
Пайплайн: как это работает
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25) |
О чем речь? Пайплайн – технология, применяемая в продажах и IT-разработках. Отличается четкой определенностью последовательных действий. Не стоит путать с воронкой продаж, так как это разные подходы.
Как работает? Пайплайн в продажах и программировании состоит из планирования, действия, анализа. Имеет циклический характер, то есть конечный этап является одновременно началом следующего цикла.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое пайплайн в продажах
- Этапы пайплайна в продажах
- Управление пайпланами в продажах
- Что такое пайплайн в программировании
- Что собой представляет CI/CD-пайплайн
- Часто задаваемые вопросы о пайплайне
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Что такое пайплайн в продажах
Понятие «пайплайн» обозначает систему управления продажами, представленную в максимально наглядном виде. Само английское слово pipeline можно перевести как «трубопровод», то есть клиенты двигаются по намеченному маршруту подобно потоку воды, текущему по системе труб.
Каждая стадия, начиная с первого этапа – привлечения лидов – и заканчивая финальным моментом в виде оформления сделки, отображена как отдельный сегмент.
Благодаря такой наглядной схеме упрощается оптимизация процесса продаж.
Также слово «пайплайн» может использоваться и в другом значении, таким понятием обозначается процесс разработки информационных продуктов – программ, игр и т. п. Далее речь пойдет об обеих сферах применения этого метода, но начнем с маркетинга.
На первый взгляд может показаться, что пайплайн – это то же самое, что и воронка продаж, однако между ними есть принципиальное отличие в подходах.
Воронка продаж представляет этапы пути от лида от покупателя, и ключевые характеристики, которые в ней отображаются, – количество клиентов, кто до какой точки добрался и сколько выполнено продаж. Пайплайн же содержит более конкретную и подробную информацию о клиентах и сделках, и в этом отношении он имеет большую практическую ценность для менеджера продаж.
Скажем, в пайплайне есть данные о покупателе, способах коммуникации с ним, статусе текущей сделки.
Подобная система управления продажами наиболее актуальна для компаний, у которых длинный цикл продаж и потому требуется уделять пристальное внимание каждой сделке и каждому клиенту.
Данный инструмент позволяет добиться высокого уровня конверсии и отработать цикл продаж таким образом, чтобы отсев лидов был минимальным. Основные возможности pipeline:
- наглядное представление, в каком состоянии находится конкретная сделка;
- выявление проблемных точек в цикле продаж для оперативного решения проблем;
- стандартизация процесса взаимодействия с клиентами;
- автоматизация продаж, более точное прогнозирование их результатов;
- более равномерное распределение нагрузки между менеджерами.
Этапы пайплайна в продажах
Пайплайн дает возможность легко разделить горизонты планирования работы. Скажем, распределение на краткосрочный период является обязанностью начальника отдела продаж, а проектирование на отдаленную перспективу относится к компетенции высшего руководства.
Этап 1. Планирование
Здесь руководитель отдела продаж совместно с менеджерами оценивает процесс продаж, включая прогнозы на ближайший срок. Это необходимо для постановки задач сотрудникам, распределения между ними функционала. Планирование даже на один – три дня повышает эффективность работы менеджеров.
Этап 2. Действие
Далее по разработанному плану менеджеры взаимодействуют с клиентами, заполняя необходимую информацию для построения пайплайна. Возникающие проблемы оперативно решаются. К примеру, выясняется, что какая-то сделка подвисла, поскольку сорвалась встреча с заказчиком, соответственно, руководитель дает отдельное поручение одному из сотрудников выйти на клиента и закрыть все вопросы.
Этап 3. Анализ
Подведение итогов рабочего дня или недели. На основании отчетности руководитель оценивает, насколько менеджеры справились с поставленными задачами, какие возникли проблемы, что необходимо сделать для их устранения. Следующий цикл начинается вновь со стадии планирования.
Управление пайпланами в продажах
При создании пайплайна важна системность — только при таком подходе данный инструмент окажется полезным.
Представление всей последовательности действий
Начинать следует с того, что фиксируется каждый этап взаимодействия с клиентом, сколь бы малозначительным ни казался тот или иной вид деятельности. Сделать это можно на основе CRM-системы или даже в программе Excel, создав выпадающий список.
Тщательный анализ пайплайна
На основе регулярно обновляемой информации появляется возможность для управления, а именно:
- отслеживания текущих сделок;
- планирования действий в рамках реализуемой стратегии;
- оценки эффективности работы менеджеров.
Все это целесообразно обсуждать на совещаниях с отделом продаж, которые проводятся в начале рабочего дня или хотя бы раз в неделю.
Очищение «засоров»
Под «засорами» имеются в виду препятствия, мешающие превращению лидов в покупателей. Необходимо найти такие участки и выяснить причину отсева клиентов: к примеру, это может быть неудобство форм оплаты или непрозрачная система скидок. Соответственно, нужно оптимизировать процесс продаж и помогать лидам дойти до стадии оформления покупки. Если клиентов сравнительно немного, то следует адресно работать с каждым из них, своевременно разрешая возникающие трудности.
Использование удобных инструментов для отслеживания прогресса
Это зависит от личных предпочтений, поскольку вариантов сейчас масса: Google-формы, Excel-таблицы, таск-менеджер, CRM-система и т. д. Главное, чтобы имелась возможность обновления сведений и у вас всегда был доступ к этой базе данных.
Правильно настроенный порядок проверки сведений в пайплайне
Разумеется, схема не является неизменной, и вполне естественно, что она может дополняться с течением времени. Скажем, если стало понятно, что одного раунда переговоров с клиентами недостаточно, требуется добавить еще одну встречу и звено в схеме организации продаж. С другой стороны, какие-то процедуры могут оказаться лишними, и их смело можно отсекать.
Что такое пайплайн в программировании
В среде программистов пайплайном называют документ, представляющий собой визуализацию процесса разработки ПО. Здесь тоже отображаются этапы, которые связаны друг с другом производственной цепочкой: линия охватывает все работы от формулирования исходной идеи до создания готового продукта.
Такие пайплайны удобны для организации и контроля реализации проекта. Так сразу становятся видны все стадии цикла и подразделения, участвующие в разработке программы. Благодаря этой методике сотрудники получают дополнительную мотивацию и появляется возможность включать в схему новые этапы, связанные с изменением рыночной конъюнктуры или иных условий.
При этом какой-то единообразной структуры нет: последовательность «труб» может иметь любой вид, и число звеньев ничем не ограничено. Настройка пайплайна зависит от характеристик разрабатываемого продукта и особенностей бизнес-процессов в данной организации. Элементами при этом могут выступать:
- Этапы разработки продукта – особенно это целесообразно, когда к процессу подключаются разные подразделения по мере готовности ПО, то есть это похоже на систему конвейера.
- Работы – конкретные действия по созданию и улучшению продукта. Подобные схемы имеют более развернутый и сложный вид.
Что собой представляет CI/CD-пайплайн
CI/CD-пайплайн (CI/CD pipeline) – это сокращение английского выражения continuous integration and continuous deployment (delivery) pipeline, что дословно означает «конвейер непрерывной интеграции и непрерывного развертывания (отправления)».
Говоря простыми словами, CI/CD является широко используемой в современном мире практикой автоматической доставки новых версий ПО пользователю, приобретшему основной продукт.
При этом периодичность обновления может быть любой – пользователь получает актуальные версии продуктов по мере итеративного обновления кодовой базы, и для некоторых программ это производится несколько раз в день.
Сами по себе разработка и тестирование программного обеспечения проходят с участием ручного труда, однако часть процессов автоматизируется, что и создает ценность конвейера CI/CD.
В современных условиях количество пользовательских приложений увеличивается с каждым днем, и возможности потребителей в этом отношении растут. Скажем, с помощью программ можно делать платежи, заказывать доставку, вызывать такси, получать необходимую информацию и т. д. Чем быстрее работает приложение и чем актуальнее используемая в нем база данных, тем больше будет спрос на подобный продукт.
Читайте также! Кейс-стади: как и где применяется методРазработчики ПО стараются обеспечить два ключевых требования:
- Непрерывная интеграция (continuous integration), для чего требуется сливать текущие изменения в основную ветку, причем с использованием распределенной системы управления версий, к примеру Git. Вносимые изменения автоматически тестируются и при отсутствии проблем встраиваются в основной продукт, который тем самым постоянно обновляется. Для востребованных программ, требующих частого обновления, этот процесс идет практически круглосуточно.
- Непрерывная доставка (continuous deployment). После того как обновление проверено на предмет работоспособности и добавлено, измененная версия автоматически рассылается пользователям. Так цифровой продукт постоянно улучшается и дополняется.
Инструменты, являющиеся частью пайплайна, разнообразны. К примеру, это могут быть компиляторы, анализаторы кода, модульные тесты, системы безопасности данных и прочие прикладные составляющие, повышающие надежность, быстродействие и другие характеристики ПО.
CI/CD выступает в качестве основы методологии автоматизации технологических процессов DevOps (development & operations), активно применяемой в сфере разработки ПО.
В этом случае обеспечивается тесное взаимодействие специалистов по разработке и по обслуживанию, которые работают параллельно друг другу. Данная методология показывает хорошие практические результаты, а именно:
- Сокращение числа багов и ошибок благодаря частому тестированию кода по частям – так приложение показывает лучшую стабильность.
- Ускорение окупаемости ПО за счет итеративной разработки и поставки. Для реализации пригоден уже MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, то есть версия, обладающая необходимым набором функций и доступная для дальнейшего наполнения.
- Снижение когнитивной нагрузки на разработчиков ПО, поскольку большинство из них отвечает только за свой участок кода и сразу проверяет нововведения путем тестирования.
Общая последовательность пайплайна включает в себя блоки разработки, потом тестирование и статический анализ кода, а далее окончательное развертывание в рабочей среде. Отслеживать текущее состояние помогает правильно настроенная система уведомлений.
Преимущество системы пайплайна заключается в автоматизации процессов: все запускается при вводе консольной команды или даже в назначенный момент по таймеру.
Часто задаваемые вопросы о пайплайне
Каковы достоинства метода пайплайн в программировании?
Методика рipeline дает возможность разрабатывать программный продукт с учетом ключевых факторов:
- отслеживание сроков и их коррекция при необходимости;
- контроль действий разработчиков;
- оценка качества продукта на каждом этапе;
- более точное планирование требуемых ресурсов как материальных, так и временных;
- легкость внесения изменений в планы.
Применяется ли пайплайн в 3D?
Да, пайплайн пригоден в программировании повсеместно, в том числе при создании 3D-моделей. Начальной точкой является определение концепта, который наполняется содержанием и потом воплощается в готовый продукт. Технология игрового пайплайна упрощает разработку модели за счет разбивки процесса на отдельные составляющие.
Как сделать пайплайн данных?
Data pipeline представляет собой процесс сбора, обработки и хранения данных. Также могут производиться и другие операции, скажем интеграция баз данных в единое целое.
Data pipeline особенно актуален при работе с базами, содержащими большие объемы информации (bigdata).
В целом пайплайн является универсальным инструментом, применяемым в маркетинге и в IT-сфере.