Анализ платежеспособности предприятия: методы и формулы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Анализ платежеспособности предприятия проводят для оценки финансовой ситуации в компании. Он показывает, может ли бизнес платить по своим обязательствам, и проводится как собственниками предприятия, так и инвесторами для оценки инвестиционной привлекательности.
На что обратить внимание? Существуют такие методы анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный, интегральный и ряд других. На практике оценивают платежеспособность через активы или рассчитывают коэффициенты.
Из этого материала вы узнаете:
- Задачи анализа платежеспособности
- Методы анализа платежеспособности
- Анализ платежеспособности предприятия по активам
- Анализ платежеспособности через коэффициенты
- Часто задаваемые вопросы об анализе платежеспособности
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Задачи анализа платежеспособности
Платежеспособность коммерческой организации представляет собой способность выполнять финансовые обязательства за счет собственных средств. Подобные обязательства могут иметь форму текущих выплат по кредитам, оплаты поставок, внесения налоговых платежей и т. п. Основанием для их появления выступают либо требования закона, либо условия коммерческого соглашения.
В ходе финансового анализа платежеспособности предприятия особое внимание уделяется двум значимым факторам:
- Наличие активов, стоимость которых покрывает размер имеющихся обязательств.
- Высокая ликвидность активов. Скажем, если денег на счетах недостаточно, то предприятие может в случае необходимости легко продать находящиеся в его распоряжении ценные бумаги, товарные запасы и иное имущество.
Высокая платежеспособность облегчает получение банковских кредитов и инвестиций, а также повышает уровень доверия партнеров. Оценка уровня платежеспособности нужна, чтобы понимать состояние бизнеса и строить стратегические планы развития компании.
При этом аналитика дает ответы на следующие вопросы:
- существует ли опасность банкротства предприятия;
- насколько вероятно образование кассовых разрывов;
- каковы финансовые возможности фирмы по росту;
- имеется ли возможность досрочного выполнения обязательств;
- нужно ли привлекать дополнительные средства.
Источниками подобной информации выступают:
- налоговая отчетность;
- бухгалтерский баланс;
- финансовые отчеты;
- отчеты о движении денежных средств.
Эти данные позволяют произвести оценку платежеспособности, ликвидности и рентабельности бизнеса, для чего используются специальные формулы.
Методы анализа платежеспособности
В современных условиях есть несколько методик анализа ликвидности и платежеспособности предприятия, основными из которых являются следующие:
Горизонтальный анализ
Горизонтальный анализ, основанный на изучении финансовых коэффициентов во временном разрезе, когда текущий период сравнивается с предыдущими.
Целями подобного анализа выступает обнаружение изменений финансовых показателей, определение причин и последствий этих изменений, которые могут рассматриваться и в абсолютном, и в относительном контексте.
Горизонтальный анализ обычно включает в себя построение таблиц, в которые вносятся данные, разбитые по периодам. Также в качестве точки отсчета можно выстраивать трендовый график, благодаря которому появляется возможность прогнозирования будущих изменений.
Вертикальный анализ
Вертикальный анализ имеет структурную основу – при этом рассчитываются итоговые показатели и определяется влияние каждой позиции на общие результаты.
Преимуществом такого подхода является возможность сравнивать финансовые показатели компании с данными по аналогичным предприятиям и оценивать таким образом конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса.
Также относительный характер расчетов нивелирует значение инфляции, на которую нужно делать поправку при использовании абсолютных величин.
Трендовый анализ
Трендовый анализ включает в себя увязывание друг с другом финансовых сведений за несколько периодов, после чего становится видна динамика и определяется тренд. Чем объемнее массив исторических данных, тем точнее окажутся результаты, причем наличие четкой тенденции облегчает составление прогнозов.
Анализ относительных показателей
Анализ относительных показателей является гибким инструментом финансовой аналитики. В этом случае коэффициенты текущей платежеспособности можно сравнивать как в горизонтальном, так и в вертикальном разрезе, исходя из того, какая информация доступна.
Сравнительный анализ
Сравнительный, или пространственный, анализ платежеспособности предприятия – это сопоставление показателей организации с аналогичными критериями финансовой деятельности конкурентов либо со среднеотраслевыми данными.
Факторный анализ
Факторный анализ нацелен на выявление того, как на платежеспособность влияют те или иные факторы. Если функциональная зависимость известна, то исследование производится детерминированным образом. В противном же случае следует обратиться к стохастической методике, когда последовательно проверяются все факторы.
Читайте также! Прогнозирование продаж: суть, методы, ошибки
Кроме того, анализ может иметь прямой характер с дроблением на составные части, то есть исследование идет от общего к частному, или обратный – в этом случае сначала составляется список отклонений, которые потом сводятся в общий баланс.
Интегральный анализ
Интегральный анализ включает в себя изучение всех финансовых показателей, связанных с платежеспособностью предприятия, и последующее суммирование выявленных тенденций.
Как видим, существуют разнообразные методики оценки платежеспособности, у каждой из которых есть как преимущества, так и определенные ограничения. При выборе исходить нужно из того, какого рода информация открыта для изучения, и рекомендуется не удовлетворяться единственным методом, а опираться на результаты нескольких альтернативных.
Анализ платежеспособности предприятия по активам
В принципе, для анализа состояния платежеспособности директору или владельцу предприятия необязательно давать поручение сотруднику финансового отдела – общую картину можно оценить самостоятельно, если под рукой есть исходные данные. Для начала активы и пассивы компании распределяются по категориям, потом подставляется их стоимость, после чего вычисляется общий коэффициент.
В состав активов входят принадлежащие фирме ресурсы: оборотные средства, задолженности партнеров, готовая продукция, оборудование, транспорт и т. п. Ключевое значение имеет уровень ликвидности имущества – по этому критерию активы делятся на несколько категорий:
- А1 — высоколиквидные. К ним относятся свободные средства и краткосрочные инвестиции.
- А2 — быстрореализуемые. К примеру, это могут быть пользующиеся спросом готовые товары, которые несложно продать.
- А3 — медленнореализуемые. В эту группу входит долгосрочная дебиторская задолженность, запасы сырья, транспорт.
- А4 — сложнореализуемые. Это внеоборотные активы, которые практически невозможно продать быстро по полной рыночной стоимости: земельные участки, здания, недостроенные объекты и т. п.
Пассивами выступают финансовые обязательства фирмы, и они тоже группируются по категориям:
- П1 — срочные обязательства, выплаты по которым необходимо сделать в ближайшее время.
- П2 — среднесрочные, погашение которых нужно осуществить в течение года.
- П3 — долгосрочные, со сроком погашения более года.
- П4 — постоянные пассивы, включающие в себя акционерный капитал, нераспределенную прибыль и т. п.
При анализе платежеспособности предприятия следует отталкиваться от актуальных рыночных цен. К примеру, для оборудования, транспорта и зданий значение имеет степень износа, которая рассчитывается по формулам амортизации. Также на стоимость тех или иных активов влияет текущий спрос.
В норме между активами и пассивами должен сохраняться баланс, причем особенно критично превышение размера пассивов. Впрочем, и избыток активов имеет негативные последствия – это означает, что предприятие не использует имеющиеся возможности для развития.
Для беглой оценки ситуации можно даже ограничиться сопоставлением показателей А1 и П1: свободных средств должно быть достаточно для выполнения срочных обязательств типа выплаты заработной платы, расчета с поставщиками, покрытия аренды и т. п.
Если же нужен более точный расчет, то вычисляются коэффициенты платежеспособности и ликвидности.
Анализ платежеспособности через коэффициенты
Коэффициент финансовой устойчивости
По нему видно, насколько компания зависит от внешних заимствований и насколько велика их доля по отношению к собственным ресурсам. Данный показатель представляет собой соотношение величины собственного капитала (строка 1300 в бухгалтерском балансе) и долгосрочных обязательств (строка 1400) к валюте баланса по пассивам (строка 1700).
К (фин. ус.) = (стр. 1300 + стр. 1400) / стр. 1700.
Значение коэффициента |
Что означает |
---|---|
< 0,6 |
Налицо финансовая зависимость от кредиторов, и существует риск банкротства |
≥ 0,6 |
Финансовая устойчивость |
0,6–0,95 |
Оптимальные показатели |
0,95 и более |
Не используются возможности для инвестирования в развитие |
Коэффициент независимости, или автономии
Демонстрирует соотношение между размером собственного капитала (строка 1300 бухгалтерского баланса) и валютой баланса по пассивам (строка 1700).
К автономии = стр. 1300 / стр. 1700.
Если этот коэффициент составляет более 0,5, то это свидетельствует о достаточной финансовой независимости компании, ее способности погасить обязательства за счет своих ресурсов.
Коэффициент общей платежеспособности
Такой вариант анализа платежеспособности предприятия показывает, покрываются ли все финансовые обязательства активами.
К (общ. плат.) = стр. 1300 / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550 + стр. 1400).
Следует стараться, чтобы этот показатель не опускался ниже 2.
Коэффициент срочной ликвидности
Он увязывает в одну формулу краткосрочные обязательства компании и наиболее ликвидные ее активы.
К (ср. л.) = (стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250 + стр. 1260) / (стр. 1500 — стр. 1530 + стр. 1540).
Оптимальным считается показатель срочной ликвидности от 0,8 до 1 — это означает, что фирма способна выполнить краткосрочные обязательства. Правда, при этом нужно учитывать и состав активов: скажем, хотя к ним относится дебиторская задолженность, на ее взыскание может потребоваться время.
darminaopel.ru
Коэффициент текущей ликвидности
Этот показатель определяет, насколько краткосрочные обязательства покрыты оборотными средствами: к последним относятся активы, которые задействованы в производстве (сырье, полуфабрикаты) либо куплены для перепродажи. Также в эту группу входят деньги, ликвидные ценные бумаги и дебиторская задолженность.
К (тек. л.) = (1200 + стр. 1170) / (стр. 1500 - стр. 1530 + стр. 1540).
Критичным является коэффициент менее единицы, что говорит о сложностях с погашением текущих обязательств: в норме он должен находиться в пределах от 1 до 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности;
Он показывает соотношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.
К (абс. л.) = (стр. 1240 + 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550).
К примеру, значение 0,3 следует расценивать как способность предприятия выполнить 30 % своих краткосрочных обязательств в кратчайшие сроки.
Часто задаваемые вопросы об анализе платежеспособности
Что надо учитывать при оценке платежеспособности?
Одно из важнейших условий адекватности расчетов – использование при анализе платежеспособности предприятия рыночной цены имущества, а не стоимости по балансу. В противном случае сумма активов получится явно завышенной, поскольку реализовать их по балансовой цене зачастую невозможно.
В каких случаях нельзя учитывать в расчетах дебиторскую задолженность?
Здесь все индивидуально, и нужно объективно оценивать возможности должника рассчитаться по своим долгам. К примеру, если фирма, с которой было заключено соглашение, обанкротилась и каким-либо значимым имуществом для покрытия обязательств не обладает, то такие долги являются безнадежными, и подобную дебиторку надо убирать из расчетов.
Как повысить уровень платежеспособности?
Для этого есть несколько вариантов. Так, бюджетирование финансов позволит уменьшить процент производственных издержек. Если у компании есть активы, которые лежат мертвым грузом, – запасы продукции, неиспользуемое оборудования и т. п., то следует оценить, насколько целесообразно их реализовать, чтобы повысить платежеспособность.
Также позитивный эффект дает перенос или отмена вложений из собственного капитала.
Читайте также! Системы бизнес-аналитики: принцип работы, правила выбора
Таким образом, владельцам бизнеса нужно контролировать финансовое положение компании, и немаловажно значение имеет отслеживание показателей платежеспособности и ликвидности, а также оборачиваемости средств и рентабельности. Именно по этим критериям оценивается финансовая устойчивость предприятия и выявляются ресурсы для дальнейшего развития.