Чек-лист из 99 пунктов с точками роста для вашего бизнеса
pdf 1,3mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Факторный анализ прибыли: когда проводить и как
Факторный анализ прибыли: когда проводить и как

Факторный анализ прибыли: когда проводить и как

Дата публикации:
17.06.2025
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
17.06.2025
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)

О чем речь? Факторный анализ прибыли подсвечивает явления, оказывающие наибольшее влияние на прибыль бизнеса. На его основе строят прогностические модели доходности и управляют рисками.

На что обратить внимание? Проводят факторный анализ прибыли двумя методами: цепной подстановки и абсолютной разницы. Для каждого способа необходимы определенные данные, которые следует подвергнуть оценке.



Из этого материала вы узнаете:

Понятие факторного анализа прибыли

Залогом успешного развития любого бизнеса является оптимальное использование имеющихся ресурсов и адекватное реагирование на изменение внешних обстоятельств.

Для оценки того, как те или иные факторы влияют на эффективность производства и коммерческой деятельности, используется факторный анализ, ориентированный на поиск возможностей для увеличения прибыли предприятия.

Его предметом выступают внешние и внутренние факторы, влияющие на ведение бизнеса, а именно на уровень доходности.

Ключевые задачи при этом выглядят следующим образом:

  • выявление данных факторов;
  • оценка их воздействия на размер прибыли.

По методике построения исследования анализ может носить:

  • однофакторный характер;
  • многофакторный.
Понятие факторного анализа прибыли

Источник: jannoon028 / freepik.com

Соответственно, результатом станет понимание того, как изменение определенного фактора скажется на финансовых результатах деятельности компании. Далее на основе выявленных закономерностей принимаются практические решения, нацеленные на увеличение прибыли.

Методы проведения факторного анализа

Методика проведения факторного анализа прибыли может строиться по-разному.

Так, за основу могут браться методы:

  1. абсолютных разниц;
  2. цепных подстановок.

В общем виде формула факторного анализа имеет вид:

ПР = Vпрод × (Ц - Sед)

Здесь:

  • ПР — прибыль от реализации продукции (фактическая или плановая);
  • Vпрод — объем продаваемых товаров и услуг в натуральном исчислении (метры, килограммы, штуки и т. д.);
  • Ц — цена продажи каждой отдельной единицы продукции;
  • Sед — себестоимость единицы продукции.

Ниже приведены две методики, при помощи которых более точно проводят факторный анализ.

Метод абсолютных разниц

За основу берется вышеприведенная формула, и анализу подвергаются используемые в ней три показателя:

  1. объем продаж;
  2. продажная цена;
  3. себестоимость.

Для примера берутся три ситуации, чтобы проследить, как изменение отдельного фактора способно повлиять на прибыль. При расчетах подставляются плановые факторные показатели и их фактические значения, причем в каждом случае будет своя формула расчета.

Влияние объема продаж:

ΔПРобъем = ΔVпрод × (Цплан - Sед. план) = (Vпрод. факт - Vпрод. план) × (Цплан - Sед. план)

Воздействие цены:

ΔПРцена = Vпрод. факт × ΔЦ = Vпрод. факт × (Цфакт - Цплан)

Влияние себестоимости:

ΔПРSед = Vпрод. факт × (-ΔSед) = Vпрод. факт × (-(Sед. факт - Sед. план))

Метод цепных подстановок

Общая формула при этом остается неизменной, но производится серия последовательных вычислений, когда меняется значение одного фактора при сохранении базовых значений остальных.

Методы проведения факторного анализа

Источник: wayhomestudio / freepik.com

На практике это выглядит следующим образом.

Ситуация 1. Анализируемый фактор – объем реализации.

ПР1 = Vпрод. факт × (Цплан - Sед. план);

ΔПРобъем = ПР1 - ПРплан.

Ситуация 2. Воздействие изменения цены.

ПР2 = Vпрод. факт × (Цфакт - Sед. план);

ΔПРцена = ПР2 – ПР1.

Ситуация 3. Как на прибыли сказывается увеличение или уменьшение себестоимости.

ПРSед = Vпрод. факт × (Цфакт - Sед. факт);

ΔПРSед = ПР3 – ПР2.

В приведенных для факторного анализа прибыли формулах используются показатели:

  • ПРплан — плановая прибыль предприятия.
  • ПР1 — фактическая (или предполагаемая) прибыль при изменении первого фактора – объема продаж;
  • ПР2 — то же самое, но в случае с изменением второго фактора (продажная цена);
  • ПР3 — прибыль в третьей ситуации, когда меняется себестоимость;
  • ΔПРобъем — величина отклонения прибыли при сравнении плановых и фактических (или расчетных) значений в случае изменения объема реализации;
  • ΔПРцена — величина отклонения прибыли при изменении цены;
  • ΔПSед — отклонение прибыли при изменившейся себестоимости;
  • ΔVпрод — разница между объемом продаж (план и факт);
  • ΔЦ — разница между рыночной ценой, планировавшейся и реальной;
  • ΔSед — разница между себестоимостью единицы продукции по плану и по факту;
  • Vпрод. факт — фактический объем реализации продукции;
  • Vпрод. план — плановый объем реализации;
  • Цплан — плановая цена;
  • Цфакт — фактическая цена;
  • Sед. план — плановая себестоимость единицы реализуемого продукта;
  • Sед. факт — фактическая себестоимость единицы проданного продукта.

Несмотря на то что алгоритм расчетов при методе абсолютных разниц и методе цепных подстановок отличается, результаты должны быть сопоставимы.

При этом допустимо ограничиться анализом одного фактора, особенно если на значения других факторов производитель не в силах повлиять, скажем он не может изменить себестоимость и рыночную цену.

Примеры факторного анализа прибыли

Разберем, как на основе имеющихся количественных данных осуществить факторный анализ прибыли. К примеру, у нас есть компания по производству одежды, и необходимо проанализировать ее работу за последние два года:

Показатели

2023 год

2024 год

Объем продаж

10 000

9 800

Себестоимость единицы продукции

2 500

3 000

Цена единицы продукции

3 000

3 500

Ассортимент

10

13

Маркетинговые расходы

160 000

160 000

Выручка (объем продаж * цена)

30 000 000

34 300 000

Прибыль (выручка - себестоимость * объем продаж - маркетинговые расходы)

4 840 000

4 740 000

Факторный анализ чистой прибыли методом абсолютной разницы

Для вычисления абсолютных (АО) и относительных отклонений (ОО) понадобятся две основные формулы, благодаря которым определяется влияние факторов на прибыль:

АО = показатель 2 - показатель 1

ОО = АО / показатель 1 * 100 %

Абсолютное отклонение демонстрирует разницу в исходных величинах, то есть в рублях и других натуральных единицах, а относительное показывает процентное соотношение между базовым и отчетным периодами. В любом случае данные наглядно обнаруживают, какой фактор оказывает наибольшее влияние на прибыль. Вернемся к нашему примеру:

Показатели

2023 год

2024 год

Абсолютные отклонения

Относительные отклонения

x

y

АО = y — x

ОО = АО / x * 100 %

Объем продаж

10 000

9 800

-200

-2,00 %

Себестоимость продукта

2 500

3 000

500

20,00 %

Цена реализации

3 000

3 500

500

16,66 %

Ассортимент

10

13

3

30,00 %

Расходы на продвижение

160 000

160 000

0

0,00 %

Выручка

30 000 000

34 300 000

4 300 000

14,33 %

Прибыль

4 840 000

4 740 000

-100 000

-2,06 %

По таблице видно, что объем продаж и прибыль сократились, хотя и незначительно, а выручка выросла. Негативное влияние на ключевые показатели могло оказать повышение себестоимости, причем она в процентном отношении выросла в большей степени, чем цена.

Увеличение ассортимента должно было способствовать продажам, и, вероятно, это помогло избежать больших потерь. Маркетинговые же расходы остались неизменными.

Одним из вариантов бизнес-стратегии является снижение себестоимости производства. Рассмотрим, как изменятся показатели, если удастся уменьшить себестоимость продукта на 200 рублей, а цена и объем продаж останутся прежними.

Показатели

2024 год

2025 год

Абсолютные отклонения

Относительные отклонения

x

y

АО = y — x

ОО = АО / x * 100 %

Объем продаж

9 800

9 800

0

0,00 %

Себестоимость продукта

3 000

2 800

-200

-6,66 %

Цена реализации

3 500

3 500

0

0,00 %

Ассортимент

13

13

0

0,00 %

Расходы на продвижение

160 000

160 000

0

0,00 %

Выручка

34 300 000

34 300 000

0

0,00 %

Прибыль

4 740 000

6 700 000

1 960 000

41,35 %

Как видим, относительно небольшое снижение себестоимости даст серьезное увеличение прибыли. Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию с увеличением продажной стоимости – скажем, как повлияет на прибыль ее рост на 200 рублей при сохранении себестоимости на текущем уровне. Точно так же анализируется влияние на размер прибыли объема продаж.

Читайте также! Методы планирования прибыли и критерии их выбора

Метод цепной подстановки

Теперь проиллюстрируем, как работает альтернативная методика – факторный анализ прибыли путем цепной подстановки. Для краткости возьмем за основу вышеприведенные расчеты по всем показателям из таблицы выше и сравним, что в большей степени влияет на выручку – объем продаж или цена.

Показатель

2023 год

2024 год

Объем продаж (О)

10 000

9 800

Цена реализации (Ц)

3 000

3 500

Выручка (В = О * Ц)

30 000 000

34 300 000

Для применения метода подстановки необходимо последовательно изменять в формуле переменные, беря данные из соседней колонки. Так разница между фактической и возможной выручкой поможет понять, какой фактор в большей степени влияет на результат.

Формула расчета выручки:

Выручка = объем продаж * цена реализации

Посмотрим, какой могла бы быть выручка в 2023 году, если бы уже тогда произошло снижение объема продаж при той же самой фактической цене – соответственно, берем показатель О из 2024 года, а Ц оставляем на уровне 2023.

Получится:

В1 = 9 800 * 3 000 = 29 400 000

Видим, что меньший объем продаж в 2023 году привел бы к уменьшению выручки на 600 000 рублей. В процентах данные потери составили бы 2 %, что и образует влияние этого фактора.

Далее рассчитаем влияние на выручку цену реализации. Для этого в формулу подставляются значения Ц за 2024 год, а О остается таким же, как в 2023.

В2 = 10 000 * 3 500 = 35 000 000

Тем самым, повышение цены в 2023 году при неизменном объеме продаж дало бы дополнительную выручку в размере 5 000 000 рублей или в процентном исчислении 16,6 % – это влияние фактора Ц.

Примеры факторного анализа прибыли

Источник: freepik / freepik.com

Получается, что в нашем случае цена продажи оказала большее влияние на выручку, чем объем продаж. Аналогичным образом просчитываются и другие факторы – ключевое значение будут иметь проценты их воздействия на выручку или прибыль.

Часто задаваемые вопросы о факторном анализе прибыли

Какие показатели необходимо брать для факторного анализа прибыли до налогообложения?

Стандартный список выглядит так: объем продаж, себестоимость и рыночная цена. Эти факторы имеют определяющее значение.

Однако ряд может быть продолжен, и выполнен анализ других факторов, к которым относятся ассортимент, курс валюты, маркетинговые расходы, производительность труда и прочие аспекты деятельности предприятия.

Как оценивается результат факторного анализа прибыли от продаж?

После того как произведены расчеты, появляется возможность оценить роль факторов в формировании прибыли. Приоритетной целью для любой коммерческой организации выступает извлечение прибыли, и ее максимизация достигается путем сокращения расходов и (или) увеличения доходов.

Соответственно, те факторы, которые в наибольшей мере влияют на финансовый результат, нужно оптимизировать. Например, можно соотнести, что окажется выгоднее – сокращение на 10 % себестоимости или увеличение на 10 % цены, и факторный анализ наглядно покажет, какой вариант предпочтительнее.

Читайте также! RFM-анализ: как эффективно сегментировать клиентскую базу

С другой стороны, могут обнаружиться факторы, которые не оказывают серьезного влияния на размер прибыли. Скажем, если выясняется, что рост маркетинговых расходов не сопровождается аналогичным ростом выручки, то, значит, нужно менять характер деятельности по продвижению на рынке, используя иные инструменты.

Какие бывают виды факторов, подлежащих факторному анализу прибыли?

Наиболее простое деление – на внешние и внутренние факторы. К первой категории относятся те обстоятельства, на которые производитель не в силах повлиять, включая:

  • место расположения предприятия и связанные с этим климатические и географические условия;
  • налоговые ставки;
  • инфляцию;
  • неисполнение контрагентами своих обязательств и пр.

Внутренние же факторы зависят от организации бизнес-процессов в компании и проводимой ею рыночной политики.

В целом факторный анализ прибыли позволяет сопоставить относительное влияние факторов деятельности организации на конечный финансовый результат. Принимаемые на этой основе решения призваны повысить эффективность ведения бизнеса, что выражается в росте прибыли.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок