Скачайте ТОП-40 примеров коммерческих предложений, которые
увеличат количество заявок в 5 раз
pdf 2,8mb
Скачать бесплатно
Лого http://academy-of-capital.ru/
PEST-анализа: суть, факторы макросреды, технология проведения
PEST-анализа: суть, факторы макросреды, технология проведения

PEST-анализа: суть, факторы макросреды, технология проведения

Дата публикации:
17.03.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Дата публикации:
17.03.2022
Автор статьи - Марина Васильева
Автор статьи:
Марина Васильева
Рейтинг:
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Что такое PEST-анализ
  • Факторы внешней среды, которые изучает PEST-анализ
  • Расширенные вариации метода PEST-анализа
  • Задачи проведения PEST-анализа
  • Пошаговый PEST-анализ
  • Рекомендации по проведению PEST-анализа компании
  • Шаблон KPI для менеджера по продажам

    Скачать бесплатно

PEST-анализ используется для стратегического управления предприятием. Данная методика довольна проста и удобна при исследовании макросреды. Она позволяет показать, какие факторы оказывают непосредственное влияние на деятельность компании и результативность продаж продукции.

Разумеется, в расчет берутся не только внешние факторы, например таможенные или санкционные ограничения, если речь идет об экспортируемом товаре. Одинаково важны и внутренние специфические факторы, которые отражают востребованность вашего продукта на рынке и влияние конкурентных рисков. О практическом применении PEST-анализа мы расскажем в данной статье.

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ – инструмент, которой позволяет учитывать и оценивать внешнюю среду для планирования бизнеса на долгосрочный период. Прогноз обычно составляют на срок от 3 до 10 лет.

Что такое PEST-анализ

PEST расшифровывается так:

  • Politics (политика) – политические факторы, влияющие на компанию.
  • Economics (экономика) – экономические факторы.
  • Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурные факторы.
  • Technology (технологии) – технологические изменения в этой сфере бизнеса.

Внешнее окружение складывается из этих факторов не случайно. PEST-анализ используется, чтобы получить helicopter view – результаты верхнего уровня. Так можно понять, что представляет собой внешняя среда компании и как компания адаптируется к условиям рынка.

Похожий на метод SWOT, PEST-анализ проходит те же этапы:

  • Упорядочивание всех факторов внешнего окружения, которые оказывают максимальное влияние на компанию.
  • Бизнес-планирование, которое будет соответствовать предполагаемым изменениям во внешней среде.

Факторы внешней среды, которые изучает PEST-анализ

PEST-анализ так оценивает внешние факторы:

  • Политические факторы (Politics)

Здесь исследуют политическую ситуацию, которая может повлиять на формирование бизнес-среды как на уровне отдельного региона, так и на общемировой арене. Деятельность любой компании может быть зависима от принимаемых законов, например, в налоговой сфере. Любые политические изменения влекут за собой и возможные ограничения, и новые возможности для компании.

Факторы внешней среды, которые изучает PEST-анализ

Чтобы бизнес развивался, нужен постоянный анализ следующих факторов:

  • политическая ситуация в мире. Взаимоотношения между странами, назревающие разногласия, возможные санкции, вероятные военные действия;
  • внешняя политика той страны, где юридически присутствует компания;
  • готовность страны вступать в разные союзы и альянсы, а также перспективы выхода из этих обществ. От этого зависят дополнительные возможности для роста компании;
  • проводимая государством внутренняя политика;
  • изменения в налоговой сфере;
  • место отрасли в экономике государства;
  • оценка инвестиционного климата в стране, размеры иностранного капитала, поддерживаемого государством;
  • дотации и послабления для регионов в рамках закона;
  • политика на уровне регионов и муниципалитетов;
  • взаимодействия государств по вопросам охраны информации, исключения двойного налогообложения и т. д.
  • Экономические факторы (Economics)

В методике PEST особенно важен анализ рынка. Факторы экономической группы требуют тщательного изучения.

Экономические факторы (Economics)

Особое внимание следующему:

  • объем и динамика ВВП;
  • инфляционные процессы;
  • уровень безработицы;
  • ставка рефинансирования и динамика банковских активов;
  • колебания курса рубля;
  • изменения доходов населения;
  • цены на сырьевом рынке;
  • уровень конкуренции;
  • динамика развития отраслевых рынков и их насыщенность;
  • взаимодействие со смежными рынками, от которых зависят расходы компании;
  • отраслевые особенности налогообложения.
  • Социально-культурные факторы (Socio – Culture)

PEST-анализ определяет социальные факторы как косвенные причины роста компании.

Например, это:

  • демографические показатели рождаемости и смертности, возраст населения, миграционные процессы;
  • качество жизни населения, уровень доходов;
  • общая культура, менталитет, нормы потребления;
  • образованность населения, качество кадрового состава;
  • эффективность труда населения.
  • Технологические факторы (Technology)

Этим факторам с каждым годом придается все большее значение. Технологический процесс не стоит на месте, его достижения проникают во все отрасли, даже самые нетехнологичные.

Технологические факторы (Technology)

Здесь рассматриваются:

  • открытия в сфере науки и техники;
  • изменения в области патентного права и индустрии;
  • зависимость отрасли от интернета и мобильных технологий;
  • траты конкурентов на исследования и разработки – R&D (research and development).

Для PEST-анализа имеет значение вид отрасли, к которой принадлежит компания. Факторы для разных сфер бизнеса могут отличаться и по-разному влиять на развитие предприятия.

Расширенные вариации метода PEST-анализа

С помощью PEST-анализа оценивают влияние факторов внешней среды на бизнес и прогнозируют возможные риски. В зависимости от ситуации этот инструмент можно изменять с учетом отраслевых особенностей.

Среди всех вариантов PEST-анализа самым используемым является анализ PEST + EL. К основным факторам здесь добавляются еще два показателя: L (Legal) – правовые параметры и E (Environmental or Ecological) – экологические параметры. Факторы правового характера определяют деятельность бизнеса с юридической стороны. С их помощью можно понять, насколько зависима прибыльность компании от возможных изменений правовых актов.

Факторы экологического характера показывают взаимосвязь предприятия и экологической обстановки в регионе. Как влияет деятельность компании на экологию и как экологические факторы могут сказаться на эффективности бизнеса.

Другие варианты PEST-анализа отражены в таблице:

Варианты PEST анализа

Расшифровка

PESTELI

PESTEL + Industry analysis (PESTEL анализ + отраслевые факторы)

STEEP

PEST + Ethical (PEST + этические факторы)

LONGPEST

PEST + Local + National + Global factors (PEST анализ с учетом местных, национальных, глобальных факторов)

Задачи проведения PEST-анализа

PEST-анализ внешней среды организации проводится в первую очередь для понимания возможностей бизнеса и определения рисков. Без исследований эффективную деятельность можно вести, например, в стартап-проектах или в малом бизнесе. Для крупных компаний и серьезных инвестиционных проектов знание внешних факторов помогает уберечься от ошибок.

Расширенные вариации метода PEST-анализа

Кроме того, PEST-анализ используют, чтобы наметить стратегию предприятия. Это необходимо для принятия взвешенных решений в ходе конкурентной борьбы, это исключит противоречия и ошибки в процессе достижения целей. Стратегия включает в себя:

  • план действий на ближайший период;
  • продукцию, которая готовится к выпуску;
  • регионы, на рынки которых компания хочет внедрить свой бизнес или, наоборот, откуда хочет уйти;
  • инвестиции, которые планирует привлечь или сама направить в другие компании.

От понимания возможностей рынка зависит выбор правильной стратегии.

Также методика PEST-анализа нужна, чтобы грамотно управлять рисками в компании, опираясь на макроэкономические риски. Эта работа проводится поэтапно – определение, анализ рисков, принятие мер по противодействию им. Рассмотрим, как осуществляется PEST-анализ, к примеру, предприятия или магазина.

Пошаговый PEST-анализ

Традиционно PEST-анализ начинается с изучения внешней среды компании. Результаты этого метода окажутся точнее, если полученная на этом этапе информация будет объективной и подробной.

Для получения развернутых данных можно прибегать к специализированной литературе по геополитике, обзорам рынков, аналитике по сферам деятельности, статистике по отраслям, прогнозам аналитических агентств. Предприятие может входить в отраслевые союзы, присутствовать на международных выставках, участвовать в конференциях. Так, представители компании смогут быть в курсе всех новостей, знать мнения всех участников рынка – производителей, потребителей, поставщиков и так далее. Другой источник информации – узкоспециализированные интернет-ресурсы, инсайдеры на переговорах.

Читайте также! Анализ объема продаж: методы и особенности

PEST-анализ позволяет вникнуть в суть проблем в настоящий момент и наметить действия на долгосрочную перспективу с учетом изменений внешней среды.

Шаг 1. Определение факторов.

Всю собранную информацию оценивают с точки зрения влияния на компанию и распределяют по группам факторов: политические, экономические, социально-культурные, технологические. Это первая ступень к составлению PEST-анализа.

Шаг 2. Определение степени влияние факторов.

На этом этапе с помощью группы экспертов определяется, как каждый из факторов влияет на компанию. Каждый из параметров оценивается по шкале баллов:

Пошаговый PEST-анализ

  • Влияние каждого фактора по шкале от 1 до 5, где:
  • 1 – наименьшее влияние;
  • 5 – предельное влияние фактора.
  • Вероятность изменения каждого фактора по шкале от 1 до 3, где:
  • 0 – в ближайшее время этот фактор исчезнет;
  • 1 – фактор останется на этом уровне;
  • 2 – фактор усилится в скором времени.

Факторы внешней среды оцениваются не только на данный момент, но и составляются прогнозы по их изменению на ближайший период. Это помогает выявить важные тенденции, которые оказывают и положительное, и отрицательное влияние на компанию. Стратегия развития бизнеса будет строиться на основе выявленных данных с учетом всех вероятных рисков.

Читайте также! Себестоимость продажи продукции: как посчитать и анализировать

Шаг 3. Определение среднего значения.

Среднее значение высчитывается по влиянию факторов, а также по каждому фактору, опираясь на предполагаемые изменения в будущем.

Шаг 4. Подведение итогов.

В завершение PEST-анализа делают выводы, какие изменения внешней среды могут повлиять на бизнес-процессы компании. Предлагается план действий по уменьшению негативного воздействия этих факторов. Все полученные данные фиксируются в таблице.

Рекомендации по проведению PEST-анализа компании

  • PEST-анализ имеет цель не просто описать факторы, которые окружают компанию, но и предугадать их изменения в ближайший период (3–5 лет). Эти данные помогают сформировать стратегию с учетом понимания, как внешние факторы в перспективе будут влиять на прибыль компании.
  • Значимость PEST-анализа не стоит недооценивать. Каждый фактор нужно рассмотреть с точки зрения ключевых тенденций на срок до 5 лет. В работе оставляют только те, которые в будущем могут оказывать влияние на прибыль. Далее определяется тактика снижения негативного влияния внешних факторов на бизнес-процессы организации и намечаются действия по увеличению прибыли.
  • PEST-анализ для каждой отрасли проводится, когда компания заявляет о себе в разных сферах деятельности и представляет свою продукцию на разных рынках.

Рекомендации по проведению PEST-анализа компании

Стоит отметить, что возможны быстрые перемены в отношении любого из факторов. Например, если в государстве произойдет внезапная смена власти, то прогнозы могут не оправдаться из-за изменений во внешней политике.

Объем заявок за месяц увеличился в 5 раз! Отзыв о курсе Сергея Азимова

Существует вероятность ошибочной оценки некоторых факторов из-за субъективных мнений и предположений. Источники информации должными быть проверенными, чтобы данные, полученные из них, были точными и не искажали действительность. Для PEST-анализа стратегия и факторы внутренней среды сопоставляются с прогнозами по текущей ситуации во внешнем окружении.

Таким образом, PEST-анализ – инструмент, который поможет вам добиться эффективности даже при самостоятельном использовании в бизнес-сфере. Наряду с плюсами этот метод имеет и недостатки. Он требует определенной мобильности в своем применении. Внешняя среда постоянно меняется, а значит, и PEST-анализ должен корректироваться. 

Но чем больше опыта вы наработаете, тем меньше времени потребуется на обновление методики. На руках уже будет действующий PEST-анализ, в который при необходимости вы сможете вносить необходимые изменения.


Рекомендуемые статьи

Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...
Получить подарок