Формула рентабельности продаж: как рассчитывается показатель
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5) |
Из этого материала вы узнаете:
- Необходимость анализа рентабельности прибыли от продаж
- Формулы рентабельности продаж по чистой и валовой прибыли
- Недостатки формулы рентабельности продаж по чистой прибыли
- Существует ли норма рентабельности продаж в процентах
- 6 способов повышения рентабельности продаж
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Формула рентабельности продаж необходима для расчета показателя, указывающего на то, сколько копеек с каждого рубля выручки компания может «положить себе в карман». Он выражается в процентах и может демонстрировать, насколько эффективно на предприятии идет работа с финансами.
Существует несколько формул расчета рентабельности продаж, каждая из них предназначена для решения узких задач бизнеса. Из нашего материала вы узнаете, как рассчитывается рентабельность продаж, существуют ли нормы данного показателя и как повысить этот заветный процент.
Необходимость анализа рентабельности прибыли от продаж
Рентабельность продаж — это финансовый показатель, отражающий долю прибыли в сумме общего дохода. Измеряется в процентах и обозначает, какая прибыль приходится на каждый рубль выручки. Например, месячная рентабельность в 20 % говорит о том, что на один рубль выручки – 20 копеек прибыли.
Наблюдать и анализировать рентабельность необходимо при следующих ситуациях:
- увеличение объемов прибыли;
- координация развития организации;
- сравнительный анализ с конкурентами;
- наличие прибыльного и убыточного товара.
Рентабельность – это относительная величина. Зная этот показатель у нескольких компаний, можно сравнить их экономическую эффективность.
В отличие от рентабельности нельзя сопоставить данные прибыли, выручки, объемов продаж, так как это все абсолютные показатели. Сравнение этих данных некорректно и не отражает истинную картину бизнеса.
Бывает, что рентабельность выше у компаний с меньшей доходностью. То есть, несмотря на размеры компании и объемы продаж, относительные показатели у такого предприятия будут выше, что важнее для эффективности. Рентабельность можно соотнести с КПД.
Формулы рентабельности продаж по чистой и валовой прибыли
Чтобы посчитать рентабельность продаж по формуле, необходимы финансовые показатели из бухгалтерских отчетов. Например:
- общий доход;
- себестоимость проданных товаров;
- валовая прибыль (убыток);
- прибыль (убыток) от продаж;
- проценты по займам;
- прибыль (убыток) до вычета налогов;
- текущий налог на прибыль.
Чтобы рассчитать рентабельность продаж, используются формулы. Они позволяют установить коэффициент рентабельности в зависимости от чистой прибыли:
РП = ЧП (чистая прибыль) / выручка * 100 %
Чтобы определить рентабельность, нужно знать данные чистой прибыли и выручки. Для этого применяется следующая формула:
ЧП = В + ПД - С - УЗ - ПР - Н, где
- В – выручка;
- ПД – прочие доходы;
- С – себестоимость;
- УЗ – управленческие (и коммерческие) затраты;
- ПР – прочие расходы;
- Н – общая сумма налогов за рассматриваемый период.
Выручку можно высчитать проще:
В = Ц * ОП, где
- Ц – цена одной единицы товара;
- ОП – объем продаж за рассматриваемый период.
С помощью этих формул рассчитывается рентабельность продаж для организаций разных сфер бизнеса, не только тех, которые производят товары, но и тех, кто оказывает услуги.
Существует отдельная формула для расчета валовой рентабельности продаж. Она показывает зависимость рентабельности от валовой прибыли.
ROSвал = Валовая прибыль / выручка
Валовую прибыль определяют как разницу между выручкой и себестоимостью проданных товаров и услуг. Эти показатели можно найти в отчете о прибылях и убытках.
Недостатки формулы рентабельности продаж по чистой прибыли
Если использовать общую формулу по расчету рентабельности продаж, то выявить проблемы бизнеса не представляется возможным. Можно лишь говорить об эффективности или неэффективности деятельности организации.
В частности, реально увидеть лишь общую тенденцию в компании на основе показателя рентабельности продаж, полученного по общей формуле расчета. К примеру, изучив данные компании за 2 года, имеем следующие цифры:
Выручка за 2019 г. составила 2.24 млн $, в 2020 г. – 2.62 млн $. В 2019 г. было получено 594 тыс. $ чистой прибыли, в 2020 г. – 516 тыс. $. Как изменился коэффициент прибыли к 2020 году? Можно рассчитать:
- Коэффициент рентабельности в 2019 г.: ROS2019 = 594 / 2240 = 0,2651, или 26,5 %.
- Коэффициент рентабельности в 2020 г.: ROS2020 = 516 / 2620 = 0,1969, или 19,7 %.
Итого: ROS = ROS2020 - ROS2019 = 19,7 - 26,5 = -6,8 %.
Можно сделать вывод, что к 2020 году рентабельность продаж этой компании снизилась на 6,8 % при росте объемов выручки.
Читайте также! Динамика рентабельности продаж: формулы, примеры, секреты улучшенияОднако, чтобы выявить причины такого снижения коэффициента за 2 года, необходимо провести детальный анализ. Он включает:
- Мониторинг перемен в налогообложении: произошли ли изменения в налоговых вычетах и затратах, которые учитываются при расчете в NI.
- Расчет рентабельности товара или услуги.
- Расчет рентабельности каждого сотрудника, осуществляющего продажи.
В себестоимость услуг, которые оказывает предприятие, включена не только зарплата менеджеров и расходы на продвижение, но и организация работы сотрудников – аренда помещения, плата за электричество, сотовую связь, интернет, коммунальные платежи и т. д.
