Договор публичной оферты: понятие и особенности
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Договор публичной оферты – это бытовое понятие, юридически «договор» и «оферта» – разные термины. Первое – это соглашение на объявленных условиях, второе – предложение заключить такое соглашение.
На что обратить внимание? Оферта превращается в договор в момент акцепта – выраженного согласия со стороны клиента, которое может быть публичным, фактическим, письменным или через конклюдентные действия.
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие публичной оферты
- Существует ли договор публичной оферты
- Структура договора публичной оферты
- Отмена договора публичной оферты
- Часто задаваемые вопросы о договоре публичной оферты
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Понятие публичной оферты
Оферта – это предложение о заключении сделки на определенных условиях. Оферты бывают публичные и непубличные.
Непубличная оферта предназначается для конкретного клиента или компании. Примером такой оферты могут выступать сообщения в личной переписке.
Например, вы пишете в отель администратору и получаете в ответ предложение с ценой и персональной скидкой. Это может считаться непубличной офертой. Или же менеджер по продажам отправляет коммерческое предложение потенциальному клиенту или бизнес-партнеру, где перечислены особые условия сотрудничества (к примеру, рассрочка платежа или индивидуальная скидка).
Публичная оферта предназначена для всех или для большого сегмента аудитории. Это может быть, к примеру, текст массовой рассылки, или ценники в магазине, или каталог товаров на сайте. Таким образом, если клиент решает приобрести ваши товары или услуги согласно публичной оферте, то после этого условия сделки уже не могут быть изменены. В этом и состоит особенность публичной оферты.
В случае же непубличной оферты, если одна из сторон желает пересмотреть условия сделки, обе стороны могут обсудить предмет договора и перезаключить его на новых условиях. Юрист подготовит список пунктов, условия которых клиент желает изменить, и обсудит его с юристами другой стороны.
Пока договор не подписан обеими сторонами, он сам по себе считается офертой, поскольку содержит условия сотрудничества. Однако, если стороны не поставили свои подписи, ни одна из них не несет за что-либо ответственность.
В чем разница между обычным рекламным предложением и публичной офертой? Грань между этими понятиями на самом деле очень тонкая. Из-за того, что трудно четко отделить одно от другого, между продавцами и покупателями нередко возникают споры или судебные тяжбы.
В Гражданском кодексе РФ (ст. 437 ч. 1) рекомендуют рассматривать рекламные сообщения как «приглашение делать оферты», поскольку реклама чаще всего носит общий характер и не содержит всех деталей и важных условий окончательной сделки.
Однако, если в рекламном сообщении содержатся все существенные условия договора, такая реклама уже может считаться публичной офертой, согласно ст. 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оферта должна включать все особенности товара или услуги, предлагаемой к продаже, а также все важные условия будущего соглашения. Если клиент соглашается на условия сделки и желает приобрести продукт, то лицо, отправившее оферту, обязано заключить с ним договор и выполнить обязательства, прописанные в договоре.
Существует ли договор публичной оферты
Что такое договор публичной оферты простыми словами? С юридической точки зрения такого понятия не существует, поскольку договор и оферта – это разные вещи: договор – это соглашение сторон, а оферта – это только предложение его заключить. Но в повседневной речи нередко можно услышать словосочетание «договор публичной оферты», потому что так удобнее.
Публичная оферта становится договором после того, как ее акцептуют.
Что такое акцепт оферты? Это принятие договора, формальное заключение сделки, когда клиент любым способом подтверждает свое согласие на предложенные условия.
Тогда тот, от чьего лица рассылалась оферта, называется оферентом, а тот, кому предназначалось предложение, – акцептантом.
Способ, с помощью которого потенциальный клиент может подтвердить свое согласие, должен быть заранее прописан. Таких способов множество; выбор определенного зависит от вида продукта и вида договора. Для примера, согласие может быть выражено в форме:
- проведения оплаты;
- регистрации на сайте;
- начала пользования услугой.
В момент, когда клиент выражает свое согласие, оферта становится договором.
Тип существующих акцептов:
- Письменный. Оферта подписывается той стороной, которой она была предложена. Например, в банке подписывается договор о выпуске карты.
- Фактический. В этом случае акцептант совершает определенное (фактическое) действие. Например, в парикмахерской оплачиваются услуги мастера или на сайте приобретается билет на мероприятие.
- Конклюдентный. Акцептант выражает согласие с офертой своим поведением, явно и недвусмысленно выражая желание. Например, записывается на вебинар.
- Публичный. Оферта считается принятой второй стороной по факту совершения публичного действия. К этой оферте чаще всего прибегают онлайн-магазины. Например, человек купил товар на сайте. Этим он подтвердил свое согласие.
Однако, если предложение компании будущего клиента не полностью устраивают и он сообщил об этом, такая оферта не считается акцептированной.
Если клиент молчит в ответ на оферту и не проявляет никаких действий, это тоже не может считаться заключением договора, за исключением тех случаев, когда стороны договорились об этом заранее и/или так принято в их сфере бизнеса. Условия договора и обязанности сторон в таком случае регулируется статьей 438 Гражданского кодекса РФ.
Действие для подтверждения акцепта рекомендуется выбирать такое, которое легко отследить. Например, это может быть подпись на документе, или регистрация на сайте, или просто проставление галочки напротив строки со ссылкой на текст публичной оферты.
Также таким действием, подтверждающим согласием на оферту, является фактическая оплата товаров или услуг. Например, поставщик выставил счет, клиент его оплатил. Тогда оплата является акцептом, а соглашение обретает юридическую силу и может быть рассмотрено как заключение договора.
Оферта защищает интересы обеих сторон – и акцептанта, и оферента. Акцепт оферты можно использовать как обоснование для получения прибыли; также его принимает и налоговая.
Структура договора публичной оферты
Оферта создана для обеспечения защиты как покупателя, так и продавца. Но для этого следует заранее подготовить письменный документ. Ниже рассматривается структура полной оферты, которая подойдет для большинства онлайн-магазинов.
Заголовок
В начале документа должно стоять «Оферта» или «Публичная оферта». Так получатель документа поймет, что ему предлагают заключить сделку на перечисленных условиях.
Информация о продавце
Необходимо указать:
- юридическое название компании;
- должность, Ф. И. О. и инициалы представителя компании, от чьего лица высылается оферта;
- реквизиты для оплаты;
- контакты компании или ее представителя.
Дополнительно можно указать сферу деятельности бизнеса и/или особенности предлагаемых товаров или услуг.
Чаще всего в начале документа упоминается только юридическое наименование компании, а полные сведения о ней указываются в конце, в разделе «Подписи сторон».
Информация о целевых клиентах
В том случае, если публичная оферта адресована только определенному сегменту субъектов, например только физическим или только юридическим лицам, жителям определенного региона и пр., это должно быть представлено в тексте оферты. Но, согласно законодательству РФ, нельзя ограничивать в правах граждан по признаку пола, возраста, религии и национальности. Иначе суд это может интерпретировать как дискриминацию.
Читайте также! Как правильно хранить документы: разбираемся в требованиях и штрафах
Толкование терминов
В тексте необходимо дать определение терминов: что такое товар, что такое продавец, кто такой клиент и т. д. В случае если возникнет спорная ситуация, на эти термины можно будет опираться при разбирательстве.
Суть предложения
Четкое описание предмета договора публичной оферты и услуги, предоставляемой продавцом. Также указываются условия, на которых сделка может быть заключена. Клиент должен ясно понимать, что ему предлагают, по какой стоимости, в какие сроки, на каких условиях.
Предмет сделки
Общие свойства товаров или услуг, предлагаемых продавцом, и отдельные описания товаров, если они чем-то отличаются.
Цена и условия оплаты
Можно указать как конкретную сумму, так и способ ее вычисления. Также следует упомянуть информацию о проводимых акциях и скидках. Необходимо также уточнять информацию о дополнительной плате за доставку, если она не включена в цену товара. Поскольку в интернет-магазине представлено множество различных товаров, обычно дается ссылка на раздел, где можно узнать стоимость каждого из них.
Способ и порядок оплаты
В данной части оферты необходимо указать не только все доступные продавцу способы оплаты, но и недопустимые варианты. Если предлагается оплата в рассрочку, то необходимо приложить график платежей, где прописана дата и сумма платежа.
Срок действия оферты
Если предложение имеет ограниченный срок действия, об этом стоит указать отдельно. Если клиент принял предложение после указанной даты, такая сделка не считается заключенной. Если клиент принял предложение до указанной даты, то такую оферту нельзя отозвать или изменить ее условия.
Условия акцептирования
Здесь нужно ясно указать, какие действия будут считаться согласием на публичную оферту. Например: покупка товара, отметка галочки напротив «Согласен с условиями», заполнение формы заказа и т. д. Обычно это такие действия, которые легко зафиксировать и доказать.
В случае если акцептом выступает оплата, то по такому документу можно получить выписку из банковского счета, подтверждающую перечисление денежных средств.
Условия доставки
Перечисление всех возможных способов доставки товара: курьерская доставка, самовывоз из офиса, самовывоз из магазина, почтомат, при помощи посредника и т. д.
Порядок изменения оферты
Если в будущем потребуется вносить изменения в условия предложения, то в тексте должно быть указано, что есть возможность их корректировки. Важно определить порядок и причины внесения изменений. Эти условия применяются только к новым клиентам. Если изменения затронут и клиентов, которые уже приняли предложение, то от них снова нужно будет получить согласие.
Порядок урегулирования споров
Указывается время, в течение которого нужно направить претензию, способ ее отправки, период ее рассмотрения, территориальная подсудность (суд, к которому должны обращаться стороны). Также, если ситуация требует обязательного проведения медиации, это тоже должно быть указано.
Использование персональных данных
Если при заключении договора на основе публичной оферты покупатель должен указать свои персональные данные, то в оферте заранее прописывается, какие именно сведения необходимы, а также цель их использования, срок хранения данных, порядок хранения, способ обработки и срок их уничтожения. Данный пункт можно вынести отдельным приложением к договору.
Контакты
Указываются контактные данные лица или компании, куда следует обращаться в случае возникновения разногласий.
Отмена договора публичной оферты
Полностью отменить оферту или изменить в ней какие-то условия можно, но только до того момента, как оферта принята и сразу для всех. При этом изменения не коснутся тех, кто уже акцептовал оферту в старом варианте, но не успел получить продукт или услугу в полном объеме.
Например, если в магазине провели переоценку, но забыли изменить цену на молоко в ценнике, то придется продавать его по старой цене, даже если она увеличилась. Покупателю, которому так повезло, остается только радоваться. По закону отказать ему нельзя.
Подписные сервисы или онлайн-школы также имеют право изменять условия оферты, но лучше предупредить всех клиентов о предстоящих изменениях за несколько дней, чтобы избежать споров и возможных конфликтов. Какие условия можно поменять?
Например, срок доступа к продукту и формат обучения. Но нельзя изменять цену для тех, кто уже учится или заранее оплатил курс целиком. Например, если онлайн-школа объявила о повышении стоимости обучения, которое начнет действовать через неделю, то это не затронет клиента, уже оплатившего годовое обучение или подписавшего оферту с обозначенной в ней ценой.
Читайте также! Должностная инструкция отдела закупок: особенности документа
Отменять уже принятую оферту незаконно. Можно только расторгнуть договор. Особенности данной процедуры также нужно заранее прописать в документах.
Оферта – очень полезная вещь для бизнесменов и предпринимателей. Благодаря ей договоры можно оформить онлайн, без необходимости подписывать бумаги. Это очень удобно, если нужно реализовать партии одинакового товара или же вы предоставляете услуги для большого количества целевых клиентов. Кроме того, это абсолютно законно.
Конечно, определенные риски присутствуют, но, если хорошо изучить вопрос, можно заранее обезопасить себя или компанию.
Часто задаваемые вопросы о договоре публичной оферты
Есть ли случаи, что публичной оферты недостаточно и требуется заключение договора на бумаге?
Так бывает, если компания предлагает нетиповую услугу с особыми условиями для отдельного клиента. Например, если предлагается индивидуальный график платежей, или персональная скидка, или оплата в кредит. Тогда требуется договор, чтобы закрепить договоренности.
Для предпринимателей публичная оферта обязательна?
Нет, необязательна. Предприниматель сам принимает решение, использовать ему публичную оферту или сразу предлагать заключить договор. Но к оферте удобно прибегать, если продавцу не нужно знать о покупателе много информации.
Читайте также! Договор подряда на выполнение работ: участники и условия
Каковы распространенные ошибки при заключении публичной оферты?
К ним относятся: копирование текста документов от других компаний и невыполнение условий сделки, перечисленных в оферте. В последнем случае, если продавец обратится в суд, такую оферту признают недействительной.
Подведем итог: оферты экономят время и ресурсы для тех сфер бизнеса, где требуется заключение сделок на большую аудиторию. Например, или пользуются маркетплейсы, банки, онлайн-магазины.