Звоните, мы сейчас работаем

Заказать звонок

Лого http://academy-of-capital.ru/
Современные концепции маркетинга и их особенности
Современные концепции маркетинга и их особенности

Современные концепции маркетинга и их особенности

24.05.2022
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Что такое маркетинговая концепция
  • Производственная концепция маркетинга
  • Товарная концепция маркетинга
  • Сбытовая концепция маркетинга
  • Концепция классического маркетинга
  • Концепция социально-этичного маркетинга
  • Маркетинг взаимоотношений
  • Концепция инновационного маркетинга

Современные концепции маркетинга – это своего рода инструкции по ведению бизнеса. Все они нацелены на увеличение прибыли за счет удовлетворения потребностей целевой аудитории. Эти методы маркетинга видоизменяются с завидной периодичностью, но это не значит, что впервые открытые Котлером маркетинговые теории сегодня не работают, наоборот.

Самая последняя концепция маркетинга – инновационная. Она подразумевает постоянное совершенствование технологий, товаров, стратегий. Это бесконечный процесс с оглядкой на цифровизацию. В своей работе маркетологи стремятся охватить как можно больше инноваций, чтобы обойти конкурентов. Помимо этого, в ход идут уже проверенные маркетинговые концепции: производственная, сбытовая, товарная, социально-этическая или концепция влияния. Чем они отличаются друг от друга, подробно рассказано ниже.

Что такое маркетинговая концепция

Первые предпосылки к формированию современных концепций маркетинга отмечались по мере развития промышленности и роста конкуренции в отрасли товаров народного потребления в конце XIX столетия. Уже в первой декаде ХХ века маркетинг становится отдельной наукой о тактике конкурентных действий игроков рынка для повышения доходности бизнеса. Чуть позднее он стал рассматриваться как совокупность мер, направленных на взаимодействие потребителей с производителями.

Основная задача маркетинга заключается в получении прибыли и, естественно, удовлетворении нужд потребителя. Теоретические основы новой науки начали формироваться уже в 30-х. Тогда же стали вырисовываться общие принципы управления спросом. При этом сам маркетинг продолжал представлять собой больше практическую деятельность, нежели сухую теорию.

В целом маркетинг рассматривается как особый вид деятельности человека, направленной на определение и удовлетворение человеческих потребностей. При этом основополагающей его задачей является управление спросом и рынком в целом для максимального повышения прибыльности предприятия. Именно поэтому можно утверждать, что маркетинг выполняет одну из самых главных задач менеджмента.

Задача предпринимателя – непрерывный поиск всё новых оптимальных планов действий, способствующих повышению доходности бизнеса. Именно эти потребности стали предпосылкой к зарождению основных современных концепций маркетинга.

Один из лидеров в отрасли теоретического маркетинга Филипп Котлер склонен полагать, что концепция управления маркетингом – это инновационный подход к предпринимательству в целом. Она дает ответ на важнейший вопрос о том, что можно считать главным средством получения прибыли. И здесь нужно отметить, что маркетинговые концепции вовсе не являются абстрактными теориями. Это практический метод принятия управленческих решений.

Что такое маркетинговая концепция

Для современных производителей крайне важно находить все новые и эффективные способы реализации своих товаров. В настоящее время практически нет не занятых ниш на рынках, из-за чего борьба с конкурентами и поиск приемов повышения продаж вряд ли когда-то прекратится. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что главная цель современной концепции управления маркетинга заключается в формулировании задач, решив которые, можно достичь ожидаемых показателей.

Маркетинговые концепции дают возможность организациям приспособиться под переменчивые рыночные условия, облегчают процесс управления спросом и выступают в роли одного из самых важных инструментов стратегического планирования.

Производственная концепция маркетинга

Эволюция производственной концепции маркетинга до современных концепций продолжалась с пятидесятых годов XIX до конца двадцатых годов XX столетия. Самая первая концепция базировалась на тезисе о благосклонном восприятии продуктов потребителями при соблюдении двух основных условий:

  • территориальная доступность и широкая распространенность товаров;
  • доступная стоимость продукции.

Отрезок времени с 1850-го по 1920-й развитие производной концепции маркетинга заключалось в определении категорий спроса, предложений и точек сбыта. В рамках этой концепции, чтобы получить желаемый успех на рынке, руководители компаний должны активно модернизировать производственный процесс при минимизации издержек и увеличении результативности общей системы сбыта со всеми каналами распределения.

Главное положение концепции модернизации производства заключается в производстве товаров, обладающих повышенным спросом, регулировании объемов производства и совершенствовании сферы сбыта.

Использование данной концепции оправдывается только в двух случаях:

  • Когда спрос превышает предложение.
  • Себестоимость продукции высока, но есть возможность ее уменьшить за счет повышения производительности труда.

При этом потребитель здесь рассматривается в качестве покупателя, совершенно осознанно делающего свой выбор в пользу удовлетворения собственных эгоистических интересов. Другие мотивы покупателя во внимание не принимаются.

Важной задачей для компании является получение факторов производства и их применение, отыскание средств для вливания в производство.

При условии невысокой конкуренции компании сосредотачивают деятельность на улучшении эффективности производственного процесса посредством использования недорого сырья, уменьшения стоимости и широкого сбыта.

Итогом этапа производственной концепции маркетинга является отказ от усиленного внимания к производству и перераспределению со смещением акцента на товары, выпускаемые предприятием, и на само предприятие. Смена стратегических ориентиров (с производственного процесса к продукции и сбыту) осуществлялась с 1900 по 1920 годы.

Товарная концепция маркетинга

Товарная концепция правила в период с 1900 по 1930 годы. Ее главным постулатом стало утверждение о том, что интерес потребителя сконцентрируется на товарах, обладающих максимально высоким качеством и превосходными эксплуатационными характеристиками.

Данный этап эволюции маркетинговых концепций характеризуется повышением авторитетности товара как фундаментальной категории маркетинга.

Производственная концепция маркетинга

Основополагающее определение концепции модернизации товара заключается в непрерывном совершенствовании выпускаемой продукции для максимального повышения ее функциональных и эксплуатационных характеристик. Вторым по важности принципом товарного маркетинга является утверждение о том, что товар можно совершенствовать бесконечно.

Как итог, товарная концепция являла собой логическое продолжение производственной концепции маркетинга. При этом эволюция состояла в направленности маркетинга на совершенствование товара. Однако наравне с тем, что повышению качества товара уделялось максимальное внимание, все меньше его доставалось удовлетворению реальных потребностей потребителя.

Сбытовая концепция маркетинга

Далее, в 1930 годах эволюция концепций маркетинга привела к тому, что интерес сместился на сферу сбыта, индивидуальные продажи, продвижение и рекламу товаров. Этому послужило слияние товарной и производственной концепций. Как итог, появляется сбытовая концепция маркетинга, которая активно развивалась в период с 1930 по 1960 годы.

Понятие сбытовой концепции заключается в удовлетворении нужд продавца по претворении его продукции в нал.

Главным тезисом данной концепции стало утверждение о том, что потребитель не станет покупать товары в нужном для продавца объеме, если не будут приняты существенные усилия по стимулированию сбыта.

Сбытовая концепция характеризуется следующими особенностями:

  1. На рост продаж влияют только меры по стимулированию сбыта.
  2. Спрос на товар формируется на основании мер по его продвижению.
  3. Ключевой категорией маркетинга представлялась ориентация на продажу.
  4. Главная ставка делалась не на понимание реальных нужд потребителя, а на методики навязывания ему тех или иных продуктов.

Основополагающим постулатом концепции интенсификации коммерческих усилий и третьим главным принципом маркетинга является суждение о том, что при принятии достаточного количества усилий по продвижению продукта продать можно абсолютно любой товар.

Сбытовая концепция маркетинга

Огромный вклад был сделан в эволюцию маркетинга именно возникновением и развитием концепции интенсификации коммерческих усилий. В тот момент были выделены основные проблемы, решить которые надлежало именно производителю:

  • Каким бы качественным и полезным ни был товар, покупатель никогда не совершит повторную покупку, если продукт ему не понравился.
  • Повышение усилий и издержек на стимуляцию сбыта непременно должно окупаться увеличением итоговой прибыли.
  • Если производитель сконцентрировал свое внимание на стимулировании сбыта, он непременно окажется в невыгодном положении в случае перенасыщения рынка узкопрофильным сортаментом, поскольку не в силах предложить потребителю новые товары.

Господство сбытовой концепции пришлось на период 1930–1950 годы. После чего она была еще очень популярна до 60-х, но с перемещением акцентов на нужды покупателя.

Концепция классического маркетинга

Классический маркетинг использует такие инструменты, как:

  • доступные по цене предложения;
  • улучшенное качество изделий;
  • возникновение нужды в усилении продвижения товаров.

Перед маркетологами предприятий предстали задачи по нескольким направлениям:

  • выявление потребительских предпочтений;
  • составление перечня товаров/услуг в соответствии с выявленными предпочтениями;
  • фокусировка на лояльности состоявшихся клиентов;
  • согласованная работа всех отделов организации;
  • производство товаров, удовлетворяющих нужды потребителя.

