Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Перцептивная сторона общения: понятие, особенности, функции, механизмы
Перцептивная сторона общения: понятие, особенности, функции, механизмы

Перцептивная сторона общения: понятие, особенности, функции, механизмы

Дата публикации:
21.01.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
21.01.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Понятие перцепции
  • Некоторые особенности перцептивной стороны общения
  • Примеры перцептивного общения
  • Функции социальной перцепции
  • Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию
  • Механизмы перцепции, способные нарушить взаимопонимание
  • Перцептивная сторона делового общения
  • Шаблон расчета 5 ключевых показателей маркетинга

    Скачать бесплатно

С точки зрения психологии перцептивная сторона общения – основа коммуникации между людьми. Она позволяет определять внутреннюю сущность собеседника, а значит, находить к нему подход и даже в некоторой степени предсказывать его реакции на то или иное событие.

Но это только в случае, когда человек был «прочитан» правильно. Если же в процессе взаимодействия оказались допущены ошибки, это может привести к неверной интерпретации слов и поведения собеседника, что как минимум приведет к недопониманию, а как максимум – к возникновению конфликта.

Понятие перцепции

Перцепцией (в переводе с лат. perceptio — психологическое восприятие) называют процесс восприятия информации, с помощью которого достигается взаимное понимание собеседников.

Такое происходит при осознании того, какие желания, убеждения, мнения и интересы свойственны партнеру. Таким образом складывается объективное представление о собеседнике, обладающем своими характерными особенностями и чертами, отличными от черт воспринимающего.

Понятие перцепции

Далее может произойти формирование принятия – иными словами, полного или частичного признания его ценностей и жизненных установок. На его основе между людьми выстраиваются более серьезные и близкие отношения – симпатия, дружба, любовь.

Перцептивная сторона процесса общения позволяет людям найти подход к окружающим посредством восприятия тех вещей, которые они не озвучивают. Но в случае, если анализ будет произведен некорректно, возможны недопонимание, ссоры и конфликты.

Некоторые особенности перцептивной стороны общения

Перцепция является психологическим процессом, отвечающим за эффективность общения людей и его результаты. Характеристикой перцептивной стороны общения является совокупность особенностей, в частности, речь идет о таких аспектах:

  • активность всех участвующих в коммуникации людей;
  • их мотивированность;
  • сопоставление внешних признаков индивидуума со свойственными ему чертами характера;
  • толкование и предсказывание его действий и слов;
  • наблюдение и изучение таких невербальных форм общения, как жесты, позы, мимика, интонации и проч.;
  • способность к принятию обратной связи;
  • умение проводить анализ и корректно распознавать реакцию собеседника и др.

Примеры перцептивного общения

Для лучшего понимания, что такое перцептивная сторона общения, приведем примеры.

Формирование навыков перцептивного общения происходит с детского возраста, когда малыш учится распознавать и понимать мимику, интонации и эмоции своих родителей. От сложности механизмов восприятия прямо зависит количество факторов, которые индивидуум сможет воспринять в процессе общения с окружающими – чем механизмы сложнее, тем их будет больше. 

Эти факторы способствуют составлению наиболее полного мнения о собеседнике и характерных для него чертах благодаря выясненной информации.

Читайте также! 7 техник активного слушания

Другой пример. Возникновение интереса к другому человеку приводит к проявлению активной деятельности, направленной на выяснение максимально возможного объема информации о новом знакомом с помощью вопросов. Таким образом можно добиться лучшего понимания его внутренних качеств, суждений и установок.

Примеры перцептивного общения

Перцептивная сторона межличностного общения приводит к более быстрой адаптации человека в новой для него социальной группе. Это происходит вследствие того, что в процессе общения индивидуум рассказывает окружающим о себе и принимает от них обратную связь.

