Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Кейс-стади: как и где применяется метод
Кейс-стади: как и где применяется метод

Кейс-стади: как и где применяется метод

Дата публикации:
11.06.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
11.06.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.07)

О чем речь? Кейс-стади – метод обучения, основанный на анализе реальных или специально разработанных сценариев. Позволяет рассмотреть на практике, как решается та или иная ситуация в бизнесе.

Как применять? Метод применяется при анализе проблем, гипотез, информации. В ходе обучения группа знакомится с ситуацией, выделяет ключевые вопросы, определяет темы для мозгового штурма, анализирует последствия принятия решений.

Понятие кейс-стади

Кейс-стади как метод исследования строится на ситуационном анализе, когда предлагается реальная или смоделированная ситуация, из которой необходимо найти выход. Само понятие происходит от английского словосочетания case study, которое можно перевести на русский язык как обучение на примерах.

Данный метод широко используется при изучении различных дисциплин: социология, политология, экономика, юриспруденция и пр. Кроме того, он применим в бизнес-тренингах и в практике предпринимательства.

Кейс-стади

Источник: shutterstock.com

Использование кейс-стади начинается с того, что предлагается некий кейс – описание ситуации с добавлением фактов, качественных и количественных характеристик.

После этого идет выполнение кейс-задачи – необходимо выделить проблему, сформулировать исходные гипотезы и пути достижения цели, собрать дополнительные сведения, если без них не обойтись. В процессе анализа данных гипотезы могут пересматриваться, выдвигаться новые – с учетом ставших известными фактов. В конечном итоге предлагается решение ситуации, которое должно соотноситься с исходными условиями.

В сфере современного бизнес-управления кейс-стади как метод обучения незаменим: еще сто лет назад преподаватели Гарвардской школы бизнеса осознали, что теоретических занятий недостаточно для формирования предпринимательских навыков, и именно там стал впервые применяться метод ситуационного анализа.

Основные преимущества методологии кейс-стади

  • Практико-ориентированная направленность. Выработка стратегии в кейс-стади позволяет научиться решать проблемы, которые возникают в практике ведения бизнеса.
  • Интерактивность. В ходе поиска решения участники взаимодействуют друг с другом, обсуждают варианты достижения цели, выступают как члены единой команды.
  • Наличие временных рамок. Ограничения по времени решения задачи позитивно сказываются на формировании так называемых мягких навыков (soft skills). Данные умения напрямую не связаны с профессиональными компетенциями, и им нельзя обучить в образовательном учреждении, однако они важны в профессиональной деятельности, в том числе в сфере бизнеса.

Читайте также! Психология продаж: способы оказать влияние на клиента

Ключевые особенности метода кейс-стади

Характерными особенностями образовательной технологии кейс-стади выступают:

  • Учет исходных условий: в бизнес-практике это модель социально-экономической системы, которая изучается.
  • Командный вид деятельности.
  • Отсутствие какого-то единого, жестко заданного правильного решения. Задачей является поиск оптимального решения, причем их может оказаться несколько.
  • Объединение участников исследования общей целью.

Особенности метода кейс-стади

Источник: shutterstock.com

Технологические особенности метода анализа ситуации:

  • Использование когнитивных процессов в ходе исследования проблемной ситуации.
  • Участие целой команды, члены которой в ходе решения кейса активно взаимодействуют друг с другом, обмениваясь данными.
  • Сочетание методов индивидуальной и групповой работы. Это позволяет вырабатывать различные полезные навыки и качества.
  • Определение конечной целей и путей ее достижения базируется на использовании материала кейса.

Основные идеи и принципы метода кейс-стади

Общие принципы метода ситуационного обучения заключаются в следующем:

  • Методика применима в тех областях знания, где допускается плюралистичность истины, то есть отсутствует однозначный ответ на поставленный вопрос, а существует несколько вариантов разрешения ситуации, у каждого из которых имеются как достоинства, так и недостатки. Соответственно, исследование в стиле кейс-стади в большей степени ориентировано на социальные дисциплины, где присутствует человеческий фактор, который не поддается строгой оценке и точному прогнозированию.
  • Акцент обучения делается не на получении знания в готовом виде, а на умении принимать решения в практической ситуации, где требуется взаимодействие. Особенностью кейс-метода является демократизм в общении участников обсуждения, и ученики находятся на равных с преподавателем в ходе решения кейса.
  • Результатом использования кейс-стади должны быть навыки, применимые в профессиональной деятельности.
  • Технология строится на том, что воспроизводится модель конкретной ситуации, которая произошла или является реалистичной. Преподаватель обрисовывает эту ситуацию, формулирует проблему, а далее выступает в роли ведущего, задающего наводящие вопросы, фиксирующего ход продвижения дискуссии и поддерживающего обсуждение, в котором все принимают участие в равной степени.

    Принципы кейс-стади

    Источник: shutterstock.com

  • Помимо получения знаний, необходимых для решения кейса, и оттачивания практических навыков, метод ситуационного анализа ценен тем, что позволяет развивать систему жизненных ценностей и установок, поскольку в ходе обсуждения могут фигурировать не только рациональные доводы, но и то, что имеет отношение к моральным принципам.
  • Метод кейс-стади лишен недостатков традиционных технологий обучения. К примеру, в нем нет академичности, сухости изложения, склонности к теоретизированию и оторванности от реальной жизни. В методе ситуационного анализа, наоборот, все максимально приближено к практике.

Метод case-study представляет собой инструмент, дающий возможность использовать теоретические знания при решении практических задач. Данный прием развивает у обучающихся самостоятельность мышления, умение работать в команде, вести дискуссию, формулировать собственную точку зрения и доказывать ее с помощью доводов. Словом, здесь задействованы различные способности – не только собственно аналитические, но и оценочные, коммуникационные и пр.

Будучи интерактивным образовательным методом обучения, case-study нравится студентам и не вызывает отторжения с их стороны, как порой происходит с классическими методиками, для которых характерно наличие четкой грани между учеником и учителем, а также между теорией и практикой. Кейс-стади-техника формирует интерес к обучению, способствует росту мотивации, а также показывает, как важно в жизни умение нестандартно мыслить, принимая во внимание все стороны представленной ситуации.

Когда применяется метод кейс-стади

Метод сase study используется там, где часто встречаются ситуации, требующие осмысленных действий и не предполагающие шаблонного выхода. Именно так и выглядит современный бизнес, где отсутствуют готовые рецепты, обещающие стопроцентное достижение результата.

Кейс-стади как технология обучения особенно актуальна при решении следующих задач:

  • работа с информацией с целью общего анализа данных, выделения проблем и возможностей, определения тенденций и особенностей;
  • анализ конкретной проблемы, включая формулировку ее сути, выявление причин и предпосылок проблемной ситуации, разработку плана действий, позволяющих разрешить проблему;

    Применение кейс-стади

    Источник: shutterstock.com

  • оценка гипотез, связанных с рассматриваемой проблемой – сильные и слабые места предлагаемого варианта, вероятные последствия реализации плана;
  • отработка навыков командной работы, развитие корпоративного духа, формирование сплоченного коллектива, перед которым стоит общая проблема.

В западных странах разработка методологии кейс-стади идет достаточно давно, и она успешно используется в различных отраслях, связанных с практикой, – бизнес, юриспруденция и т. п. Также это действенный образовательный инструмент, особенно эффективный в высшей школе, в организации педагогических и психологических исследований.

Классификация ситуаций в кейс-стади

Ситуационный анализ способствует развитию аналитических способностей, а групповая работа оттачивает навыки эффективной коммуникации.

Виды задач в кейс-стади:

  • Примеры из жизни. В этом случае участники примеряют на себя роль человека, который оказался в данной ситуации, например руководителя фирмы.
  • Оценка уже принятого решения по ситуации. Здесь студенты выступают в роли экспертов-критиков: их задачей становится определение того, насколько оптимальным было выбранное решение, какие имелись альтернативы, каковы сильные и слабые стороны этих путей. Чаще всего критическому анализу подвергаются управленческие решения.
  • Кейс-упражнение, в ходе которого предлагается сложная ситуация или проблема. Даже если это не имело место в действительности, условия должны быть реалистичными. Целью обсуждения в кейс-стади является всестороннее рассмотрение ситуации и определение того, какие возможны выходы из нее.
  • Первооткрывательский кейс, для которого отсутствуют какие-либо аналоги и шаблоны, так что участникам приходится использовать нестандартные творческие подходы.

В ходе обсуждения работа может строиться по разным сценариям:

  • Распределение ролей, когда участники группы получают конкретные задачи и выступают в определенном качестве, скажем управленец, аналитик, критик, креативщик и т. п.
  • Коллективное обсуждение проблемы, где все действуют на равных.

Проекты и кейс-стади

Источник: shutterstock.com

Методика ситуационного анализа предполагает классификацию кейсов также по содержанию и степени сложности:

  • Иллюстративные, когда на подготовленном примере демонстрируется оптимальное решение и поясняются его преимущества.
  • Учебные, предназначенные для анализа некоей проблемы, причем участникам дается вся вводная информация, необходимая для погружения в материал.
  • Учебные ситуации – в данном случае нет выделенной проблемы, а лишь исходная ситуация. При этом учащиеся должны сами понять суть проблемы, найти и проанализировать значимые факторы, рассмотреть различные варианты решения кейса, исходя из ресурсов, которые оказались в их распоряжении.
  • Практические упражнения – участники примеряют на себя роль, в соответствии с которой им необходимо принять то или иное решение, имеющее практические последствия.

Еще возможно деление ситуаций в кейс-стади на практические, научно-исследовательские и обучающие.

Читайте также! В2В продажи: особенности, этапы, инструменты

По характеру задач кейсы могут быть нацеленными на то, чтобы:

  • проиллюстрировать обсуждаемую проблему;
  • научить студентов принимать решение в практической ситуации;
  • отработать навыки анализа информации.

Размер самого кейса может сильно отличаться: в одних случаях дается лишь краткое описание ситуации, а в других в виде приложений приводятся вспомогательные материалы, без которых анализ будет неполон.

В современных условиях преподаватель может представить кейс в различной форме: не только в традиционной печатной, но и как видеоизображение, аудиосообщение.

Еще один принцип классификации основан на наличии или отсутствии сюжета – соответственно, бывают сюжетные и бессюжетные кейсы.

Размер кейса оценивается по тому, какое время необходимо для его выполнения:

  • мини-кейс, доступный для быстрого решения;
  • среднего размера – рассчитан на стандартное учебное занятие;
  • объемный, работа над которым продолжается дома и может занять несколько дней.

Еще задачи можно разбить на типы по субъектному признаку в кейс-стади:

  • Личностные кейсы, где в центре внимания находятся те, от кого исходят решения, – политики, предприниматели и т. п.
  • Организационно-институциональные, нацеленные на изучение деятельности подразделений, неких структур.
  • Многосубъектные, в которых принимает участие несколько сторон.

С методической точки зрения задачи могут быть:

  • вопросными – с прямо сформулированным вопросом;
  • ситуативными, где нужно найти лучший вариант разрешения ситуации.

Часто задаваемые вопросы о кейс-стади

Каковы особенности технологии кейс-стади как качественного метода исследования?

В действительности анализ конкретных ситуаций в кейс-стади может содержать в себе и количественный аспект, но основу метода составляет именно поиск качественного управленческого решения. Принципы, на которых зиждется метод ситуационного анализа, – гибкость и неформилизованность подходов, мультиметодичность, то есть допустимость использования разных методических приемов, холизм, заключающийся в приоритете целого над суммой составляющих его частей.

Какие этапы обычно включает в себя решение ситуаций в кейс-стади?

Стандартный алгоритм кейс-стади выглядит следующим образом:

  • Знакомство с ситуацией.
  • Формулирование проблемы и факторов, с которыми она связана.
  • Выработка предложений.
  • Обсуждение предложенных вариантов с учетом последствий.
  • Выделение оптимального решения и обоснование его преимуществ.

В чем отличие структурированного кейса от неструктурированного?

В первом случае есть четко сформулированные вопросы, ограниченный массив исходных данных, и имеется решение, которое можно считать верным. Здесь задача участников – отыскать правильный путь. Неструктурированный же кейс лишен жестко заданных ориентиров, и ответов, соответствующих условиям решения задачи, может быть несколько.

Таким образом, методика обучения кейс-стади весьма эффективна для отработки навыков принятия решений в ситуациях практической направленности.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок