Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать
Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать

Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать

Дата публикации:
06.12.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
06.12.2024
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Что это? Точка безубыточности – объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов компании. Достижение этого показателя означает, что компания не получает прибыли, но и не несет убытков. Это важный этап для любого бизнеса, потому что он показывает минимальный уровень успеха деятельности, необходимый для выживания.

Как рассчитать? Точка безубыточности рассчитывается как отношение постоянных издержек к маржинальной прибыли на единицу продукции. Можно также воспользоваться графическим методом или посчитать показатель в Excel таблице.



Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности – это, говоря простыми словами, уровень объема реализованных товаров и услуг или их стоимости, при достижении которого доходы сравняются с расходами. Соответственно, преодоление этой точки означает, что последующая выручка фирмы начнет формировать прибыль в чистом виде.

Любой бизнес-проект предполагает первоначальные затраты, и какое-то время финансовые результаты будут отрицательными – только достижение точки безубыточности изменит ситуацию.

В момент, когда это происходит, прибыль становится нулевой, а потом в общей финансовой отчетности знак «минус» меняется на «плюс».

В отличие от точки окупаемости, выражаемой во временных понятиях, уровень безубыточности определяется в денежном или натуральном виде, но в любом случае привязка идет к реализованной продукции.

Точка безубыточности предприятия – момент, когда расходы точно равны доходам, так что общие финансовые показатели показывают отсутствие как убытков, так и прибыли.

Зачем рассчитывают точку безубыточности

Практическое значение отслеживания данного параметра заключается в том, что это помогает:

  • планировать развитие бизнеса – особенно это актуально при открытии дела;
  • анализировать финансовые результаты деятельности компании;
  • разрабатывать и реализовывать отдельные бизнес-проекты;
  • оценивать текущую стоимость бизнеса;
  • создавать и принимать предложения о франшизе;
  • управлять бизнесом, особенно в кризисных условиях.

К примеру, при планировании следует анализировать ситуацию на рынке, пользоваться сведениями по компаниям-конкурентам и брать другие доступные данные, чтобы прогнозировать, как можно выйти на точку безубыточности, сколько для этого нужно произвести и реализовать товаров и услуг.

Актуальны подобные сведения и для инвесторов, которые оценивают финансовую привлекательность и реалистичность проекта.

Зачем рассчитывают точку безубыточности

При этом нужно понимать, что для расчетов необходимо знание расходов и доходов – если не по факту, то хотя бы в виде обоснованных прогнозов.

Если же прогноз не оправдался, то следует проанализировать, где произошло отклонение от планов – либо превышены были расходы, либо доходы оказались меньше, чем закладывалось изначально. Значит, нужно внести изменения в проект, чтобы выйти на точку безубыточности.

Важное значение имеет данный ориентир при коммерческой концессии, именуемой франшизой. Франчайзер предлагает своим партнерам готовую бизнес-модель, и необходимым ее элементом являются расчеты по достижению точки безубыточности – ее положение показывает концессионеру, какие потребуются расходы и какие усилия позволят получить чистую прибыль.

Плюсы и минусы показателя точки безубыточности

Преимущества использования точки безубыточности в бизнесе:

  • простота расчетов: достаточно основных показателей и одной формулы;
  • наглядность – сразу понятно, каково текущее финансовое состояние бизнес-проекта.

К недостаткам можно отнести определенную ограниченность: прогнозные значения рассчитаны на стабильные рыночные условия, и если конъюнктура резко изменится, то точка безубыточности переместится.

Какие данные нужны для расчета точки безубыточности

Для этого потребуется несколько показателей:

  • размер выручки предприятия;
  • объем производимой продукции;
  • цена продаваемых товаров и услуг;
  • уровень расходов;
  • маржинальный доход.

Какие данные нужны для расчета точки безубыточности

К постоянным относятся расходы, которые не зависят от того, ведется ли производственная деятельность, и их величина слабо коррелирует с реализуемым объемом товаров и услуг:

  • арендная плата;
  • оплата коммунальных услуг;
  • заработная плата административных работников;
  • погашение банковских кредитов и других задолженностей;
  • отчисления, связанные с амортизацией зданий и оборудования;
  • оплата телефонной связи, интернета и т. п.

Постоянные издержки идут даже тогда, когда производственные линии по тем или иным причинам стоят. Величина таких расходов определяется объективными факторами, на которые предприниматель обычно не в силах повлиять. Скажем, если он арендует помещения, то размер платы устанавливается собственником здания.

Переменные расходы напрямую связаны с объемом производства, поэтому их рост сопряжен с активизацией коммерческой деятельности.

К основным издержкам такого типа относятся:

  • стоимость сырья и материалов;
  • зарплата работников, задействованных в производственных процессах;
  • расходы логистического характера – хранение и транспортировка сырья, материалов, готовой продукции;
  • затраты на горючее и т. п.

Маржа представляет собой разницу между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализуется потребителям.

При вычислении точки безубыточности в формулах расчета можно встретить такие обозначения:

  • CVP (Cost volume profit) – точка безубыточности.
  • TFC (Total fixed cost) –постоянные расходы.
  • TVC (Total variable cost) – переменные расходы.
  • AVC (Average variable cost) – переменные издержки в расчете на единицу товара.
  • TR (Total revenue) – общая выручка.
  • P (Price) – рыночная цена производимых товаров и услуг.
  • Q – объем производимого продукта.
  • MR (Marginal revenue) – размер маржи.

Как рассчитать точку безубыточности

Простейший вариант формулы для расчета CVP применим при узком ассортименте продукции:

Точка безубыточности = постоянные издержки / (цена - переменные издержки)

Разберем пример точки безубыточности и покажем, как ее рассчитать.

Представим, что есть компания по ремонту сотовых телефонов. К ежемесячным постоянным издержкам относится арендная плата в размере 30 000 рублей и зарплата мастера – 50 000 рублей. Предприниматель сам обслуживает клиентов: в среднем с одного телефона получается маржинальный доход в 2 тысячи рублей. Значит, для выхода бизнеса в ноль необходимо получать в месяц 40 заказов: (30 000 + 50 000)/2 000 = 40.

Читайте также! Финансовый результат компании: понятие, учет, анализ

Сложнее окажутся расчеты, если фирма производит разнородную продукцию, отличающуюся по ценам, – в этом случае точка безубыточности определяется в денежном выражении по такой формуле:

Точка безубыточности = постоянные издержки / индекс маржинального дохода

Если с постоянными расходами все должно быть понятно, то проблемы могут возникнуть лишь со вторым показателем, который представляет собой следующую разность:

Маржинальный доход = цена - переменные издержки на единицу товара

MR рассчитывается для каждой категории товаров. Усложним наш пример и предположим, что торговое предприятие продает смартфоны и ноутбуки. Если для мобильных девайсов первой группы маржинальный доход составляет 2000 рублей при средней цене устройств 15 000 рублей, то для второй – 5000 и 35 000 руб. соответственно.

Средний маржинальный доход = сумма маржинального дохода со всех товаров / количество наименований товаров

Подставляем в формулу наши данные, и получается средний MR = (2000 + 5000)/2 = 3500.

Средняя цена = сумма цен всех товаров / количество наименований товаров

Определяем среднюю цену по обеим категориям = (15 000 + 35 000) / 2 = 25 000.

Индекс маржинального дохода = средний маржинальный доход / средняя цена

Следующий шаг – определение индекса MR: 3500/25 000 = 0,15.

Теперь имеются все данные для расчета финансовой точки безубыточности:

Точка безубыточности = постоянные издержки / индекс маржинального дохода

Если постоянные издержки равны 80 000 рублей, то CVP = 80 000/0,14 = 571 428 рублей. Таким образом, для получения прибыли потребуется за месяц продать товаров более чем на 571 428 рублей.

Как построить график точки безубыточности

Помимо расчетов с помощью формул, существует еще один способ определения точки безубыточности компании – в графическом виде. Его преимуществом является лучшая наглядность.

При построении графика горизонтальная ось обозначает объем продукции в натуральном исчислении, а на вертикальной отмечаются денежные потоки, включая расходы и выручку. Внешний вид подобного графика может быть таким:

Как построить график точки безубыточности

Алгоритм вычисления точки безубыточности строится по-разному, но основной способ следующий:

  • Сначала отмечаем уровень постоянных расходов – это будет горизонтальная линия, возвышающаяся над осью Х.
  • Далее строим кривую переменных затрат, либо же сразу можно переходить к изображению общих затрат – эти две кривые будут идти параллельно, и расстояние между ними равно размеру постоянных расходов. Различие будет заключаться в том, что первая кривая стартует из нулевой точки, а вторая начинается из точки, находящейся на оси Y и соответствующей уровню постоянных затрат. В нашем случае общие расходы обозначены линией красного цвета.
  • Теперь накладываем еще одну кривую, демонстрирующую одновременно объем продукции (по оси Х) и общую выручку (по оси Y). На нашем графике это синяя линия.

Точку безубыточности определяют как место пересечения двух линий – общих расходов и выручки за реализованную продукцию. Ниже находится убыточная зона, а выше располагается область, где предприятие начнет получать чистую прибыль. При этом значение точки безубыточности по оси Х демонстрирует, какой объем продукции нужно произвести для ее достижения.

Как проанализировать точку безубыточности

На определении точки безубыточности анализ не заканчивается, и можно двигаться дальше.

Шаг 1. Временной мониторинг

Если точка безубыточности отслеживается ежемесячно, то значение имеет день, когда это происходит. Скажем, если дата сместилась с середины месяца на конец первой декады, то это хороший показатель, а если выход на ноль осуществляется в последние числа месяца, то это тревожный симптом, свидетельствующий об опасности остаться без прибыли.

Шаг 2. Анализ расходной части

Необходимо стараться снизить уровень расходов, особенно постоянных. В кризисных условиях, когда наблюдается спад производства, постоянные издержки дорого обходятся бизнесу в буквальном смысле.

Если их уровень не поддается сокращению, то стоит оценить возможности наращивания объема производства и продаж.

Доля постоянных расходов сильно варьируется, и это зависит от направления деятельности, масштаба компании. Значимым фактором является даже характер потребительской аудитории. К примеру, в премиум-секторе высокий их уровень считается нормой, и здесь требуется продвигать бренд, обеспечивать качество товаров и услуг.

Для молодой компании желательно снижение рисков путем поддержания постоянных затрат на минимально необходимом уровне.

Анализ расходной части

Если же дела предприятия идут хорошо, есть стабильный рыночный сектор и лояльная клиентская аудитория, то повышение постоянных затрат способно стать катализатором развития.

Шаг 3. Определение ценовой политики

Достижению точки безубыточности порой мешает неоптимальная цена на продукцию, причем как завышенная, так и заниженная. В данном случае следует отталкиваться от рыночной конъюнктуры, особое внимание уделяя ценовой политике конкурентов.

Часто задаваемые вопросы о точке безубыточности

Нуждаются ли в контроле переменные расходы?

Да, следует искать возможности для их уменьшения, но без потери качества. Например, в этом может помочь смена поставщиков сырья, оптимизация логистики, внедрение сберегающих технологий, уменьшение доли брака и другие меры.

Как строится контроль постоянных расходов?

Главные факторы – четкое планирование и оптимизация бизнес-процессов. Именно это позволяет держать постоянные издержки под контролем.

Читайте также! Финансовая безопасность предприятия: риски, меры обеспечения

Может ли точка безубыточности быть равна отрицательному числу?

Нет, поскольку она выражается в единицах товара или в денежном исчислении, то она всегда обладает положительным значением.

Таким образом, точка безубыточности выступает важным ориентиром в предпринимательской деятельности, позволяя определить минимальный уровень производства и продаж для выхода на прибыль. Подобные расчеты значимы как при бизнес-планировании, так и при анализе фактических результатов.



Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок