Бизнес-архитектура: что это и как её выстроить
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.06) |
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое бизнес-архитектура компании
- Основа бизнес-архитектуры предприятия
- 5 обязательных действий для проектирования модели бизнес-архитектуры
- Трудности, с которыми сталкивается бизнес-архитектор
- Мифы про бизнес-архитектуру
- Часто задаваемые вопросы о бизнес-архитектуре
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чем речь? Бизнес-архитектура представляет собой всеобъемлющее описание устройства компании, которое наглядно демонстрирует, как и за счет чего предприятие зарабатывает деньги. Это всегда про связь различных элементов внутри, таких как персонал, ценность для клиента, технологии управления.
На что обратить внимание? Бизнес-архитектура разрабатывается с применением различных методологий. Одна из наиболее эффективных – TOGAF (The Open Group Architecture Framework).
Что такое бизнес-архитектура компании
Бизнес-архитектура – это единая модель компании, объединяющая стратегические и структурные вопросы, технические и информативные моменты. Она присутствует всегда, так как является частью корпоративной архитектуры. В нашем случае имеется в виду развернутое описание структуры и, в частности того, как фирма получает деньги.
В данном контексте бизнес воспринимается как совокупность связанных между собою звеньев, таких как персонал, структура управления, рабочие процессы, технологии, потенциал компании, ее ценность для потребителей, информация и др.
Источник: shutterstock.com
Бизнес-архитектура организации (Enterprise Architecture, EA) подробно отвечает на вопросы:
- Чем занимается компания?
- Как она создает и доставляет свою ценность покупателям?
- Как работает с поставщиками и клиентами?
- Как структурные подразделения и составляющие бизнеса коммуницируют в процессе производства?
- Какой информацией владеют участники проекта, какие термины используют?
Кроме объединения компонентов, бизнес-архитектура (далее БА) показывает связь с политикой компании, ее продукцией, стратегическими планами, активностью и заинтересованными лицами. Причем все эти элементы имеют и свою бизнес-структуру. Например, для персонала существует оргструктура, для производства утверждается архитектура производственных процессов и т. д.
То есть проектирование бизнес-архитектуры является основой, которая систематизирует состав, структуры и элементы важных составляющих компании. Их цель – дать представление о связи и принципах взаимодействия всех бизнес-элементов. Коротко говоря, БА показывает, как функционирует предприятие.
Читайте также! Описание бизнес-процессов: правила и способыФизически архитектура бизнеса компании — это комплект моделей важных компонентов ее деятельности с позиции заинтересованных сторон. Причем, помимо стратегических, она включает операционные перспективы. Именно целостная и интегрированная модель организации синхронизирует ее стратегию с текущей деятельностью, чтобы реализовать одну через другую.
Общее (обычно схематическое) описание работы предприятия переводит стратегические цели в реализуемую схему действий. Во многих случаях отсутствие бизнес-архитектуры мешает разработке и осуществлению стратегии развития. В этом аспекте она поможет разобраться в таких вопросах:
- Трудности с пониманием нюансов стратегических мероприятий.
- Несоответствие долгосрочных целей реальным действиям и способам их реализации.
- Бесконтрольность расходов на решение задач.
- Недоработки в операционных процессах, мешающие выполнению долгосрочных планов.
- Несогласованность бизнес-потребностей с возможностями ИТ, включая бюджетирование.
- Достаточность потенциала предприятия для выполнения задач.
Основа бизнес-архитектуры предприятия
Как правило, архитектура бизнес-процессов проектируется и обеспечивается различными приемами. Самый результативный способ – The Open Group Architecture Framework (TOGAF). Он облегчает разработку описаний для конкретных фирм и их дальнейшую реализацию.
В этой методике моделирования бизнес-архитектуры последняя отображается с помощью нескольких доменов:
- Business (схематичное описание бизнеса) – структура управления организацией, ее стратегия, основные рабочие процессы.
- Data (архитектура данных) –это логическая схема зарегистрированной информации и ресурсов для ее организации.
- Application (архитектура приложений) – своеобразная карта-сборник всех корпоративных инструментов для выполнения бизнес-задач, которая отражает:
— влияние каждого из них на управление рабочими процессами;
— взаимодействие между приложениями и сторонними сервисами.
Читайте также!
Директор по информационным технологиям: компетенции, полномочия, ответственность
- Technology (устройство технологий)– определение логической структуры эксплуатации программного и аппаратного обеспечения, необходимого для применения приложений и доступа к рабочей информации. Это, можно сказать, статический сегмент фреймворка TOGAF, в который входят серверы, процессинг, сети и др.
Динамическая часть структуры TOGAF осуществляет управление бизнес-архитектурой в области следующих изменений:
— Фаза подготовки – решение основных вопросов: кто будет принимать решения, необходимо ли использовать методики (если да, в каких масштабах) и др. Данный цикл можно запускать лишь после описания текущего положения бизнеса и архитектуры IT-решений, а также их формализации.
— Фаза A (архитектурное видение) – создание схемы неудовлетворенности (что и почему не нравится), составление плана действий по изменению ситуации, выбор средств, определение лимитов.
— Фазы B-D (бизнес-архитектура, строение системы информации, структура технологий) – проектирование целей, достижение которых обеспечит архитектурное видение.
— Фазы E-F (решения и возможности, планирование миграции) – определение набора инструментов для создания целевой архитектуры.
— Фазы G-H (внедрение управления, контроль над изменениями БА) – окончание цикла, переключение на новую задачу.
5 обязательных действий для проектирования модели бизнес-архитектуры
После того как руководство предприятия решило создавать архитектуру бизнеса и хочет пригласить для этого специалистов, необходимо сделать несколько шагов:
- Определиться с ролью бизнес-архитектора организации.
Но здесь нужно учесть один нюанс: business architect (архитектор) и business analyst (аналитик) решают разные задачи. Второй является помощником у первого. В его обязанности входит проведение интервью, оформление документации, генерация концептов, перенимание опыта у архитектора. Функции бизнес-архитектора предполагают анализ бизнес-архитектуры, проектирование, контроль над выполнением задач.
- Урезать полномочия администрации компании по разработке и реализации БА и передать их business architect.
Необходимо учредить в организации законодательную власть и исполнительную. Первую из них представит архитектор. Он будет вырабатывать и утверждать законы самостоятельно либо совместно с архитектурным комитетом, в который включены владельцы бизнеса, топ-менеджмент и ключевые специалисты (по согласованию сторон).
Источник: shutterstock.com
В исполнительную власть войдут начальники подразделений. Их цели – воплощать законы архитектора, реализовывать модель и изменять ее согласно плану.
- Распределить системы взаимодействия и сервисы между структурными подразделениями.
Необходимо четко обозначить, что, кто и кому предоставляет, в каком объеме и когда.
- Формализировать модель БА и контролировать ее усовершенствование.
Задача архитектора – сделать описание бизнес-архитектуры более полным и доступным, а после утвердить его у членов комитета. Потом все изменения процессов вводятся централизованно, без самовольных правок. Исключением являются критические случаи и указания руководства, согласованные с гендиректором. Каждый участник бизнес-процесса обязан действовать по строгим правилам, а не импровизировать.
- Централизованно руководить БА и IT-архитектурой предприятия.
Все это управляется коллегиально.
Трудности, с которыми сталкивается бизнес-архитектор
В своей работе архитектор часто сталкивается с антагонизмом, вызванным особенностью его действий. Поэтому такой специалист должен уметь лидировать, взаимодействовать с людьми и убеждать их в правоте своей позиции.
Поговорим о самых частых трудностях в общении с персоналом.
- Несогласие работников с централизацией бизнес-архитектуры.
Причина в том, что оптимизацию процесса сотрудники воспринимают как недовольство управленцев состоянием дел. Как только обсуждения нарушают сложившиеся отношения, руководители воспринимают это как сужение их полномочий.
- Изменения процесса исполнения БА отдельными специалистами.
Проблема возникает при отсутствии локальных нормативов, определяющих, кто может корректировать бизнес-модель, когда и почему, а также быть фундаментом при составлении планов заинтересованными лицами.
Источник: shutterstock.com
- Неспособность HR-отдела верно определить права бизнес-архитектора.
Такие сложности возможны в связи с творческим подходом этих профессионалов. Они должны не просто регистрировать, на каком этапе находится архитектура бизнес-процессов предприятия, но также предлагать ее модификацию. Например, реформу производства, замену устаревших операций новыми и др. В целом все эти действия направлены на усиление коммерческой активности и укрепление позиции компании на рынке.
- Отсутствие специалиста по социальным связям между отделами и сотрудниками предприятия.
Топ-менеджеры не всегда считают нужным вводить такую единицу в штат. Им кажется, что люди сами достаточно поддерживают деловые связи. Но в будущем при трансформации enterprise architecture потребуются дополнительные меры по обучению и повышению мотивации сотрудников. Для запуска таких процессов нужны специалисты с должным опытом и компетенцией.
Читайте также! KPI маркетолога: понятие, классификация, список ключевых показателей
Мифы про бизнес-архитектуру
Архитектура бизнес-системы окружена мифическими слухами, которые сбивают с толку руководство предприятий. Те, кто верит в эти небылицы, не сможет полноценно управлять процессами и бизнесом вообще. Рассмотрим самые распространенные ошибки.
- БА формируется самостоятельно и развивается одновременно с бизнесом.
Систем, которые умеют порождать структуры с высокой самоорганизацией, пока еще не существует. Обычно все ограничивается тем, что создается много неформальных связей, основанных на личных обязательствах сторон. Чтобы наладить связь участников в одной из сложных общественных систем, нужен руководящий орган либо лидирующий автократ, который после передаст бразды правления властным структурам.
- Все документы по модели бизнеса готовят бизнес-аналитики.
Чаще всего начальство не интересует бизнес-архитектура и выкладки штатного аналитика. От него ждут самостоятельной организации нужных процессов, что снимет часть нагрузки с высших управленцев.
Источник: shutterstock.com
- Благодаря своему опыту и знаниям бизнес-аналитик способен улучшать работу предприятия.
Это ошибочное убеждение, так как результативность бизнеса не входит в компетенцию таких работников. К тому же данная задача решается коллегиально. При всех своих способностях один специалист не в состоянии что-то изменить.
- Хорошо, что на архитектуру бизнеса влияют разные сотрудники.
Воздействие отдельных лиц на БА, минуя систематизацию, создание структуры и анализ общих факторов, не улучшит работу предприятия, а принесет ему проблемы.
- Благодаря специалистам, занимающимся IT-архитектурой, можно не беспокоиться о бизнес-модели.
Это в корне неверно. Без надлежащих знаний ИТ-архитектор некомпетентен в таких вопросах и по большому счету не обязан это делать. Это ответственное дело нужно поручать только квалифицированным специалистам предприятия.
Часто задаваемые вопросы о бизнес-архитектуре
Что связывает архитектуру бизнеса с EA (enterprise architecture)?
Для согласованности БА со всеми компонентами корпоративной архитектуры применяются специальные интерфейсы, которые ошибочно называют сервисами.
Если сотрудник ищет информацию об остатках товара на складах, то вход в сервис по получению данных о складских запасах возможен только через ведомость по товарным ресурсам. Здесь имеется в виду интерфейс без получения сведений о производстве ценности.
Вообще любые бизнес-сервисы используют полезную информацию друг друга лишь на совместном уровне. Без соответствующего интерфейса им недоступны следующие ступени.
Если в качестве примера взять курьерскую доставку, то в создании главной ценности задействованы два сервиса – «покупка товаров» и «адресная доставка». Они интересуют покупателя только в тандеме. Кому нужен заказ, оставленный у продавца, или визит курьера без товара? Для реализации бизнес-ценностей нужно связать данные сервисы через интерфейсы.
Что должен знать специалист по БА?
Какими знаниями нужно обладать системному аналитику и product owner, который занимается развитием продукта в цифровых проектах? Если необходима разработка бизнес-архитектуры, эти специалисты должны собрать максимум информации об архитектуре бизнеса заказчика. Иначе digital-продукт окажется бесполезным.
В случае NPD (new product development) для цифровизации архитектуры придется спроектировать ее и описать документально. В описании должен быть порядок получения данных через сервисы (application data services), рассчитанный на бизнес-услуги уровня БА со схемами обслуживания системы.
Уже на стадии продажи ясно видно, чем отличается модель архитектуры бизнеса от применяемой заказчиком с возможностью адаптации товара.
Что такое элемент бизнес-архитектуры организации?
К составляющим архитектуры относятся карты бизнес-потенциала, модели производственных процессов, поток создания ценностей, структура, данные, роли, системы, приложения. Модель компании должна быть неизменной, устойчивой к меняющимся технологиям и бизнес-процессам.
Таким образом, архитектура бизнеса – это структурное строение компании с описанием системы получения прибыли. Ее создание нужно доверять профессионалам с высокой компетенцией. Без них реализация такой задачи не представляется возможной.