Функции социальной перцепции

Понятие перцептивной стороны общения применяется для обозначения серьезной деятельности по обмену информацией между собеседниками. Люди присматриваются, изучают, оценивают друг друга в попытке достичь понимания и принятия. Социальная перцепция обладает следующими функциями:

  1. Познание себя. Получение информации о себе, изучение собственной личности происходит посредством социального взаимодействия с окружающими. Постигая личностные характеристики другого участника коммуникации, человек может примерить их на себя. Это способствует осознанию своих скрытых страхов, потребностей и желаний.
  2. Познание собеседника. Заключается в принятии и понимании точек зрения и убеждений людей, находящихся вокруг. Только таким путем можно собрать максимально точные данные о личности другого человека. Процесс коммуникации является фундаментом для построения любых видов межличностных отношений, в том числе любовных, дружеских или рабочих.
  3. Налаживание совместной деятельности. Если стороны общения приходят к обоюдному пониманию и принятию качеств, им будет проще организовать совместную работу. Осведомленность о мнениях, мотивах, установках и ценностях собеседника способствует выбору корректной линии поведения. Если взаимодействие происходит в группе людей, перцепция становится еще более значимой. Наладить совместную работу можно лишь в случае, когда один человек полностью понимает и принимает остальной коллектив, и наоборот.
  4. Достижение взаимопонимания. Это очень важно при построении всех типов отношений. Схожие мнения, общие точки зрения и интересы делают процесс общения более приятным. Кроме того, у партнеров появляется шанс найти компромисс при споре.
  5. Налаживание эмоционального взаимодействия. В процессе отношений каждому человеку свойственно проявление чувств и эмоций. Они способствуют развитию симпатии или антипатии, дружеского отношения и т. д.

Таким образом, с помощью перцепции человек способен создать образ собеседника, изучить черты его характера и качества, увидеть в нем личность.

Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию

Далее поговорим об основных механизмах перцептивной стороны социального общения.

Рефлексия – так называется умение индивидуума проводить самоанализ с целью выяснить, как его воспринимает собеседник. При участии в процессе социальной коммуникации любому человеку важно понимать, как его видит оппонент, какое мнение он сформировал, какое воздействие оказали слова.

Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию

Идентификация – с помощью этого механизма появляется возможность поставить себя на место собеседника для того, чтобы примерить его точку зрения. Таким образом происходит полное или частичное принятие взглядов и мнений партнера.

Эмпатия – она заключается в умении испытывать неподдельное сочувствие и сопереживание к другому человеку. В ее основе лежит абсолютное понимание и принятие эмоций, внутренних переживаний собеседника.

Аттракция – такой механизм восприятия основан на уже сложившемся позитивном впечатлении о человеке. Положительные эмоции способствуют развитию дружбы, привязанности, любви. Добиться аттракции можно при схожих интересах, ценностях, мнениях и проч.

Механизмы перцепции, способные нарушить взаимопонимание

Социально-перцептивная сторона общения также имеет механизмы, при которых может произойти потеря взаимопонимания. Перечислим основные из них.

Эффект порядка (новизны) – его суть в том, что в процессе общения с малознакомыми собеседниками наиболее значимой становится первичная полученная информация; при взаимодействии с давно знакомыми – последние данные.

Читайте также! Переговоры с клиентом: простые способы достичь успеха

Эффект первичности проявляется в том, что человеку свойственно оценивать нового знакомого главным образом по своему первому впечатлению и первой информации.

Эффект ореола – механизм, при котором у человека появляется особая установка на собеседника вследствие направленного присваивания ему конкретных черт характера и качеств. Ярче всего этот эффект можно наблюдать в ситуации, когда о другом участнике общения известно крайне мало либо когда речь идет о его моральных качествах.

Эффект привлекательности проявляется в склонности преувеличивать качества собеседника, имеющего красивую, располагающую внешность.

Эффект превосходства заключается в тенденции воспринимающего постоянно преувеличивать определенные психологические качества тех окружающих, которых он считает лучше себя по определенным параметрам.

Механизмы перцепции, способные нарушить взаимопонимание

Эффект хорошего отношения к нам – его суть в переоценке качеств собеседника, который проявляет к воспринимающему симпатию. Несомненно, отношение человека оказывает воздействие на формирование мнения о нем.

Стереотип – ситуация, когда о человеке сложилось упрощенное впечатление, основанное на ограниченном количестве качеств и черт. Существуют различные стереотипы, в основе которых могут лежать внешность, профессия, национальность, возраст и т. д. Здесь работает принцип однозначности, разделяя окружающий мир на «известное» и «неизвестное».

Казуальная атрибуция – суть заключается в том, что поступки и слова собеседников распознаются воспринимающим лишь на основании личных наблюдений и домыслов. Действия окружающих индивидуум объясняет разными причинами, согласно которым формируется его взгляд на их мотивы. Однако зачастую интерпретация поведения, основанная на собственных рассуждениях, является ошибочной.

Перцептивная сторона делового общения

Перцептивно-когнитивные технологии деловых коммуникаций формируются под влиянием:

  • ощущений – визуальных, аудиальных, тактильных, ольфакторных, темпоритмальных;
  • восприятий – визуальных, аудиальных и кинестетических;
  • памяти – сенсорной, кратковременной, долговременной, имплицитной, эксплицитной;
  • мышления – конвергентного и дивергентного;
  • воображения – продуктивного и репродуктивного.

Наблюдается определенная закономерность в развитии перцептивной стороны делового общения:

  1. Распознание, каким социальным образом обладает деловой партнер.
  2. Определение главных его черт и личных особенностей.
  3. Моделирование его образа.

Эти шаги позволяют выяснить, какие приемы и техники психологического воздействия на партнера будут наиболее уместными.

Навыки переговоров в семье

На первом этапе цепочки перцептивно-когнитивных технологий деловых коммуникаций происходит распознание социального образа человека. Пока партнеры еще не познакомились друг с другом, значительную часть информации они получают по внешним характеристикам – соматическим (речь о телосложении, чертах лица); имиджевым (в частности, стиле одежды, прическе, манере общения, интонациям, жестам, выражениям взгляда, походке); динамически-реактивным (насколько быстрыми являются ответные психические реакции).

Читайте также! Портрет клиента и его значение в маркетинге

Далее устанавливается соотношение между этими характеристиками и социальным статусом, ролью в профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона делового общения

На следующем шаге происходит определение, какие качества, черты являются главными в деловом партнере. При гармоничном совмещении внешних характеристик и социального статуса, роли в профессиональной деятельности человеку присваивают свойственные членам его профессиональной группы качества. В ином случае присвоение психологических особенностей происходит с ориентированием на внешность.

На третьем шаге цепочки развития перцептивной стороны делового общения моделируется образ собеседника. Формирование полного образа происходит на основе уже установленных главных личностных характеристик. Кроме того, следует обращаться ко всем социально-психологическим механизмам перцепции – идентификации, рефлексии, эмпатии и аттракции. Значение имеет и то, какие барьеры присутствуют при коммуникации – особенно если имеют место статусные и стереотипные преграды. Из-за них модель образа партнера упрощается, становится более схематичной.

Немаловажными в процессе создания образа являются память, мышление и воображение – с их помощью можно добиться большей целостности. Основой образа являются профессиональные качества. Благодаря продуктивному воображению модель можно сформировать, обратившись к методу деловых ситуаций.

 В частности, при создании образа бухгалтера оказывает воздействие интерьер, обстановка кабинета; среди психологических качеств во внимание принимаются способность к организации, умение концентрироваться, дисциплинированность, усидчивость.

Тот образ оппонента, формирование которого происходит в процессе знакомства, оказывает большое влияние на дальнейшую линию поведения. С его помощью взаимодействие собеседников будет корректным и эффективным в различных обстоятельствах. По этой причине следует пошагово проходить по технологической цепочке, иначе можно извлечь неверные данные.

Перцептивная сторона общения является значимой частью межличностных и межгрупповых коммуникаций. Она помогает лучше понимать друг друга, точно и правильно воспринимать информацию. При данном процессе происходит не только исследование партнера, но и познание себя, своих личностных качеств. Понимание и принятие окружающих людей позволяет не только общаться, но и добиваться результативной совместной работы.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок