
Бизнес-тренинги для руководителей: 5 причин принять в них участие
(Нет голосов) |
Из этого материала вы узнаете:
- Эффективность бизнес-тренингов для руководителей
- 5 причин принять участие в бизнес-тренингах для руководителей
- Содержание и темы бизнес-тренингов для руководителей
- 10 методов проведения бизнес-тренингов для руководителей
- Правильный выбор бизнес-тренинга для руководителя
-
Шаблон расчета 5 ключевых показателей
Скачать бесплатно
Бизнес тренинги для руководителей – это мощная информационная поддержка, необходимая как умудренным опытом боссам, рулящим большими корпорациями, так и начинающим управленцам. Мотивация и управление персоналом, искусство публичных выступлений, административные тонкости – эти и многие другие темы разбираются на бизнес-тренингах.
Тренинги могут проводиться в разной форме, используются различные методы и подходы к обучению. Важно понимать, как правильно выбрать тему, а главное, организатора обучения. Об этом поговорим далее.
Эффективность бизнес-тренингов для руководителей
Успешность любого предприятия всегда в какой-то степени обусловлена грамотностью его руководящего состава, определяющего стратегию и тактику развития бизнеса. Как падения, так и взлеты компании можно считать одновременно падениями и взлетами ее руководителя. Шансов на успех у организации, которую возглавляет неопытный и некомпетентный специалист, практически нет. Если исправление или компенсация неверных действий обычных сотрудников еще возможны, то просчеты высшего руководства никак не исправить, поэтому они нередко приводят к фатальным последствиям для компании.
В последнее время конкурентные преимущества фирмы все чаще считают заслугой качественного управления. Упоминание успешных компаний всегда вызывает ассоциации с личностными качествами их топ-менеджеров. Мировую известность имеют имена Стива Джобса (Apple), Билла Гейтса (Microsoft), Марка Цукерберга (Facebook). Для многих они символизируют успех, как личный, так и бизнеса. Не исключено, что добиться таких высот эти люди не смогли бы, не имея лидерских качеств и способности к управлению.
На заметку. В Соединенных Штатах Америки управленцы составляют 18 % от всего обучающегося персонала. Это почти в 2 раза больше доли сотрудников в совокупной рабочей силе.
Существующая сегодня в мире система образования в сфере бизнеса наглядно показывает необходимость и эффективность обучения управленческим приемам. Особенно остро недостаток навыков управления и соответствующих знаний ощущается руководителями, когда в компании назревают перемены. Прежние схемы работы становятся неэффективными и могут даже приводить к остановке развития.
В таких ситуациях требуется выбор руководителем новой стратегии или правильная корректировка старой, переосмысление наработанного опыта, формирование новых подходов к управлению. Именно этими важными навыками и умениями топ-менеджер может овладеть на бизнес-тренингах для руководителей.
Интересный факт. Крупные предприятия закладывают большой бюджет на то, чтобы обучать свой руководящий персонал. Так, немецкий концерн Henkel каждый год организует 130 семинаров, и обязанностью каждого управленца компании является принять участие как минимум в двух из них.
Для выявления эффективности обучающих тренингов и целесообразности их проведения требуется квалифицированная оценка. Иногда даже самые инновационные образовательные мероприятия оказываются нерезультативными. Причины могут быть разные – поставлены слишком общие цели, плохо организовали обучающий процесс и т. д.
Оценить эффективность обучения могут как слушатели курсов, так и сами бизнес-тренеры. Для этого есть много способов – проведение тестов, опросов, экзаменов с целью получения объективной картины. В действительности же говорить о том, что бизнес-тренинг был эффективным, можно в случае улучшения показателей деятельности компании, руководитель которой обучался.
5 причин принять участие в бизнес-тренингах для руководителей
С точки зрения бизнеса, вложение средств в обучение руководящего состава имеет большую значимость, чем повышение квалификации рядовых работников.
- Зона влияния топ-менеджеров более широкая. К примеру, продавец может повлиять только на свои персональные результаты, тогда как от действий директора по продажам зависят результаты всего подразделения. С повышением сложности техники возрастает и цена ошибки, поэтому уровень подготовленности того, кто этой техникой управляет, тоже должен быть на высоте, правильно? А коллектив – сложная организационная единица, не идущая в сравнение ни с какой техникой.
- Зона ответственности руководителя шире. Чтобы он мог отвечать за все процессы во вверенном ему отделе, ему необходимо иметь достаточно полномочий и ресурсов, в том числе знаний, умений, навыков и управленческих компетенций.
- Согласно статистике, частота смены работы специалистами руководящего звена ниже, чем рядовыми сотрудниками, а потому вкладываться в обучение управленцев намного надежнее.
- Грамотность руководителя – залог достижения поставленной цели, даже если его подчиненные не имеют высокой квалификации. Если же начальник некомпетентен и не имеет опыта, то он может не добиться результата и с отличной командой.
- Имея в штате компетентных и грамотных менеджеров, можно поручать им оперативное управление фирмой, что является большим плюсом для генерального директора или собственника компании, так как позволяет им уделять больше времени стратегии развития.
Содержание и темы бизнес-тренингов для руководителей
Базовыми компетенциями управленца являются в том числе навыки руководства персоналом. Рассмотрение компетенций осуществляется в рамках основных функций начальника, коими являются планирование, организаций, мотивация, контроль и анализ. Стоит отметить, что анализ – обязательная составляющая цикла управления на каждом из его этапов.
1. Базовый бизнес тренинг для руководителей
В ходе базового бизнес-тренинга для руководителей слушатели получают основные управленческие умения и навыки. Чтобы сотрудник научился решать сложные задачи, требуется дифференцировать обучающий процесс по каждому из навыков управления. Возможна организация нескольких тренингов, посвященных отдельным управленческим функциям, либо проведение единого бизнес-тренинга «Эффективный руководитель», охватывающего все множество вопросов из разных областей управления.
2. Тренинг для руководителей на развитие навыков планирования
Такой тренинг может прокачивать навыки руководителей по долгосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию, стратегическому менеджменту, определению миссии и ценностей организации, целевому планированию, составлению прогнозов, управлению рисками, тайм-менеджменту, планированию изменений, определению целей и задач.
3. Тренинг для руководителей на развитие навыков организации
Такой тренинг помогает слушателям разобраться, как правильно организовывать процессы, которые лежат в основе деятельности любой эффективной компании:
- коммуникативные сети и коммуникации (проведение совещаний, составление приказов и распоряжений, общение с персоналом);
- производственный процесс;
- обучение;
- система наставничества и методы развития сотрудников;
- управление проектами;
- управление конфликтами;
- динамические процессы в группе (правильное принятие решений, формирование команды, делегирование полномочий, поддержание здорового социально-психологического климата в коллективе, сохранение лидерских позиций, выработка необходимого стиля управления персоналом).
4. Тренинг для руководителей на развитие навыков мотивации сотрудников
На таких бизнес-тренингах для руководителей раскрывают следующие темы: система мотивации; виды мотивации; профессиональная мотивация; гигиенические и мотивирующие факторы; факторы демотивации; как работать с теми, кто устраивает саботаж; человеческие потребности; как учесть потребности коллектива; чем можно повысить мотивированность работников.
5. Тренинг для руководителей на развитие навыков контроля сотрудников и анализ всего цикла управления
На таких обучающих мероприятиях рассказывают, какие существуют виды контроля и формы обратной связи, как оценивать эффективность достижения целей и выполнения задач и KPI, как корректировать процесс; какие есть виды и инструменты анализа.
К отдельной группе бизнес-тренингов стоит отнести обучающие мероприятия, на которых рассматривают важнейшие компетенции, связанные с психологией личности руководителя и оказывающие влияние на его самоорганизацию. Такие тренинги могут содержать разделы по саморегуляции, самомотивации, самоконтролю, саморазвитию управленца и т. д.
Обособленно стоят также тренинги из цикла «Ассессмент-центр», прокачивающие навыки оценки управленческих качеств специалистов из кадрового резерва или претендующих на руководящую должность.
Формы проведения бизнес-тренингов для руководителей
В ходе обучения на бизнес-тренингах материал слушателям подают в различной форме. Вариантов проведения практических занятий тоже немало. При этом нельзя сказать, что какой-либо метод работает эффективнее остальных. Универсальных, всегда дающих 100%-ный результат, обучающих приемов не существует.
Различают следующие формы организации бизнес-тренингов для руководителей:
- Классический бизнес-тренинг. Может включать материалы как по одному направлению, так и состоять из нескольких блоков. В ходе такой программы руководители овладевают актуальными знаниями, а также практическими навыками решения сложных вопросов, касающихся управления бизнесом.
- Бизнес-коучинг. Отличается от классического бизнес-тренинга тем, что занятия проводятся индивидуально. В ходе занятий бизнес-коуч направляет обучающегося, помогая ему увидеть проблему и найти способ, как ее решить. Как правило, программа бизнес-коучинга охватывает какой-то один вопрос, к примеру, руководство коллективом или маркетинг.
- Наставничество. Такая форма тренингов чаще всего не является обучающей, а направлена на развитие молодых кадров.
- Бизнес-мастерская. Предполагает использование таких методов обучения, как семинары, деловые игры и тренинги, которые помогают управленцам посмотреть на бизнес со стороны, проанализировать рыночную ситуацию, увидеть ее динамику и выработать решение имеющейся проблемы.
10 методов проведения бизнес-тренингов для руководителей
С целью повышения эффективности бизнес-тренингов методы обучения комбинируют. При выборе их ориентируются на цели, которых необходимо достичь.
- Групповая дискуссия. Метод заключается в том, что все участники тренинга обсуждают конкретный вопрос. Результатом является прояснение или даже изменение позиций дискутирующих, а также рассмотрение проблемы с разных сторон.
- Игровой метод. Направлен на изучение реальных проблем в обстановке расслабленности и позволяет увидеть, что могут повлечь за собой те или иные решения. В рамках бизнес-тренингов проводят три вида игр – деловые, управленческие и ролевые. Игры, практикуемые для менеджеров по продажам, помогают им нарастить товарооборот.
- Развитие социальной перцепции. Этот метод предполагает выполнение обучающимися специальных упражнений с целью получения вербальной и невербальной информации о том, каково восприятие их другими людьми и верно ли они сами воспринимают окружающих. Развивая социальную перцепцию, руководители учатся считаться с мнением других, а также объективной оценке своего и чужого поведения.
- «Папка с входящими документами». Метод заключается в раздаче обучающимся кейсов, которые заранее создает тренер, и последующих разборе и обсуждении обозначенных проблем, выработке рекомендаций или принятии решения.
- Мозговой штурм. Суть метода – генерация за определенный промежуток времени как можно большего числа способов выхода из ситуации и выделение из них наиболее перспективных.
- Дебаты. Оговоримся сразу, что дебаты не являются эквивалентом спору. В ходе дебатов участники высказывают свои точки зрения, обязательно аргументируя их. Под запретом перебивание оппонентов. Метод применяется с целью выработки неких общих положений по обсуждаемой проблеме.
- Демонстрация. Предполагает подготовку несколькими участниками бизнес-тренинга выступления и презентацию его всей аудитории. При этом прокачиваются навыки выслушивания друг друга, обобщения информации и взятия на себя ответственности говорить от лица всей команды.
- Лекция/семинар. Этот обучающий метод знаком всем. Лекции заключаются в изложении преподавателем теоретического материала, который не обсуждается слушателями и не закрепляется в ходе занятий. На семинарах информации дается меньше, чем на лекциях, но допускается обратная связь от обучающихся.
- Фасилитация. Позволяет выявить и использовать процессы, помогающие команде мыслить в одном направлении, вырабатывать общие решения, генерировать общие идеи и доводить их до совершенства. Ведущий называется фасилитатором, он предоставляет участникам метод и средства для поиска решения, но не дает рекомендаций, как нужно действовать, не применяет свои способы решения. Самыми известными техниками фасилитации являются следующие: «открытое пространство», «мировое кафе», «благоприятный запрос», «поиск будущего».
- Стратегические сессии. Цель этого метода – научить разрабатывать стратегию развития бизнеса. Участники активно работают в группе и совместно ищут решения задачи.
Правильный выбор бизнес-тренинга для руководителя
Прежде чем решить, какой бизнес-тренинг для руководителя вам стоит пройти, следует ответить на следующие вопросы:
- Для чего вы хотите пройти обучение?
- Решения каких вопросов необходимо добиться с помощью тренинга?
- Каким вы видите итоговый результат?
- Какая форма обучения кажется вам наиболее подходящей для вас и как долго вы готовы обучаться?
Ответив на эти вопросы, можно провести анализ рынка обучающих мероприятий для руководителей, доступных в вашем городе, найти информацию об учреждении, которое организует выбранный тренинг, и о тренерах. Стоит отметить, что хорошие тренеры не обязательно работают в бизнес-школах. Те, у кого формируется внушительная база клиентов и безупречная репутация, нередко начинают работать на себя.
Тем не менее выбирать в качестве коуча фрилансера рекомендуется только при наличии хороших отзывов от знакомых, чтобы исключить риск нарваться на дилетанта. Желательно также изучать отзывы тех, кто уже прошел обучение.
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
Сайт выбранной бизнес-школы должен содержать ответы на следующие вопросы:
- Как долго организация предоставляет образовательные услуги?
- Какие бизнес-тренинги для руководителей доступны?
- С кем сотрудничает организация?
- Тренеры числятся в штате или приглашаются?
- Какова стоимость обучения, гарантируется ли результат его прохождения?
Предпоследний вопрос крайне важен, поскольку отсутствие в центре собственных специалистов свидетельствует о его непрофессионализме в этой области. Следствием прохождения бизнес-тренинга для руководителей в таком учреждении станет бесполезная трата временных и денежных ресурсов или даже ухудшение показателей деятельности компании.
Поэтому не нужно жалеть времени и сил на тщательную проверку всех нюансов и изучение необходимой информации. Принимать решение нужно только в случае полной уверенности в том, что вас все устраивает.