Современные концепции маркетинга и их особенности
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.11) |
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое маркетинговая концепция
- Производственная концепция маркетинга
- Товарная концепция маркетинга
- Сбытовая концепция маркетинга
- Концепция классического маркетинга
- Концепция социально-этичного маркетинга
- Маркетинг взаимоотношений
- Концепция инновационного маркетинга
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Современные концепции маркетинга – это своего рода инструкции по ведению бизнеса. Все они нацелены на увеличение прибыли за счет удовлетворения потребностей целевой аудитории. Эти методы маркетинга видоизменяются с завидной периодичностью, но это не значит, что впервые открытые Котлером маркетинговые теории сегодня не работают, наоборот.
Самая последняя концепция маркетинга – инновационная. Она подразумевает постоянное совершенствование технологий, товаров, стратегий. Это бесконечный процесс с оглядкой на цифровизацию. В своей работе маркетологи стремятся охватить как можно больше инноваций, чтобы обойти конкурентов. Помимо этого, в ход идут уже проверенные маркетинговые концепции: производственная, сбытовая, товарная, социально-этическая или концепция влияния. Чем они отличаются друг от друга, подробно рассказано ниже.
Что такое маркетинговая концепция
Первые предпосылки к формированию современных концепций маркетинга отмечались по мере развития промышленности и роста конкуренции в отрасли товаров народного потребления в конце XIX столетия. Уже в первой декаде ХХ века маркетинг становится отдельной наукой о тактике конкурентных действий игроков рынка для повышения доходности бизнеса. Чуть позднее он стал рассматриваться как совокупность мер, направленных на взаимодействие потребителей с производителями.
Основная задача маркетинга заключается в получении прибыли и, естественно, удовлетворении нужд потребителя. Теоретические основы новой науки начали формироваться уже в 30-х. Тогда же стали вырисовываться общие принципы управления спросом. При этом сам маркетинг продолжал представлять собой больше практическую деятельность, нежели сухую теорию.
В целом маркетинг рассматривается как особый вид деятельности человека, направленной на определение и удовлетворение человеческих потребностей. При этом основополагающей его задачей является управление спросом и рынком в целом для максимального повышения прибыльности предприятия. Именно поэтому можно утверждать, что маркетинг выполняет одну из самых главных задач менеджмента.
Задача предпринимателя – непрерывный поиск всё новых оптимальных планов действий, способствующих повышению доходности бизнеса. Именно эти потребности стали предпосылкой к зарождению основных современных концепций маркетинга.
Один из лидеров в отрасли теоретического маркетинга Филипп Котлер склонен полагать, что концепция управления маркетингом – это инновационный подход к предпринимательству в целом. Она дает ответ на важнейший вопрос о том, что можно считать главным средством получения прибыли. И здесь нужно отметить, что маркетинговые концепции вовсе не являются абстрактными теориями. Это практический метод принятия управленческих решений.
Для современных производителей крайне важно находить все новые и эффективные способы реализации своих товаров. В настоящее время практически нет не занятых ниш на рынках, из-за чего борьба с конкурентами и поиск приемов повышения продаж вряд ли когда-то прекратится. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что главная цель современной концепции управления маркетинга заключается в формулировании задач, решив которые, можно достичь ожидаемых показателей.
Маркетинговые концепции дают возможность организациям приспособиться под переменчивые рыночные условия, облегчают процесс управления спросом и выступают в роли одного из самых важных инструментов стратегического планирования.
Производственная концепция маркетинга
Эволюция производственной концепции маркетинга до современных концепций продолжалась с пятидесятых годов XIX до конца двадцатых годов XX столетия. Самая первая концепция базировалась на тезисе о благосклонном восприятии продуктов потребителями при соблюдении двух основных условий:
- территориальная доступность и широкая распространенность товаров;
- доступная стоимость продукции.
Отрезок времени с 1850-го по 1920-й развитие производной концепции маркетинга заключалось в определении категорий спроса, предложений и точек сбыта. В рамках этой концепции, чтобы получить желаемый успех на рынке, руководители компаний должны активно модернизировать производственный процесс при минимизации издержек и увеличении результативности общей системы сбыта со всеми каналами распределения.
Главное положение концепции модернизации производства заключается в производстве товаров, обладающих повышенным спросом, регулировании объемов производства и совершенствовании сферы сбыта.
Использование данной концепции оправдывается только в двух случаях:
- Когда спрос превышает предложение.
- Себестоимость продукции высока, но есть возможность ее уменьшить за счет повышения производительности труда.
При этом потребитель здесь рассматривается в качестве покупателя, совершенно осознанно делающего свой выбор в пользу удовлетворения собственных эгоистических интересов. Другие мотивы покупателя во внимание не принимаются.
Важной задачей для компании является получение факторов производства и их применение, отыскание средств для вливания в производство.
При условии невысокой конкуренции компании сосредотачивают деятельность на улучшении эффективности производственного процесса посредством использования недорого сырья, уменьшения стоимости и широкого сбыта.
Итогом этапа производственной концепции маркетинга является отказ от усиленного внимания к производству и перераспределению со смещением акцента на товары, выпускаемые предприятием, и на само предприятие. Смена стратегических ориентиров (с производственного процесса к продукции и сбыту) осуществлялась с 1900 по 1920 годы.
Товарная концепция маркетинга
Товарная концепция правила в период с 1900 по 1930 годы. Ее главным постулатом стало утверждение о том, что интерес потребителя сконцентрируется на товарах, обладающих максимально высоким качеством и превосходными эксплуатационными характеристиками.
Данный этап эволюции маркетинговых концепций характеризуется повышением авторитетности товара как фундаментальной категории маркетинга.
Основополагающее определение концепции модернизации товара заключается в непрерывном совершенствовании выпускаемой продукции для максимального повышения ее функциональных и эксплуатационных характеристик. Вторым по важности принципом товарного маркетинга является утверждение о том, что товар можно совершенствовать бесконечно.
Как итог, товарная концепция являла собой логическое продолжение производственной концепции маркетинга. При этом эволюция состояла в направленности маркетинга на совершенствование товара. Однако наравне с тем, что повышению качества товара уделялось максимальное внимание, все меньше его доставалось удовлетворению реальных потребностей потребителя.
Сбытовая концепция маркетинга
Далее, в 1930 годах эволюция концепций маркетинга привела к тому, что интерес сместился на сферу сбыта, индивидуальные продажи, продвижение и рекламу товаров. Этому послужило слияние товарной и производственной концепций. Как итог, появляется сбытовая концепция маркетинга, которая активно развивалась в период с 1930 по 1960 годы.
Понятие сбытовой концепции заключается в удовлетворении нужд продавца по претворении его продукции в нал.
Главным тезисом данной концепции стало утверждение о том, что потребитель не станет покупать товары в нужном для продавца объеме, если не будут приняты существенные усилия по стимулированию сбыта.
Сбытовая концепция характеризуется следующими особенностями:
- На рост продаж влияют только меры по стимулированию сбыта.
- Спрос на товар формируется на основании мер по его продвижению.
- Ключевой категорией маркетинга представлялась ориентация на продажу.
- Главная ставка делалась не на понимание реальных нужд потребителя, а на методики навязывания ему тех или иных продуктов.
Основополагающим постулатом концепции интенсификации коммерческих усилий и третьим главным принципом маркетинга является суждение о том, что при принятии достаточного количества усилий по продвижению продукта продать можно абсолютно любой товар.
Огромный вклад был сделан в эволюцию маркетинга именно возникновением и развитием концепции интенсификации коммерческих усилий. В тот момент были выделены основные проблемы, решить которые надлежало именно производителю:
- Каким бы качественным и полезным ни был товар, покупатель никогда не совершит повторную покупку, если продукт ему не понравился.
- Повышение усилий и издержек на стимуляцию сбыта непременно должно окупаться увеличением итоговой прибыли.
- Если производитель сконцентрировал свое внимание на стимулировании сбыта, он непременно окажется в невыгодном положении в случае перенасыщения рынка узкопрофильным сортаментом, поскольку не в силах предложить потребителю новые товары.
Господство сбытовой концепции пришлось на период 1930–1950 годы. После чего она была еще очень популярна до 60-х, но с перемещением акцентов на нужды покупателя.
Концепция классического маркетинга
Классический маркетинг использует такие инструменты, как:
- доступные по цене предложения;
- улучшенное качество изделий;
- возникновение нужды в усилении продвижения товаров.
Перед маркетологами предприятий предстали задачи по нескольким направлениям:
- выявление потребительских предпочтений;
- составление перечня товаров/услуг в соответствии с выявленными предпочтениями;
- фокусировка на лояльности состоявшихся клиентов;
- согласованная работа всех отделов организации;
- производство товаров, удовлетворяющих нужды потребителя.
В рамках концепции удовлетворение спроса – это первоочередная цель. Ведь только удовлетворенные покупатели будут совершать повторные визиты/покупки, чем обеспечат стабильный доход фирмы. Задача маркетологов – мониторить спрос и влиять на его формирование и удержание достигнутых позиций.
По причине большого ассортимента товаров и нужд возникло понятие целевой аудитории. Данная стратегия применима, если:
- отмечается устойчивое развитие конкретного сектора рынка;
- потребитель снабжен всей необходимой информацией о продукте и ожидает предложений по улучшению качества и/или стоимости;
- ниша периодически пополняется модернизированными старшими модификациями и новинками.
По стоимости методика привлечения новых покупателей примерно в 5 раз дороже техники удержания уже состоявшихся. По этой причине основная часть усилий сосредотачивается на сохранении лояльности клиентов и подталкивании их к совершению вторичных покупок.
Чтобы классическая концепция работала максимально эффективно, необходимо всегда быть в курсе возможных изменений, делать переоценку предпочтений потребителей, разрабатывать альтернативные решения для среднесрочной перспективы.
Концепция социально-этичного маркетинга
Эта технология возникла в шестидесятых годах минувшего столетия. Необходимость ее появления связана с изменениями, происходившими в обществе. Ее основа состоит в удовлетворении спроса и вместе с этим в обеспечении усиления благосостояния потребителя, бизнеса и общества. При соблюдении этих 3 условий можно получить желаемый успех.
На данном этапе стоит отметить возникновение социально направленных организаций. Формирование стратегии осуществлялось в период энергетического кризиса – стало очень много внимания уделяться проблемам экологии и безопасности планеты.
Читайте также! Современный маркетинг: инструменты и советы по внедрениюБизнес больше не может получать должную прибыль без производства экологически безопасного продукта и безвредного производства.
Рациональность применения социально-этичного маркетинга отмечается, если:
- для конкретного сектора рынка применимы понятия конкурентности и массовости;
- производственный процесс организован в государствах с социально ответственным населением.
Данный вид современной концепции бизнес-маркетинга характеризуется существенными издержками на внедрение инновационных технологий, от чего сильно зависит конечная стоимость продукта.
Маркетинг взаимоотношений
Эта современная концепция маркетинга ориентирована на восполнение спроса и формирование долговременных взаимодействий. Возникла она в 90-х на фоне влияния сферы услуг.
В рамках реализации идеи компания обязана:
- Направленно выстраивать долгосрочные отношения с потребителем и партнерами.
- Обеспечить такой уровень сервиса, чтобы в полной мере удовлетворить клиента, предоставить индивидуальный подход для перспективного партнерского взаимодействия.
- Осуществлять предпринимательскую деятельность на личных контактах с клиентом, поставщиками, партнерами.
- Замотивировать весь персонал на укрепление отношений с клиентами.
Концепция применима:
- для B2B-бизнеса и/или рынка услуг;
- для продуктов, характеризующихся важностью качества сервиса и личного общения с персоналом предприятия.
При этом руководящее звено компании должно следить за тем, чтобы не было перекоса в сторону личностных отношений с клиентом, так как это может повлечь за собой уменьшение доходности бизнеса.
Концепция инновационного маркетинга
Инновационный маркетинг – это одна из современных концепций маркетинга, которая характеризуется направленностью на непрерывное совершенствование технологического процесса, выпускаемых товаров, видов стратегий маркетинга.
Существенные финансовые, временные и трудовые издержки идут на разработку и продвижение модернизированных или совершенно новых продуктов. Непреодолимое желание создать эксклюзивный товар можно объяснить стремлением к обретению максимальной прибыли за счет сверхбыстрой монополии на новый продукт.
Как правильно задавать вопросы клиенту
В рамках концепции компания достигает таких целей, как:
- разработка оптимальной стратегии;
- создание потока новых идей;
- выполнение бизнес-расчета;
- исследование альтернатив;
- разработка проекта и создание первой модели;
- тестирование;
- производство;
- запуск продаж.
Любая инновация требует творческого подхода, от зарождения идеи до реализации проекта. Причем идея становится исходной точкой для воплощения в продукт.
В основе абсолютно каждой концепции лежит знание нужд потребителя и тщательный анализ конкретных ниш рынка. Задача компании – получение прибыли посредством удовлетворения нужд человека. И только используя комплексный подход и имеющиеся ресурсы, можно достичь ожидаемого успеха.