Стратегии управления организацией: когда и какие применяются
(Голосов: 1, Рейтинг: 4) |
Из этого материала вы узнаете:
- Преимущества стратегического управления организацией
- Объекты и принципы стратегий управления организацией
- Типы стратегий управления организацией
- 6 корпоративных стратегий управления организацией
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О чем речь?Стратегии управления организацией – значимая часть долгосрочного планирования, в ходе которого можно наметить финансовые, оперативные цели, отметить точки роста, выявить факторы риска. Это позволит противостоять угрозам и грамотно использовать возможности.
Какие применяются? Стратегии управления классифицируются по типу развития компании, функциональным и корпоративным признакам. Например, на подъеме бизнеса применяется тактика динамичного или умеренного роста, а в кризисные времена прибегают к сокращениям.
Преимущества стратегического управления организацией
Некоторые полагают, что понятие «стратегическое планирование» относится к сфере политики и военного дела, в то время как бизнес может развиваться без стратегии управления, по текущей ситуации в организации.
Однако такое представление ошибочно, и пренебрежение стратегией в управлении современной организацией чревато серьезными проблемами. К примеру, молодая компания столкнулась с падением продаж, и представители руководства по-разному смотрят на разрешение подобной ситуации: директор по продажам настаивает на запуске мощной рекламной кампании, главный инженер указывает на недостаточно отлаженную производственную линию, что обернулось большим количеством брака, а генеральный директор вообще начал задумываться о смене направления деятельности.
В этом случае предприятие столкнулось с тем, что отсутствовало стратегическое видение перспектив развития фирмы. Хотя все предвидеть невозможно, наличие плана позволяет быстрее и четче реагировать на внешние изменения и при этом сохранять намеченные целевые ориентиры.
Стратегическое планирование формирует видение развития бизнеса, когда с учетом имеющихся ресурсов и рыночных тенденций выделяются долгосрочные цели и задачи. Подобный план представляет собой документ, где на основе картины настоящего определяются пути расширения бизнеса и выхода на более высокие показатели деятельности компании.
Разработанный план мотивирует сотрудников, которые видят стоящие перед ними задачи.
С точки зрения менеджмента стратегическое планирование – это описание действий, которые нужно выполнить для достижения целей. В современном динамично развивающемся бизнесе стратегический настрой позволяет более адекватно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и внедрять новые технологии и подходы.
Выделим, какие преимущества дает наличие стратегии развития организации и стратегического управления.
Появление единого видения
С момента введения плана весь персонал компании включается в его реализацию, и у сотрудников появляется новое объединяющее начало.
Помимо прочего, это позволяет избежать разногласий в руководстве при обсуждении того, как действовать в той или иной ситуации. Наличие четкого плана экономит время и управленческие ресурсы.
Возможность предугадывать изменения
Выработка стратегии управления организацией обязательно включает в себя анализ данных, на основании чего выстраиваются прогнозы, так что производитель заранее готовится к рыночным колебаниям.
Например, такой гигант, как корпорация Kodak, в свое время допустил ошибку, вовремя не оценив технологические новшества, которые демонстрировали, что цифровые аппараты начнут вытеснять аналоговые. В итоге компания не сумела подстроиться под рыночные процессы и в 2012 году оказалась на грани банкротства.
Приобретение конкурентных преимуществ
Формирование стратегии управления организацией идет с учетом конкурентной среды, и упор делается на то, за счет чего можно обойти конкурентов.
План предполагает выделение стратегических целей, которые должны быть актуальными, конкретными и достижимыми.
Реализация выбранной стратегии управления организацией зиждется на четырех важнейших принципах:
- Наличие сформулированной миссии и целевых ориентиров.
- Создание образа будущего, настолько понятного для персонала, что сотрудники начинают участвовать в реализации проекта, то есть приближать намеченные цели.
- Синхронизация менеджмента – все подразделения следуют единому плану.
- Постоянный анализ текущей ситуации и перспектив развития стратегии управления организацией. Стратегическое планирование не ограничивается разработкой проекта, но и включает в себя мониторинг положения, в том числе с возможностью внесения коррективов в план.
Таким образом, наличие планомерной стратегии и тактики управления играет позитивную роль в развитии любой организации независимо от ее размера и сферы деятельности.
Объекты и принципы стратегий управления организацией
Объектом стратегии управления выступает организация как единая социально-экономическая структура, включающая в себя различные подразделения и направления деятельности.
