Имидж руководителя компании как показатель ее успеха
(Голосов: 10, Рейтинг: 5) |
Что это такое? Для многих имидж руководителя синонимичен понятию стиля или образа. И потому он трактуется исключительно категориями делового дресс-кода. Однако имидж гораздо многограннее.
На что влияет? На его формирование влияют разные факторы: от стиля одежды до характеристик личности. И потому имидж руководителя нужно рассматривать как образ, который создается у окружающих. Как же добиться, чтобы он был положительным?
Из этого материала вы узнаете:
- 4 ключевых составляющих имиджа руководителя
- Зачем руководителю работать над имиджем
- Внутренний и внешний имидж руководителя
- Тонкости формирования имиджа руководителя
- Как оценить свой имидж
- 5 ошибок, способных испортить позитивный имидж руководителя
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
4 ключевых составляющих имиджа руководителя
К наиболее важным сторонам имиджа руководителя компании следует отнести:
- Индивидуальные характеристики: внешность, возраст, пол, темперамент, черты характера, психофизиологические особенности и т. п.
- Социальные характеристики. Ключевую роль здесь играет социальный статус, который далеко не исчерпывается официальной должностью. Социальный статус включает в себя положение, занимаемое человеком в различных общественных группах, и то, как им выстраиваются межличностные отношения – с бизнес-партнерами, подчиненными, друзьями и т. д. Значение здесь имеет даже семейное положение, поскольку оно является частью современного имиджа руководителя.
- Система внутренних ценностей. Ценности представляют собой набор принципов, идей, норм, имеющих значение для данного человека. Они влияют на принимаемые решения, и для руководителя это особенно важно, поскольку от ценностей будут зависеть приоритеты в его деятельности.
- Стратегическое видение. Руководитель не только решает текущие вопросы, но также определяет направления развития фирмы, и для этого нужно обладать видением в дальней перспективе. Именно руководитель должен формулировать целевые установки и по возможности обеспечивать их реализацию.
Кроме вышеуказанных, разумеется, есть и многие другие значимые элементы профессионального имиджа руководителя:
- Целеустремленность и преданность делу.
- Лидерские способности.
- Решительность, готовность отстаивать свою точку зрения.
- Умение возложить на себя ответственность и способность нести ее до конца.
- Широта и гибкость мышления, умение всесторонне оценивать проблему и учитывать все имеющиеся факторы.
- Способность создавать команду – умение подбирать кадры, эффективно распределять функциональные обязанности и т. д.
- Высокая мотивация и постоянная нацеленность на достижение результата.
- Хорошая работоспособность.
- Умение поддерживать позитивную атмосферу в коллективе и эффективно решать внутренние конфликты.
- Коммуникабельность, умение находить подход к людям и т. д.
Зачем руководителю работать над имиджем
Деловой имидж руководителя сильно влияет на то, как организация воспринимается извне. Так, по результатам исследования, проведенного PR-компанией Weber Shandwick, выяснилось:
- 87 % опрошенных полагают, что инвесторы проявляют больший интерес к фирмам, руководители которых пользуются положительной репутацией.
- 83 % считают, что к таким компаниям позитивно настроены СМИ.
- 77 % участников опроса уверены, что людей при устройстве на работу привлекает хорошая репутация руководителя.
Тем самым, налицо неразрывная связь между имиджем руководителя и престижем ведомой им компании: хорошая репутация главы создает более позитивный образ всей организации, а дурные поступки лидера бросают тень на дело, которым он занимается.
Показательный пример – общественная реакция на действия американского предпринимателя Илона Маска, казалось бы, не имеющие никакого отношения к бизнесу. Стоило ему в эфире комедийного шоу выкурить марихуану, как следом два топ-менеджера его компании Tesla уволились, а акции подешевели почти на 10 %. Когда же он выбрал своему щенку имя Floki, то уже через несколько минут на криптобирже появился токен с таким же названием, и он сразу стал пользоваться ажиотажным спросом, сумев вырасти в цене на 795 %.
Конечно, людей с подобным влиянием глобального масштаба не столь много, однако то, что успешность любой фирмы во многом зависит от имиджа руководства, – факт.
Последствия улучшения имиджа руководителя
- Ускорение развития бизнеса. Особенно это актуально для новой фирмы – если ее руководитель всегда на виду, он привлекает внимание СМИ и интернет-сообщества, то это повышает узнаваемость не только его самого, но и руководимого им бизнеса, что, конечно, является позитивным фактором для развития компании.
- Привлечение инвесторов, клиентов и сотрудников. Возвращаясь к предыдущему положению, можно сказать, что узнаваемость способствует доверию, и хорошая репутация руководителя является своеобразным капиталом компании. В этом случае деловые партнеры и клиенты охотнее будут отвечать согласием на предложения человека, который им импонирует, а также проще будет привлечь для работы лучших профессионалов в той или иной области.
Работа над имиджем требует длительного времени, и хорошая репутация долго создается, но зато утратить ее очень легко. Публичный человек не может себе позволить сегодня говорить одно, а завтра другое, и нужно заранее продумывать, как слова или действия скажутся на имидже.
В современных условиях любой известный человек может оказаться в центре повышенного и постоянного внимания, так что достоянием гласности порой оказываются даже высказывания частного характера, скажем комментарии в социальных сетях.
Разграничить имидж на личную и рабочую сферу в полной мере невозможно, и пятно на личной репутации руководителя с большой долей вероятности может отразиться на состоянии его бизнеса. Руководитель, особенно глава крупной компании, вынужден считаться с тем, что его слова и действия способны подорвать или укрепить авторитет организации.
В наше время можно найти немало примеров, когда компания лишалась клиентов из-за неодобряемого обществом поведения ее руководителя.
Внутренний и внешний имидж руководителя
Имидж руководителя имеет внешнюю и внутреннюю направленность, между которыми есть определенные отличия.
Внутренний имидж руководителя
Оценка внутреннего имиджа руководителя учреждения или предприятия всегда исходит от коллектива, то есть от его подчиненных. В любом рабочем коллективе складываются мнения о начальнике, которые, конечно, имеют неофициальный характер, однако они сильно влияют на внутреннюю атмосферу и эффективность деятельности организации.
Если руководитель явно не соответствует образу лидера и лишен необходимых способностей, то очень часто появляется «серый кардинал» — человек, не занимающий высоких должностей, но пользующийся доверием и уважением коллектива.
Наличие двух лидеров – официального и неофициального – неминуемо приводит к конфликтам, и руководитель может столкнуться с игнорированием его распоряжений подчиненными, особенно если он сам с ними слабо контактирует.
Поэтому руководитель должен создавать положительный имидж в своем коллективе и стараться полноценно взаимодействовать с каждым сотрудником.
Внешний имидж руководителя
Внешний имидж имеет более широкое применение – от мнения инвесторов до оценок в СМИ. Все же главное его назначение – налаживание контактов с другими участниками производственных отношений. Авторитет руководителя и, следовательно, компании влияет на спрос, которым пользуется продукция, развитие различных форм сотрудничества с инвесторами, поставщиками, посредниками и т. д.
Даже поведение конкурентов учитывает царящие в данной компании настроения и положение ее руководителя. Отзывы в СМИ важны не столько сами по себе, а как то, что они тиражируются и воздействуют на читателей, среди которых могут оказаться деловые партнеры компании.
Читайте также! Выход на международный рынок: преимущества и эффективные стратегииОбратите внимание, что внутренний и внешний имиджи руководителя, хотя и формируются разными способами, имеют очевидные точки пересечения, и в идеале они должны складываться в цельную и непротиворечивую картину. Грамотный организатор никогда не проигнорирует вопросы репутации и будет стараться ее улучшать всеми имеющимися возможностями.
Тонкости формирования имиджа руководителя
В повседневной практике хорошим подспорьем для создания имиджа руководителя служат советы социологов и психологов, которые учитывают особенности человеческого поведения:
- Максимальная искренность и позитивный настрой – лучший путь для сохранения доверия сотрудников.
- Личные, домашние проблемы ни в коем случае не должны влиять на рабочие процессы.
- Отделение работы от досуга – в нерабочей обстановке руководитель может дружески общаться с коллегами, однако грань между официальными и неофициальными отношениями должна оставаться.
- Руководитель должен расширять свой кругозор, повышать уровень знаний, иметь собственное мнение по актуальным вопросам, чтобы не только выглядеть, но и быть профессионалом, пользоваться всеобщим уважением и признанием.
- Необходимо уметь использовать разные стили управления в зависимости от ситуации и стараться, чтобы каждый подчиненный ощущал себя нужным и востребованным.
- Стержнем деятельности руководителя должен быть грамотный менеджмент, учитывающий особенности компании и нацеленный на ее успешное развитие.
Таким образом, укрепление репутации — процесс, которому можно придать целенаправленный и прогнозируемый характер с учетом разнообразных факторов профессионального и личностного свойства.
Как оценить свой имидж
Для оценки имиджа руководителя и компании используются разные методики:
- Определение основных характеристик с помощью опросов, изучения отзывов в СМИ, мнения коллег и т. п.
- Срок действенности сложившегося имиджа. Здесь учитываются имеющиеся достижения, успехи, лидирующие позиции в тех или иных сферах.
- Оценка четкости (устойчивости) имиджа. При этом сопоставляются мнения представителей разных социальных групп, например суждения профильных специалистов, публикации в СМИ.
- Сравнение имиджа руководителя с общепринятыми примерами успешности – по наиболее значимым характеристикам оценивается, насколько руководитель и компания соответствуют разделяемым обществом принципам и идеалам.
- Затраты на создание и поддержание имиджа. Разумеется, материальные вложения, как и в случае с любой рекламой, позволяют создать выигрышный имидж, порой даже на пустом месте. Однако, во-первых, это требует постоянных затрат, а во-вторых, созданная таким путем репутация может рухнуть, если просочится негативная информация, в том числе проливающая свет на обстоятельства появления подобного сверхположительного имиджа.
- Анализ коммуникативной эффективности — здесь определяется, насколько результативно лидер или компания может донести свой имидж до целевой аудитории.
5 ошибок, способных испортить позитивный имидж руководителя
В случае с имиджем руководителя негативные факторы обычно оказывают намного более мощное и быстрое воздействие, и потому следует уберечься от ошибок, способных испортить репутацию.
- Неуважительное отношение к подчиненным. Без исполнителей вы ничего не добьетесь, а, проявляя неуважение к другим, вы получите такое же отношение и к себе, что в конечном итоге плохо отразится на рабочих процессах. Стоит воздерживаться от криков и перехода на личности, стараясь сохранять спокойствие всегда, даже при обсуждении проблем.
- Устройство на работу своих друзей и родственников, не обладающих необходимыми для этого качествами, и заведение служебных романов. Наиболее вероятный результат – пересуды, ухудшение атмосферы в коллективе, удар по имиджу.
- Невыполнение обещаний. Такое поведение подрывает доверие и в конечном итоге снижает мотивацию сотрудников. Лучше дать честный ответ, чем пустое обещание.
- Выделение среди сотрудников «любимчиков» и «изгоев». Гораздо большего способен добиться единый коллектив, где все поддерживают друг друга.
- Необоснованные штрафы, увольнения и другие наказания. Это не только ухудшит атмосферу в коллективе, но и может оттолкнуть от вашей компании потенциальных специалистов и инвесторов.
Имидж руководителя – это целое направление в менеджменте, и его создание требует длительной и целенаправленной работы, однако это стоит затрачиваемых усилий: положительная репутация начальника пойдет на пользу не только ему, но и всей компании.