Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
Себестоимость продажи продукции: как посчитать и анализировать
Себестоимость продажи продукции: как посчитать и анализировать

Себестоимость продажи продукции: как посчитать и анализировать

Дата публикации:
10.02.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
10.02.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.15)

Из этого материала вы узнаете:

  • Понятие и важность себестоимости продаж
  • Необходимые данные для оценки себестоимости продаж
  • Издержки производства для расчета себестоимости продажи продукции
  • Методы расчета себестоимости продажи продукции
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

Себестоимость продажи продукции нередко путают себестоимостью в целом или производственной себестоимостью. Это довольно опасное заблуждение, так как при неверном расчете предприниматель может получить данные, искажающие реальную картину в большую сторону и представлять убыточные процессы прибыльными.

Для получения точного значения используется несколько подходов в зависимости от типа деятельности компании. В нашей статье мы расскажем о том, что такое себестоимость продаж, какими данными надо обладать для ее подсчета, и приведем наиболее эффективные методы вычисления этого показателя.

Понятие и важность себестоимости продаж

Себестоимость бывает разная и рассчитывается несколькими способами в зависимости от цели анализа. Например, если себестоимость продукта составила 200 рублей, а выручка от продажи – 300 рублей, необязательно прибыль будет равна 100 рублям. Используют несколько схем расчета такого важного показателя, как себестоимость.

Производственная себестоимость показывает, сколько денег потратили на создание товара.

Понятие и важность себестоимости продаж

При анализе данного показателя весь процесс производства разбивают на этапы, оценивают каждый из них. Такая аналитика дает возможность понять, на чем можно сэкономить в процессе выпуска продукции: применение более дешевых материалов, снижение непроизводственных расходов, уменьшение заработной платы сотрудников, сокращение штата и другое.

Чтобы выяснить, сколько средств потребовало производство, оценивают себестоимость за месяц. При этом сравнение с выручкой не используют.

Себестоимость продажи продукции является полной себестоимостью товара, так как учитывает средства, потраченные и на изготовление, и на реализацию продукта.

Этот параметр очень полезен предпринимателям. Себестоимость продаж сравнивают с выручкой, и определяют рентабельность бизнеса. Анализ показателей используется для составления отчета о финансовых результатах, что входит в обязанности главного бухгалтера предприятия. Рассмотрим следующий пример.

Себестоимость продажи продукции является полной себестоимостью товара

ООО «Комфорт-мебель» производит офисную мебель.

За день компания в собственном цеху изготовила, а затем продала 5 столов. Для их производства потребовалось закупить материалов на 20 500 рублей. На зарплату рабочим понадобилось 5 000 рублей. Расходы на рекламу, аренду офиса и оплату услуг консультанта составили 10 000 рублей. Продали 5 столов на сумму 35 000 руб.

  • Производственная себестоимость = 25 500 руб. (20 500 руб.+ 5 000 руб.).
  • Себестоимость продаж = 35 500 руб. (25 500 руб. + 10 000 руб.).
  • Убыток от продаж = 500 руб. (35 000 руб. - 35 500 руб.).

Если смотреть только на производственную себестоимость, то предприниматель имеет хорошую прибыль с продаж мебели. На самом деле это не так.

Еще один пример с такими же данными, но за день удалось реализовать только 4 стола.

  • Производственная себестоимость = 25 500 руб.
  • Себестоимость продаж = 35 500 руб. (25 500 руб. + 10 000 руб.)
  • Убыток от продаж = 7 500руб. (35 500 руб. — 28 000 руб.)

Расходы увеличились на 7 000 руб. – стоимость непроданного стола. Если его приобретут без рекламы, то он принесет некоторую прибыль. При расчете реальных доходов предприятия учитываются все расходы – на амортизацию инструментов и оборудования, энергоносители и прочее.

Производственной себестоимостью называют затраты на изготовление. Данный показатель перейдет в категорию расходов только тогда, когда удастся реализовать товар. Это и будет полная себестоимость продажи продукции.

Необходимые данные для оценки себестоимости продаж

Каким способом проводятся расчеты себестоимости реализованных товаров? Для этого есть специальные методики, которые используются при доступных иных важных показателях деятельности компании.

  • Цена товарно-материальных запасов, которые есть на предприятии в начале нового отчетного периода. Если наблюдается нестыковка показателей конца и начала года, необходимо найти причины недостачи.
  • Ориентировочная сумма покупок, исключающая изделия, используемые в личных целях.
  • Затраты на выплату денег сотрудникам за работу без учета средств, выделенных на себя.
  • Цена материалов и других необходимых ресурсов для деятельности организации.