В рамках концепции удовлетворение спроса – это первоочередная цель. Ведь только удовлетворенные покупатели будут совершать повторные визиты/покупки, чем обеспечат стабильный доход фирмы. Задача маркетологов – мониторить спрос и влиять на его формирование и удержание достигнутых позиций.

Сбытовая концепция маркетинга

По причине большого ассортимента товаров и нужд возникло понятие целевой аудитории. Данная стратегия применима, если:

  • отмечается устойчивое развитие конкретного сектора рынка;
  • потребитель снабжен всей необходимой информацией о продукте и ожидает предложений по улучшению качества и/или стоимости;
  • ниша периодически пополняется модернизированными старшими модификациями и новинками.

По стоимости методика привлечения новых покупателей примерно в 5 раз дороже техники удержания уже состоявшихся. По этой причине основная часть усилий сосредотачивается на сохранении лояльности клиентов и подталкивании их к совершению вторичных покупок.

Чтобы классическая концепция работала максимально эффективно, необходимо всегда быть в курсе возможных изменений, делать переоценку предпочтений потребителей, разрабатывать альтернативные решения для среднесрочной перспективы.

Концепция социально-этичного маркетинга

Эта технология возникла в шестидесятых годах минувшего столетия. Необходимость ее появления связана с изменениями, происходившими в обществе. Ее основа состоит в удовлетворении спроса и вместе с этим в обеспечении усиления благосостояния потребителя, бизнеса и общества. При соблюдении этих 3 условий можно получить желаемый успех.

На данном этапе стоит отметить возникновение социально направленных организаций. Формирование стратегии осуществлялось в период энергетического кризиса – стало очень много внимания уделяться проблемам экологии и безопасности планеты.

Бизнес больше не может получать должную прибыль без производства экологически безопасного продукта и безвредного производства.

Рациональность применения социально-этичного маркетинга отмечается, если:

  • для конкретного сектора рынка применимы понятия конкурентности и массовости;
  • производственный процесс организован в государствах с социально ответственным населением.

Данный вид современной концепции бизнес-маркетинга характеризуется существенными издержками на внедрение инновационных технологий, от чего сильно зависит конечная стоимость продукта.

Маркетинг взаимоотношений

Эта современная концепция маркетинга ориентирована на восполнение спроса и формирование долговременных взаимодействий. Возникла она в 90-х на фоне влияния сферы услуг.

Концепция социально-этичного маркетинга

В рамках реализации идеи компания обязана:

  1. Направленно выстраивать долгосрочные отношения с потребителем и партнерами.
  2. Обеспечить такой уровень сервиса, чтобы в полной мере удовлетворить клиента, предоставить индивидуальный подход для перспективного партнерского взаимодействия.
  3. Осуществлять предпринимательскую деятельность на личных контактах с клиентом, поставщиками, партнерами.
  4. Замотивировать весь персонал на укрепление отношений с клиентами.

Концепция применима:

  • для B2B-бизнеса и/или рынка услуг;
  • для продуктов, характеризующихся важностью качества сервиса и личного общения с персоналом предприятия.

При этом руководящее звено компании должно следить за тем, чтобы не было перекоса в сторону личностных отношений с клиентом, так как это может повлечь за собой уменьшение доходности бизнеса.

Концепция инновационного маркетинга

Инновационный маркетинг – это одна из современных концепций маркетинга, которая характеризуется направленностью на непрерывное совершенствование технологического процесса, выпускаемых товаров, видов стратегий маркетинга.

Существенные финансовые, временные и трудовые издержки идут на разработку и продвижение модернизированных или совершенно новых продуктов. Непреодолимое желание создать эксклюзивный товар можно объяснить стремлением к обретению максимальной прибыли за счет сверхбыстрой монополии на новый продукт.

Как правильно задавать вопросы клиенту

В рамках концепции компания достигает таких целей, как:

  • разработка оптимальной стратегии;
  • создание потока новых идей;
  • выполнение бизнес-расчета;
  • исследование альтернатив;
  • разработка проекта и создание первой модели;
  • тестирование;
  • производство;
  • запуск продаж.

Любая инновация требует творческого подхода, от зарождения идеи до реализации проекта. Причем идея становится исходной точкой для воплощения в продукт.

Концепция инновационного маркетинга

В основе абсолютно каждой концепции лежит знание нужд потребителя и тщательный анализ конкретных ниш рынка. Задача компании – получение прибыли посредством удовлетворения нужд человека. И только используя комплексный подход и имеющиеся ресурсы, можно достичь ожидаемого успеха.


Рекомендуемые статьи