Звоните, мы сейчас работаем

Заказать звонок

Проверенная стратегия 10-кратного роста продаж в текущих условиях
Проверенная стратегия 10-кратного роста продаж в текущих условиях. Осталось мест 37/100
Подробнее
Свободно 37 мест из 100
Лого http://academy-of-capital.ru/
Маржинальная прибыль: расчет и анализ показателей
Маржинальная прибыль: расчет и анализ показателей

Маржинальная прибыль: расчет и анализ показателей

16.02.2022
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

  • Суть маржинальной прибыли
  • Важность расчета маржинальной прибыли
  • Формула расчета маржинальной прибыли
  • Анализ и трактование показателей маржинальной прибыли
  • Группы товаров с максимальной маржинальностью
  • 3 варианта увеличения маржинальной прибыли организации

Маржинальная прибыль является одним из показателей анализа рентабельности бизнеса. В отличие от чистой прибыли она позволяет учитывать не только постоянные, но и переменные издержки. А значит, этот показатель можно назвать более точным.

Примечательно и то, что маржинальная прибыль является прогнозируемой, поэтому ее можно рассчитать еще до запуска проекта. В этом материале мы проанализируем факторы, которые могут повлиять на маржу, и рассмотрим формулы ее расчета.

Суть маржинальной прибыли

Давайте разберем, что означает данное понятие и то, какую роль оно играет в бизнесе. Маржинальная прибыль фирмы – это разница между доходом от продаж и переменными затратами (далее ПЗ). Обе характеристики – и выручка, и расходы – относятся к вполне конкретному объему сбыта. Проще говоря, это сумма денег, вырученная с реализации товара за минусом variable costs – переменных расходов компании.

Вполне логично, что маржинальная прибыль предприятия (далее МП) гораздо меньше выручки и отличается от нее суммой ПЗ, но в то же время превышает доходы с оборота на общий объем постоянных издержек.

Суть маржинальной прибыли

Сегодня мы поговорим о том, как правильно считать МП. Чтобы маржинальная прибыль имела верное значение, необходимо понимать, что означают переменные затраты и что включают постоянные. Приведем простой пример. Стартапер Иванов Максим решил производить межкомнатные и входные (металлические) двери. В данном случае в ПЗ войдут затраты на покупку материалов, комплектующих и фурнитуры. Кроме того, придется ежемесячно платить зарплату персоналу.

Переменные издержки прямо пропорциональны объему выпускаемой продукции, то есть с ростом количества заказов возрастут и все эти издержки. А между тем расходы на аренду офиса и содержание магазина всегда будут стабильными и не зависящими от объема проданных изделий. Какой бы ни была маржинальная прибыль и ПЗ, постоянные затраты (речь именно о них) остаются неизменными. Предприниматель вынужден нести эти расходы даже при отсутствии заказов.

Как видим, постоянные издержки не обусловлены размахом производства, в то время как переменные коррелируют с объемом выпускаемых товаров или количеством услуг.

Таким образом, маржинальная прибыль компании – часть выручки, оставшаяся у нее для оплаты постоянных трат и получения дохода от продаж. Поэтому МП обычно называют «вклад на покрытие».

Не нужно путать этот вид прибыли с бухгалтерской. Они различны по двум критериям.

  1. У каждой из них своя формула расчета.
  2. Финансовую прибыль бухгалтерии считают в целом по компании и за определенный промежуток времени.

Что до МП – ее считают по конкретному объему изготовленных и проданных товаров или оказанных услуг.

Важность расчета маржинальной прибыли

Во-первых, от ее значения зависит точка безубыточности (далее ТБ), для вычисления которой потребуется маржинальная прибыль. Такой объем изготовления и сбыта всей продукции, когда расходы (постоянные и переменные) покрываются доходами, носит название «безубыточный». Он вычисляется по формуле:

Vбез. = Рconst / (Цед. – Рпер.),

в которой:

  • Vбез. – масштабы производства, которые обеспечивают его безубыточность;
  • Рconst – общая сумма постоянных затрат;
  • Цед. – цена продажи единицы изготовленной продукции;
  • Рпер. – переменные издержки на 1 ед. реализуемого товара (себестоимость одного изделия).

Другими словами, безубыточный объем определяет часть суммы покрытия, которая компенсирует постоянные затраты на изготовление одной единицы товара. Это не что иное, как маржинальная прибыль на единицу продукции (точнее, ее доля).

Важность расчета маржинальной прибыли

В приведенном примере постоянные расходы Максима Иванова равны 36 000 рублей. На материалы для одной двери и оплату работы по ее изготовлению он тратит 38 000 рублей. Средняя цена продажи одной двери – 42 000 рублей. Первый месяц предприниматель планирует изготовить и продать 7 дверей. Хватит ли ему денег с реализации этой продукции для выхода на самоокупаемое производство? Для этого считаем точку безубыточности (в единицах) следующим образом:

  • 36 000 : (42 000 - 38 000) = 9 (изделий).

Далее можно определить точку безубыточности в денежном выражении, для чего умножим полученное выше количество изделий на среднюю цену одного:

  • Vбез = 42 000 × 9 = 378 000 рублей.

Отсюда следует, что предприятие Максима пока что нерентабельно (маржинальная прибыль не компенсирует затрат), и для выхода на безубыточность необходимо сбыть как минимум 9 дверей. Затем каждая последующая продажа будет работать в плюс.

Подобные расчеты нужно проводить, когда компания:

  • Осваивает рынок или прогнозирует расходы и доходы.
  • Выпускает разную продукцию. При этом суммарная маржинальная прибыль от реализации всех видов товара не сравнивается из-за разницы в ценах и масштабах сбыта. Здесь обычно применяют коэффициент Кмп, при вычислении которого маржинальная прибыль соотносится с доходом от продаж.

Формула расчета маржинальной прибыли

Для оценки рентабельности необязательно использовать громоздкие вычисления маржинальной прибыли, так как рассчитать ее несложно по формуле, основанной на определении:

Пмарж. = Вр – Рпер.,

где приняты обозначения:

  • Пмарж. – маржинальная прибыль;
  • Вр – общая выручка от проданной продукции (услуг);
  • Рпер. – переменные затраты.

Когда считается маржинальная прибыль (тот же доход), принимают во внимание несколько нюансов:

  • Сюда берется выручка без НДС или акцизных сборов.
  • ПЗ – издержки, связанные с масштабом изготовленной и проданной продукции.
  • В конкретный временной период, когда товар не выпускался или не сбывался, переменных затрат в компании не было.
  • ПЗ не изменяются от колебаний цен, увеличения ассортимента, внедрения новейших технологий и множества других причин. Переменные расходы чувствительны лишь к масштабам производства и сбыта. Соответственно, маржинальная прибыль тоже зависит от объема продаж.

Формула расчета маржинальной прибыли

Расчет маржи (коэффициента маржинального дохода – КМД) уместен при сравнении с финансовыми показателями, цифрами по разным группам товаров и данными других компаний. Для вычисления берется формула:

М = Пмарж. / Вр х 100,

в которой:

  • М – это маржа;
  • Пмарж. – МП (маржинальный доход);
  • Вр – объем продаж продукции (услуг).

Здесь показана маржинальная прибыль, отнесенная к обороту и выраженная в процентах. Иначе говоря, процентная доля МП в доходах от реализации товаров.

Анализ и трактование показателей маржинальной прибыли

Эти характеристики позволят предприятию сформировать стратегию работы без убытков. Эту оценку можно проводить по производству в целом или по видам выпускаемых товаров.

Безусловно, маржинальная прибыль (как и рентабельность) показывает, насколько эффективно развивается компания. Ассортимент ее продукции можно распределить по трем фундаментальным категориям:

  1. Низкомаржинальная. Сюда входят товары ежедневного спроса. Основной признак группы – масса конкурирующих фирм в данном сегменте, а также минимальная торговая наценка (10–20 %), определенная изготовителем.
  2. Среднемаржинальная. Тут фирма-продавец ставит накрутку 50 %. Эти продукты покупают реже и в ограниченном количестве.
  3. Высокомаржинальная. Отличительное свойство такой продукции – стабильный спрос у целевой аудитории даже с «космической» наценкой 300–500 %.

Каждый владелец бизнеса должен следить за показателями производства и знать, какая у компании маржинальная прибыль, ПЗ и выручка с продаж. Тогда он четко понимает, как обстоят дела в его организации – благополучно или нет. Если ежегодно МП стабильно высока, это служит доказательством удачной бизнес-стратегии развития.

Анализ и трактование показателей маржинальной прибыли

Кроме контроля безубыточности производства, данные маржи обычно применяются в процессе:

  • стратегического управления при решении вопросов по ассортименту;
  • планирования работы предприятия и составления прогнозов по торговле конкурентов;
  • ценообразования на продукцию компании.

Стандартная маржинальная прибыль как общепринятая норма определенной быть не может, так как зависит от специфики и сферы производства. Все нормативные значения рассматривают лишь по отраслям, в каждой из которых выпускается продукция с относительно высоким показателем МП.

Обратите внимание: изготовление и сбыт предметов роскоши имеет маржу больше, чем у товаров повседневного использования.

Группы товаров с максимальной маржинальностью

Изделия повышенного спроса, объем продаж которых ограничен, дают производителю самый большой доход. Поскольку их реализуют очень быстро, такой товар не собирается на складе.

В современных рыночных условиях максимальную цену продукта назначает продавец. Но специально завышать ее не следует, потому что это приведет к падению спроса.


Без товара, средняя маржинальная прибыль которого довольно высока, люди не могут обходиться ежедневно – он нужен всем категориям населения независимо от доходов, положения в обществе и прочих условий. Аналогично и с услугами. Например, спрос на еду велик всегда, он не зависит от экономических условий и структуры рынка – общепит функционирует и в кризис.

Группы товаров с максимальной маржинальностью

Продукция с высокой маржинальностью:

  • косметические и гигиенические средства — их себестоимость очень низка (всего лишь 20 % от рыночной цены);
  • бижутерия — очень популярна у женской целевой аудитории;
  • чай и кофе вразвес — россияне часто покупают кофейные зерна и благородные сорта крупнолистового чая, в результате чего маржинальная прибыль;
  • элитные спиртные напитки — в ресторанах цену алкоголя повышают в два-три раза для компенсации расходов (лицензирование, регистрация в ЕГАИС) и получения сверхприбыли;
  • безалкогольные напитки — в ретейле накрутка на питьевую воду достигает 100–500 %;
  • цветочный бизнес — декоративные растения привозят из-за рубежа по низкой себестоимости и делают огромные наценки, что особенно заметно в праздники.

Мастер-класс в бизнес-инкубаторе ГУ- Высшая Школа Экономики

3 варианта увеличения маржинальной прибыли организации

  1. Повышение выручки. Идеальный план – это повысить стоимость продукции за счет роста лояльности к компании, укрепления ее авторитета и улучшения обслуживания клиентов. Однако непрерывное удорожание невозможно, поэтому придется увеличивать масштабы производства. Это снизит общие расходы и повысит маржинальную прибыль.
  2. Сокращение ПЗ. Закупать материалы и сырье на самых выгодных условиях (дилерские и другие скидки, замещение импорта и др.). Находить более дешевые трудовые ресурсы.
  3. Изменение ассортимента. Расширить долю высокомаржинальных товаров в совокупном объеме сбыта. У Максима Иванова из нашего примера такой продукцией стали межкомнатные двери. Значит, для роста общей МП ему придется обратить внимание на этот вид изделий.

Как видим, грамотный анализ, построенный на управленческих методах, может обеспечить неплохое продвижение бизнеса.

3 варианта увеличения маржинальной прибыли организации

Маржинальная прибыль используется как определение рентабельности производства, при составлении бизнес-планов, а также для анализа доходности продукции. Во внутренней отчетности она почти не применяется и информация по ней не предоставляется в налоговую службу.


Рекомендуемые статьи

Расскажем как снизить стоимость клиента

Email для получения книг

Телефон для подтверждения доступа

-->