Когда по каждому пункту определена денежная сумма, можно приступать к непосредственному расчету стоимости продаж. Необходимо максимально полно учитывать издержки на производство и продажу изделий компании и отражать это в отчетах.

Необходимые данные для оценки себестоимости продаж

Издержки производства для расчета себестоимости продажи продукции

  • Прямые материальные затраты

К этому виду издержек относятся затраты на сырьевой материал, который используется для создания продукта с помощью трудовых затрат и накладных расходов. Параметр легко посчитать или измерить.

  • Прямые трудовые затраты

Это трудовые ресурсы, благодаря которым происходит производство изделий из материалов с помощью инструментов или оборудования.

Прямые трудовые затраты включают в себя зарплату сотрудников, пособия, премии и другие платежи.

  • Заводские накладные расходы

Сопутствующие производству изделий затраты, которые нельзя легко отследить и измерить, являются заводскими накладными расходами.

В эту категорию не входят ни прямые материальные расходы, ни прямые трудовые затраты, поэтому накладные затраты называют еще косвенными. Продажа продукции по себестоимости не приносит прибыли, поэтому для назначения цены товарам стоит учитывать все косвенные расходы.

К косвенным материальным затратам можно отнести все, что не видно в готовом изделии, но применяется при его производстве. Например, это клей, лента, чистящие средства, подручные материалы и многое другое. Вычислить точные расходы из расчета на одну единицу товара в данном случае практически невозможно.

К косвенным трудовым затратам можно отнести выплаты подсобным рабочим и другому персоналу, который не создает сам продукт, но является необходимым для обеспечения бесперебойной работы производства. Сюда можно отнести охранников, уборщиц, грузчиков, водителей и других.

К прочим накладным расходам относятся любые заводские накладные расходы, которые не входят ни в одну из названных категорий. В эту группу могут быть включены издержки на электроэнергию, отопление, аренду помещений, использование оборудования и инструментов, налоговые сборы, аренду транспорта, деньги на страховку и другое.

Издержки производства для расчета себестоимости продажи продукции

Методы расчета себестоимости продажи продукции

Анализ себестоимости продукции при продажах можно произвести после проведения подсчетов. Есть несколько распространенных схем вычислений.

  1. Позаказный метод

Этот вид аналитики помогает установить затраты при каждом производственном заказе или каждой выполненной услуге. При использовании позаказного метода невозможно заранее спланировать себестоимость продаж, ее размер устанавливается после совершения сделки.

Если необходимо для документов иметь размер себестоимости продаж изделия до его готовности, производят предполагаемый расчет либо используют цену аналогичных продуктов, выпущенных ранее.

Позаказный способ подходит для предприятий и организаций, которые реализуют небольшие партии изделий, выпускают оригинальную продукцию либо сложные товары с длительным сроком производства, например автомобили, самолеты.

Для расчета с использованием позаказного метода себестоимости одной единицы товара издержки, потраченные на данный заказ, делят на количество выпущенных изделий по этому заказу. Этот способ вычислений учитывает расходы по каждому заказу, а не за определенное время.

Себестоимость продажи одного изделия = затраты на определенный заказ / количество выпущенных изделий

Чтобы установить себестоимость продаж продукции позаказным методом, необходимо вести учет всех компонентов, используемых при производстве. На это уходит много времени, сил, поэтому не все берутся применять данный сложный способ в своем бизнесе. Рассмотрим следующий пример.

Швейная фабрика ООО «Лен» за один месяц произвела 15 платьев и 12 костюмов.

Прямые затраты на шитье платьев получились в размере 55 000 руб., а на шитье костюмов – 65 000 руб.

Общехозяйственные расходы за месяц работы фабрики получились 22 000 руб.

Вычислим себестоимость продаж изделий, произведенных швейной компанией ООО «Лен».

Для этого общехозяйственные издержки распределяем пропорционально размеру прямых затрат.

Таким образом, размер общехозяйственных расходов в расчете на себестоимость продаж платьев составит:

22 000 * (55 000 : (55 000 + 65 000)) = 10670 руб.

А на продажную себестоимость костюмов:

22 000 * (65 000 / (55 000 + 65 000)) =11 924 руб.

Методы расчета себестоимости продажи продукции

Для расчета цены материалов, используемых на выпуск одного платья и одного костюма, определим отношение продажной себестоимости конкретной партии к числу выпущенных изделий.

Себестоимость одного платья:

(55 000 руб. + 10 670 руб.) : 15 шт.= 4 378 руб.

Себестоимость одного костюма:

(65 000 руб. + 11 924 руб.) : 12 шт.= 6 410 руб.

Все общехозяйственные расходы нужно распределить в соответствии с числом сшитых и реализованных платьев и костюмов на фабрике.

Читайте также! Оптовая продажа продукции: правила и приемы

Весь объем косвенных затрат, которые были осуществлены при выпуске и продаже платьев, можно вычислить по следующей формуле:

22 000 руб. * 15 шт. / (15 шт. + 12 шт.) = 12 222 руб.

Размер косвенных затрат, который приходится на себестоимость костюмов, получится:

22 000 руб. * 12 шт. / (15 шт. + 12 шт.) = 9 778 руб.

Вычислим себестоимость продажи продукции каждого вида:

Платья:

(55 000 руб. + 12 222 руб.) / 15 шт. = 4 482 руб.

Костюмы:

(65 000 руб.+ 9 778 руб.) / 12 шт. = 6 231 руб.

Различные суммы себестоимости изделий пошива получаются из-за неравномерного распределения накладных издержек в процессе производства.

От того, каким образом распределяются косвенные расходы внутри производства, зависит себестоимость продукции. Регулированием издержек на предприятии должен заниматься непосредственный руководитель организации.

  1. Метод директ-костинга

Директ-костинг считается простым и понятным способом вычисления себестоимости продаж. При этом он дает наиболее достоверную информацию. При использовании данного способа берут в расчет только себестоимость производства изделия и не учитывают общехозяйственные издержки.
Среди финансистов распространено название «усеченная себестоимость», которую определяет данный способ. В вычислениях не участвуют никакие косвенные затраты.

Метод хорош для небольших компаний, которые занимаются производством однородных товаров с небольшим уровнем затрат, постоянных во времени. Вычислять себестоимость продукции легко, на это не потребуется много труда.

Метод директ-костинга

Директ-костинг применяет следующую схему вычислений: вся сумма переменных издержек делится на количество выпущенных изделий. Получается себестоимость одной единицы.

Определим расходы на продажу в себестоимости продукции платьев и костюмов методом директ-костинга.

Читайте также! Формула рентабельности продаж: как рассчитывается показатель

В этом случае не будем учитывать общехозяйственные затраты и выведем следующие значения:

Себестоимость единицы платья получится:

55 000 руб. : 15 шт. = 3 667 руб.

Себестоимость единицы костюма:

65 000 руб. : 12 шт.= 5 417 руб.

В результате вычислений методом директ-костинга оказалось, что продажная себестоимость продукции швейной фабрики ООО «Лен», а конкретно платьев и костюмов, меньше, чем при расчете позаказным методом.

  1. Попередельный (попроцессный) метод

Данный способ вычислений себестоимости продаж продукции использует разделение общего процесса производства на определенные этапы. Каждая стадия выработки учитывается при составлении финансового отчета. На предприятии каждую операцию выполняет определенный отдел. Продукт передается из цеха в цех, продвигаясь последовательно по этапам создания. Готовое изделие получается только после прохождения всех технологических операций.

Попроцессный метод используется на сложных производствах – нефтяных, химических, металлургических – и предоставляет много информации.

Секреты продаж от Сергея Азимова и Бориса Жалило. Школа продаж.

  1. АВС-метод

ABC-метод подробно предоставляет данные об издержках на каждую единицу выпущенной продукции, а также позволяет провести анализ структуры расходов, которые компании понесла, и установить излишки использования ресурсов. В дальнейшем можно применять меры для устранения нежелательных издержек.

Для проведения расчетов по данному методу вся деятельность компании делится по функциональному принципу. Появляется отдел по работе с клиентами, отдел закупок, отдел ремонта и обслуживания оборудования, отдел приема заказов и другие. Каждый вид оценивается и измеряется в соответствии с рабочими операциями. К примеру, отдел по работе с клиентами определяется с помощью затраченного времени на переговоры с потенциальными заказчиками.

АВС-метод

Затем вычисляют стоимость каждой функциональной части предприятия. Величину расходов на каждый отдел делят на количественные показатели соответствующего компонента затрат.

После этого цену каждой отдельной операции умножают на число таких действий, необходимых для создания и реализации типовых продуктов.

Читайте также! 12 книг по психологии продаж

Среди всего множества вычислений себестоимости продаж выбирают тот, который подходит для определенного вида бизнеса и особенностей производимых товаров.

Показатель себестоимости продаж продукции необходим для успешной деятельности организации. Выбранный способ определения цены должен быть точным и информативным, чтобы руководитель или предприниматель смог проанализировать текущее положение организации, реализацию товаров, прибыльность бизнеса. Также верные сведения помогают внести изменения, отрегулировать цены или снизить ненужные запасы.



Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок