Цель стратегического планирования: виды и требования
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
О чем речь?Цель стратегического планирования – ориентир в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Она должна быть актуальной, выполнимой, ограниченной по срокам и иметь свое место в иерархии.
На что обратить внимание? Стратегическое планирование затрагивает все сферы бизнеса: внутренние процессы, финансы, взаимодействие с клиентами, что учитывается при формировании целей компании.
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие стратегического планирования
- Виды и требования к цели стратегического планирования
- Этапы формирования целей стратегического планирования
- Примеры целей стратегического планирования
- Часто задаваемые вопросы о цели стратегического планирования
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Понятие стратегического планирования
Стратегическое планирование в менеджменте представляет собой процесс создания и реализации бизнес-проектов, рассчитанных на средне- и долгосрочную перспективу и имеющих важное значение для развития компании.
Стратегическое планирование нацелено на выполнение определенных задач в будущем, причем с привязкой к конкретным срокам стадий реализации проекта. Ключевое значение при этом имеет определение ресурсов, необходимых для воплощения стратегического плана, и прогнозирование ожидаемых результатов.
Соответственно, планы содержат четкие расчеты и строятся на системном подходе к бизнес-деятельности.
Отличительные характеристики подобного планирования:
- срок планирования – не менее 2-5 лет;
- наличие постоянного мониторинга реализации проекта;
- анализ внешней рыночной ситуации и возможность внесения в проект коррективов при изменении значимых обстоятельств;
- наличие документов, в которых излагается содержание плана;
- реалистичность и конкретность целей и задач стратегического планирования;
- определение альтернативных вариантов решения возникающих вопросов;
- учет ресурсов, требуемых для реализации проекта;
- наличие показателей, по которым определяется ход выполнения плана.
К основным преимуществам стратегического планирования относятся:
- анализ вероятных угроз как внешнего, так и внутреннего характера;
- оптимизация бизнес-процессов;
- мотивация сотрудников, участвующих в реализации общего проекта;
- возможность сконцентрироваться на приоритетных направлениях развития бизнеса;
- оптимальное распределение ресурсов;
- использование инновационных методик и инструментов, в том числе в самом процессе планирования;
- прогнозирование изменения рыночной ситуации с пониманием, как встроиться в актуальные тренды.
Виды и требования к цели стратегического планирования
Выбор бизнес-стратегии зависит от многих факторов: характер деятельности и масштаб компании, рыночная среда, объем имеющихся ресурсов и т. д.
Начинается стратегическое планирование с определения целей, среди которых выделяется несколько разновидностей:
- Цели задания ориентированы на внешнюю среду, к примеру увеличение доли рынка.
- Цели ориентации направлены внутрь и в основном соответствуют интересам коллектива фирмы.
- Цели системы позволяют добиться стабильного, равновесного положения в рамках системы (скажем, создание баланса между различными подразделениями, учет интересов деловых партнеров).
Данные виды целей стратегического планирования не образуют какой-либо иерархии, и потому они могут переплетаться друг с другом.
Успех стратегического планирования во многом зависит от того, насколько правильно были определены целевые ориентиры. Цели стратегического бизнес-планирования должны соответствовать определенным требованиям:
- Актуальность — реализация задач имеет жизненно важное значение для предприятия.
- Достижимость — бессмысленно ставить заведомо невыполнимые цели, поскольку это приведет лишь к напрасной трате ресурсов.
- Срочность — достижение целей и отдельных задач должно быть привязано к конкретным срокам, иначе реализация проекта окажется под вопросом. Наличие четких временных границ мотивирует участников и помогает отслеживать ход выполнения проекта.
- Согласованность — если есть несколько целей развития компании, то они должны быть увязаны друг с другом, чтобы реализация одной способствовала успеху и на других направлениях деятельности. Альтернативный подход – определение приоритетности среди сформулированных задач.
Этапы формирования целей стратегического планирования
Сам процесс целеполагания имеет достаточно универсальный вид, и данный алгоритм применим для любой сферы бизнеса:
1. Понимание важности стратегического планирования всеми участниками бизнес-процессов
Хотя это может показаться само собой разумеющимся и не заслуживающим отдельного упоминания, в действительности предварительным условием начала стратегического планирования является создание соответствующего настроя, прежде всего, у тех, кто входит в команду разработчиков.
Нередко членами этой группы выступают представители разных подразделений компании, и нужно сразу сформировать коллектив единомышленников, которые мыслят сходными категориями и придерживаются единой системы ценностей и интересов.
Поскольку инициатором запуска процесса планирования обычно выступает руководитель предприятия, то он должен определить, кого включить в состав команды разработчиков, учитывая и личностные, и профессиональные качества претендентов. Также будет полезным проведение предварительных встреч с целью создания творческой и доверительной атмосферы.
2. Формулирование целей
Для обоснованной постановки целей стратегического планирования должно присутствовать видение перспектив развития коммерческой организации, прежде всего, в рамках прогнозирования динамики рыночной ситуации.
Поэтому требуется многоаспектный анализ настоящей картины с выделением наметившихся трендов – нередко перед созданием плана проводится отдельное исследование, которое позволяет выделить точки для роста.
В большинстве случаев цели стратегического планирования направлены на достижение более высоких количественных и качественных показателей деятельности организации. Количественное выражение задач предпочтительнее в том отношении, что облегчается оценка текущих результатов, – сразу становится видно, насколько фирма близка к реализации целей.
Также необходимо, чтобы цели охватывали различные направления работы, и к их реализации можно было подключить все подразделения предприятия: производственные цеха, отделы по научно-техническим и опытно-конструкторским разработкам, маркетинговые, финансовые и кадровые подразделения и т. д.
