Супервайзер: описание профессии, зарплата, навыки и должностные обязанности
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Из этого материала вы узнаете:
- Общая информация о работе супервайзером
- Четыре типа супервайзеров
- Важные навыки для работы супервайзером
- Что делает супервайзер
- Как стать супервайзером
- Зарплата супервайзера
- Плюсы и минусы работы супервайзером
- Важность супервайзера для компании
- Часто задаваемые вопросы о супервайзере
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
О ком речь? Супервайзер координирует и контролирует действия персонала с целью создания слаженного рабочего процесса и увеличения объема продаж. Это важный сотрудник для любой компании. В подчинении у супервайзера находится от 5 до 20 человек.
На что обратить внимание? Такой специалист требуется во многих рыночных отраслях. Самые распространенные виды этой профессии – супервайзер промоутеров, мерчандайзеров, торговых агентов, в торговой сети.
Общая информация о работе супервайзером
Слово «супервайзер» происходит от английского supervisor (надсмотрщик, надзиратель), и в настоящее время так называется должность, функционал которой заключается в осуществлении контроля над подчиненными. В сфере бизнеса супервайзерами обычно являются руководители менеджеров по продажам. Соответственно, их задача – координация и контроль работы торговых агентов, представителей и мерчандайзеров, то есть специалистов, непосредственно занимающихся реализацией товаров и услуг.
Сама должность «супервайзер» появилась в США в начале 1970-х. Данное нововведение было связано с развитием технологий и необходимостью усиления контроля за действиями работников. Тем самым компании пытались минимизировать роль человеческого фактора и добиться максимальной отдачи от труда своих сотрудников.
В принципе, супервайзер может действовать в любой отрасли, где требуется контролировать исполнителей. Аналогом такой должности является статус руководителя нижнего звена, офис-менеджера, инспектора, ревизора и прочее. В подчинении этих лиц находится небольшая группа рядовых сотрудников численностью обычно от 5 до 20 человек. Основной задачей супервайзера является обеспечение всего производственного процесса – от мотивации своих подопечных до контроля проделанной ими работы.
Четыре типа супервайзеров
Можно выделить несколько типов супервайзеров:
- Супервайзер промоутеров. Промоутерами называют работников, занятых в BTL-мероприятиях, целью которых является привлечение потенциальных клиентов. На практике это может быть организовано в виде презентаций, дегустаций, раздач образцов продукции и прочих публичных акций, привлекающих внимание потребителей. Скажем, супервайзер определяет время, место и формат таких мероприятий, проводит обучение промоутеров, дает им инструкции. В ходе проведения акции он контролирует весь процесс, решает возникающие вопросы и отчитывается перед руководством о результатах проделанной работы.
- Супервайзер мерчандайзеров. В задачи мерчандайзеров входит выкладка товара, контроль за его наличием на полках, отслеживание актуальности ценников, составление списка заказов в магазин, поддержание имиджа торговой марки, включая организацию специальных акций для покупателей. Здесь супервайзер осуществляет общий контроль, определяет планы продаж и проверяет их выполнение.
- Супервайзер торговых агентов.Торговые агенты являются представителями оптовой компании, которые находят розничных распространителей, заключают с ними соглашения и обеспечивают их выполнение. Супервайзер обучает торговых агентов, определяет круг их задач, снабжает необходимыми материалами, ведет сводную отчетность.
- Супервайзер в торговой сети. Как правило, в супермаркетах и крупных магазинах продавцы и консультанты делятся на команды по 10–15 человек, во главе каждой из которых стоит свой супервайзер. Он обеспечивает эффективную работу подчиненных, организует обучение, составляет рабочий график, отслеживает качество обслуживания покупателей, следит за выполнением сотрудниками их должностных инструкций.
Важные навыки для работы супервайзером
Конкретные требования к супервайзеру зависят от сферы деятельности, однако можно выделить универсальные навыки, необходимые для соискателя на данную должность:
- Знать основы маркетинга, управления и торговли.
- Иметь опыт работы в своей сфере от одного года. Скажем, начать можно менеджером по продажам, чтобы постичь тонкости общения с клиентами, после этого появляется возможность карьерного продвижения.
- Уметь работать с программами 1С и Excel. Именно эти инструменты чаще всего применяются в современном менеджменте.
- Коммуникативные навыки – умение создавать доброжелательную атмосферу в коллективе, мотивировать своих подчиненных, добиваясь при этом соблюдения трудовой дисциплины.
- Знание психологии, к примеру, надо уметь найти подход к клиенту. В случае необходимости супервайзер должен прийти на помощь своему подчиненному в общении со сложным покупателем.
- Стрессоустойчивость – в современном динамично развивающемся бизнесе это одно из базовых качеств.
- Уметь планировать. График смен, маршрут перемещения, распределение нагрузки среди менеджеров – подобные документы приходится создавать именно супервайзеру.
- Компетентность в своей отрасли, к примеру знание ассортимента товаров, их характеристик, понимание производственного процесса и пр.
Впрочем, могут быть и другие требования. Например, если супервайзер контролирует несколько торговых точек, то наличие водительских прав будет необходимостью.
Что делает супервайзер
Функции супервайзеров и их должностные обязанности расписываются в трудовом соглашении, и там могут быть специфические пункты.
Чаще всего функционал включает в себя:
- распределение задач между подчиненными;
- составление графика работы менеджеров и контроль его исполнения;
- проведение рабочих совещаний;
- организация обучения сотрудников – в основном без отрыва от производства;
- проверка соблюдения дресс-кода и других правил;
- оценка качества работы сотрудников;
- составление отчетов, в том числе в виде фото- и видеоизображений;
- проверка наличия на рабочем месте необходимого инвентаря и оборудования;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- участие в отборе претендентов на должность.
Также могут быть и дополнительные обязанности, к примеру разработка рабочих регламентов, проведение тестирования персонала и тому подобное.
Как стать супервайзером
Как отмечают эксперты рынка, получение профильного образования – недостаточная основа, чтобы стать успешным супервайзером. Здесь ключевую роль играет опыт работы в данной сфере. Соответственно, желательно пройти весь карьерный путь – начать с низших должностей для понимания специфики работы агентов по продажам и торговых представителей, а затем продвигаться вверх. Особенно ценятся на российском рынке труда те супервайзеры, которые получили трудовой опыт в иностранных компаниях.
Основным требованием к кандидатам на должность супервайзера обычно выступает опыт работы в сфере продаж или в области управления персоналом – как минимум 1–3 года.
Наличие профильного образования будет плюсом, особенно если оно получено по программам менеджмента, экономики, психологии и даже социологии.
Конечно, планка требований зависит и от самой компании. На крупных предприятиях могут предъявляться более жесткие условия приема на работу, скажем знание трудового законодательства, уверенное владение программами 1С, способность разобраться в технологических процессах деятельности организации, наличие опыта проведения маркетинговых исследований и прочее.
Зарплата супервайзера
В вопросах денежного вознаграждения супервайзеров каких-либо строгих норм нет, но перспективы здесь неплохие. На данный момент начинающий специалист обычно может рассчитывать на зарплату от 40–45 тыс. рублей в месяц.
Наличие опыта работы, хотя бы 1-2 года, резко повышает ценность супервайзера. Судя по данным сайтов, где размещаются сведения о вакансиях, таким людям предлагается оплата труда в размере 50–75 тыс. рублей.
Имеются перспективы и для дальнейшего роста. Супервайзеры, проработавшие в своей сфере от 3 до 6 лет, получают 90–120 тыс. рублей, а оплата труда уникальных специалистов может быть в полтора – два раза больше. Скажем, зарплата бурового супервайзера составляет 180–220 тыс. рублей, хотя здесь нужно учитывать специфические условия, включая вахтовый метод работы.
Конечно, уровень оплаты зависит от нескольких факторов: регион, сфера деятельности, характер компании, требуемый функционал и так далее.
Плюсы и минусы работы супервайзером
В современных условиях профессия супервайзера достаточно востребована, и, как и в любой другой работе, здесь есть свои плюсы и минусы.
Преимущества:
- Отсутствие рутины
Работу супервайзера не назовешь скучной и однообразной, поскольку приходится взаимодействовать с людьми и постоянно возникают нестандартные ситуации.
- Активная деятельность
Опять же, на фоне офисных работников супервайзер отличается большей активностью: ему необходимо давать задания своим подчиненным и проверять их выполнение. Более того, если супервайзер отслеживает несколько торговых точек, то в течение рабочего дня он постоянно перемещается. Также супервайзер сам принимает участие в реализации мероприятий.
- Доступность
Даже отсутствие опыта работы не означает, что этот профессиональный путь закрыт для молодого человека: в небольшие компании нередко можно устроиться и новичкам.
- Достойная оплата труда
Хотя на старте уровень зарплаты не слишком высок, в последующем он будет расти вместе с приобретением практического опыта.
Читайте также! Топ-менеджер компании: обязанности, качества, пути развития- Карьерный рост
Супервайзер, по сути, является руководителем низшего звена, и он может продвигаться по административной лестнице.
Минусы:
- Стресс
Поскольку работа предполагает постоянное взаимодействие с людьми – подчиненными, клиентами, заказчиками, то стрессовых ситуаций избежать не удастся. По этой причине супервайзеру нужна стрессоустойчивость.
- Ответственность
Как и любой руководитель, обладающий контрольными функциями, супервайзер отвечает не только за свои действия, но и за ошибки подчиненных. Функциональные обязанности здесь отличаются значительной широтой.
- Обучение в ходе работы
Как уже было отмечено, никакое образование не в силах заменить практическую деятельность, поэтому постигать азы профессии придется на собственном опыте.
Важность супервайзера для компании
В условиях высокой конкуренции и динамично развивающегося рынка современные компании должны отслеживать рыночную ситуацию и подстраиваться под наметившиеся тенденции. Торговые агенты и супервайзеры, которых можно условно назвать «полевиками», ежедневно общаются с покупателями и потому видят, как меняются их предпочтения, восприятие продукции фирмы, насколько активно действуют конкуренты.
К примеру, чем ценен супервайзер для оптовой торговой компании, связанной с ретейлерами:
- Стабильность делового сотрудничества. Через супервайзера идет основное взаимодействие, благодаря чему обеспечивается реализация продукции и получение прибыли.
- Проведение маркетинговых мероприятий собственными силами, то есть с относительно небольшими затратами. Также супервайзеры организуют акции по стимулированию спроса – проводят дегустации, раздачи пробников, сувенирной продукции и пр. Еще одним средством подстегивания внимания покупателей является применение POS-материалов – брендированных элементов. В таком качестве служат ценники, воблеры, световые панели, шелфтокеры и тому подобное.
- Получение обратной связи от представителей целевой аудитории. Благодаря отчетным данным супервайзеров компания может оптимизировать свою маркетинговую стратегию, вводить новые ее элементы, улучшать качество сервиса и пр.
- Расширение рынка сбыта. Супервайзеры находят новых торговых партнеров, проводят с ними переговоры, участвуют в заключении соглашений.
Таким образом, от активности и профессионализма супервайзера зависит успешность деятельности компании на данном направлении, и грамотный специалист приносит заметную прибыль. Супервайзер влияет на настрой сотрудников и производительность их труда. Также опытный профессионал способен внести вклад в разработку маркетинговой стратегии предприятия.
Часто задаваемые вопросы о супервайзере
Чем супервайзер отличается от руководителя отдела?
У этих должностей несколько разный функционал: руководитель отдела специализируется на управленческой, административной деятельности. К примеру, он дает распоряжения, составляет планы и KPI, ведет деловую переписку, организует совещания, подписывает документы и так далее.
Супервайзер же выполняет преимущественно контролирующую работу, и в его задачи входит обеспечивать производительность труда сотрудников, для чего он наделяется необходимыми полномочиями.
Как обычно выглядит рабочий день супервайзера?
К примеру, он может строиться таким образом:
- Утром проведение небольшого совещания, где работники получают общие указания, и им выдается все необходимое (POS-материалы, рекламная продукция, прайс-листы, образцы и пробники).
- Днем – выполнение работы и контроль действий подчиненных. Это может быть обучение сотрудников, переговоры с партнерами, объезд торговых точек и пр.
- В конце рабочего дня – сбор сведений о проделанной работе от подчиненных, объединение и систематизация данных, составление собственного отчета.
- Скрипт-супервайзер – кто это такой и что он делает?
По-другому, он является ассистентом режиссера по работе со сценарием, то есть эти специалисты действуют в киноиндустрии. Скрипт-супервайзер помогает разбить сценарий на сцены и определить примерное экранное время каждой из них, он создает раскадровки, участвует в расстановке последовательности съемок по сценам, следит, чтобы сценарий был отснят полностью. Сценарный супервайзер – это, говоря простыми словами, ответственный за воплощение сценария в кинопостановке.
В целом супервайзер является руководителем, координирующим и контролирующим работу сотрудников. Под его началом могут работать торговые агенты, логисты, мерчандайзеры, экспедиторы, продавцы и другие. Супервайзер ставит конкретные задачи своим подчиненным и отслеживает их выполнение. Тем самым он занимается управлением персоналом на нижнем уровне.