Бизнес-маркетинг: задачи и особенности
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Бизнес-маркетинг – набор методов и инструментов, применяющийся в сфере B2B. Несмотря на схожесть с аналогичными на рынке B2C, их использование несколько отличается.
На что обратить внимание? Бизнес-маркетинг также требует планирования и создания стратегии продвижения. На ее основе выбираются каналы и методы взаимодействия с целевой аудиторией.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое бизнес-маркетинг
- Стратегия бизнес-маркетинга
- Инструменты бизнес-маркетинга
- Особенности маркетинга небольших компаний
- Часто задаваемые вопросы о бизнес-маркетинге
-
Антикризисный план: 5 шагов, чтобы удержать бизнес
Скачать бесплатно
на плаву и избежать убытков до 3 млн ₽
Что такое бизнес-маркетинг
Под бизнес-маркетингом понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение рекламного продвижения и продаж производимых товаров и услуг. Организаторами подобных действий могут быть как частные лица, так и организации, включая коммерческие компании и государственные учреждения.
Для бизнес-маркетинга глобальной целью является увеличение прибыли, но попутно могут решаться и другие задачи: улучшение делового имиджа предприятия, установление новых партнерских связей, расширение охвата рынка и т. п.
Маркетинг пригоден для использования в любом направлении предпринимательской деятельности: B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес для потребителей) и B2D (сектор, ориентированный на разработку программных продуктов).
Впрочем, на практике наибольшая отдача от бизнес-маркетинга наблюдается в секторе В2В, где производители взаимодействуют с немногочисленными крупными заказчиками. В этом случае каналов продаж меньше, и они более короткие и прямые, в отличие от сферы потребительского маркетинга. Соответственно, здесь маркетинговые действия обладают более предсказуемой результативностью.
Потребительский же маркетинг нацелен на массовую аудиторию, и в нем используются розничные каналы реализации и разнообразные средства массовой информации в качестве рекламного инструмента.
В современных условиях мало кто из производителей способен вести бизнес, обходясь без рекламы и иных маркетинговых акций, хотя форма их может быть различной – наружная реклама, почтовые рассылки, акции для лояльных клиентов и т. п.
Стратегия бизнес-маркетинга
Разработка marketing-стратегии – планирование ключевых направлений деятельности фирмы с упором на использование конкурентных преимуществ. Прежде всего должны быть выделены цели, а затем пути и способы их достижения.
Источник: rawpixel.com / freepik.com
Как правило, процесс планирования стратегии в сфере маркетинга включает в себя следующие этапы:
- Изучение среды, в которой ведется бизнес, – сам рынок и ближайшие конкуренты. Здесь необходимо выделить сильные и слабые стороны компании, выявить угрозы и возможности для роста.
- Постановка целей и задач, которые должны быть актуальными, реалистичными, конкретными и измеримыми.
- Выработка стратегии с учетом целей, объективных факторов и имеющихся внутренних ресурсов.
Далее выполняется собственно маркетинговое проектирование, в рамках которого:
- Изучается целевая аудитория – хорошее знание своей ЦА позволит сфокусироваться на наиболее перспективных группах потребителей и каналах взаимодействия с ними.
- Выбираются оптимальные инструменты и методики – сейчас существуют различные маркетинговые стратегии, и необходимо опираться на средства, обещающие максимальную эффективность.
- Распределяются имеющиеся ресурсы, разрабатывается бюджет для реализации маркетинговой программы.
- Делается детальное планирование с разбивкой проекта на этапы и отдельные акции, все из которых должны получить конкретное содержание.
- Проводятся мониторинг, оценка и корректировка в ходе реализации проекта. При необходимости в первоначальные планы вносятся изменения.
Инструменты бизнес-маркетинга
Продающий сайт
В наши дни он воспринимается как лицо компании, и грамотно сделанный сайт становится залогом успешного B2B-маркетинга. Прежде всего нужно позаботиться о насыщенности его полезной для пользователя информацией и удобстве навигации. Также надо четко выделить суть уникального торгового предложения, подчеркнуть его преимущества.
Материалы, размещение которых оказывает позитивный эффект на результаты маркетинговой деятельности:
- описание своего опыта работы;
- список успешно выполненных проектов и кейсов;
- отзывы реальных клиентов;
- данные отраслевых рейтингов, подтверждающие экспертность и профессионализм;
- мнения экспертов о продукции;
- награды, благодарности и т. п.;
- информация об участии фирмы в выставках, конференциях и аналогичных мероприятиях;
- ссылка на известных клиентов, с которыми имеется опыт работы.