Показатель рентабельности продаж менеджера, рассчитанный по формуле, зависит от обстоятельств его работы. Если это автосалон, то он продает дорогие товары и редко. Если это магазин аксессуаров, то продажи частые, но дешевые. Тут сложность в том, чтобы высчитать чистую прибыль, так называемую маржу. Поэтому учитываются данные маржи в зависимости от вида товара по определенному продавцу с помощью CRM.
- Расчет объема продаж и маржи. Рентабельность может снизиться, так как упал спрос на самый маржинальный товар.
Существует ли норма рентабельности продаж в процентах
Формула расчета рентабельности продаж в процентах – универсальный способ определения того показателя, но многое зависит от сферы деятельности, от этапа развития и размера бизнеса. Промышленность и хозяйственные предприятия имеют свои среднестатистические коэффициенты, определяющие эффективность работы компании.
Топ-5 статей, которые увеличат ваши продажи
Обычно считают, что рентабельность в диапазоне от 1 до 5 % – низкая, значения в промежутке 5-20 % определяются как средне-стабильные, 20-30 % – показатель высокой рентабельности. Если предприятие выходит на показатели выше 30 %, то можно говорить о супердоходной деятельности с высокоэффективным производством.
Определены средние значения рентабельности по основополагающим отраслям:
- сельское хозяйство – 10-13 %;
- добыча полезных ископаемых – 25 %;
- строительство – 5-10 %;
- торговля – 7-8 %.
6 способов повысить рентабельность продаж
Каждая организация стремится к повышению рентабельности продаж. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Сохранить размеры выручки при сокращении расходов, соответственно, увеличится прибыль.
- Рост выручки при сохранении размера расходов. То есть осуществлять, например, не 10 сделок в месяц, а 20.
- Оптимизировать расходы после валовой прибыли: пересчитать налоговые выплаты, выплатить кредиты, оформить заем с более выгодными условиями.
Как понять, что клиент готов купить?
Результативность определяется за несколько периодов времени. Так, коэффициент рентабельности продаж вычисляется по формуле, но берется конкретный временной отрезок, например два-три квартала. Это позволит выявить сезонный спрос, то есть в одном квартале рентабельность может быть низкой, а в другом резко возрасти.
Что можно предпринять, чтобы увеличить рентабельность продаж в любой сфере деятельности?
- Увеличить цену продукта
Даже небольшое повышение цен на товары способно выправить финансовую ситуацию компании в лучшую сторону при сохранении стабильного спроса у покупателей. Но стоит учесть, если низкая цена – ваше преимущество в конкурентной борьбе, то использовать этот способ не стоит.
Перед повышением цены нужно провести сравнительный анализ стоимости на подобные товары у конкурентов.
Для B2B-сегмента характерно преподносить увеличение цены на товары и услуги как маркетинговый ход и в то же время повышать выручку организации. Это выглядит так: покупатели получают письмо в рассылке о том, что через месяц цены поднимутся, но можно еще успеть приобрести товар сейчас на прежних условиях. Таким образом, выгодно получается и клиентам, которые экономят деньги, и компании, которая увеличивает свою выручку за несколько месяцев вперед.
- Уменьшить затраты на сырье
Уровень рентабельности продаж получится выше, если в формуле будут фигурировать более низкие расходы. Например, на сырье. Для этого анализируют цены поставщиков, определяют минимальную стоимость и обращаются с просьбой о скидках к своим контрагентам. Если поставщик не соглашается на такие условия, можно рассмотреть другие варианты минимизации ваших издержек, например на доставку сырья. Возможно, поставщику будет выгоднее не снижать цены, а взять на себя транспортные расходы. В крайнем случае всегда можно найти других партнеров.
- Сократить траты на кадровый состав
Уменьшать расходы на персонал возможно не только путем сокращения сотрудников. Может быть такая ситуация, что некоторые работники свои обязанности успевают выполнить за половину рабочего дня, тогда есть смысл предложить им перейти на сдельную оплату труда.
- Автоматизировать бизнес-процессы
В отделе продаж часть обязанностей менеджеров можно перенаправить в автоматизированные системы, например CRM. Сбор заявок и их обработка, переписка с клиентами, создание отчетов – все эти функции снимаются с сотрудников. Так менеджеры будут уделять больше времени продажам, а не рассылкам сообщений и документов.
- Увеличить средний чек
Самый простой способ – внедрить кросс-сейл. Это продажа сопутствующих и дополнительных товаров параллельно основным. При этом менеджер будет тратить времени и усилий на одну покупку столько же, но средний чек вырастет.
- Переложить часть расходов на клиента
К примеру, при онлайн-продажах можно сэкономить на доставке, предложив покупателю забрать свою покупку самовывозом и получить некоторую скидку. В итоге при больших объемах продаж такая экономия окажется существенной за счет уменьшения расходов по каждой покупке.
Таким образом, любой управляющий компании знает, как считать рентабельность продаж по формуле, ведь это ключевой показатель. Анализ этих коэффициентов важен для понимания состояния бизнеса. При сравнении данных за разные периоды можно своевременно заметить изменения и предпринять необходимые действия, например убрать из ассортимента нерентабельные товары, снизить расходы на сырье или доставку, внести коррективы в стоимость товаров.
Также рентабельность не будет лишним просчитывать при любых изменениях в деятельности организации, например при внедрении нового продукта в ассортиментный ряд, при оформлении займа под нужды компании и т. д.