Соответственно, предметом при разработке стратегии управления организацией являются:
- Цели, рассчитанные на средне- и долгосрочную перспективу.
- Ресурсы, требуемые для достижения цели. Скажем, если их недостаточно, то план должен содержать ответ на вопрос, как восполнить нехватку ресурсов.
- Возможные трудности и препятствия в реализации плана, вызванные как внешними, так и внутренними факторами.
Выделим основные принципы стратегии управления коммерческой организацией:
- Сочетание общепринятых правил и стандартов с оригинальными действиями. Каждая компания разрабатывает свои подходы по реализации стратегического плана – это может касаться и производства, и маркетинга, и менеджмента в чистом виде.
- Целенаправленность. Стратегическое планирование всегда начинается с определения целей, после чего продумываются пути и способы их достижения.
- Адаптивность. В современном бизнесе жесткий, не подлежащий изменению план, скорее всего, будет обречен на неудачу, поскольку ситуация на рынке меняется часто и порой непредсказуемо. Поэтому более целесообразна гибкая стратегия, предусматривающая запасные варианты, возможность внесения коррективов и даже отказа от плана, если становится понятно, что он невыполним. Для этого требуется постоянный анализ рыночной ситуации, чтобы оперативно адаптироваться к ней.
- Единство планов. Хотя могут быть планы у отдельных структур и подразделений компании, все они должны быть подчинены генеральным целям, выраженным в общем стратегическом плане организации.
- Модернизация организационной структуры. Нередко стратегическое планирование требует внесения изменений в организационную структуру, например создаются подразделения, занимающиеся аналитикой, сбором данных, согласованием бизнес-процессов, обеспечением мотивации сотрудников и т. п.
Типы стратегий управления организацией
Принципиально возможны три состояния компании: рост, стагнация, кризис. Соответственно, и стратегические планы разрабатываются с учетом того, какой вариант развития объективно допустим. Виды стратегий в управлении организацией:
Стратегии роста
Здесь целью выступает повышение показателей производственной и финансовой деятельности, освоение новых продуктов и выход на новые рынки, а также привлечение инвестиций, технологическое обновление и т. п.
В зависимости от конкретных целей и задач можно выделить следующие разновидности стратегий управления организацией в направлении роста:
- Суперрост – при этом ставятся максимально высокие задачи, к примеру захват лидерства в своей рыночной нише.
- Динамичный рост – ускоренное развитие с темпами выше среднерыночных.
- Скачкообразный рост предполагает быстрый взлет, скажем, благодаря новым технологиям.
- Умеренный рост – ориентиром выступают среднерыночные показатели.
- Медленный рост – в этом случае предприятие явно не использует все свои возможности, либо же прогноз делается излишне осторожный.
- Замедленный рост – подобный план строится в расчете на сложности, которые не позволят добиться заметного развития.
Стратегии стабилизации
Целями и задачами таких стратегий управления организацией выступает сохранение достигнутых позиций и показателей.
Подобный подход приемлем, если ранее компания добилась внушительных успехов и теперь необходимо закрепиться в занимаемой рыночной нише. Защитные стратегии обладают преимуществом в том отношении, что сокращаются предпринимательские риски.
Как правило, задачи в этом случае имеют внутреннюю направленность, к примеру:
- оптимизация бизнес-процессов;
- интеграция бизнес-единиц.
Стратегии сокращения
Данные стратегии управления изменениями в организации связаны с минимизацией убытков по низкорентабельным отраслям бизнеса. Подобный образ действий может иметь только временный характер по причине кризисных явлений.
Целью в этом случае может выступать переориентация бизнеса на более доходные сферы, переформатирование компании либо же уход с рынка с наименьшими потерями.
6 корпоративных стратегий управления организацией
Корпоративная стратегия представляет собой долгосрочный план развития компании, действующей по нескольким бизнес-направлениям. Соответственно, здесь возникает проблема, какие выбрать приоритеты, как увязать друг с другом разнородные коммерческие проекты.
Читайте также! Методы стратегического планирования: какие бываютПредставляем несколько вариантов корпоративных стратегий развития.
Стратегия диверсификации
Целью диверсификации является расширение ассортимента продукции, направлений деятельности, объектов вложения капитала и т. п. За счет этого сокращаются общие риски, поскольку при большом количестве проектов неудача одного из них не станет катастрофой, и издержки можно будет покрыть за счет результатов деятельности по другим направлениям.
В производственной сфере диверсификация возможна разными способами:
- Приобретение готовой бизнес-единицы. Это самый легкий путь, но здесь требуется провести тщательный анализ, насколько целесообразны вложения в конкретный проект.
- Создание дела с нуля. При этом можно обойтись минимальными материальными ресурсами, но потребуется время и собственные усилия, чтобы построить новую структуру.
- Организация совместного предприятия. Особенно это актуально для технологических отраслей с высокими рисками.
Связанная диверсификация
Так обозначается расширение бизнеса за счет продуктов, схожих с производимыми. Связь может иметь различный вид:
- поставки — потребление одинаковых ресурсов;
- производство, когда одна производственная линия используется для изготовления нескольких товаров;
- исследования — опора на имеющиеся наработки;
- маркетинг — здесь для реализации нового продукта применяется уже созданная маркетинговая система.
Несвязанная диверсификация
При этом бизнес развивается путем включения абсолютно новых направлений – выпуск оригинального продукта, освоение незнакомой рыночной ниши и т. п. Вариантом подобной стратегии управления рисками организации является приобретение готового бизнеса, с которым ранее компания не имела дела.
Стратегия интеграции
Такая стратегию нацелена на снижение зависимости от внешней среды путем вовлечения в бизнес как можно больше процессов, расширения ассортимента продукции, добавления в структуру организации новых подразделений.
По своему характеру интеграция может иметь горизонтальную или вертикальную направленность.
Стратегия горизонтальной интеграции
В этом случае компания объединяется с конкурентами для достижения общих целей. К примеру, ради сокращения затрат используется единая логистическая цепочка. Также горизонтальная интеграция может выражаться в выходе на новые рынки, расширении ассортимента, приобретении доступа к технологиям и ресурсам.
Организационно интеграция компаний может происходить в форме слияния и поглощения. В одном случае объединение протекает на паритетных началах, и образуется новое юридическое лицо. Во втором же более крупное предприятие включает в свой состав мелкую компанию.
Стратегия вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция заключается в создании отраслевой цепочки, охватывающей все стадии производства и реализации товара. К примеру, производитель начинает сам делать упаковку, а также продавать товары в собственных торговых точках, а не через посредников. Такое совершенствование стратегии управления организацией позволяет сократить излишние расходы и в полной степени контролировать все бизнес-процессы.
Вертикальная интеграция производится двумя основными способами: поглощение существующих компаний либо создание в своей структуре нового подразделения.
Часто задаваемые вопросы о стратегиях управления организацией
Что представляет собой стратегия инновационного управления организацией?
При выборе такой стратегии упор делается на внедрении новшеств в систему управления организацией: в наше время появляются новые методики и инструменты менеджмента, благодаря которым оптимизируются процессы принятия решений, контроля за их исполнением, что приносит реальную прибыль.
Используется ли в управлении коммерческими организациями стратегия оперативного реагирования?
Да, подобная стратегия нацелена на выстраивание эффективной и быстродействующей системы обратной связи. Это позволяет лучше адаптироваться к колебаниям рынка и меняющимся потребностям клиентов.
Каковы наиболее актуальные функциональные стратегии в современном бизнесе?
Можно выделить четыре основных разновидности таких стратегий:
- Стратегии НИОКР заточены под создание оригинального продукта. Существуют две их вариации: инновационная, когда разрабатывается нечто новое, и имитационная, предполагающая копирование уже существующих товаров и услуг.
- Производственные стратегии позволяют развивать производство, и основной упор делается на оптимизацию расходов, обеспечение качества продукции, обновление технологической базы.
- Маркетинговые стратегии ставят своей целью активизацию потребительского спроса и увеличение продаж за счет использования различных маркетинговых средств, в первую очередь рекламы. Данные стратегии наиболее актуальны для организаций, занимающихся ретейлом – розничной торговлей.
- Финансовые стратегии управления организацией строятся на прогнозировании финансового рынка. Данное планирование позволяет адекватно оценить рентабельность предлагаемых инвестиционных проектов, а также выработать стратегию управления финансами коммерческой организации.
В целом в современных условиях роль стратегии в управлении организацией крайне важна. Тем самым появляется возможность выработки единого плана развития компании на долгосрочную перспективу с учетом как внешних, так и внутренних факторов. Хотя разработка и реализация стратегического плана требуют расходов, в конечном итоге это окупается за счет более стабильной деятельности предприятия.