Лого http://academy-of-capital.ru/
Стадии жизненного цикла организации и их особенности
Стадии жизненного цикла организации и их особенности

Стадии жизненного цикла организации и их особенности

28.07.2021
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Нет голосов)

Из этого материала вы узнаете:

  • Концепция жизненного цикла организации
  • Стадии жизненного цикла организации по Грейнеру
  • Стадии жизненного цикла организации по Адизесу
  • Управление организацией на различных стадиях жизненного цикла

Стадии жизненного цикла организации следуют одна за другой от момента образования компании и до ее расформирования. Не всегда каждый этап является длительным. В конечном счете все зависит от особенностей бизнеса, структуры предприятия, а также внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на все процессы.

В любом случае понимание, какую именно стадию в текущем моменте переживает ваша компания, поможет правильно организовать работу и извлечь максимальную прибыль. Давайте поговорим об этом подробнее.

Концепция жизненного цикла организации

Концепция жизненного цикла организации

Любая компания за время своего существования проходит точно такие же этапы развития, как живой организм:

  • Рождение.
  • Взросление.
  • Зрелость.
  • Конец существования.

Комплекс этих этапов принято называть концепцией жизненного цикла организации.

Хотя сам термин «жизненный цикл» активно применяется в теории менеджмента и в сочетании с другими понятиями: жизненный цикл товара, услуги и т. д. Его анализ помогает сформировать набор инструментов для эффективного регулирования бизнеса.

Жизненный цикл организации протекает последовательно – окончание предыдущего этапа становится началом следующего. Но каждая его фаза имеет свою специфику и требует к себе осмысленного подхода.

Наиболее полно характеристики стадий жизненного цикла организации представлены в двух научных моделях:

  • по Грейнеру;
  • по Адизесу.

Они представляют собой подробный анализ эволюции компании от первого дня существования до последнего.

Стандартный перечень этапов жизненного цикла организации выглядит так:

  • Стартап.
  • Становление.
  • Развитие.
  • Расцвет.
  • Старение.
  • Закрытие/возрождение.

Но в реальности существует несколько теорий, характеризующих этапы и стадии жизненного цикла организации совершенно по-разному. Познакомимся с ними подробнее.

Стадии жизненного цикла организации по Грейнеру

Американский ученый Ларри Грейнер еще в 1972 году предложил рассматривать последовательность изменений в жизни организации следующим образом:

Стадии жизненного цикла организации по Грейнеру

  • Рост через креативность

Человек, запускающий новый бизнес, находит креативную идею. Все свои мысли он пытается воплотить в жизнь, заражая этой идеей окружающих.

Стартап постепенно вырастает, бизнес развивается, и автор идеи уже не может контролировать всех участников проекта. Наступает кризис лидерства.

Идея материализована, и полученным результатом нужно профессионально управлять.

  • Рост через директивное руководство

Проект структурируется. Тот, кто получил право управлять деятельностью компании, определяет ключевые функции и ответственность его участников, разрабатывает схему мотивации, вводит правила стимулирования.

Свобода действий участников проекта ограничивается. Механизм теряет гибкость и начинает пробуксовывать. Снижается скорость реакции на рыночные изменения.

Начинается автономный кризис. Становится неизбежной ситуация делегирования полномочий.

  • Рост через делегирование

Основной задачей высшего звена руководства компании становится разработка стратегии дальнейшего развития. Остальные полномочия делегируются на места.

Управление бизнесом переходит в руки руководителей отделов, отвечающих за освоение новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции. Росту бизнеса способствует пересмотр механизма мотивации. Менеджеры начинают действовать самостоятельно, принимать решения, не согласовывая их с высшим руководством.

Постепенно структура организации выходит из-под их контроля – наступает очередной кризис, справиться с которым можно только путем возврата к прежним нормам регулирования деятельности компании. Наступает следующая стадия развития жизненного цикла.

  • Рост через координацию

Решения о деятельности отделов снова принимаются согласованно. Это способствует возвращению понимания общей миссии компании. Но возникает излишняя бюрократизация – механизм распределения инвестиций становится слишком сложным, процедуры согласований проходят медленно, инновационные решения не принимаются.

Излишнее усложнение процессов управления, планирования и распределения и ужесточение контроля негативно сказывается на скорости реакции на рыночные изменения. Организация попадает в очередной кризис.

Рост через координацию

  • Рост через сотрудничество

Осознание причин кризиса ведет к снижению уровня бюрократизации. Компания начинает возвращаться к гибкой управленческой и организационной системе. В процесс управления внедряются командные способы принятия решений. Выстраивается новая система взаимоотношений в коллективе. Появляются консультанты из числа профессионалов.

Все инновационные идеи внимательно изучаются, а предыдущий период работы подвергается открытой критике.

К основным характеристикам кризиса управления компанией на последней стадии жизненного цикла организации, по мнению Грейнера, относится:

  • падение уровня эффективности деятельности ниже уровня рентабельности;
  • вытеснение компании с занятого на рынке места;
  • умирание.

Стадии жизненного цикла организации по Адизесу

Не менее известной и компетентной стратегией, характеризующей последовательность стадий жизненного цикла организации, является стратегия Ицхака Адизеса. Она заняла свое достойное место в теории менеджмента в 1979 году.

В своей теории Адизес выделяет всего две крупные фазы:

  • Рост.
  • Старение.

Но каждая фаза предполагает необходимость совершения 10 последовательных шагов.

Поскольку теория Адизеса была создана позже, чем теория Грейнера, в ней можно обнаружить наличие схожих идей. Новизна заключается в том, что он указал на циклический характер динамики развития компании. Именно эта идея лежит в основе его исследования жизненного цикла организации.

Стадии жизненного цикла организации по Адизесу

Вот так выглядят стадии жизненного цикла организации и их последовательность по Адизесу:

1. Выхаживание

Компания существует на уровне идеи.

Это мечта предпринимателя о реализации нового проекта. Он находится в поиске людей, которые заинтересуются участием в новом проекте и согласятся на совместную работу по его запуску, несмотря на существующие риски.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове

2. Младенчество

Компания создана, но еще не оформилась в четкую структуру. Механизма распределения обязанностей и зон ответственности пока нет, и организация выживает только за счет энтузиазма автора идеи.

Он принимает всю ответственность за результат на себя, много работает и не готов пока к передаче полномочий.

Все внимание сосредоточено на производственных результатах и покупательских запросах. Имеются характерные для данного этапа финансовые трудности.

3. Детство

Напряженность деятельности сохраняется и даже усиливается. Появляются первые успехи. Наблюдается рост продуктивности.

Идея окончательно принимается людьми. Авторитет руководителя в глазах коллектива повышается, но большую часть решений он по-прежнему принимает самостоятельно – структура менеджмента не сформирована, полномочия сотрудников не прописаны.

4. Юность

Компания выросла. В новых условиях обойтись без четкой системы управления невозможно. Для дальнейшего роста необходим порядок и соблюдение дисциплины.

Делегирование полномочий руководителя становится неизбежным, хотя ведет к росту рисков совершения ошибок персоналом.

Коллектив обновляется – появляются профессиональные менеджеры и новые сотрудники. Соответственно, меняются устоявшиеся нормы и принципы деятельности. Это становится почвой для конфликтов, которые мешают развитию.

Стадии жизненного цикла организации по Адизесу

5. Расцвет

Пройдя первые 4 стадии жизненного цикла организации, компания достигает расцвета. Это гибкая и хорошо управляемая структура с четким механизмом работы. Все полномочия распределены и прописаны, принципы мотивации, система поощрений и наказаний продумана.

Работники свободно могут проявлять инициативу и являются активными игроками общей команды единомышленников.

Все усилия компании направлены на достижение следующих параметров:

  • удовлетворение запросов потребителей;
  • достижение поставленных целей.

Именно на этом этапе у компании могут появиться филиалы, но они также будут с самого начала проходить все стадии развития жизненного цикла.

6. Стабилизация

Эту стадию в теории Адизеса иногда называют поздним расцветом. Компания начинает уделять больше внимание форме, чем содержанию. Постепенно уходят на второй план задачи завоевания новых рынков, увеличение объемов продаж, модернизации существующей структуры. Стремление двигаться вперед сменяется умиротворенным созерцанием достигнутого результата. Этот момент можно считать началом старения.

Спасти ситуацию может только наличие работников, которые будут понимать негативные последствия отсутствия стратегии движения вперед. Проявляя активность и доказывая свою правоту руководству, они смогут остановить этот процесс.

7. Аристократизм

Бизнес достиг определенного уровня успешности. Финансовые проблемы отсутствуют, и денег хватает на обустройство существующей системы. Появляются корпоративные нормы поведения, вырабатывается единый стиль, выделяющий компанию на общем фоне, вводится дресс-код.

Владелец компании демонстрирует готовность к инновационной деятельности, ищет новые варианты ассортимента, поддерживает стартапы.

Ранняя бюрократизация

8. Ранняя бюрократизация

Это переломная стадия жизненного цикла организации, предполагающая зацикленность на задачах кадровой политики. Дела компании приходят в упадок. Причины любых неудач списываются на действующих сотрудников. Начинается бесконечная перестановка кадров, но сама система работы остается неизменной.

Постепенно внутренние конфликты выходят на первый план, и компания перестает заниматься изучением рыночной ситуации и конечных запросов потребителей.

9. Поздняя бюрократизация

Стремление разрешить внутренние проблемы становится единственной политикой организации. Задачи повышения эффективности работы даже не ставятся, нацеленность на успех отсутствует, интересы покупателей окончательно выпадают из поля зрения.

Все усилия направлены на соблюдение сотрудниками сложного механизма управления текущей деятельностью. Во главу угла ставятся правила, инструкции и процедуры. Из-за излишней бюрократизации люди перестают взаимодействовать, следствием чего становится отсутствие движения вперед.

10. Смерть

Организация прекращает свое существование в связи с тем, что ее продукция оказывается невостребованной на рынке.

Смерть компании может наступить очень быстро либо в течении некоторого времени (если речь идет о фирме-монополисте или компании, выполняющей госзаказ), но в итоге является неизбежной.

Определение стадий жизненного цикла организации по Адизесу помогает подготовиться к возможным проблемным ситуациям, возникающим в процессе деятельности фирмы.

Основная идея этой теории заключается в том, что время существования компании можно продлить с помощью осмысленных методов управления. В некоторых ситуациях вмешательство будет бесполезным, так как фирма развивается по аналогии с животной эволюцией, но иногда вовремя принятые решения могут спасти ей жизнь.

Управление организацией на различных стадиях жизненного цикла

Управление организацией на различных стадиях жизненного цикла

Если руководитель бизнеса понимает принцип цикличности и знает последовательность стадий развития жизненного цикла организации, то его обдуманные и своевременные действия могут предупредить многие проблемы. Управленческая стратегия должна опираться на понимание характера изменений, происходящих на каждом этапе жизни компании.

Любая организация в процессе продвижения предприятия от одного этапа жизненного цикла к другому сталкивается с возникающими трудностями. Они могут быть связаны с ошибками, допущенными в управлении в данный момент времени, а могут свидетельствовать о необходимости реорганизации компании в связи с переходом на новую стадию жизненного цикла. Руководитель должен четко понимать эту разницу.

Факторами успешного развития организации являются: грамотная стратегия управления; рациональное распределение ресурсов; гибкость в принятии решений. Если эти параметры отсутствуют, компания умирает.

Подводя итог, еще раз охарактеризуем необходимые действия основателя организации на основных стадиях жизненного цикла организации, кратко перечислив основные задачи.

На стадии становления необходимо:

  • детально изучить спрос на товар или услугу, который собирается предложить потребителю вновь созданная фирма;
  • оценить конкурентов: преимущества, слабости, ресурсы, стратегию поведения;
  • изыскать дополнительные источники ресурсов (внутри и за пределами организации);
  • определиться с управленческой стратегией (распределение полномочий; формирование системы поощрений и наказаний, разработка механизма принятия решений).

Первоочередные задачи стадии развития:

  • создание условий для высокого уровня мотивации сотрудников и их социального взаимодействия;
  • сочетание стабильности в текущей деятельности предприятия с постоянным поиском инновационных решений;
  • освоение новых рынков и поиск объектов для инвестирования;
  • внедрение современных подходов к руководству компанией, соблюдение баланса между централизованными и децентрализованными формами управления;

На этапе зрелости перед руководителем возникают следующие задачи:

  • постоянный анализ уровня конкурентоспособности и своевременное изменение рыночной стратегии в зависимости от поведения конкурентов;
  • мониторинг технического состояния предприятия, совершенствование технологий, реконструкция при наличии необходимости и соответствующих возможностей;
  • научно-техническое развитие;
  • поддержание интеллектуального потенциала сотрудников, создание благоприятных условий для проявления инициативы, эффективное использование матричных систем в управлении.

Управление организацией на различных стадиях жизненного цикла

Сложный этап — стагнация. Чтобы сохранить предприятие, на этой стадии развития жизненного цикла организации необходимо:

  • сконцентрировать усилия на самом прибыльном виде деятельности;
  • включить режим строгой экономии ресурсов;
  • постараться найти эффективную управленческую стратегию, выйти на дополнительные рынки сбыта, заключить договоры с более выгодными поставщиками;
  • в крайнем случае рассмотреть возможности реорганизации путем слияния бизнеса с другими участниками рынка в данной нише.

Вариантов организационного развития очень много: слияния, поглощения, объединение в финансово-монополистические и финансово-промышленные группы и т. д. В результате должна возникнуть новая организационная структура с иной иерархией. Это может быть многоступенчатая модель управления, которая предполагает и увеличение расходов на регулирование работы компании, или одноуровневая система, характерная для финансово-промышленных групп, сетевых и иных объединений.

Однако, принимая решение о новом направлении развития, нужно учитывать имеющийся потенциал компании и рыночную ситуацию текущего периода. Важность грамотных управленческих методик, применяемых в процессе перестройки на определенной стадии развития жизненного цикла организации, остается на первом месте.


Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно

Проведем аудит Вашего отдела продаж по 24 пунктам и дадим четкий план по увеличению прибыли!
*

Рекомендуемые статьи