Что такое фулфилмент, и зачем он вашему интернет-магазину
(Голосов: 12, Рейтинг: 5) |
Из этого материала вы узнаете:
- Про фулфилмент простым языком
- Услуги фулфилмент-компании для интернет-магазина
- Преимущества работы с операторами фулфилмента
- 7 критериев выбора оператора фулфилмента
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Вопросом, что такое фулфилмент, не задаются маркетплейсы. Процесс представляет собой особую модель работы интернет-магазинов, когда функция доставки товара клиенту передана на аутсорс. Это позволяет решить множество задач.
К примеру, вам не придется рассчитывать стоимость доставки в зависимости от удаленности от логистического центра и выбирать, доставлять «газелью», МАНом или же вообще заказать водный транспорт. Мы расскажем, что такое фулфилмент и как он поможет решить львиную долю логистических задач.
Про фулфилмент простым языком
Фулфилмент — это совокупность определенных действий, выполняемых сторонним оператором с целью организовать движение товаров интернет-магазина с меньшими издержками. Основная задача — добиться прибытия посылки к клиенту в срок. Чтобы осуществить это, интернет-магазин начинает сотрудничество с соответствующей компанией, договорившись о соблюдении конкретных условий.
Существует много схем, которыми руководствуются операторы фулфилмента в работе. Такие организации сотрудничают на разных условиях в зависимости от ситуации и могут работать с учетом особенных пожеланий партнеров. В перечень базовых схем входят следующие:
- Оператор отгружает товар со склада организации, а затем отвозит его клиенту. В обязанности оператора входит упаковка, хранение товара в пути и сборка.
- Согласно другой схеме порядок действий таков: служба логистики, имеющаяся у интернет-магазина, привозит посылку на склад оператора. Есть возможность транспортировать сразу всю партию, а не по одному товару. Заказ находится на ответственном хранении. Оператор отправляется вместе с товаром к покупателю, когда заказу присваивается статус «принят» и клиент оплачивает его.
- Фулфилмент-оператор увозит товар с места хранения заказов, принадлежащего производителю либо поставщику. В данной схеме продукция не находится на складе интернет-магазина, то есть исключается один элемент в логистическом процессе.
- Также в обязанности операторов входит работа с возвратом посылок. Их отсылают в магазин или фулфилмент-компании исходя из пунктов соглашения о сотрудничестве.
- Курьер оператора забирает заказ со склада торговой организации и везет его до терминала транспортной компании.
- Фулфилмент-оператор забирает товары со склада магазина и транспортирует их до пунктов, откуда клиенты смогут забрать посылки.
- Курьерская служба оператора забирает товар со склада торговой организации и везет его непосредственно покупателю. Возможен и другой вариант: курьер получает заказ, отвозит его в определенное место хранения, где товар направляют в город пребывания клиента. Когда посылка оказывается там, ее отдают другому курьеру. Наконец товар передают в руки клиента, доставив до квартиры.
Итак, товар попадает к заказчику благодаря последовательности действий интернет-магазина, курьеров, операторов и т. д, которая способна меняться в зависимости от ситуации. Возможно сочетание разных вариантов, если так будет удобнее и быстрее.
Итак, мы разобрали, что такое фулфилмент. Но при определении оптимальной логистической схемы возникает вопрос выбора между фулфилментом и дропшиппингом. Эти две категории имеют много общего, потому что в любом случае предполагается аутсорс. Первый способ осуществляется за счет перепоручения предварительного этапа доставки, а второй предполагает прямую поставку покупателю, ответственность за которую берет на себя партнер торговой компании.
Читайте также! Зачем обучать персонал: 5 причин и рекомендации по организации процессаЧтобы осуществить дропшиппинг, необходим меньший стартовый капитал. Поэтому данный способ выгоднее. При прямой поставке покупателю предполагается производство и хранение товара производителем. Схема следующая: интернет-магазин принимает заказ, далее оптовый продавец или производитель получает товар от ретейлера и отправляет его.
В дропшиппинге торговая онлайн-площадка скупает всю продукцию по оптовой цене. Прибыль сохраняется. Изготовитель либо оптовый торговец отвечают за выполнение заказов.
То есть дропшиппинг можно назвать идеальной версией фулфилмента, потому что торговая организация не закупает продукцию заранее, делегируя хранение и подготовку к отправке кому-то другому. Интернет-магазин совсем избавляется от ответственности за физическое обслуживание отправляемого товара.
Услуги фулфилмент-компании для интернет-магазина
Если торговая компания уже имеет клиентскую базу и обслуживает заказчиков все чаще и чаще, возникает потребность оптимизировать бизнес. В данном случае владелец может поступить по-разному. Есть вариант потратить деньги на свой склад. Но допускается также и пользование услугами фулфилмента.
Арендовать место для хранения посылок могут успешные организации, имеющие стабильную прибыль. Однако развивающемуся бизнесу скорее по силам заключить договор с фулфилмент-компанией, что поможет тратить меньше времени на контроль. Преимуществом сотрудничества с такой организацией станет и возможность следить за всеми процессами удаленно и вмешиваться, когда будет необходимо. Ряд крупных компаний выбирает данную схему.
Необходимо объяснить простыми словами, что такое фулфилмент и чем занимаются выполняющие данную схему организации. Фулфилмент-компания отвечает за следующие моменты:
- качество хранения продукции;
- прием товаров у поставщика;
- оправка по адресу клиента либо гарантирует отгрузку товара через самовывоз.
Перечень услуг дополняет комплексная обработка заказов, то есть работа со звонками и письмами с электронной почты наряду с предоставлением информации потенциальным покупателям. В обязанности данной компании входит и комплектация заказов, прием оплаты, решение ситуации с возвратом.
- Качественное хранение продукции
Содержание товаров на складе по праву можно назвать сложной процедурой. Фулфилмент-компании следят за условиями хранения, оборудованием помещения, где расположена продукция. Группа сотрудников данных организаций отвечает за охрану склада и состояние товара.
Разъясняя, что такое фулфилмент-услуги, необходимо описать схему хранения продукции и взимания оплаты. Товар располагается на паллетах — поддонах. Торговая организация оплачивает каждое место на паллете, а сумма рассчитывается исходя из их численности.
Если владелец решит воспользоваться услугами фулфилмент-компании, ему нужно узнать, отапливаются ли склады, потому что каждому типу продукции соответствует определенная температура хранения. Однако товар с непродолжительным сроком годности на складе не держат.
Для ценных товаров нужны места хранения с ограниченным доступом.
- Прием продукции у поставщика
Чтобы справиться с этой задачей, в организациях существует отдельный штат работников. В их обязанности входит прием товара строго по накладным, проверка упаковки на повреждения и контроль за единицей продукции. Заказ не будут держать на складе в случае, когда обнаружено нарушение по вине поставщика.
Организация осуществляет комплексную проверку, так как отвечает за весь принятый товар. Ценный совет для владельцев магазина заключается в следующем: лучше доверять продукцию компаниям с POS-системой. Благодаря этому все упаковки будут содержать штрих-коды.
- Комплектация товаров
Здесь от фулфилмент-компании необходима особая ответственность, иначе пострадает репутация торговой организации.
Магазин платит за комплектацию и упаковку каждой единицы продукции. Стоит отметить: вероятность ошибок уменьшается и увеличивается темп и качество формирования заказа, когда на упаковках товара есть штрих-коды. Взимается отдельная плата, если магазин ставит задачу провести дополнительную проверку на работоспособность продукции.
Читайте также! Идеи оформления магазина в будни и праздники- Доставка и самовывоз продукции
Фулфилмент-компании в основном располагают штатом курьеров, которые доставляют посылки по адресам и отдают лично покупателям. Такие сотрудники проверяют личность клиента по паспорту. Существуют компании, требующие от покупателей подпись в качестве доказательства, что товар успешно доставлен. У торговой организации есть возможность воспользоваться услугами сторонней службы, если не устраивает доставка фулфилмент.
Некоторые покупатели забирают товары самостоятельно, так как многие интернет-магазины взимают плату за доставку. В ситуации самовывоза у фулфилмента должен быть офис, откуда покупатель заберет посылку.
Стоит сказать, что многие организации, занимающиеся фулфилментом, работают в тандеме с транспортными компаниями, например со СДЭК, «Деловыми линиями», «Почтой России». Такое сотрудничество подойдет небольшим торговым онлайн-площадкам, потому что при оформлении договора услуги предоставляются по низким тарифам.
- Прием оплаты
Данная процедура осуществляется обычным способом. Организация принимает деньги на правах агента, затем выделяется сумма на оплату услуг. В итоге выручка поступает на расчетный счет торговой компании. Признак грамотно настроенной деятельности фулфилмент-организации — наличие собственного бухгалтерского отдела, сводящего баланс и формирующего отчетность как для налоговой инспекции, так и для партнерской торговой онлайн-площадки.
Наличный или безналичный расчет определяется исходя из соглашения между фулфилмент-компанией и магазином. Периодичность устанавливается в зависимости от предпочтений. Может быть раз в месяц, раз в неделю либо каждый квартал.
Преимущества работы с операторами фулфилмента
Фулфилмент для маркетплейсов, например, или для других форм торговли полезен тем, что снимается ответственность за транспортировку посылок и логистику. Такая организация процессов и эффективный контроль под силу не каждой торговой онлайн-площадке.
Необходимо перечислить и другие преимущества:
- интернет-магазину не нужно искать склад и работников для контроля за содержанием товаров;
- устраняется необходимость в курьерах;
- не нужна онлайн-касса в случаях, когда оператор работает и как платежный агент.
Негативные стороны использования фулфилмента не позволяют модели обрести еще большую популярность. Согласно статистике, данный способ используют некрупные торговые компании, имеющие маленький или средний оборот. Успешные большие фирмы скорее предпочтут организовать свою службу доставки, чем обратиться к услугам фулфилмента.
Ангельское терпение в продажах
Выбрать второй путь им просто невыгодно. Главные недостатки заключаются в следующем:
- Работа стоит больших денег. Необходимо платить за каждую основную или дополнительную услугу: будь то упаковка товара или выезд курьера. Магазин лишится крупной суммы, если нужно регулярно отправлять покупателям посылки.
- Фулфилмент полезен не каждой торговой онлайн-площадке. Чтобы воспользоваться услугой данной организации, магазину нужно располагаться в том же регионе, что и оператор. Стоит учесть: их места хранения товаров есть не во всех в крупных городах, а курьеры доставляют товар на расстояния в 200-300 километров. Возможно, в скором времени такое ограничение перестанет существовать, потому что сети операторов стремительно растут.
- Деньги магазина придут не сразу в случае, когда оплату принимает оператор. Иными словами: если компании переводят деньги дважды в месяц и оборот слишком высок, то может возникнуть проблема, так как в местах хранения нет товаров, заказов все больше и больше. Однако получается, что средств на покупку продукции нет — они все еще у оператора.
- Часто фулфилмент-организации настаивают на использовании ЭДО, то есть электронного документооборота. На это нужно потратить дополнительные силы и время, но достаточно скоро работать с ЭДО вынуждены будут все, потому что происходит внедрение обязательной маркировки продукции. Данным образом участники рынка делятся друг с другом информацией. Новая тенденция повлияла на многие товары: обувь, одежду, лекарства, например. Согласно прогнозам, к 2024 году процесс завершится и маркировано будет все.
- Последним недостатком является следующее: невозможно полностью следить за процессами. То есть, когда оператор совершает ошибку, ответственность несет торговая организация, в связи с чем важно тщательно выбирать фулфилмент-компанию.
7 критериев выбора оператора фулфилмента
Рынок богат фулфилмент-организациями, но важно выбрать действительно ответственных людей, качественно выполняющих свою работу. Необходимо обратить внимание на некоторые показатели:
- Скорость доставки. Это наиболее важный критерий отбора. Репутация магазина и успех торговли зависят от того, насколько доволен клиент. А чем быстрее покупатель получит посылку, тем больше вероятность его повторного обращения за другим товаром.
- Расценки. Лучше выбрать компанию, которая согласна сотрудничать за наименьшую плату.
- Набор основных услуг. Когда магазин не нуждается в сложных и многочисленных операциях по транспортировке товаров, есть смысл заключить договор с непопулярной компанией, имеющей небольшой пакет услуг. Так удастся сэкономить большую сумму.
- Набор дополнительных услуг. Среди них могут быть упаковка заказа или деятельность в качестве агента. Данный показатель не стоит игнорировать при выборе партнеров. Большое количество дополнительных услуг порой является доказательством широких возможностей фулфилмент-организации.
- География присутствия. Лучше сотрудничать с компанией, имеющей склады недалеко от магазина-партнера.
- Стоит еще раз напомнить про важность такого показателя, как периодичность денежных перечислений торговой онлайн-площадке в случаях, когда оператор выступает в роли платежного агента. Будет полезнее выбрать вариант с периодичностью банковских транзакций через день.
- Опыт и репутация оператора на рынке. Нужно посмотреть отзывы о сотрудничестве с фулфилмент-компанией. Позитивные отклики важны, ведь вся ответственность в случае ошибки оператора ложится на интернет-магазин.
Разобравшись, что такое фулфилмент в логистике и изучив дропшиппинг, каждая торговая компания должна определиться с выбором. Преимущество дропшиппинга заключается в том, что не нужно закупать продукцию заранее, продумывать способы ее хранения и отправки. Аутсорс, например, будет выгоден некрупным компаниям.