Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Цель стратегического планирования: виды и требования
Цель стратегического планирования: виды и требования

Цель стратегического планирования: виды и требования

Дата публикации:
12.11.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
12.11.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

О чем речь?Цель стратегического планирования – ориентир в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Она должна быть актуальной, выполнимой, ограниченной по срокам и иметь свое место в иерархии.

На что обратить внимание? Стратегическое планирование затрагивает все сферы бизнеса: внутренние процессы, финансы, взаимодействие с клиентами, что учитывается при формировании целей компании.



Понятие стратегического планирования

Стратегическое планирование в менеджменте представляет собой процесс создания и реализации бизнес-проектов, рассчитанных на средне- и долгосрочную перспективу и имеющих важное значение для развития компании.

Стратегическое планирование нацелено на выполнение определенных задач в будущем, причем с привязкой к конкретным срокам стадий реализации проекта. Ключевое значение при этом имеет определение ресурсов, необходимых для воплощения стратегического плана, и прогнозирование ожидаемых результатов.

Соответственно, планы содержат четкие расчеты и строятся на системном подходе к бизнес-деятельности.

Отличительные характеристики подобного планирования:

  • срок планирования – не менее 2-5 лет;
  • наличие постоянного мониторинга реализации проекта;
  • анализ внешней рыночной ситуации и возможность внесения в проект коррективов при изменении значимых обстоятельств;
  • наличие документов, в которых излагается содержание плана;
  • реалистичность и конкретность целей и задач стратегического планирования;
  • определение альтернативных вариантов решения возникающих вопросов;
  • учет ресурсов, требуемых для реализации проекта;
  • наличие показателей, по которым определяется ход выполнения плана.

К основным преимуществам стратегического планирования относятся:

  • анализ вероятных угроз как внешнего, так и внутреннего характера;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • мотивация сотрудников, участвующих в реализации общего проекта;
  • возможность сконцентрироваться на приоритетных направлениях развития бизнеса;
  • оптимальное распределение ресурсов;
  • использование инновационных методик и инструментов, в том числе в самом процессе планирования;
  • прогнозирование изменения рыночной ситуации с пониманием, как встроиться в актуальные тренды.

Виды и требования к цели стратегического планирования

Выбор бизнес-стратегии зависит от многих факторов: характер деятельности и масштаб компании, рыночная среда, объем имеющихся ресурсов и т. д.

Виды и требования к цели стратегического планирования

Начинается стратегическое планирование с определения целей, среди которых выделяется несколько разновидностей:

  • Цели задания ориентированы на внешнюю среду, к примеру увеличение доли рынка.
  • Цели ориентации направлены внутрь и в основном соответствуют интересам коллектива фирмы.
  • Цели системы позволяют добиться стабильного, равновесного положения в рамках системы (скажем, создание баланса между различными подразделениями, учет интересов деловых партнеров).

Данные виды целей стратегического планирования не образуют какой-либо иерархии, и потому они могут переплетаться друг с другом.

Успех стратегического планирования во многом зависит от того, насколько правильно были определены целевые ориентиры. Цели стратегического бизнес-планирования должны соответствовать определенным требованиям:

  • Актуальность — реализация задач имеет жизненно важное значение для предприятия.
  • Достижимость — бессмысленно ставить заведомо невыполнимые цели, поскольку это приведет лишь к напрасной трате ресурсов.
  • Срочность — достижение целей и отдельных задач должно быть привязано к конкретным срокам, иначе реализация проекта окажется под вопросом. Наличие четких временных границ мотивирует участников и помогает отслеживать ход выполнения проекта.
  • Согласованность — если есть несколько целей развития компании, то они должны быть увязаны друг с другом, чтобы реализация одной способствовала успеху и на других направлениях деятельности. Альтернативный подход – определение приоритетности среди сформулированных задач.

Этапы формирования целей стратегического планирования

Сам процесс целеполагания имеет достаточно универсальный вид, и данный алгоритм применим для любой сферы бизнеса:

1. Понимание важности стратегического планирования всеми участниками бизнес-процессов

Хотя это может показаться само собой разумеющимся и не заслуживающим отдельного упоминания, в действительности предварительным условием начала стратегического планирования является создание соответствующего настроя, прежде всего, у тех, кто входит в команду разработчиков.

Этапы формирования целей стратегического планирования

Нередко членами этой группы выступают представители разных подразделений компании, и нужно сразу сформировать коллектив единомышленников, которые мыслят сходными категориями и придерживаются единой системы ценностей и интересов.

Поскольку инициатором запуска процесса планирования обычно выступает руководитель предприятия, то он должен определить, кого включить в состав команды разработчиков, учитывая и личностные, и профессиональные качества претендентов. Также будет полезным проведение предварительных встреч с целью создания творческой и доверительной атмосферы.

2. Формулирование целей

Для обоснованной постановки целей стратегического планирования должно присутствовать видение перспектив развития коммерческой организации, прежде всего, в рамках прогнозирования динамики рыночной ситуации.

Поэтому требуется многоаспектный анализ настоящей картины с выделением наметившихся трендов – нередко перед созданием плана проводится отдельное исследование, которое позволяет выделить точки для роста.

В большинстве случаев цели стратегического планирования направлены на достижение более высоких количественных и качественных показателей деятельности организации. Количественное выражение задач предпочтительнее в том отношении, что облегчается оценка текущих результатов, – сразу становится видно, насколько фирма близка к реализации целей.

Также необходимо, чтобы цели охватывали различные направления работы, и к их реализации можно было подключить все подразделения предприятия: производственные цеха, отделы по научно-техническим и опытно-конструкторским разработкам, маркетинговые, финансовые и кадровые подразделения и т. д.

Общие цели должны иметь масштабный характер, соответствовать уровню компании, однако задачи, из которых они состоят, вполне могут касаться отдельных структурных единиц. Подобный подход позволяет сплачивать коллектив и в то же время конкретизировать роль каждого отдела и даже сотрудника в реализации стратегического проекта.

3. Логическое построение целей

Стратегическое планирование обычно предполагает наличие нескольких взаимосвязанных целей и задач – при этом могут быть выделены приоритетные направления деятельности и вспомогательные, помогающие добиться главных целей.

К примеру, проект предполагает внедрение новых правил внутреннего контроля, соответственно, задачами может выступать обновление системы локальных актов, оптимизация бизнес-процессов и т. п.

4. Участие сотрудников в определении целей стратегического планирования

Мотивация персонала заметно повышается, если привлекать работников к процессу планирования: с их помощью конкретизируются задачи, определяется содержание тех или иных мероприятий и оптимальные сроки, очерчивается зона ответственности должностных лиц. Поэтому целесообразно включать в команду разработчиков представителей различных структурных подразделений компании.

5. Представление целевых ориентиров

Анонсировать свои цели необходимо не только собственным сотрудникам, но также партнерам, клиентам и широкой общественности – в той мере, насколько реализация проекта приведет к изменению делового имиджа предприятия. Представление своих планов должно вызвать позитивную реакцию со стороны партнеров и инвесторов, поднять их уровень доверия к компании.

6. Разработка целевого портрета фирмы

Одним из составных элементов стратегического планирования является создание ожидаемого образа компании – другими словами, как она будет выглядеть через 5, 10 лет, когда будут реализованы задумываемые проекты. Такой шаг способствует продвижению бренда и привлекает внимание потребителей.

С другой стороны, это мотивирует и сотрудников, которые вовлекаются в процесс обновления, и их собственное профессиональное совершенствование становится частью плана развития фирмы.

Поэтому при определении целей и образа будущего стоит учитывать мнения работников. В современных условиях восприятие компании зависит не только от материальных достижений, но и от того, как она сама себя позиционирует в виде миссии, поддерживаемых ценностей и установок. Поэтому стратегическое планирование должно включать в себя блок, связанный с корпоративной культурой.

Примеры целей стратегического планирования

Разберем, как могут выглядеть конкретные стратегические цели коммерческой организации в разных сферах деятельности.

Финансы и менеджмент

Глобальной целью стратегического планирования в менеджменте выступает рост прибыли, и этого можно добиться разными способами:

  • освоение производства нового продукта;
  • обновление воронки продаж с последующим увеличением конверсии;
  • выход на новые рынки;
  • увеличение доли повторных покупок;
  • привлечение инвестиций;
  • рост рентабельности производственных мощностей;
  • диверсификация источников дохода.
Примеры целей стратегического планирования

Обучение персонала и рост компании

Возможные формулировки подобных целей стратегического планирования:

  • обновление команды;
  • развитие корпоративной культуры;
  • оптимизация системы внутренней отчетности;
  • расширение организационной структуры с созданием новых подразделений;
  • установление контактов с зарубежными партнерами.

Персонал является одним из основных ресурсов развития компании, поэтому не стоит недооценивать значение данного направления. К примеру, в современных условиях следует регулярно организовывать программы повышения квалификации для сотрудников.

Оптимизация бизнес-процессов

Их совершенствование может выражаться в таких целях:

  • снижение затрат, в том числе временных;
  • внедрение инструментов автоматизации;
  • развитие информационных систем;
  • оптимизация структуры фирмы;
  • рост эффективности управления проектами.

Система целей стратегического планирования может распространяться и на внешние бизнес-процессы, например порядок взаимодействия с поставщиками и подрядчиками.

Клиенты

Для улучшения обслуживания клиентов можно выделить следующие ориентиры:

  • сокращение сроков доставки товаров;
  • расширение масштаба технической поддержки;
  • внедрение программ лояльности для постоянных покупателей;
  • освоение новых способов коммуникации с потребителями;
  • уменьшение процента возвратов товара;
  • улучшение системы работы с обращениями и жалобами клиентов;
  • создание профильных групп в социальных сетях;
  • увеличение способов оплаты.
Читайте также! Методы стратегического планирования: какие бывают

Стратегические планы могут совмещать мероприятия по разным направлениям деятельности.

Часто задаваемые вопросы о цели стратегического планирования

Как соотносятся стратегические цели и стратегические планы?

Это взаимосвязанные понятия, отличающиеся по объему. Более обширным является стратегический план, представляющий собой документ с изложением концепции развития предприятия на несколько лет вперед. Составным элементом плана выступают цели, которые обычно указываются в самом начале, и по их достижению оценивается реализация всего проекта.

Должны ли основные цели стратегического планирования быть всегда привязанными к временным ориентирам?

Чаще всего сроки устанавливаются, хотя возможны стратегические цели без четкой даты достижения, к примеру задача обеспечения ежемесячного прироста продаж или удержания за собой контролируемой доли рынка.

Кто занимается разработкой стратегических целей?

Данный вопрос входит в компетенцию руководства компании с привлечением начальников подразделений. Также в крупных корпорациях могут быть специальные отделы, задачей которых является анализ текущих данных, выработка, коррекция и контроль за исполнением стратегических планов.

Читайте также! Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановки

Таким образом, цели стратегического планирования – это глобальные установки развития предприятия на средне- и долгосрочную перспективу. Они должны охватывать все основные аспекты деятельности компании – ситуацию на рынке, объем производства, финансовые показатели, маркетинг, систему управления бизнес-процессами, кадровые и иные ресурсы.

Их формулирование – прерогатива собственников фирмы и топ-менеджеров, но к процессу создания стратегического плана привлекаются и другие сотрудники.

Успешная реализация стратегических планов является залогом повышения конкурентоспособности предприятия и выхода на новый уровень развития.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок