Топ-40 коммерческих предложений, которые сработали
для бизнеса в 2024 году — и принесли до 50% роста
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
PnL-отчет: зачем и как составляется
PnL-отчет: зачем и как составляется

PnL-отчет: зачем и как составляется

Дата публикации:
14.01.2025
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
14.01.2025
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

О чем речь? PnL — ключевой финансовый отчет в мире бизнеса. Является аналогом российского о прибылях и убытках, однако в отличие от последнего, который предоставляется в надзорные органы, составляется для внутреннего пользования и привлечения инвесторов.

Как составить? Результатом PnL является метрика в виде разницы между доходами и расходами компании. Соответственно, для составления документа необходимо найти все сопутствующие показатели: валовую прибыль, амортизацию, налоги.



Что собой представляет PnL отчет

PnL (profit and loss, P&L, «доходы и расходы») — это метрика, демонстрирующая разницу между общими расходами и доходами предприятия за контрольный период. На основе этих данных формируется соответствующий финансовый отчет PnL (profit and loss statement).

В качестве временного интервала может браться любой отрезок, но чаще всего отчет составляется за месяц, квартал или год.

Аналогом подобного документа в российской практике бухгалтерского учета выступает отчет о финансовых результатах, ранее именовавшийся как раз отчетом о прибылях и убытках. Правда, PnL не имеет стандартизированной формы, и он может составляться только для внутреннего пользования или как часть бизнес-плана, ориентированного на потенциальных инвесторов.

Что собой представляет PnL отчет

Источник: Towfiqu barbhuiya / unsplash.com

Расходы и доходы фирмы в отчете PnL фиксируются методом начисления в момент совершения операции. К примеру, если предприятие предоставило оптовому покупателю отсрочку платежа, то доходы от продажи отражаются в день передачи продукции, еще до поступления денежных средств.

Аналогичным образом, если расчет с поставщиком происходит «постфактум», то ключевым событием является получение сырья и материалов, а не собственно оплата.

Таким образом, отчет PnL включает в себя и ожидаемые переводы, поэтому по нему видна вся финансовая деятельность компании — не только деньги в кассе и на расчетных счетах, но и текущая дебиторская и кредиторская задолженность.

Отличие PnL от выручки и чистой прибыли

Для полной ясности определим значение составляющих PnL.

Выручка — это денежные средства, получаемые компанией в результате продажи своих товаров и услуг.

Например, к концу рабочего дня в кассе розничной торговой точки оказалось 100 тыс. рублей, тогда как утром она была пустой. Значит, и выручка равна 100 тыс. рублей.

К операционным затратам относятся повседневные расходы, связанные с деятельностью компании, — оплата труда работников, плата за аренду, жилищно-коммунальные услуги, рекламные расходы и пр.

Разница между этими показателями является операционной прибылью.

Вернемся к нашему примеру: расходы торговой точки, если привязать их ко дню, составляют 30 тыс. рублей на заработную плату и 10 тыс. рублей за аренду и содержание помещений. Тогда прибыль вычисляется очень легко:

100 тыс. руб. − (30 тыс. + 10 тыс.) = 60 тыс. рублей.

В PnL учитываются все виды поступлений и затрат, и обычно их больше, чем в нашем примере.

Усложним его: добавим доход от взноса франчайзи 5 тыс. рублей, а к расходам приплюсуем налоги (7 тыс. рублей) и выплаты по кредиту (14 тыс. рублей).

Значит, PnL = 60 тыс. + 5 тыс. − (7 тыс. + 14 тыс.) = 44 тыс. рублей

Важно не забыть ни одной статьи прихода и расхода, иначе итоговые данные окажутся некорректными.

Так, следует учитывать особенности НДС, который исключается из выручки, так как данный налог целиком идет государству, но при этом компания имеет право уменьшить налогооблагаемую базу на сумму, уплаченную поставщику. Выделим главные аспекты:

  • Выручка — в отчетах она указывается без учета НДС.
  • Расходы — включают в себя стоимость товаров и услуг, но без НДС.
  • НДС к возмещению — то, что компания может вернуть от государства, показывается отдельно.
  • Чистая прибыль определяется после учета всех затрат и НДС.
Читайте также! Максимизация прибыли: условия, способы, основные проблемы

Чтобы было понятнее, разберем операции, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость, на конкретном примере:

  • Общая выручка торгового предприятия за месяц составила 1,5 млн рублей, включая НДС по общей ставке в 20 %. Соответственно, мы должны вычленить долю средств, приходящуюся на НДС, для чего делим выручку на коэффициент 1,2 (это 120 % вместе с 20-процентным налогом). Получается, что в PnL-отчете следует указывать 1,25 млн рублей (1 500 000 / 1,2).
  • Расходы фирмы типа закупки сырья, материалов и пр. вносятся тоже без учета НДС. Так, если с НДС сумма была 600 тыс. рублей, то в PnL-отчете остается 500 тыс. рублей (600 000/1,2).
  • НДС, заплаченный предприятием, может быть возмещен государством, так что он указывается в балансе отдельно, никак не влияя на размер прибыли.
  • Разница между НДС с продаж и с закупок — это и есть сумма, которую организация должна заплатить в виде налога. В отчет по прибыли данный показатель тоже не включается.
  • Окончательный расчет производится после вычета значений НДС. Значит, если выручка составила, 1,25 млн рублей, а расходы — 500 тыс. рублей, то операционная прибыль равна 750 тыс. рублей.

Пример поэтапного составления отчета PnL

PnL-отчет обычно составляется в форме стандартной таблицы, где зафиксированы все финансовые потоки в виде доходов и расходов. Если фирма небольшая, то можно сделать расчеты PnL вручную, но в крупных организациях используются специальные программы.

Предположим, что речь идет о небольшой точке по ремонту гаджетов, где работает только сам собственник бизнеса. Ежемесячная выручка составляет 200 тыс. рублей. К операционным расходам относится: закупка запчастей и расходных материалов — 40 тыс. рублей, арендная плата — 20 тыс. рублей, налогообложение — 8 тыс. рублей, маркетинговые акции — 2 тыс. рублей в месяц.

Составим алгоритм формирования PnL-отчета.

Этап 1. Определение выручки

В нашем случае это лишь одна статья — общая сумма 200 тыс. руб.

Этап 2. Вычисление переменных расходов

Под переменными затратами понимаются те виды издержек, которые напрямую связаны с объемом производства и реализации продукции. Для нашего примера это запчасти и расходные материалы — то, что тратится в процессе оказания услуг. Сопоставляя выручку с переменными затратами, можно рассчитать маржинальную прибыль

Маржинальная прибыль = выручка − переменные расходы.

200 тыс. − 40 тыс. = 160 тыс. рублей.

Этап 3. Определение постоянных расходов

Такие затраты не зависят от производственных процессов, и они не привязаны к объему выручки. Это арендная плата, коммунальные платежи, содержание административного штата, расходы на рекламу и пр.

Определение постоянных расходов

Источник: Jakub Żerdzicki / unsplash.com

Подобные затраты остаются даже при отсутствии производства: скажем, если предприниматель заболел и несколько дней его точка была закрыта, арендная плата все равно вносится. Соответственно, делаем расчет: 20 000 + 2 000 = 22 000 рублей.

Этап 4. Исчисление валовой прибыли PnL

Используем формулу:

Валовая прибыль = маржинальная прибыль - постоянные расходы.

160 тыс. − 22 тыс. = 138 тыс. рублей.

Этап 5. Расчет EBITDA

EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — так обозначается операционная прибыль до вычета процентов по кредитным обязательствам, уплаты налогов и расходов на амортизацию.

EBITDA = прибыль до налогообложения + амортизационные расходы + платежи по кредитам.

В нашем примере EBITDA ничем не будет отличаться от валовой прибыли (138 тыс. рублей).

Этап 6. Вычет амортизационных расходов

Амортизацией называется перенос стоимости средств и активов на себестоимость продукции. Это касается оборудования, техники, зданий, которые постепенно изнашиваются и потому нуждаются в регулярном обновлении, для чего создается специальный фонд, пополняемый за счет амортизационных отчислений.

Последние добавляются к себестоимости и продажной цене — при этом учитывается стоимость актива и срок его использования.

В принципе, даже для владельца небольшой точки целесообразен подобный подход, поскольку ремонт помещения и обновление торгового оборудования хотя бы раз в несколько лет будут необходимы. Однако поскольку в исходных условиях такие расходы отсутствовали, то пропускаем этот шаг.

Этап 7. Суммирование всех выплат по кредитным и налоговым обязательствам

Эти финансовые потоки относятся к расходной части. В нашем случае предприниматель платит налог в размере 8 тысяч рублей.

Этап 8. Определение чистой прибыли

Из суммы прибыли вычитаем все затраты TDA.

138 тыс. - 8 тыс. = 130 тыс. рублей.

Это и будет итоговый PnL-показатель.

Примерная структура отчета PnL

Для облегчения формирования отчета целесообразно придерживаться четких правил по его структуре:

  • Выручка от реализации продукта и иные доходы фиксируются в начале документа.
  • Указывается себестоимость проданных товаров и услуг без учета постоянных расходов, однако переменные затраты включаются.
  • Вычисляется валовая прибыль, причем, кроме денежного выражения, она может указываться в процентах от выручки — прежде всего это важно для инвесторов, желающих оценить доходность бизнеса.
  • Читайте также! Маржинальная прибыль: расчет и анализ показателей
  • В другой колонке отчета фиксируются постоянные затраты, включая маркетинговые и административные. Здесь тоже возможен дополнительный расчет в долях или процентах, к примеру, чтобы сопоставить фактические расходы предприятия с выручкой, и затем выяснить, насколько получившийся коэффициент соответствует среднерыночным значениям.
  • Указание суммы налогов и выплат по действующим финансовым обязательствам.
  • В последней колонке определяется чистая прибыль, причем возможен и отрицательный результат, что свидетельствует об убытке.

Часто задаваемые вопросы о PnL

Существуют реализованный и нереализованный PnL — что это?

Действительно, к отчету по доходам и расходам порой добавляются определения «реализованный» и «нереализованный». Реализованный PnL представляет собой фактически осуществленные финансовые операции, и когда говорят о финансовой отчетности, то имеется в виду именно такой вариант.

Нереализованный PnL, по сути, является лишь предположением относительно прибыли по текущим данным. Скажем, это актуально в биржевой торговле, чтобы понять, насколько выгодно закрывать сделку в данный момент.

Также подобные расчеты могут выступать частью бизнес-плана. Однако нереализованный PnL в отчетных документах не фиксируется — либо он осуществляется и становится реализованным, либо так и остается предположением, которое затем теряет свою актуальность.

Какие показатели, кроме прибыли, используются в отчетах PnL?

Чистая прибыль — это далеко не единственный показатель, на который обращают внимание владельцы бизнеса и инвесторы.

Значение имеют и другие метрики:

  • Margin Profit — маржинальная прибыль, знание размера которой помогает более точно прогнозировать финансовые результаты коммерческой деятельности.
  • Operating Profit — операционная прибыль.
  • Net Sales — чистые продажи. Этот показатель определяется путем вычитания из выручки скидок на продукцию, стоимости бонусных программ лояльности и возвратов. Так более объективно оценивается деятельность службы продаж.
  • EBITDA — благодаря тому, что амортизационные отчисления и выплаты по обязательствам не учитываются, появляется возможность сопоставить финансовую конкурентоспособность с другими предприятиями, представленными на рынке.
  • Retained earnings (нераспределенная прибыль) — это накопленная чистая прибыль компании после выплаты дивидендов.
Читайте также! Анализ прибыли от продаж: разбираемся в способах расчета

Какие есть еще финансовые отчеты, кроме PnL?

Предприятие может использовать и другие разновидности финансовых отчетов, помимо PnL, потому что это связано с особенностями учета, в каждом бизнесе выбирается наиболее удобная и информативная форма:

  • Баланс (Balance sheet). Бухгалтерский баланс предприятия охватывает все активы (оборотные, необоротные), обязательства (краткосрочные, долгосрочные), а также капитал в различной форме (уставной фонд, прибыль, другие фонды). Баланс включает в себя детальную информацию по статьям активов и пассивов, причем с изменениями в рамках отчетного периода.
  • Отчет о движении денежных ресурсов (Cash Flow). Данный отчет фиксирует денежные потоки — приход и расход за период. Особенностью является то, что учету подлежит не факт самой сделки, а движение на расчетных счетах или изменения в кассе.

В целом отчет PnL повсеместно применяется в бизнесе, и этот документ дает наглядное представление о финансовом состоянии предприятия.

Изображение в шапке статьи: Jakub Żerdzicki / unsplash.com


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок