Звоните, мы сейчас работаем

Заказать звонок

Лого http://academy-of-capital.ru/
Факторный анализ продаж для отслеживания динамики расходов
Факторный анализ продаж для отслеживания динамики расходов

Факторный анализ продаж для отслеживания динамики расходов

28.02.2022
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Особенности факторного анализа
  • Внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи
  • Формулы расчета для факторного анализа продаж
  • Выводы по результатам анализа

Факторный анализ продаж позволяет обнаружить все параметры, которые могут повлиять на доход с реализации. Для этого берутся показатели выручки и прибыли. Стоит учитывать, что они зависят от себестоимости продукта и расходов на управленческий блок. А значит, без знания конкретных размеров затрат провести анализ не получится.

Изучение показателей возможно только в сравнении с цифрами текущего и прошлого периодов. Их динамика показывает, какие статьи расходов выросли и как это нашло отражение в выручке и прибыли. Именно поэтому факторный анализ продаж необходим для стратегического планирования, поскольку позволяет отследить, нужно ли сокращать расходы или же инвестировать в продвижение, чтобы окупить выросшие затраты.

Особенности факторного анализа

Эту многомерную методику используют отдельно (однофакторно) или включают в комплексное обследование работы предприятий. Она позволит изучить все ключевые показатели, влияющие на конечный результат. Поэтому в начальной стадии оценки необходимо правильно определить те самые критерии влияния.

Особенности факторного анализа

Примерный план того, как происходит подготовка данных и факторный анализ (далее ФА) продаж, выглядит так:

  1. Формулировка целей и задач исследования.
  2. Выбор параметров, которые влияют на финансовое состояние компании.
  3. Выделение и группировка факторов, способных изменить отобранные выше показатели.
  4. Вычисления, выяснение, поиск зависимости конечных результатов от выбранных параметров.
  5. Оценка общего влияния последних и роли каждого из них.

Финансовый итог хозяйствования компании определяют два важнейших компонента – ее рентабельность (R) и сумма прибыли за выбранный период. Они исследуются в три приема:

  • Анализ колебаний темпов роста (или снижения) выручки и прибыльности предприятия.
  • Оценка факторов, которые воздействуют на прибыль и рентабельность.
  • Поиск резервов роста прибыли и повышения доходности.

Как видим, факторный анализ продаж имеет наиболее существенный момент – оценку показателей, которые определяют колебание прибыли. Подобных факторов немало, поэтому вначале их классифицируют, а после делают ФА.

Есть внешние и внутренние обстоятельства, способные менять экономические цифры предприятий. Первые не связаны с их деятельностью, однако могут сильно повлиять на прибыльность. Это такие факторы, как обложение налогами и сборами или политика формирования цен.

Вторые (внутренние) прямо связаны с рабочими процессами компании. Это масштабы производства, объем продаж и качество товара, сокращение промышленных затрат и др. Отсюда следует, что расширение производственных возможностей, увеличение сбыта и улучшение продукции обуславливают рост доходов.

Вторые (внутренние) прямо связаны с рабочими процессами компании

Внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи

Проводится факторный анализ продаж на основе данных, полученных из бухгалтерского баланса и финансового отчета (формы № 1 и № 2 соответственно). Сегодня каждая организация, за исключением банков, сдает отчетность в соответствии с приказом № 66н Министерства финансов РФ, изданным 2 июля 2010 г. Проводится анализ разных видов прибыли. Рассмотрим их в табличном варианте.

Наименование показателя

Характеристика

Как определяется

 Балансовая (общая) прибыль компании

Доход от всех видов хозяйственной деятельности (включая продажи), который отражен в бухгалтерском отчете за рассматриваемый отрезок времени.

В виде общей суммы всех форм прибыли, полученной организацией в данном периоде.

Экономическая прибыль (чистый доход)

Совокупный доход компании за вычетом вмененных ей издержек (налогов и обязательных бюджетных отчислений).

От общей суммы прибыли отнимаются все обязательные платежи.

Валовая прибыль (ВП)

Отражает общую прибыльность продаж и доходность в разрезе видов деятельности.

Показана в отечественной (₽) или другой валюте.

Считается до уплаты налогов.

В виде разности выручки и затрат на производство проданных товаров (услуг).

Расчет валовой прибыли производителя отличается от вычисления для розницы по себестоимости.

Прибыль от реализации

Деньги, заработанные на продажах, за минусом себестоимости товара, коммерческих и управленческих расходов.

Как разность валовой прибыли и издержек обращения (затрат на сбыт продукции).

EBIT – прибыль до удержания процентов и налогов

Общая выручка компании за отдельно взятый период с учетом операционных затрат без вычитания налогов.

От совокупной суммы прибыли отнимают всевозможные расходы за исключением % и налоговых издержек.

EBIT поможет вскрыть убыток или прибыль, и, соответственно, его значение будет иметь знак «–» или «+».

В факторный анализ продаж предприятия входит еще одна значимая характеристика – прочие расходы и доходы. Как правило, это проценты (к получению или уплате), внереализационная прибыль, доходы, получаемые от участия в других организациях и др.

Данный показатель очень часто применяется в расчетах с его расходами/доходами. Главное не путать эти цифры с операционной прибылью (с реализации товара, оказания услуг), иначе результат будет неверным.

Все эти параметры оценивают поэтапно. Прежде всего суммируют каждый вид прибыли (доходности). Потом рассчитывают их динамику, определяют связанные факторы воздействия. Затем анализируют полученные результаты, находят значимость источников влияния и формулируют выводы.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи

Формулы расчета для факторного анализа продаж

Для выполнения ФА используют два метода: метод цепных подстановок и метод абсолютных разниц (модификация предыдущего).

Факторный анализ чистого дохода от продаж продукции проводится по формуле:

ПР = Vпрод × (Ц - Sед),

где приняты обозначения:

  • ПР – плановая прибыль с реализации;
  • Vпрод – объемы сбыта в натуральных единицах (метрах, тоннах, штуках и др.);
  • Ц – рыночная стоимость единицы проданной продукции;
  • Sед – ее себестоимость.

Метод абсолютных разниц

В данном случае в основу ФА заложена показанная выше формула ПР, которая содержит три исследуемых параметра:

  • объем продаж (Vпрод) в натуральном измерении;
  • рыночную цену (Ц);
  • себестоимость (Sед) единицы сбытого товара.

Что может повлиять на рост или падение прибыли? Поговорим о том, как происходит факторный анализ продаж, и приведем примеры с выводами. Проверим, как влияет каждый фактор на динамику прибыли. Расчет будет таким: мы последовательно меняем базовые (плановые) показатели трех вышеназванных параметров на отклонения от нормы, потом на их фактические величины. Рассмотрим вычисления по каждой ситуации, которая меняет сумму прибыли.

Расклад 1. Как повлияет на прибыль масштаб продаж:

ΔПРобъем = ΔVпрод × (Цплан - Sед. план) = (Vпрод. факт - Vпрод. план) × (Цплан - Sед. план).

Расклад 2. Как действуют на прибыль розничные цены:

ΔПРцена = Vпрод. факт × ΔЦ = Vпрод. факт × (Цфакт - Цплан).

Расклад 3. Воздействие на профит себестоимости одного товара:

ΔПРSед = Vпрод. факт × (-ΔSед) = Vпрод. факт × (-(Sед. факт - Sед. план)).

Метод цепной подстановки

Данный метод применяют так: вначале изучают, как повлияет один из факторов при постоянстве остальных. Потом оценивают каждый следующий по порядку. Формула расчета та же, по которой проводился предыдущий факторный анализ продаж. Это ПР = Vпрод × (Ц - Sед).

Метод цепной подстановки

Посмотрим, как влияют показатели на общую прибыль.

Расклад 1. Меняется объем реализации товара.

ПР1 = Vпрод. факт × (Цплан - Sед. план);

ΔПРобъем = ПР1 - ПРплан.

Расклад 2. Варьирует продажная цена.

ПР2 = Vпрод. факт × (Цфакт - Sед. план);

ΔПРцена = ПР2 - ПР1.

Расклад 3. Колеблется себестоимость одного товара.

ПРSед = Vпрод. факт × (Цфакт - Sед. факт);

ΔПРSед = ПР3 - ПР2.

Обозначения, принятые в данных формулах:

  • ПРплан – плановая прибыль с реализации;
  • ПР1 – прибыль в результате первого расклада (при изменении масштабов сбыта);
  • ПР2 – чистый доход в раскладе № 2 (при вариации цены);
  • ПР3 – прибыль в ситуации № 3 (при смене себестоимости за образец);
  • ΔПРобъем - изменение прибыли при повышении(сокращении) объема сбыта;
  • оба метода (цепной подстановки и абсолютных разниц) показывают идентичный результат

  • ΔПРцена – расхождение при колебании цены;
  • ΔПSед – отклонение при разной себестоимости одного товара;
  • ΔVпрод – разность реального и планового объема сбыта;
  • ΔЦ – разность настоящей и намеченной цены продукта;
  • ΔSед – разность существующей и запланированной себестоимости 1 проданного товара;
  • Vпрод. факт – фактический объем реализации;
  • Vпрод. план – плановый масштаб продаж;
  • Цплан – ожидаемая стоимость (по плану);
  • Цфакт – реальная цена;
  • Sед. план – плановая себестоимость 1 ед. проданного товара;
  • Sед. факт – фактическая себестоимость 1 ед. проданного товара.

Важно: оба метода (цепной подстановки и абсолютных разниц) показывают идентичный результат. Общее отклонение прибыли равнозначно сумме расхождений из-за воздействия всех факторов, которые участвуют в ФА.

Выводы по результатам анализа

Можно исследовать торговлю предприятия любым из описанных здесь способов, а можно сделать собственную схему для оценки. Но так или иначе факторный анализ продаж проводится по базовым параметрам, таким как:

  • объемы сбыта в деньгах или штуках (позволяют проанализировать влияние сезонности, рекламы, акционных скидок);
  • число клиентов и их действия (для прогнозирования динамики продаж в дальнейшем либо введения новинок в свой ассортимент);
  • себестоимость продукции (для подготовки промоакций и пересмотра ценообразования);
  • реализация товара (для анализа текущей ситуации и прогноза потребительского спроса на возможные аналоги);
  • данные по магазинам, городам и регионам.

Объем заявок за месяц увеличился в 5 раз! Отзыв о курсе Сергея Азимова

С учетом целей предприятия возможен лишь один из видов ФА одним из способов. Чем больше факторов учтет владелец бизнеса, тем глубже он изучит ситуацию с торговлей. При этом разные параметры лучше рассматривать за разные периоды. Так, сравнение показателей план – факт стоит проводить еженедельно. Это позволит корректировать работу продавцов и выходить на план по результатам месяца. Динамику продаж в товарных группах и коррективы в базе клиентов достаточно анализировать с периодичностью 3-4 месяца.

Выводы по результатам анализа

Факторный анализ продаж поможет собственнику управлять дальнейшей деятельностью предприятия. Основой для оценки будут данные бухгалтерских отчетов. Зная базисные показатели и владея техникой расчета, несложно оценить работу бизнеса.


Рекомендуемые статьи

×
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...