Общие цели должны иметь масштабный характер, соответствовать уровню компании, однако задачи, из которых они состоят, вполне могут касаться отдельных структурных единиц. Подобный подход позволяет сплачивать коллектив и в то же время конкретизировать роль каждого отдела и даже сотрудника в реализации стратегического проекта.
3. Логическое построение целей
Стратегическое планирование обычно предполагает наличие нескольких взаимосвязанных целей и задач – при этом могут быть выделены приоритетные направления деятельности и вспомогательные, помогающие добиться главных целей.
К примеру, проект предполагает внедрение новых правил внутреннего контроля, соответственно, задачами может выступать обновление системы локальных актов, оптимизация бизнес-процессов и т. п.
4. Участие сотрудников в определении целей стратегического планирования
Мотивация персонала заметно повышается, если привлекать работников к процессу планирования: с их помощью конкретизируются задачи, определяется содержание тех или иных мероприятий и оптимальные сроки, очерчивается зона ответственности должностных лиц. Поэтому целесообразно включать в команду разработчиков представителей различных структурных подразделений компании.
5. Представление целевых ориентиров
Анонсировать свои цели необходимо не только собственным сотрудникам, но также партнерам, клиентам и широкой общественности – в той мере, насколько реализация проекта приведет к изменению делового имиджа предприятия. Представление своих планов должно вызвать позитивную реакцию со стороны партнеров и инвесторов, поднять их уровень доверия к компании.
6. Разработка целевого портрета фирмы
Одним из составных элементов стратегического планирования является создание ожидаемого образа компании – другими словами, как она будет выглядеть через 5, 10 лет, когда будут реализованы задумываемые проекты. Такой шаг способствует продвижению бренда и привлекает внимание потребителей.
С другой стороны, это мотивирует и сотрудников, которые вовлекаются в процесс обновления, и их собственное профессиональное совершенствование становится частью плана развития фирмы.
Поэтому при определении целей и образа будущего стоит учитывать мнения работников. В современных условиях восприятие компании зависит не только от материальных достижений, но и от того, как она сама себя позиционирует в виде миссии, поддерживаемых ценностей и установок. Поэтому стратегическое планирование должно включать в себя блок, связанный с корпоративной культурой.
Примеры целей стратегического планирования
Разберем, как могут выглядеть конкретные стратегические цели коммерческой организации в разных сферах деятельности.
Финансы и менеджмент
Глобальной целью стратегического планирования в менеджменте выступает рост прибыли, и этого можно добиться разными способами:
- освоение производства нового продукта;
- обновление воронки продаж с последующим увеличением конверсии;
- выход на новые рынки;
- увеличение доли повторных покупок;
- привлечение инвестиций;
- рост рентабельности производственных мощностей;
- диверсификация источников дохода.
Обучение персонала и рост компании
Возможные формулировки подобных целей стратегического планирования:
- обновление команды;
- развитие корпоративной культуры;
- оптимизация системы внутренней отчетности;
- расширение организационной структуры с созданием новых подразделений;
- установление контактов с зарубежными партнерами.
Персонал является одним из основных ресурсов развития компании, поэтому не стоит недооценивать значение данного направления. К примеру, в современных условиях следует регулярно организовывать программы повышения квалификации для сотрудников.
Оптимизация бизнес-процессов
Их совершенствование может выражаться в таких целях:
- снижение затрат, в том числе временных;
- внедрение инструментов автоматизации;
- развитие информационных систем;
- оптимизация структуры фирмы;
- рост эффективности управления проектами.
Система целей стратегического планирования может распространяться и на внешние бизнес-процессы, например порядок взаимодействия с поставщиками и подрядчиками.
Клиенты
Для улучшения обслуживания клиентов можно выделить следующие ориентиры:
- сокращение сроков доставки товаров;
- расширение масштаба технической поддержки;
- внедрение программ лояльности для постоянных покупателей;
- освоение новых способов коммуникации с потребителями;
- уменьшение процента возвратов товара;
- улучшение системы работы с обращениями и жалобами клиентов;
- создание профильных групп в социальных сетях;
- увеличение способов оплаты.
Стратегические планы могут совмещать мероприятия по разным направлениям деятельности.
Часто задаваемые вопросы о цели стратегического планирования
Как соотносятся стратегические цели и стратегические планы?
Это взаимосвязанные понятия, отличающиеся по объему. Более обширным является стратегический план, представляющий собой документ с изложением концепции развития предприятия на несколько лет вперед. Составным элементом плана выступают цели, которые обычно указываются в самом начале, и по их достижению оценивается реализация всего проекта.
Должны ли основные цели стратегического планирования быть всегда привязанными к временным ориентирам?
Чаще всего сроки устанавливаются, хотя возможны стратегические цели без четкой даты достижения, к примеру задача обеспечения ежемесячного прироста продаж или удержания за собой контролируемой доли рынка.
Кто занимается разработкой стратегических целей?
Данный вопрос входит в компетенцию руководства компании с привлечением начальников подразделений. Также в крупных корпорациях могут быть специальные отделы, задачей которых является анализ текущих данных, выработка, коррекция и контроль за исполнением стратегических планов.
Читайте также! Стратегические цели компании: характеристики, этапы постановкиТаким образом, цели стратегического планирования – это глобальные установки развития предприятия на средне- и долгосрочную перспективу. Они должны охватывать все основные аспекты деятельности компании – ситуацию на рынке, объем производства, финансовые показатели, маркетинг, систему управления бизнес-процессами, кадровые и иные ресурсы.
Их формулирование – прерогатива собственников фирмы и топ-менеджеров, но к процессу создания стратегического плана привлекаются и другие сотрудники.
Успешная реализация стратегических планов является залогом повышения конкурентоспособности предприятия и выхода на новый уровень развития.