Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Невербальный канал коммуникации: когда все понятно без слов
Невербальный канал коммуникации: когда все понятно без слов

Невербальный канал коммуникации: когда все понятно без слов

Дата публикации:
23.03.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
23.03.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Отличия невербального общения от вербального
  • Основные виды невербальной коммуникации
  • 7 распространенных каналов невербальной коммуникации
  • Одежда и аксессуары как каналы невербальной коммуникации
  • Ошибки в использовании невербальных сигналов
  • Как развивать способность замечать невербальные сигналы
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

В обычной жизни чаще всего мы общаемся с другими людьми, используя речь. Но, наверное, каждый из нас замечал, что понимание ухудшается, если мы не видим собеседника. Дело в том, что, разговаривая, мы задействуем невербальные каналы коммуникации. Что это значит?

Невербальная коммуникация предполагает общение без речевых и языковых средств. Оно происходит при помощи тела. И этот коммуникативный канал способен передать намного больше информации. По исследованиям специалистов, 60–70 % сведений мы получаем через него. Как люди используют этот способ общения, какие невербальные каналы коммуникации существуют, в чем механизм и эффективность их действия? Читайте об этом в статье.

Отличия невербального общения от вербального

Невербальное общение отличается от вербального тем, что происходит без использования речи. К нему относятся жесты, позы, мимика, интонация и манера разговора, тембр голоса, другие действия. Выбранная тема общения влияет на количественное соотношение вербальной и невербальной коммуникации.

Отличия невербального общения от вербального

Когда человек взаимодействует с другим индивидуумом, он передает информацию с помощью вербальных и невербальных каналов коммуникации. К примеру, фраза: «Посмотри, какой красивый закат!», кроме речи, может сопровождаться жестом-указанием на природное явление.

Слово «вербальный» происходит от латинского verbalis, которое переводится как «словесный». Такое общение предполагает использование слов и звуков для передачи информации. Невербальный канал не подразумевает применение звуков и букв для коммуникации. Для этого есть другие способы.

Средствами невербальной коммуникации являются жесты, выражение лица, тембр и интонации голоса, паузы, смех, движения тела и другое. Все это дополняет словесное общение между людьми, обогащает и оживляет, а иногда заменяет вербальную передачу информации. По мнению некоторых специалистов, с помощью вербального общения люди передают около 7 % информации. 38 % данных человек получает, проанализировав интонацию и тембр голоса собеседника. 55 % сведений можно узнать, посмотрев на мимику и жесты.

В зависимости от цели общения процентное соотношение между вербальными и невербальными каналами меняется. К примеру, факты и цифры, точные данные легче передать с помощью графического или текстового представления. Но в межличностных коммуникациях и общении с целью удовлетворения собственных потребностей, помимо слов, больше говорят мимика, интонация, жесты.

Таким образом, менее десятой части сообщения собеседник получает из высказанных слов. Из этого следует, что большую роль в верном восприятии информации играют правильно выбранные невербальные способы. Они усваиваются человеком еще в раннем детстве, когда он наблюдает за действиями и реакциями окружающих. Многие невербальные каналы являются врожденными, то есть заложены в генетическом коде. Животные также наделены способностями общаться с себе подобными и с человеком без слов.

Отличия невербального общения от вербального

Невербальная коммуникация доступна маленькому ребенку, который не может выражаться словами. Зато он способен объясняться и развиваться. Именно невербальная коммуникация закладывает у маленького человека способности к межличностным контактам, изучению мира и формированию собственной личности.

С помощью каналов невербальной коммуникации люди выражают свои чувства. Способы невербального общения, как и язык, различаются у разных национальностей. Например, в Болгарии при отрицательном ответе собеседник кивает головой, а в России такой жест означает согласие с утверждением. Напротив, качание головой из стороны в сторону в Болгарии трактуется как согласие, а в России – отказ и несогласие.

Основные виды невербальной коммуникации

При рассмотрении средств невербальной коммуникации сложно выделить отдельные типы, но в результате многочисленных исследований психологи и ученые составили классификацию. При взаимодействии без слов используется множество разных каналов при участии органов чувств: зрения, слуха, кожно-тактильного ощущения, вкуса, обоняния.

Основные виды невербальной коммуникации

Принимая во внимание сенсорную основу невербальной коммуникации, сформировали следующие виды каналов. Всего выделяют пять основных типов:

  1. Оптический канал невербальной коммуникации представлен эмоциональным выражением лица, движениями тела, зрительным контактом.
  2. Акустический канал невербальной коммуникациисостоит из просодического типа (вокальные качества голоса, тембр, диапазон, тональность) и экстралингвистического или внеречевого (темп речи, наличие пауз, вздохов, покашливания, смеха, плача и другого).
  3. Тактильно-кинестетический, или такесический, канал включает рукопожатия, прикосновения, поглаживания, поцелуи.
  4. Пространственный, или проксемический, канал состоит из дистанций во время общения, расположения тела в пространстве относительно собеседника.
  5. Обонятельный, или ольфакторный, канал невербальной коммуникации определяется набором запахов.

Разные типы невербальных каналов взаимодействуют друг с другом, дополняя и обогащая послание либо противореча словам собеседника.

7 распространенных каналов невербальной коммуникации

Все основные каналы невербальной коммуникации используются во время контакта и взаимодействия между людьми. Крайняя степень заинтересованности участников разговора подразумевает включение всех каналов.

7 распространенных каналов невербальной коммуникации

Обычно человек избирает такие типы невербального общения:

  1. Мимика
  2. На лице человека отражается вся гамма эмоций и чувств, которые он испытывает в момент коммуникации. Это может быть восхищение, интерес, восторг, гнев, симпатия и прочее. Иногда одного взгляда хватает, чтобы человек почувствовал неприязнь другого либо его расположение.

  3. Жесты
  4. Они также участвуют в передаче различных сообщений окружающим. Многие жесты в разных странах имеют одинаковое значение, но есть и специфичные. Люди привыкают использовать условные движения для обозначения разных чувств и эмоций. Собираясь ехать в другое государство, стоит поинтересоваться, какими жестами принято общаться на его территории. Иначе можно попасть в глупое положение или вовсе получить серьезные неприятности, если случайно кого-то оскорбите или нарушите местный закон.

  5. Взгляд
  6. Это то, что относится к оптическому каналу невербальной коммуникации. Большое значение имеет визуальный контакт и направление взгляда при общении. Невозможно утаить никакие тайные мысли и желания: глаза часто выдают человека. Считывание информации при помощи взгляда происходит моментально, с помощью глаз получится передать мысли и чувства, которые невозможно облечь в слова.

  7. Поза
  8. С помощью этого канала можно узнать информацию относительно настроения человека, его самооценки. Положение тела, осанка, движения, манера подачи сообщают о том, насколько собеседнику комфортно, и уверенно ли он себя чувствует.

  9. Прикосновения
  10. Данный тип невербального канала позволяет выразить свои чувства по отношению к собеседнику. Прикосновения могут быть разные: рукопожатия, похлопывания, поглаживания, дружеские или более близкие объятия.

  11. Позиция в пространстве
  12. Для комфортного общения очень важно занять удобную позицию в пространстве, находиться на определенном расстоянии от собеседника. Сближение между людьми говорит о том, что они испытывают симпатию, привязанность, сексуальные намерения, желание властвовать или агрессию.

  13. Голос
  14. Изменяя интонацию, тембр голоса, скорость произношения, делая паузы, можно донести до собеседника свои мысли, чувства, идеи. Часто мы пользуемся голосом неосознанно, и он выдает скрытые эмоции. Научившись управлять этим инструментом, можно достичь профессиональных успехов.

Одежда и аксессуары как каналы невербальной коммуникации

Многое о человеке может сказать его внешний вид, одежда, что тоже относится к невербальным каналам коммуникации. Образ, созданный человеком, сообщает окружающим о роли, которую он предпочитает играть в социуме, и собственных убеждениях.

Есть такая поговорка: «По одежке встречают…» Посмотрев на то, как одет человек, можно составить о нем первое впечатление. Важно оценить не просто наличие модной одежды, но присутствие чувства стиля, гармоничность образа.

