Виды прямых продаж: понятие и особенности
(Нет голосов) |
Из этого материала вы узнаете:
- Понятие и особенности прямых продаж
- Отличия прямых продаж от косвенных
- 4 вида прямых продаж
- Плюсы и минусы прямых продаж для продавца и покупателя
- Итоговая шпаргалка для каждого вида эффективных продаж
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Главное в любом бизнесе – продажи. Таким образом, если предприниматель не умеет внедрять в рабочие процессы различные виды прямых продаж, это значительно сужает его коммерческие возможности и эффективность всего предприятия.
Взаимодействие с потребителем напрямую – отдельная наука. В этой статье мы разберем самые основные формы прямых продаж и их отличия, включая случаи, когда их лучше применять, а также правила, благодаря которым можно значительно увеличить прибыть.
Понятие и особенности прямых продаж
При прямых продажах продавец лично общается с клиентом, и происходит сбыт товара или услуги. Ассортимент продукции может быть очень широким: от косметики до стройматериалов. Презентация происходит, к примеру, в офисе или ресторане – удобном для клиента месте.
Кроме того, с покупателем могут вести диалог не только лично, но и через электронные устройства, например, звонки, переписки в личных сообщениях и т. п.
Взаимодействие торговых представителей и потребителей является наиболее часто встречающимся примером прямых продаж.
Вот вам форма прямых продаж, с которой вы не раз сталкивались в жизни.
Вы идете по улице. Подходит девушка с предложением познакомиться с неизвестной линией косметики. Она времени зря не теряет и сразу делает презентацию товара, перечисляет все его характеристики и достоинства. Немудрено, если за этим последует тестирование продукта. Зависит только от вас, конечно, купите вы его или нет, но на результат влияет и поведение продавца.
Такой вариант – частый помощник при реализации косметики, бытовой химии, БАД и т. п. Самые популярные бренды, использующие методики прямых продаж, это:
- Avon;
- Mary Kay;
- Amway;
- Herbalife;
- NL.
Отличия прямых продаж от косвенных
Прямые продажи в основном случаются при оптовых закупках, где продукт приобретается в больших количествах в одном географическом месте. Там взаимодействуют только производитель и клиент. Через посредников осуществляются только косвенные продажи.
К посредникам прибегают, если хотят продать товар широкому кругу людей и становится недостаточно формы прямых продаж. У первых есть свои обязательства:
- Размытие грани между спросом и предложением. Как избавить склад от лишнего груза? Только подумайте: ассортимент вашего товара широкий, однако вы производите гораздо большее количество продукции, чем можете продать. Одна из задач посредников – решать подобные вопросы. В косвенных продажах выкупается определенный процент произведенной продукции для дальнейшей самостоятельной реализации.
- Минимизация разницы между временем выпуска товаров и моментом их вхождения в обиход. На розничном рынке встречается в основном сезонная продукция. Спрос на нее, без сомнения, будет действовать только в определенный период. В остальное время посредники группируют товар по акциям и продают его со сниженными ценами. Задача решена.
- Доставка продукции от производителя покупателю в случае, если стороны значительно удалены друг от друга географически, находятся в разных городах или странах.
- Предоставление сведений о продукте.
- Помощь в продаже разнообразных товаров на одной торговой площадке. Допустим, в наличии у вашей компании есть косметика по уходу за лицом, но покупателю требуются еще и средства для тела. Только дистрибьютор и косвенные продажи вместе взятые помогут вам реализовать продукт.
Зная обязанности посредников, можно расписать их функции. Итак, начнем по порядку:
- выкладывают товар и формируют ассортимент;
- доставляют мерч;
- доставляют грузы на склад;
- занимаются маркетингом;
- вкладывают денежные средства;
- берут на себя ответственность по перемещению и продаже;
- передают права собственности.
Когда компания желает продвигать свои товары в другой стране, то она использует предприятие-посредника. Такой метод косвенных продаж существует во всем мире. К нему прибегают, если:
- продукт хотят приобрести массово, но производитель все еще находится в поиске своего идеального потребителя;
- продукт практически исчерпал себя, и международный дистрибьютор поможет реализовать его в другой стране;
- у определенного продукта могут быть свои ограничения на вывоз или национальные особенности, и здесь только посредник поможет выйти на него.
4 вида прямых продаж
Личная встреча с покупателем должна проходить желательно в удобной обстановке. Клиент расслаблен, может уделить время продавцу, выслушать его предложение и при этом никуда не спешить. Для осуществления различных форм прямых продаж подойдут следующие места.
- В офисе
Продавцы заходят в офисы именно тех клиентов, которые могут стать потенциальными покупателями. Но мошенники сделали людей недоверчивыми, и последние неохотно пускают к себе чужих. От такого способа мало толку, и все усилия консультанта тщетны.
- На улице
Для реализации прямых продаж предлагаются и людные места: около парков, торгово-развлекательных центров, на площади. В отличие от замкнутого пространства здесь на людей никто не давит, они всегда могут спокойно уйти, а также чувствуют себя непринужденно.
Чтобы на продавца обратил внимание потенциальный покупатель, он выставляет небольшое оборудование с образцами товара, демонстрирует его и таким образом вызывает желание его приобрести.
- Прямая встреча
Имеет значение не только выгодно продать товар, но и суметь преподнести под правильным углом. Следовательно, для встречи подойдет любое комфортное место – кафе, дом, парк например. Для человека важно быть расслабленным, а продавцу – быть собранным, иметь доброе и боевое расположение духа.
- В Интернете
Это общение посредством звонков, мессенджеров, чатов и личных сообщений. Социальная сеть, например «ВКонтакте», практикует заполнение карточки товаров для сообщества для сбыта продукции. В любом из видов прямых продаж можно использовать презентацию характеристик товара с помощью фото и видео.
Плюсы и минусы прямых продаж для продавца и покупателя
Вам уже многое известно про виды прямых продаж — что это такое, а также принцип их работы. Все плюсы и минусы данного взаимодействия достойны того, чтобы рассмотреть их более подробно.
Плюсы:
- При общении с клиентом вы своими глазами видите его заинтересованность и понимаете, о каких достоинствах продукта следует рассказать.
- Реальное общение закрепляет связь с клиентом и показывает, куда выйдет в итоге разговор.
- Если не удалось договориться, то всегда можно узнать, почему дело потерпело неудачу и чем недоволен клиент. Следовательно, обратная связь обеспечена в любом случае.
- Можно использовать навыки общения и развивать их. Сделайте результаты продаж лучше: обучитесь риторике, поработайте над своим обаянием и всегда думайте, что вы сможете предложить потенциальному клиенту.
- Индивидуальный подход. По сути, каждое общение будет уникальным, поэтому вам придется подстраиваться под клиентов и пытаться узнать их получше, что повышает ваши шансы на успех сделки.
Также как нельзя кстати подойдет хороший маркетинговый ход без сильных вложений, и велика вероятность гораздо большего заработка, чем на другой работе.
Перейдем теперь к недостаткам данной формы прямых продаж. На первом месте стоит малое количество людей. Один продавец работает только с одним клиентом, поэтому охват аудитории небольшой, хотя Интернет стирает все границы.
Читайте также! Методы прямых продаж: увеличиваем прибыль компанииВторой недостаток — потраченное время на обучение продавца, чтобы тот разбирался в особенностях товара и мог показать свою компетентность. Научить можно любого, но все же менеджеру нужно знать, как продавать конкретный товар и убеждать, тогда как клиент в магазине интересуется продуктом совсем не в той степени, поскольку почти всегда знает, что ему нужно.
Примечание: отсутствие платы за торговую площадку является также достоинством. Не нужно заботиться о затратах на оборудование, коммунальных услугах и обереганию товара от злоумышленников.
Далее пойдут плюсы и минусы со стороны того, кто совершает покупку. Какие главные преимущества в формах прямых продаж для покупателя?
- Отсутствие заботы самостоятельно идти за товаром — можно просто позвонить или уведомить продавца, и он принесет заказ на дом.
- Продавцы отлично разбираются в товаре, поэтому достоверная информация о нем и способах его использования гарантирована.
- Стоимость товаров c прямой схемой продаж ниже, чем с обычной, а качество в основном выше. В таком случае расходы и воронка продаж уменьшаются.
- Иногда, чтобы оценить качество определенных товаров или услуг, можно протестировать их бесплатно. Например, продавцы косметики для оценки продукции делают макияж клиенту.
- Правила гарантии и возврата товаров схемы F2F и классической схемы идентичны.
Как понять, что клиент готов купить?
Единственный минус прямых продаж в России, на который можно обратить внимание, – это навязчивость продавцов. В конечном итоге они заинтересованы продать товар, и чем больше клиент приобретет, тем больше они заработают.
Итоговая шпаргалка для каждого вида эффективных продаж
Для усиления эффективности продаж советуем соблюдать правила, написанные ниже.
- Сфера В2В. Важно показать свою уникальность, чтобы вы отличались от других компаний. Убедите компанию-покупателя встретиться лично. Перед первой сделкой особенно. Если нет такой возможности, свяжитесь по телефону. Электронные переписки не оказывают должного эффекта при продаже. Напоминайте о себе, при этом не навязывайтесь и отвечайте на все каверзные вопросы клиента.
- Сфере B2C. Правильная целевая аудитория, выявление ее «боли» – важные задачи. С помощью своего продукта можно найти решение проблемы. Следующая ступень – напоминать о себе. Задействуйте разные типы раскрутки: подойдет реклама в соцсетях или в людных местах, например около в метро и магазинов.
- Эмоциональный настрой клиента. Играет не последнюю роль в B2C-продажах. Приобретение товара напрямую зависит от степени комфорта клиента в месте сделки, а также от количества уважения и внимания продавца. Доставляют радость покупателям и милые мелочи – музыка, бесплатные напитки, удобство мебели, в которой он располагается.
- Главное правило для вида прямых продаж и не только – отличное понимание продавцом продукта, воронки продаж, самой компании, тонкостей бизнеса и производства, а также совершенствование навыков торговли.
- Чтобы активно продавать, важно умело убеждать. Запускайте в работу четырехступенчатую схему AIDA:
- Attention – привлечение внимания. Произнесите реплику, от которой вы не просто начнете разговаривать с клиентом, но и разожжете его любопытство.
- Interest – зарождение интереса. Докажите, что ваш продукт улучшит жизнь покупателя или устранит все проблемы.
- Desire – разжигание желания. Расскажите, какие перемены последуют после удачной покупки.
- Action – сигнал действовать. Уделите внимание условиям покупки.
Ваша компания может применять несколько видов продаж сразу. Если продавец будет придерживаться вышеописанных правил и четко соблюдать каждый пункт в культуре общения, сделка будет заметно упрощена. А воронка продаж решит вопрос типа «почему уходят потенциальные клиенты, на каком этапе вы находитесь», и поможет в нужный момент принять меры.