Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Вовлеченность персонала: важность, оценка, повышение
Вовлеченность персонала: важность, оценка, повышение

Вовлеченность персонала: важность, оценка, повышение

Дата публикации:
09.08.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
09.08.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

О чем речь? Вовлеченность персонала – желание сотрудника заниматься своей деятельностью и вносить вклад в развитие компании. Такие работники заинтересованы в результате своего труда, проявляют инициативу и порой делают больше, чем должны.

На что обратить внимание? Вовлеченность измеряется через опросники, экзит-интервью и тесты. Повышают показатель за счет улучшения условий труда, заботы о сотрудниках, прояснение роли каждого работника.



Понятие вовлеченности персонала

Наверняка каждому доводилось видеть в некоторых организациях унылую атмосферу в рабочее время – сотрудники не рады посетителям, все делается медленно, и используется любая возможность, чтобы устроить перекур или перерыв на чаепитие. В других же фирмах, наоборот, сразу радуют заинтересованные и улыбающиеся лица работников, готовых помочь посетителю.

Отличие здесь в уровне вовлеченности сотрудников в рабочий процесс, причем выразить этот показатель в каких-то единицах невозможно – разница будет заметна лишь в сравнении.

Для начала попробуем сформулировать определение.

Вовлеченность персонала на практике проявляется в степени заинтересованности, мотивации сотрудников. Вовлеченный работник покажет гораздо большую производительность труда и лучшие результаты, чем незаинтересованный. Также критериями вовлеченности являются уровень ответственности сотрудника, его лояльность к компании.

Немотивированный работник выполняет только то, что он обязан сделать, и главным образом им движет страх перед штрафными санкциями. Вовлеченный же испытывает интерес к тому, чем он занимается, и потому он способен на большее, чем предписывают должностные инструкции и официально установленные планы. Такие работники инициативны, активны, и им присущ творческий подход к решению задач, а также высокий уровень самоотдачи.

Конечно, каждый работодатель хотел бы видеть своих подчиненных энергичными и эффективными, но проблема заключается в том, что универсального средства мотивации, применимого в любой ситуации, не существует.

1.jpg

Даже если воспользоваться простейшей схемой кнута и пряника, то в отношении разных людей они будут действовать неодинаково, и чаще всего оптимальным вариантом будет их сочетание, но и здесь важно найти правильный баланс.

Также стоит заметить, что, помимо материальных факторов, моральные тоже имеют важное значение в создании вовлеченности персонала.

Оценка вовлеченности персонала

HR-специалистами условно выделяются четыре степени вовлеченности персонала организации:

  • Сильная.
  • Средняя.
  • Слабая.
  • Отсутствие вовлеченности.

2.jpg

Соответственно, сотрудники по уровню вовлеченности персонала в рабочие процессы бывают:

  • Слабововлеченные – их можно назвать случайными людьми в компании, то есть они не испытывают интереса к данной сфере деятельности и потому выполняют свои обязанности сугубо формально.
  • Вовлеченные – у них имеется мотивация, в том числе и позитивного характера, они ощущают связь с фирмой и хотят принести пользу. Другими словами, это надежные и лояльные исполнители.
  • Активно отвлеченные – такие люди полны идей и предложений, готовы пожертвовать своим временем и личными интересами ради общего дела. Именно благодаря им появляются и реализуются новые проекты.

Для оценки вовлеченности персонала в работу существуют разнообразные инструменты – опросники, тесты, анкеты, интервью и пр.

Рейтинг Net Promoter Score (eNPS) для работников

Хотя обычно этот метод применяется для оценки лояльности клиентов, он вполне пригоден и при изучении персонала. В этом случае участникам опроса предлагается ответить на несколько вопросов, демонстрирующих их отношение к компании, – прежде всего, могут ли они порекомендовать эту фирму своим знакомым и друзьям, как они ее оценивают по 10-балльной шкале и почему ставят такую оценку. Данная метрика позволяет определить уровень удовлетворенности сотрудников, который тесно связан со степенью вовлеченности.

Опросы работников

Подобные исследования обычно проводят HR-специалисты, которые составляют опросники и анкеты исходя из специфики организации.

Еxit-интервью

3.jpgimcleaning.ru

По аналогии с экзитполами так называет опрос вышедших пользователей – в данном случае уволившихся сотрудников. С помощью подобных интервью можно выяснить, какие проблемы наиболее актуальны для работников, в том числе причины их увольнения, оценки действий руководства, мнение о коллективе. Поскольку участникам таких опросов нет смысла приукрашивать картину, то экзитполы оказались превосходным источником информации для оценки вовлеченности.

Правда, здесь возможна другая крайность, когда человек, недовольный потерей работой, будет излишне резок и негативен в своих отзывах.

Тест Gallup Q12

Gallup Q12 представляет собой тест из 12 вопросов, касающихся четырех разделов:

  • Карьера и развитие – как сам сотрудник оценивает свою роль в компании.
  • Миссия и цель организации – насколько адекватно они сформулированы и разделяются ли работниками.
  • Признание и ценность – в этом блоке вопросов определяется эффективность системы поощрений, действующей в фирме.
  • Межличностные отношения – данный раздел призван оценить особенности атмосферы в рабочем коллективе, насколько она благоприятна, как складываются отношения между коллегами, какие существуют проблемы, влияющие на психологический настрой сотрудников.
Читайте также! Система мотивации персонала: как соблюсти идеальный баланс

Вы можете скачать список Gallup Q12, созданный специалистами одноименной исследовательской группы на основе их многолетних разработок.

При проведении оценки вовлеченности персонала имеет смысл использовать разные методы, чтобы получить более взвешенные данные. Также нужно принимать во внимание специфику компании, особенности коллектива и другие значимые факторы.

Повышение вовлеченности персонала

Разработка миссии

К настоящему времени сложилось представление о том, что компания должна обладать сформулированной миссией, которая представляет цели развития фирмы, разделяемые ею ценности, а также используемые методы. В идеале она должна быть привлекательной и понятной, как для клиентов, так и для собственных сотрудников. Миссия выступает объединяющим началом для всего коллектива, и уже на стадии ее выработки целесообразно привлекать рядовых сотрудников и учитывать их мнение.

Цели и ответственность каждого работника

4.jpg

Конечно, основным документом выступает трудовое соглашение, где расписаны должностные обязанности сотрудника и его функционал. Впрочем, условия договора задают скорее минимальную планку требований, и, помимо него, существуют другие локальные акты, которые играют роль в развитии вовлеченности персонала.

К примеру, это может быть стратегия предприятия или даже обычный годовой план: здесь важно обозначить роль каждого в достижении поставленных целей. Тем самым работник будет видеть, частью какого масштабного проекта он является, что выступает отличным мотиватором.

Забота о здоровье сотрудников

В современных условиях у работодателей есть много способов проявить внимание к своим работникам, в том числе и заботой об их здоровье. Сейчас все больше людей уделяют этому первоочередное значение, скажем в вопросах питания, проведения досуга, регулярности медицинских обследований и пр.

Варианты, каким образом работодатель может внести свою лепту в поддержание физического и психологического здоровья своих сотрудников: оплаченные абонементы в спортзал, открытие тренажерного зала или массажного кабинета прямо на предприятии, закупка здорового питания для обедов и т. д. Даже такая мелочь, как установка кулера с хорошей водой, будет по достоинству оценена работниками.

Предложение гибкого графика работы

В наши дни все больше становится фрилансеров, и не столь давно отмененные ковидные ограничения, когда многие сотрудники были переведены на удаленную форму работы, показали, что подобный подход позволяет сохранить и даже повысить производительность.

Читайте также! Нематериальная мотивация: концепция и ее воплощения в жизнь

Мало кто любит жесткие графики, так что если имеется возможность делать упор на достигнутые результаты, а не на проведенное в офисе время, то следует изменить трудовой режим, предоставив работникам больше свободы.

Скажем, разрешение работать дома – при условии выполнения задач в срок; отказ от наказаний за опоздания, если они не мешают внутренним бизнес-процессам; возможность брать отгулы и планировать время отпуска – данные меры будут способствовать улучшению атмосферы в коллективе и тем самым росту вовлеченности.

Отказ от утаивания информации

Сотрудники имеют право быть в курсе того, что происходит с компанией. К примеру, если фирма столкнулась со сложностями, то попытка скрыть проблемы, скорее всего, будет обречена на неудачу – все равно слухи об этом просачиваются и обрастают дополнительными подробностями. В подобных условиях, наоборот, целесообразно озвучить суть кризисной ситуации, чтобы сплотить коллектив. Выстраивание доверительных отношений с подчиненными идет на пользу мотивации сотрудников.

Фиксация достижений сотрудников

5.jpg

Подчас утрата желания работать связана с тем, что усилия сотрудника никак не отмечаются руководством, хотя даже обычная похвала, не говоря уже о более весомых стимулах, побуждают трудиться с удвоенной силой не только того, кто удостоился награды, но и его коллег.

Прозрачная система поощрений

Во многих фирмах существуют сложившиеся правила вознаграждения за достигнутые успехи: в данном случае, помимо ценности самих наград, значение имеет и формирующийся дух соревновательности, желание достичь более высокого уровня. Однако подобные системы поощрения должны быть понятными для всех, максимально прозрачными и объективными.

Создание комфортных условий работы

Речь идет не только о сугубо утилитарных вопросах, но даже об эстетике рабочего пространства – стандартная офисная обстановка с унылыми интерьерами мало способствует созданию приподнятого настроения.

Поэтому работодатели, заботящиеся о своих сотрудниках, организуют рабочие места оригинально, с привлечением профессиональных дизайнеров. Скажем, чтобы добавить уюта, можно предусмотреть зону отдыха, даже с игровыми автоматами, либо же устроить на предприятии оранжерею.

Определение дресс-кода совместно с сотрудниками

Подчас причиной конфликтных ситуаций на работе становятся излишне строгие и ничем не обоснованные правила дресс-кода. Имеет смысл при решении данного вопроса устроить совместное обсуждение. Например, в каждом подразделении могут быть свои фирменные аксессуары.

Организация развлечений

Да, работу и развлечения следует разводить, однако совместное времяпрепровождение сплачивает коллектив гораздо лучше официозных мероприятий. Традиции, профессиональные праздники, корпоративы, пейнтбол, боулинг, культурные выходы в театр и кино — все это можно назвать мероприятиями по формированию команды единомышленников и по росту вовлеченности персонала.

Часто задаваемые вопросы о вовлеченности персонала

Низкий уровень вовлеченности персонала – как это может сказаться на бизнесе?

Согласно результатам исследования, проведенного институтом Gallup, слабововлеченные сотрудники даже не знают толком характеристики производимого продукта и не могут его отрекомендовать. Также их труд менее производителен (на 20%), они чаще допускают ошибки (на 41%). Таким образом, они приносят компании меньше прибыли, чем высокомотивированные работники.

Когда следует начинать работу по повышению вовлеченности сотрудника?

Ответ прост: с самого первого рабочего дня, тем более что именно на начальном этапе усилия по созданию вовлеченности дают лучший эффект. Замечено, что новички более ответственны и восприимчивы к правилам и традициям, сложившимся в коллективе. Для ускорения адаптации в некоторых компаниях назначаются специальные лица, именуемые buddy. Они дают новичку необходимую информацию, делятся советами, оказывают эмоциональную поддержку. Хороший наставник создает правильную мотивацию у молодого сотрудника и помогает быстрее освоиться.

Чем вовлеченность отличается от лояльности?

Связь между этими понятиями есть, но существуют и различия. Лояльность означает благожелательное отношение к компании, принципам ее деятельности, четкое выполнение приказов руководства и служебных инструкций. Но при этом лояльный сотрудник может быть пассивен, безынициативен и выполнять только то, что требуется. Вовлеченный же работник не только предан компании, но и старается помочь ее развитию. Более того, меры по росту вовлеченности персонала можно рассматривать как возможность повысить и лояльность.

Как видим, уровень вовлеченности персонала важен в менеджменте, поскольку он напрямую влияет на производительность труда, успешность реализации проектов и эффективное функционирование бизнеса вообще. Поэтому задачей руководства является выстраивание целенаправленной системы мотивации своих работников.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок