштаба бизнеса. Поэтому рекламные затраты вкупе с другими накладными расходами принципиально не важны для исчисления суммы налога, подлежащей к уплате.
Налоговый учет расходов на рекламу
Для грамотного учета сумм, потраченных на рекламу, их следует фиксировать в документе, который называется Декларацией по налогу на прибыль (строка 040 Приложения 2 к листу 02). Представители налоговых органов во время проверок часто не учитывают затраты на рекламу. Причины такого отношения бывают следующими:
- считаются нормируемыми расходы, отнесенные вами лично к ненормируемым;
- отсутствие документов по сделке (если в услугах принимали участие посторонние люди);
- нет объективного результата (такое возможно при краткосрочной рекламной деятельности);
- ваша рекламная кампания и все ее материалы не являются рекламой вообще.
Для того чтобы верно определить, какие траты следует отнести к ненормируемым и нормируемым, почитайте пункт 4 статьи 249 Налогового кодекса РФ и пояснительные документы.
Нередко у предпринимателей, особенно у неопытных, возникает ряд других проблем. Пути решения наиболее часто встречающихся из них мы предлагаем ниже.
Привлечение к участию в ваших делах третьей стороны
Не стесняйтесь уточнять, кто ваш исполнитель, не начинайте сотрудничество без оформленного договора, обязательно просите подписать акт оказания услуг. Если вы сотрудничаете с физическим лицом, начислите с вознаграждения НДФЛ, взимайте взносы на страховки (медицинскую, пенсионную и пр.).
Самозанятым достаточно предъявить чек. Подтверждением участия в мероприятии будут следующие документы: приказ, договор, акт принятых работ, расходная смета.
Отсутствие материалов при проверке
Это бывает, если реклама держится на сайте блогера какое-то непродолжительное время, а затем быстро удаляется владельцем. Чтобы подтвердить расходы на рекламу продукции, сохраните историю публикаций (пользуясь сервисом Weynstag), снимите скриншот или запишите на видео ход действий на экране.
Обозначьте в договоре точный срок публикации всех ресурсов. То же самое относится к прочим продуктам. Вам пригодятся каталоги, выпуски печатных изданий, фотографии сувениров и наружной рекламы, эфирные справки о телевизионной рекламе. Это бесценный материал, который нужен для подтверждения вашей деятельности в налоговой инспекции.
Установка рекламных объектов
Для устранения сомнений в том, что объект в реальности работает на раскрутку вашей продукции, установите конструкцию только с разрешения органов власти. Обязательно разместите на ее поверхности эмблему фирмы. Указание на вашу компанию может носить любую форму: контакты организации, небольшой и интересный текст (к примеру, слоган).
Реклама в печати
Для того чтобы налоговый инспектор принял во внимание расходные суммы, сделайте пометку в тексте: «Права на рекламу». Внимательно изучите договор, проверьте, чтобы его предмет касался именно разрешения на публикации статьи рекламного содержания.
Таким образом вы сможете предупредить возникновение неприятностей в будущем, такие как крупные штрафы и дополнительные налоговые издержки.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу
Субсчет «Прочие расходы» (91-2) используется для учета денежных средств, которые расходуются на рекламную кампанию. При оплате услуг сторонней фирмы расходы признаются на одну из следующих дат:
- расчетное число (по условиям договора);
- дата предоставления документации, на основании которой поступает оплата от налогоплательщика;
- последний день в налоговом периоде.
При самостоятельном изготовлении рекламных материалов допускается учитывать затраты числом их списания, на которое составляется акт.
Рекламные объекты считаются материальной и интеллектуальной собственностью. Если первоначальная цена их приобретения выше 100 000 рублей и они находятся в эксплуатации сроком более одного года, то объекты учитывают как основные средства (амортизируемое имущество).
Расходы на рекламу компании, которые пошли на разные щиты, баннеры, дорогие видеоматериалы и прочие предметы, отвечающие названным характеристикам, подлежат списанию путем амортизации.
Единственный вариант сразу списать затраты на рекламу в сумме от 100 000 руб., не относя их к основным средствам, – доказать, что вы пользовались ими менее одного года.
Подготовка необходимых документов
Одна из задач налоговых служб — проверка затрат на рекламу и маркетинг. Во избежание дополнительных начислений вам понадобится разработать на предприятии комплект документов, содержащих информацию о стратегии ведения маркетинговой деятельности.
Источник: Alexander Grey / unsplash.com
Обязательно иметь в наличии такие бумаги:
- Положение о маркетинговой политике.
- Разработка рекламной стратегии.
- Приказ руководства о рекламной кампании.
- Договоры с описанием состава рекламы.
- Акты оказания услуг.
- Документы о размещении рекламы (особенно в соцсетях; это справки из личных рекламных кабинетов, скрины страниц в Интернете, документы о трафике рекламной кампании и пр.).
- Платежные документы.
Чтобы рекламная кампания была удачной, необходимо знать виды расходов и правильно определять, что нужно именно вам, а также обосновывать факт проведения своих работ документально. Это поможет не только успешной реализации дела, но и подготовке к различным вопросам от проверяющих, даже самым каверзным.
Часто задаваемые вопросы о расходах на рекламу
На каком счете учитываются рекламные расходы?
Доля расходов на рекламу, как правило, включается в основные затраты на производство продукции. В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учёта учитываются на счёте 44 «Расходы на продажу». Причем эта норма подходит как для промышленных предприятий, так и для магазинов
Каким образом подсчитать окупаемость рекламы?
Показатель окупаемости расходов ROAS (return on advertising spend) вычисляется по следующей формуле:
ROAS = доход с рекламы / затраты на рекламу × 100 %.
Приведем конкретный пример. Предприятие потратило на рекламную кампанию сумму в 7 000 рублей и получило 20 заказов по 700 рублей (совокупный доход составил 14 000 рублей). ROAS = 14 000 / 7 000 × 100 % = 200 %. Как видно, денег получилось в итоге вдвое больше, чем было изначально. Если ROAS выше 100 %, то смело можно сказать, что сумма расходов на рекламу окупилась.
Сколько составит доля расходов на рекламу от оборота?
Организации самостоятельно определяют расходы на рекламу, те проценты от оборота, комфортные именно для них. Если у предприятия пока нет фактических данных относительно затрат на рекламу, то можно для начала ориентироваться на величину 10-20 %.
При месячной прибыли 500 000 рублей вполне можно потратить 50-100 тысяч рублей. Дальше надо ориентироваться по размеру выручки: если в следующем месяце она вырастет, то средств на рекламу можно вложить побольше, а если упадет, то, соответственно, сократить расходы.
Читайте также! Скрытая реклама: виды и принцип работыКак влияют размеры расходов на рекламу на налоговую базу?
Лишь ненормируемые расходы принимаются к вычету в полном объеме. Нормируемые рекламные расходы налоговики допускают, если их сумма не больше 1 % прибыли за отчетный период. То есть даже если потрачено больше, при расчете прибыли можно будет учесть лишь 1 % от этой суммы.
Если вы научитесь верно определять виды расходов на рекламу и вовремя оформлять соответствующую документацию на рекламную продукцию, то избежите убытков.
Изображение в шапке статьи: Aleks Marinkovic / unsplash.com