Также полезно будет создать раздел со статьями, которые способны вызвать интерес со стороны потенциальных клиентов и партнеров: «Как организовать эффективный аудит отдела продаж?», «10 критериев выбора товара…» и т. п.
Кроме того, нужно мотивировать пользователей на знакомство с вашими материалами и продвижение по воронке продаж – это может быть подарок за регистрацию, полезные рассылки, квизы и другие форматы, работоспособные в вашей отрасли.
Лайфхак: чем короче форма, тем больше шансов, что она врежется в память людей. Поэтому необходимо лимитировать объем предлагаемой информации, не злоупотребляя терпением своих потенциальных клиентов.
Читайте также! Основные ошибки бизнеса и способы их избежать
SEO-продвижение
Поисковая оптимизация сайта (SEO) предполагает, что в ответ на запросы пользователей поисковая система («Яндекс», Google или какая-то еще) будет предлагать список сайтов с вашим участием.
Подобный элемент бизнес-маркетинга не требует от компании постоянных финансовых вливаний, но при этом показывает хорошую эффективность. В этом случае объем трафика будет высок, и кто-то из пользователей обязательно обратит внимание на ваше торговое предложение.
Алгоритм необходимых действий, чтобы выйти в топ по итогам поисковых запросов:
- обеспечение быстрой и стабильной работы сайта — без зависаний и долгих загрузок, отсутствие программных ошибок;
- правильное оформление интернет-страниц — указание их Title и Description, что имеет важное значение для поисковиков;
- добавление текстов с нужными ключевыми словами – это фразы, которые чаще всего используют клиенты в поисках нужной им информации.
Источник: freepik / freepik.com
Лайфхак: для увеличения числа лидов нужно оптимизировать сайт по ключам, относящимся к первым этапам воронки продаж. Это стадии «Осознание потребности» и «Поиск решения» – здесь проще выделиться на фоне конкурентов и привлечь к себе внимание пользователей.
Контекстная реклама
Данный инструмент бизнес-маркетинга представляет собой платное объявление, появляющееся в поисковиках «Яндекс» и Google, – выбор показываемого контента зависит от содержания запроса, то есть в идеале реклама соответствует тому, что ищет клиент. Кроме текстовых блоков, в подобной рекламе широко применяются медийные форматы — анимированные картинки и видео.
Контекстная реклама нужна для «захвата» клиентов, которые ищут аналогичный продукт. Скажем, пользователь ввел в поисковике «купить офисную мебель», и, помимо сайтов в ответ на его запрос, ему будет демонстрироваться подобная реклама. Такой вид маркетинга предполагает серьезные расходы, однако и отдача от него велика.
Email-маркетинг
Рассылки по электронной почте широко используются в современной рекламе, причем здесь затраты могут быть минимальными – принципиальным условием действенности данного инструмента является наличие актуальной клиентской базы.
Наиболее популярные виды рассылок:
- приветственные письма для новых пользователей;
- представление новых товаров и услуг;
- приглашение участвовать в организуемых мероприятиях;
- действующие акции и специальные предложения;
- предложения в рамках программ лояльности;
- рыночные обзоры;
- полезная информация для потребителей;
- опросы, в том числе с просьбой оценить качество работы фирмы.
Чтобы рекламное письмо не отправилось сразу в корзину для спама, необходимо делать его содержание персонализированным и имеющим интерес для пользователя.
Социальные сети
В большей степени этот маркетинговый инструмент ориентирован на сферу B2C, но и в сегменте B2B он работоспособен.
Источник: freepik / freepik.com
В настоящее время наиболее популярными площадками являются группы в Telegram и «ВКонтакте». Таким способом можно вести прямой диалог с корпоративными клиентами, выставлять актуальные новости, подтверждающие вашу успешность и эффективность.
Отраслевые мероприятия
Для каждой сферы существуют свои ниши, связанные с организацией и проведением тематических мероприятий, например:
- специализированные выставки;
- конференции, семинары;
- мастер-классы;
- бизнес-тренинги;
- онлайн-вебинары.
При этом пользу можно извлечь не только из организации подобных мероприятий, но и из обычного участия – такие площадки являются местом для новых контактов, дают возможность для самопрезентации в позитивном свете.
Крупные же компании организуют собственные B2B-мероприятия, что способствует улучшению репутации.
Читайте также! Партнерское соглашение: цели, типы, составление
Личные встречи
В B2B взаимодействие на личном уровне играет огромную роль, однако эффект дают лишь встречи с людьми, принимающими решения, – к этой категории относятся руководители компаний, инвесторы.
Ключевое значение имеет информации, которая четко и емко подтверждает привлекательность сотрудничества с вами – это могут быть презентации, резюме бизнес-планов, прайс-листы, финансовые расчеты и пр.
Заключение крупной сделки обычно требует длительных переговоров с несколькими встречами на высшем уровне – необходимо продумать общую стратегию бизнес-маркетинга, чтобы добиться осуществления свои планов.
Особенности маркетинга небольших компаний
Для предприятий малого бизнеса, чьи ресурсы ограничены, важно изначально выбрать наиболее перспективную целевую аудиторию и оптимальные каналы взаимодействия с ней. Кроме того, требуется чем-то выделяться на фоне конкурентов, сделать ставку на преимущества, значимые с точки зрения потребителей. Ключевые задачи в рамках разработки и реализации бизнес-маркетинга:
- Определение уникальности продукта/услуги
Начать следует с исследования представителей целевой аудитории, изучения их потребностей и проблем. Далее необходимо объективно оценить собственные сильные и слабые стороны. Также полезно исследовать характер маркетинговой деятельности своих конкурентов. В итоге нужно предложить потребителям что-то уникальное, что позволит отличаться на общем фоне.
- Онлайн-присутствие и социальные сети
Онлайн-продвижение применимо в практике малого бизнеса, но в данном вопросе нужно соотносить расходы на маркетинг с предполагаемой отдачей.
Очевидно, что вещать на глобальную аудиторию для небольших предприятий не имеет смысла, однако создание профессионального сайта и профильных групп в социальных сетях воспринимается как само собой разумеющееся условие успешности коммерческой деятельности.
- Контент-маркетинг
Это сравнительно недорогой способ привлечения интереса к вашему бизнесу и создания круга лояльных клиентов. Интересные статьи, советы, блоги, видео, инфографика – все это привлекает внимание пользователей и способствует росту трафика, что позитивно влияет и на результаты продаж.
- Локальный рынок
Для большинства мелких компаний целесообразна ставка именно на освоение локального, наиболее доступного рынка. Соответственно, на пользу пойдут акции, которые освещаются в местных СМИ: участие в мероприятиях, спонсорская деятельность и пр. Так формируется позитивный образ производителя и устанавливаются новые партнерские отношения.
Источник: freepik / freepik.com
- Инфлюенс-маркетинг
Этот инструмент обладает большим потенциалом, и самое главное привлечь инфлюенсера, который, действительно, способен повлиять на настроения представителей целевой аудитории, помочь в продвижение продукта.
- Скидки и акции
Программы лояльности могут позволить себе и небольшие компании, если акция будет грамотно организована. Распродажи, скидки, специальные предложения неизменно вызывают интерес у потребителей, однако и здесь следует найти разумный баланс между величиной маркетинговых расходов и финансовой отдачей от роста продаж.
Часто задаваемые вопросы о бизнес-маркетинге
Каковы особенности бизнес-коммуникации в сфере В2В?
Ключевые элементы здесь следующие:
- Позиционирование бренда.
- Персонализация предложений.
- Хорошо отлаженная обратная связь.
Можно ли выделить «главное правило» бизнес-маркетинга?
Пожалуй, в текущих условиях можно посоветовать всегда ориентироваться на рынок. Другими словами, не существует готовых рецептов и методик, гарантирующих 100-процентный результат. Исходить нужно из реалий рыночной ситуации и всегда быть готовым ко внесению изменений в свои бизнес-планы.
Читайте также! В2В продажи: особенности, этапы, инструменты
Какой инструмент необходим в бизнес-маркетинге для управления им?
Реализация планомерной маркетинговой стратегии невозможна без CRM-систем. Именно благодаря им собираются сведения о клиентах, ведется клиентская база, обеспечивается коммуникация по разным каналам, причем с возможностью отслеживания результатов в режиме реального времени. CRM позволяет автоматизировать многие маркетинговые процессы и управлять ими.
В целом насколько бы выдающимися ни были характеристики производимого продукта, в современных условиях невозможно обойтись без маркетинга, который лежит в основе продвижения товаров и услуг для бизнеса.
Изображение в шапке статьи: rawpixel.com / freepik.com
29-30 ноября
19:00 по МСК