
Руководитель отдела маркетинга: особенности должности и ключевые задачи
(Голосов: 16, Рейтинг: 3.75) |
Из этого материала вы узнаете:
- Кто такой руководитель отдела маркетинга
- Особенности работы руководителя отдела маркетинга
- Первостепенные задачи руководителя отдела маркетинга
- Навыки руководителя отдела маркетинга
- Знания, необходимые руководителю отдела маркетинга
- Типы руководителей отдела маркетинга
- Специфика должности руководителя в отделе онлайн-маркетинга
- Часто задаваемые вопросы о руководителе отдела маркетинга
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Что делает? Руководитель отдела маркетинга отвечает за разработку и реализацию маркетинговых стратегий, направленных на увеличение прибыли. Во время продвижения он может корректировать планы и менять задачи с учетом изменений рынка.
Что учесть? Специалист должен разбираться в интересах потребителей, так как знание целевой аудитории и использование различных способов взаимодействия с ней привлекают в компанию денежные ресурсы и открывают новые возможности.
Кто такой руководитель отдела маркетинга
Должность chief marketing officer (CMO) в России называется «директор по маркетингу». Он занимается развитием и продвижением продукции компании.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы несет ответственность за разработку долгосрочных планов по достижению стабильных конкурентных преимуществ бренда, а также их реализацию.
Источник: shutterstock.com
Он контролирует работу своего подразделения в тесном контакте с остальными службами для выполнения общих бизнес-целей и задач.
В обязанности CMO входит исследование отдачи от запущенной рекламы и изменение стратегии с учетом колебаний конъюнктуры рынка. Значимость его роли в бизнесе растет, поскольку руководство понимает, что без маркетинга успеха в продвижении бренда не видать.
Чтобы стать талантливым руководителем команды маркетологов, необходимо мыслить стратегически, быть аналитиком, уметь лидировать, иметь широкий кругозор, приличный опыт в своем деле и массу прочих компетенций. Еще придется постоянно совершенствовать себя и повышать уровень знаний, поскольку инструменты маркетолога все время прогрессируют.
В идеале руководитель отдела маркетинга – это управленец, который быстро адаптируется к внешним обстоятельствам, верно предугадывает тренды в поведении ЦА, легко налаживает деловые связи с партнерами и смежными отделами компании.
Особенности работы руководителя отдела маркетинга
Многие заблуждаются, считая, что chief marketing officer обязан досконально знать продукт и технологии его изготовления. Такие мысли заставляют руководство нанимать на эту должность управленцев из конкурирующих фирм и смежных отраслей.
В реальности обязанности CMO могут не соответствовать его квалификации. Зато он должен четко знать, чем «дышат» целевые потребители. Его главная обязанность – защищать их ценности и спрос в своей компании. Потому что руководитель отдела маркетинга – тот профессионал, который, зная поведение и нужды ЦА, обеспечивает эффективную раскрутку предприятия на рынке.
В структуре бизнеса ему отводится особенная роль, и часто незавидная. От этого сотрудника начальство требует заметных результатов в привлечении достаточного трафика клиентов, который обеспечит ожидаемый доход.
Источник: shutterstock.com
От умелых действий CMO по налаживанию коммуникаций с внутренними службами компании и грамотной организации работы своего подразделения зависит успех бизнеса. Поэтому директор по маркетингу должен быть ведущим лидером для персонала, отличным презентатором и дипломатом, которому несложно достигать согласия с руководителями смежных отделений.
Все вышеназванные качества требуют от управленца высокой степени ответственности за свою работу. Как говорил Джон Кеннеди, «у победы 1000 отцов, а поражение — всегда сирота». Когда директор-маркетолог достигает результата, его успехи разделяет вся компания. Но если он ошибся и неверно выбрал курс, то это его личная проблема.
Читайте также! KPI маркетолога: понятие, классификация, список ключевых показателей
Первостепенные задачи руководителя отдела маркетинга
Встречаются организации, где CMO обязан знать и выполнять функции узких специалистов. Но все же это дополнительные компетенции начальника такого ранга. Руководитель отдела маркетинга имеет следующие главные обязанности:
- Ориентирует компанию на перспективные ниши рынка, где шанс реализации ее задач высок. Для этого нужно планировать стратегию маркетинга, грамотно управлять продуктом и ассортиментным предложением, удачно позиционировать товары бренда и др.
- Создает структуру маркетинговой деятельности компании. В данном направлении необходимо разработать требования к личному составу своего отдела и квалификации сотрудников, принимать участие в наборе специалистов, выбирать коэффициенты эффективности (KPI) для каждого из них, находить подходы к мотивации работников, организовывать их обучение.
- Руководит подразделением маркетинга. Разбивает цели на мелкие задачи по всем функциональным направлениям маркетинга, планирует работу коллектива, участвует в распределении бюджета, решает вопросы привлечения подрядчиков и остальных ресурсов. Контролирует выполнение плана продвижения компании.
- Координирует работу своего отдела и согласовывает ее со смежными подразделениями.
Навыки руководителя отдела маркетинга
Чтобы достичь успеха в своем деле, директор по маркетингу должен развить в себе ряд важных навыков и качеств:
- Мышление стратега – умение видеть перспективную картину, наметить стратегические цели и распланировать пути их достижения.
- Знание аналитики – способность обработать данные, сделать анализ рынка, оценить работу конкурентов, поведение целевой аудитории и отдачу от рекламы.
РИС 3 - аналитика
Источник: shutterstock.com
- Качества лидера – искусство управления и мотивации людей, желание поощрять и продвигать таланты, умение принимать серьезные решения.
- Коммуникабельность – мастерство общения и проведения переговоров с заинтересованными лицами (администрацией, партнерами, клиентами и сослуживцами).
- Творческая жилка (креативность) – умение генерировать идеи и находить оригинальные решения в процессе продвижения продукции (услуг).
- Организаторский талант – способность продуктивно управлять ресурсами, рабочим временем, умение планировать проекты и контролировать их ход, урегулировать конфликты, устранять проблемы.
Читайте также! Успешные и провальные примеры маркетинговых стратегий
Знания, необходимые руководителю отдела маркетинга
Кандидатам на должность руководителя отдела маркетинга нужно:
- знать, как пользоваться основными инструментами для аналитики;
- уметь наметить цели, сформировать единый долгосрочный план коммуникаций с ЦА и продвижения организации на рынке;
- владеть приемами маркетинговых изысканий (продукта, потребительской аудитории, контента, конкурирующих фирм);
- верно трактовать данные для создания гипотез и их проверки;
- знать основы финансирования, бюджетного планирования и способов расчета прибыли;
- грамотно оценивать отдачу от маркетинговых действий;
- иметь базовые понятия о создании веб-сайтов;
- понимать своеобразие работы над лояльностью ЦА, SEO, таргетингом, контекстной рекламой, знать особенности SMM, CPA-сетей, контент-маркетинга и CRM.
Разумеется, от директора по диджитал-маркетингу не ожидают, что он будет обладать всеми перечисленными компетенциями. Однако что точно потребуется для достижения успеха в роли лидера, так это:
- недюжинные способности управленца;
- талант маркетолога.
Типы руководителей отдела маркетинга
Известны три вида Chief Marketing Officer:
Визионер
По темпераменту этот работник – классический предприниматель. Не каждому начальнику дано увидеть перспективу в незастроенном клочке земли. Визионеры сразу представляют там отели с ресторанами, развлекательные комплексы, шикарные дороги и др. Их характерная черта – способность видеть рыночные тренды, куда можно легко попасть неординарными приемами.
Такие люди действуют самостоятельно, а ошибаясь, исправляют промахи и добиваются успеха. Это и есть их основное преимущество.
Источник: shutterstock.com
Визионеры оптимальны для стартапов, микробизнеса, стремительно растущих предприятий, поскольку в данном случае важна их способность к генерации идей и быстрому их осуществлению.
Аналитик
Профессионал такого типа досконально изучает рынок в поиске новых точек роста, затем приводит свои действия в систему. Не генерируя свежих идей, руководитель отдела маркетинга и продаж намного улучшает все текущие процессы.
Такие лидеры нужны в то время, когда в организации есть описание ЦА и выбран подходящий рыночный сегмент. Задачей CMO является усовершенствование того, что есть, оперативное саморазвитие и опережение конкурентов.
Если визионер предвидит все потенциальные возможности, то аналитик их осуществляет.
Администратор
Работающий бизнес нуждается в хорошем управленце-маркетологе. Цель этого сотрудника – создать команду профессиональных исполнителей. Руководитель ставит им задачи и проверяет результат, поддерживает мотивацию сотрудников, не вмешиваясь в сам процесс работ. Такие управленцы нужны компаниям, которые четко определили свои цели и выбрали средства для их реализации.
Специфика должности руководителя в отделе онлайн-маркетинга
Современный бизнес все чаще выбирает полем деятельности Интернет, поэтому работа CMO в таких условиях имеет характерные черты. Ему придется организовать команду специалистов, которые имеют представление об актуальных трендах и эффективных инструментах нового маркетинга.
Если клиентский трафик привлекается на сайт компании с других площадок, эта стратегия носит название рerformance-маркетинг. В таких вопросах разбираются:
- affiliate-manager (CPA, партнерский маркетолог);
- таргетолог;
- контекстолог;
- сеошник (специалист по SEO-продвижению).
Понятие «контент-маркетинг» предполагает комплекс мер по разработке и распространению контента на различных сайтах. Недавние исследования консалтинговой фирмы Demand Metric показали, что большая часть маркетологов из сферы B2B (примерно 91 %) работают именно с этими приемами раскрутки.
Копирайтеры, редакторы, дизайнеры и прочие специалисты готовят тексты, пишут аудио, снимают ролики и др. Затем эти материалы размещают эсэмэмщики, менеджеры по развитию, пиарщики, инфлюенс-маркетологи (на выгодных условиях сотрудничают с лидерами мнений).
Если руководитель отдела маркетинга должен создать высокий спрос на продукцию бренда и привлечь максимум холодных лидов, то к делу приступают креативщики – контент-продюсеры или менеджеры спецпроектов. Их задача – запустить масштабные рекламные кампании.
Источник: shutterstock.com
Базы потенциальных покупателей обрабатываются в системе CRM. Некоторые организации работают только с имейл-маркетингом. Крупные фирмы, кроме этого, используют каналы смс-информирования и общение в мессенджерах
Все вышеназванные специалисты могут не подчиняться напрямую СМО, однако принимать активное участие в осуществлении стратегии раскрутки своей фирмы. В эту команду также входят разработчики, продуктологи и аналитики. В иерархической цепочке они горизонтально связаны с подразделением маркетинга, но взаимодействуют со всеми остальными службами или отделами.
Сегодня способы реализации стратегии маркетинга так быстро развиваются, что их освоить очень сложно. Поэтому одно из важных требований к любому соискателю на должность CMO –способность ориентироваться в этих вопросах, умение применить нужные методы и оценить их, чтобы отбросить самый непродуктивный.
Часто задаваемые вопросы о руководителе отдела маркетинга
Какое образование необходимо иметь СМО?
Руководитель отдела маркетинга проходит обучение в специализированных вузах, где изучаются также вопросы управления, основы экономики, коммуникации. Немаловажным фактором успеха считается опыт работы маркетологом.
Какой карьерный рост у этого специалиста?
Директор по маркетингу может продвинуться в карьере по маркетинговой иерархии, начиная с малого. Со временем у него есть шанс показать себя довольно перспективным специалистом и даже занять должность первого руководителя (гендиректора) организации. К тому же эти люди часто добиваются успеха в смежных областях – торговле, брендинге, пиаре, стратегическом планировании.
Сколько денег зарабатывает руководитель отдела маркетинга?
Зарплата управленца такого ранга колеблется в пределах 90 000-250 000 рублей.
Что будет самым трудным в работе специалиста на должности chief marketing officer?
Практика показала, что очень важной и самой сложной обязанностью директора-маркетолога считается набор ответственной команды профессионалов, организация их слаженной работы для достижения общих результатов.
Причина в том, что просто приглашать компетентных специалистов недостаточно для дела. Необходимо, чтобы каждый человек имел устойчивую мотивацию к труду. Причем задачи перед персоналом надо ставить так, чтобы работник выдавал тот самый результат, который нужен руководству. Но это не мешало бы ему проявить свои таланты и способности. Способность выбирать и постоянно развивать своих сотрудников является важнейшим качеством хорошего директора по продвижению.
Итак, мы выяснили, что руководитель отдела маркетинга – это ключевой специалист компании. Его обязанность – планировать стратегии продвижения предприятия и воплощать их в жизнь для выполнения коммерческих задач. Это очень опытный работник с глубокими познаниями в профессиональной сфере и навыками управленца, нацеленный на результат. Chief marketing officer является важной фигурой в процессе продвижения компании на рынке.