Многие люди очень подвержены внешнему влиянию. Стремление следовать моде присутствует во всех в некоторой степени. Одежда может сообщить о том, насколько человек самостоятелен в собственном выборе, независим от чужого мнения, в осознании собственного я. Отдельные люди предпочитают не привлекать к себе внимание, одеваясь неприметно, другие носят яркие и экстравагантные наряды, третьи держатся золотой середины, одеваются в соответствии с собственным стилем.

Для завершения образа используются такие детали:

  • рисунок и татуировки;
  • прическа;
  • аромат;
  • маникюр;
  • макияж;
  • украшения и аксессуары.

Драгоценности и украшения демонстрируют обществу социальное положение. Также они говорят об уверенности человека, желании выделиться, вступить в контакт, об агрессии, авантюризме, особенностях личности. Отсутствие декоративных деталей может сообщать о простоте, альтруизме, непритязательности. Косметика, парфюмерия используются с целью обрести большую уверенность, повысить привлекательность.

Читайте также! Управление конфликтами: суть процесса, главные принципы, основные методы.

Знание каналов невербальной коммуникации и принципов их действия некоторые люди используют в своих интересах. Например, представители субкультуры могут в толпе определить неуверенного человека по сутулым опущенным плечам. Они подходят ближе, обнимают «по-дружески». Такой жест нарушает личные границы, приносит дискомфорт, и человек готов сделать что-то, лишь бы не чувствовать присутствие другого рядом.

Ошибки в использовании невербальных сигналов

У людей на подсознательном уровне заложена способность распознавать сигналы невербального общения. Научиться контролировать собственные реакции на разговор, мимику, жесты очень сложно. Для этого требуется много тренировок, работы с мышлением. От этого умения часто зависят личные отношения и профессиональный успех.

Ошибки в использовании невербальных сигналов

Обязательно стоит обратить внимание на такие каналы невербальной коммуникации:

  • Спрятанные ладони. Если человек не уверен в себе, лжет, что-то скрывает, не доверяет, он стремится спрятать ладони под стол или за спину. Не обязательно выворачивать руки внутренней стороной ладоней вверх, достаточно просто держать их перед собой, чтобы расположить к себе собеседника.
  • Читайте также! Переговоры с клиентом: простые способы достичь успеха
  • Отведенный взгляд. Выдает неискренность и скрытность собеседника, что не располагает к общению. Поэтому во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику или в область переносицы. Иногда можно отводить взгляд, если для этого есть причина, например совместный обед в ресторане.
  • Поникшая осанка, опущенные плечи. Это признак неуверенности, плохого настроения, усталости. Такой человек не вызывает желания контактировать, поэтому стоит держать спину ровно, а голову высоко, что бы ни случилось.
  • Закрыла 8 сделок благодаря техникам Сергея Азимова

  • Нарушение личного пространства. Для каждого человека есть определенная зона, куда он не хочет впускать посторонних людей. Если кто-то вторгается в это пространство, человек испытывает дискомфорт. У деревенских людей зона комфорта значительно больше, чем у городских жителей. Стоит держаться на допустимом расстоянии с собеседником и не переходить границ личного пространства.
  • Прикосновения к лицу, ушам, шее и волосам. Если человек трогает или теребит разные части тела, это говорит о его тревожности. Он суетится, выглядит неуверенным. Лучше сидеть или стоять спокойно, а при необходимости поправить что-то во внешнем облике, отойти в сторону.

Как развивать способность замечать невербальные сигналы

Невербальному общению стоит учиться. Умение правильно трактовать мимику, жесты, интонацию необходимы человеку для понимания другого, установления контакта и комфортного взаимодействия. Нечестно пытаться манипулировать другими людьми с помощью невербальных каналов. Чтобы самому создать приятное впечатление, стоит научиться контролировать движения своего тела в ответ на разные ситуации.

Как развивать способность замечать невербальные сигналы

Совершенствоваться в невербальной коммуникации и способности контролировать свои сигналы можно, наблюдая за другими людьми, отмечая их движения, жесты, мимику на различные слова и ситуации. Важным являются взгляды, позы, интонации, тембр голоса.

Читайте также! 7 техник активного слушания

Нужно внимательно наблюдать за собеседником, чтобы узнать его мысли, информацию о его личности, убеждениях. Также изучение невербальных каналов других людей помогает получить данные об их отношении к окружающим, сотрудникам, партнерам.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок