Бизнес-кейс: виды и особенности
(Голосов: 11, Рейтинг: 5) |
Что это? Бизнес-кейс – это метод, который позволяет рассмотреть конкретную ситуацию и обучаться на реальных примерах для будущего развития. Чаще всего в работу берутся варианты, которые содержат конкретную проблему и несколько путей ее решения. Максимальной эффективности можно добиться, если составить смету и календарный план реализации разработанных мероприятий.
Как сделать? Лучше всего использовать эту методику в небольших группах, в которые объединяются сотрудники компании. Можно создать несколько таких групп и рассмотреть все возможные варианты, придуманные участниками мозгового штурма. Главное соблюдать определенные правила при решении бизнес-кейсов.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое бизнес-кейс
- Основные виды бизнес-кейсов
- Цели и задачи создания бизнес-кейсов
- Алгоритм создания бизнес-кейса
- Рекомендации по решению бизнес-кейсов
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Что такое бизнес-кейс
Говоря об описании и методах решения проблемных ситуаций, нужно подчеркнуть, что само слово case переводится как «случай» и предполагает поиск выхода из сложных положений. Эта стратегия маркетинга используется, если следует обдумать продвижение небольшого бизнеса либо отыскать путь устранения проблем в крупных компаниях.
Иногда смысл заключается не только в написании кейса, а в способе его решения коллективом. Чтобы создать этот сценарий, проводят социологический анализ, строят диаграммы или графики, составляют портрет клиента, выявляют нужды потребительской аудитории, изучают показатели финансового роста.
Короче говоря, бизнес-кейс проекта – это сложная ситуация, описанная во всех подробностях. Какие могут быть проблемы в бизнесе? К примеру, у бюджетной парикмахерской упала посещаемость клиентов или школа детского творчества расширяет охват детишек до трех лет.
Кейс-метод впервые появился в Гарварде в 20-х годах прошлого столетия. Свое название он получил от слова «казус» (случай, инцидент). У нас в стране так называют кризисную ситуацию либо проблему со спорным вариантом разрешения.
На обсуждении студентам нужно было предложить разные версии развития событий для устранения указанной проблемы. Придуманные на учебе методы позднее применялись ими в бизнесе. В ходе дискуссии учащиеся проявляли скрытые таланты, совершенствовали мастерство бесед, учились прорабатывать огромные объемы информации.
Ближе к нулевым, когда в России расцветал капитализм, возникла новая метода – бизнес-кейс (что это, мы писали выше). До 2000-х обычно применяли уже созданные техники, которые переводились с иностранных языков.
Шаг за шагом появлялись внутренние школы, зарождавшиеся из кейс-клубов на базе крупных отечественных вузов. Новаторами в этой сфере были:
- НИУ ВШЭ;
- МГИМО;
- РЭУ имени Г. В. Плеханова.
С годами эстафету подхватили все высшие учебные заведения страны. Кейс-метод начали внедрять преподаватели естественных наук. Сейчас почти что все предметники в какой-то мере пользуются кейсами.
Основные виды бизнес-кейсов
Эти методики весьма разнообразны, поскольку создавались по конкретным ситуациям. Время от времени учащимся дают на рассмотрение придуманные случаи, но это нерационально. Во-первых, все такие примеры далеки от правды. Во-вторых, на практике они неприменимы, а значит, бесполезны.
Бизнес-кейсы группируются по темам (видам проблем в определенных сферах бизнеса). Они касаются:
- маркетинга (способы раскрутки и рекламы);
- администрирования;
- консалтинга и т. д.
Для описания стандартного бизнес-кейса проекта в качестве примера можно привести постановку и решение задачи по увеличению доходов компании за счет продажи конкретного товара. Изложенная информация может быть письменной и устной. Последнюю, как правило, дают в процессе собеседования. К тому же для решения проблем отводят ограниченное время, чтобы не отвлекаться и сосредотачиваться на работе.
Цели и задачи создания бизнес-кейсов
Замысел этих инструментов – сформировать новаторский подход к сложным вопросам бизнеса и создать шаблоны действий в каждой проблемной ситуации. На обучении слушатели кейс-клубов получают навыки:
- общения, тайм-менеджмента, публичных выступлений;
- согласованной работы в коллективе.
Организации, которые используют помощь экспертов, в итоге получают бизнес-кейс с обширной информацией, где полностью описано решение проблемы. Он может быть использован в один прием или внедряться поэтапно.
Так, при запуске новинок производитель вправе применять несколько техник, которые стали доступными благодаря фокус-группе и продуманной стратегии маркетинга.
Что позволяет сделать бизнес-кейс:
- Создать практические техники для выхода из сложных ситуаций.
- Подобрать хороший коллектив – персонал, который не спасует в кризис и будет искать выход из проблем.
- Подготовить кадры – дать людям знания и навыки, раскрыть их творческий потенциал с помощью адаптации к рабочему процессу.
На успешное осуществление кейса влияют три условия:
- существование проблемы как предпосылки для наличия сценариев развития возможных ситуаций;
- достаточная база данных для диагностики и проведения оценки;
- вовлеченность персонала, включая всех причастных лиц.
Кейс-методы основаны на ситуационной аналитике, способности в короткий срок переработать массу информации, при том что к некоторым данным доступ может не возобновиться.
Алгоритм создания бизнес-кейса
Вначале очень важно изучить детальную картину ситуации, чтобы найти ее причины. Просто зафиксировать падение продаж или увидеть нисходящую кривую оборота в онлайн-магазине недостаточно. Нужно искать ошибки и причины. Что это может быть:
- рост цен;
- плохой ассортимент;
- отсутствие плана продвижения продукции (обдуманной стратегии маркетинга);
- активность конкурентов.
Дальше нужно предложить довольно четкое решение, в отдельных случаях используют пилотные проекты. В сущности, это тренинг, то есть имитация реальной микроситуации. По завершении работ, когда есть результаты, расчеты KPI, написано готовое решение, разработчик кейса может предложить его другим организациям или использовать на базе этой же компании.
Выбор кандидата
Модель раскрутки бизнеса предполагает наем специалиста с удачным опытом внедрения кейсов. Но можно описать свою проблему и предложить поиск решений соискателям. Именно этот смысл заложен в методику бизнес-кейса.
В управлении персоналом есть и другая техника – кейс-интервью. Претенденту предлагается дать четкий взгляд на ситуацию и описать стратегию ее развития.
Связь с участниками кейса
Каким бы ни был HR-кейс – простым или сложным, он должен предусматривать общение с участниками. План можно корректировать с учетом конъюнктуры рынка, он не является константным. Заказчик постоянно контактирует с участниками фокус-группы – маркетологом, SMM-специалистом, копирайтером, продажником и модератором. Ведь многие из них работают дистанционно, и диалог необходим.
План действий для работы
Успех стратегии зависит от планирования. Вот самый популярный бизнес-кейс и примеры с решением проблем. Вы открыли онлайн-магазин игрушек, но его пока что нет в соцсетях. Обычно будущий сотрудник изучает состояние сайта, оценивает силы конкурентов и рекомендует следующие шаги:
- открыть аккаунты на самых выгодных площадках;
- раскручивать эти страницы (с указанием числа новых подписчиков или клиентов);
- организовать конкурсы, провести акции и распродажи (это привлечет аудиторию).
В маркетинг-план нужно включить контрольные точки для оценки показателей развития продаж.
Решение кейса
Стратегические бизнес-кейсы для ведения проектов имеют идентичные шаблонные решения. Вначале намечается и изучается задача, а после выбираются надежные пути ее решения. Помните о точных сроках, средствах и методиках, которые нужны будут в процессе. Хорошо, если в сценарий входят мелкие детали, которые могут возникнуть при решении задач, включая непредвиденные траты.
Работая над кейсом при устройстве на работу, будьте лаконичным, применяйте цифры, сделайте броский заголовок. Гораздо проще оценить ваш business case, если сравнить начальные и последние параметры.
Рекомендации по решению бизнес-кейсов
Как вести себя во время рассмотрения кейс-метода:
- Предварительно обдумывать свои слова. Не стоит делать лишних и неэффективных замечаний, чтобы заполнить паузу в диалоге или просто вставить «5 копеек». Это не поднимет ваш авторитет в глазах работодателя.
- Быть собранным, держать себя спокойно. Необходимо показать свою квалификацию, но при этом быть естественным, не притворяясь супервундеркиндом.
- Контролировать движения и жесты. Фиксируйте, какую позу принимаете при разговоре, как вы сидите, как общаетесь на невербальном уровне с другими. И помните: улыбка может расположить к вам собеседника или наладить отношения с людьми. Кивайте в знак согласия с интервьюером, если это кстати.
- Будьте активны в обсуждении. Тем, кто молчит и долго не вступает в разговор, сложнее сделать это при возможности. Оставаясь инициативным, не говорите лишних фраз, лишь бы как-то реагировать на паузы.
- Следите за собственной позицией. Если видите, что начинаете господствовать в беседе, придумайте, как выйти из нее. Спросите мнение других, пускай продолжат обсуждение без вас.
- Давайте высказываться остальным, выслушивайте их предложения. Можно не соглашаться с кем-то из участников беседы, но их взгляды на проблему должны звучать. Часто полярные позиции помогают собеседникам найти альтернативное решение.
- Если потом сослаться на кого-то из участников дискуссии, это докажет вашу заинтересованность во мнении других и повысит ваш авторитет.
- Называть собеседника по имени. Казалось бы, совсем несложно запомнить, как зовут участника, и обратиться лично к нему. Так вы завоюете симпатию людей и аттестующие заметят этот штрих.
- Предлагайте более робким членам группы выразить собственное мнение, тем самым вынуждая слишком болтливых замолчать. Это демонстрирует умение работать в коллективе, а не усиливает конкуренцию людей. Не все могут высказывать свои суждения, даже молчун всегда имеет свой подход к решению бизнес-кейса.
- Следите за сроками. Необходимо контролировать течение времени во время работы, чтобы понять, сколько осталось до решения задач. Напоминание об этом коллективу вернет его в нужное созидательное русло.
- Думайте о главном, отбросив мелкие детали. Если люди слишком долго занимаются второстепенными делами, дипломатично предложите им вернуться к этой теме позже, поскольку впереди у вас первостепенная задача.
- Подытоживайте финальные и предварительные результаты обсуждения. Это докажет ваше понимание сути разговора и готовность принять важное решение, чтобы вернуть команду к нужному вопросу.
- Помните о ключевой задаче – достижении успеха коллективом. Несмотря на ваши собственные предпочтения, для команды важен компромисс. Здесь нужно выбрать то, что оптимально для участников всей группы, в которую вы, кстати, тоже входите.
Что нежелательно в процессе обсуждения кейс-методик:
- Брать на себя главную роль в команде и контролировать ход выполнения задач. Несмотря на жажду первенства, настоящий лидер должен слушать мнение остальных и обеспечивать участие всех членов фокус-группы.
- Смешивать упрямство с убедительностью. Два этих понятия близки по смыслу и очень важно отыскать верный баланс. Даже если вы убеждены в корректности и эффективности своих идей, другие могут иметь собственные взгляды. Не зря же спор рождает истину.
- Перебивать людей. Когда вам нужно срочно пояснить или прокомментировать слова кого-то из участников команды, будьте тактичны и дайте говорящему закончить свою мысль. Всегда записывайте приходящие на ум идеи. Таким образом, когда будет активно обсуждаться бизнес-кейс, вы их не потеряете.
- Показывать, что вы огорчены и недовольны каким-то собеседником. В групповых дискуссиях ваше искусство дипломатии проявится во всей красе, поэтому всегда нужно владеть собой. Будьте уравновешенным и вежливым, что бы ни произошло.
- Предлагать записывать главные мысли выступлений или выпадать из обсуждения, выполняя функции секретаря дискуссии. Кому-то нужно писать заметки, а кому-то нет. Если вы добровольно вызвались фиксировать ход обсуждения, не забывайте принимать участие в его процессе.
- Зеркально отвечать на дерзости и неучтивость. Бесспорно, нужно дать отпор нахалу, однако сделать это грамотно, тактично. В дальнейшем это будет вашим плюсом.
- Смущаться изложить свою позицию и отстаивать личное мнение. Можно попасть в компанию очень общительных, уверенных в себе людей, к чему вы не привыкли. И все же не пасуйте перед теми, кому есть что обсудить. Уверенно доказывайте собственную точку зрения, не стесняйтесь интересоваться мнением других.
- Критиковать суждения членов группы и отпускать шутки по поводу их слов. Если вы с чем-то не согласны, предложите более разумное для бизнес-кейса решение. Никогда не допускайте персональных нападок на оппонентов, это, по крайней мере, неприлично.
- Быть высокомерным, ставить себя выше других и раздавать задания участникам. Быть лидером престижно, но нужно демонстрировать способности к коллективизму. Назойливые указания и поучения играют против их дающего.
- Расслабляться до уровня дилетантизма. Полезно чувствовать себя свободно, к тому же и асессоры ищут уравновешенных людей. Однако можно угодить в ловушку, если держать себя так, как будто вы находитесь в кругу друзей. Но все же мягкие манеры и уместный юмор позволят вам произвести нужное впечатление на окружение.
- Демонстрировать свое превосходство. Суть кейс-метода – в создании равных условий обсуждения в коллективе. Не будьте самым умным среди всех. Поступая так, вы оттолкнете окружающих, включая аттестующих.
Бизнес-кейс проекта — это комплексная информация, которая описывает суть и решение проблемы в формате «вопрос-ответ», в виде рассказа или тезисов. Он может быть представлен текстом, презентацией, видеороликом или графически, но в основном использует разные способы подачи данных. Разработчикам кейс позволяет обобщить и передать свой опыт, а пользователям помогает выходить из сложных ситуаций и извлекать максимум пользы для себя.