Фактчекинг: задачи и методы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
О чем речь? Фактчекинг – проверка размещаемой информации на достоверность. Раньше это было необходимо только СМИ, но сегодня любая компания нуждается в перепроверке публикуемых сведений, чтобы не испортить репутацию и не потерять клиентов.
На что обратить внимание? При фактчекинге проверяются события и любые данные: Ф.И.О., должности, даты, номера и названия нормативных актов, цитаты и термины. Также внимание обращают на стилистику и оформление текста, а для подтверждения информации обращаются к экспертам.
Из этого материала вы узнаете:
- Задачи фактчекинга
- Последствия плохого фактчекинга
- Что проверять в рамках фактчекинга
- Признаки фактоида
- Этапы фактчекинга
- Часто задаваемые вопросы о фактчекинге
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Задачи фактчекинга
Говоря о фактчекинге, начать следует с разъяснения, что это такое простыми словами: данным английским понятием обозначается процесс проверки достоверности информации. К примеру, это можно сделать в отношении СМИ и определить, насколько точны сведения в тех или иных изданиях.
Также фактчекинг актуален в сфере бизнеса, и практическое его применение нацелено на оценку имиджа компании, которая, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы представить свою деятельность в максимально выгодном свете. Сейчас почти все фирмы имеют свои сайты, на которых выкладываются и новостные сообщения, прежде всего о публичных мероприятиях, причем с приложением фото и видео.
Значит, если подобная информация окажется искаженной, что обнаружат читатели новостных лент и подписчики в соцсетях, то это приведет к падению доверия пользователей к компании, что в перспективе чревато оттоком клиентов и финансовыми убытками. Соответственно, авторы информации, редакторы сайта должны осуществлять фактчекинг, чтобы продвигать бренд.
В наше время в поисковики даже встраиваются специальные алгоритмы для подобных целей, к примеру, данная функция есть в Яндекс и Google. Когда пользователь делает запрос, то в топ попадают сайты, информацию которых поисковая система считает достоверной.
Принципиальное значение фактчекинг имеет для СМИ, поскольку издания несут ответственность за публикуемые сведения, что закреплено в законе «О средствах массовой информации». В случае выявленных нарушений, публикации ложной информации, клеветы и т. п. возможно наложение взысканий, включая и меры уголовного характера.
Также издание, уличенное в распространении неподтвержденных сведений, несет репутационный урон, лишаясь доверия читателей.
Последствия плохого фактчекинга
Порой отсутствие фактчекинга имеет масштабные последствия – приведем пару примеров такого рода.
Ядерные угрозы в ответ на фейковую новость
В конце 2016 года пакистанский министр обороны Хаваджа Асиф заявил в Twitter, что в ответ на израильские угрозы ядерным оружием он напоминает о существовании такого же вида вооружений у Пакистана. Выяснилось, что поводом для столь громкого заявления была статья на сайте AWD News, которая вышла под заголовком «Министр обороны Израиля: "Если Пакистан под любым предлогом отправит войска в Сирию, мы уничтожим его ядерным ударом"».
Расследование показало, что новость была фейковой, и внимательные читатели сразу указали на несоответствия, к примеру, это высказывание было приписано Моше Яалону, который полугодом ранее ушел из израильского министерства обороны и ничего подобного не произносил. Неточными были и некоторые иные детали.
К счастью, до дипломатического и тем более военного конфликта дело не дошло, и недоразумение было улажено, но сам по себе инцидент оказался неприятным для обеих сторон.
Стрельба из-за пиццагейта
Словом «пиццагейт» обозначается теория заговора, появившаяся в 2016 году в рамках предвыборной кампании в США. На сомнительных сайтах и в соцсетях начала распространяться информация, что Хиллари Клинтон связана с тайным обществом педофилов, жертвой которого становились дети.
Нити же заговора якобы сходились в пиццерии Comet Ping Pong, где «производилась» торговля людьми, «организовывались» сатанинские ритуалы и прочие непотребства. В качестве косвенного доказательства были представлены тексты сообщений с заказами, в которых при определенной доле фантазии можно было увидеть зашифрованные послания.
На владельца заведения обрушился шквал обвинений и обращений возмущенных жителей Вашингтона, а один из борцов за справедливость Эдгар Мэдисон Уолч явился в пиццерию с оружием, чтобы спасти детей, которые, как он думал, там содержались. Им было произведено несколько выстрелов – жертв удалось избежать, но сама история получила широкую известность.
Выяснилось, что к распространению ложной информации приложили руку веб-форумы 4chan и Reddit.
Что нужно проверять в рамках фактчекинга
Основным принципом фактчекинга является критичный настрой, и проверке подлежит любая информация. Детали, которые следует проверять особенно внимательно.
Имена, профессии, должности, звания
Суть подвоха: любая такая ошибка может быть болезненно воспринята героем публикации, поскольку это сразу бросается в глаза, и одна неточность способна повлечь за собой и другие неправильные выводы. К примеру, если Евгений Тымчук обозначен в статье как Евгения Тымчук, то читатели сочтут, что речь идет о женщине.
Названия, деятельность и статус компаний
Суть подвоха: есть официальные названия организаций, которые закреплены в уставе, причем могут быть полная и краткая формы. Чтобы не попасть впросак, лучше ориентироваться на формулировки из официальных документов.
Числа
Суть подвоха: да, иногда это могут быть простые опечатки, но ошибок в датах, возрасте и других количественных показателях следует избегать, перепроверяя цифры несколько раз. Если в публикации приводятся статистические данные, то рекомендуется ссылаться на источник информации, чтобы избежать обвинения в подтасовке фактов.
Документы
Суть подвоха: особенно это важно для текстов, где даются ссылки на нормативно-правовые акты. Дело в том, что законодательная база постоянно обновляется, и необходимо убедиться, что эта норма еще действует и формулировка остается актуальной.
Можно воспользоваться базами данных, чтобы проверить текст цитируемого акта и заимствовать правильно оформленное описание – с указанием названия, номера, даты принятия и прочих значимых атрибутов.
Термины
Суть подвоха: в каждой сфере знания существуют специальные понятия, также во многих областях сложился профессиональный сленг. Поэтому если в публикации есть слова, содержание которых вам непонятно, то рекомендуется уточнить значение в словаре, чтобы не дать поводов для насмешек и обвинений в непрофессионализме.
Цитаты
Суть подвоха: если оформляется цитата, то она должна приводиться дословно – допускается лишь сокращение, но с обязательным использованием многоточия, и так, чтобы смысл сказанного не был искажен. Порой цитаты, вырванные из контекста, приобретают совершенно другой вид.
Так, известная фраза «О мертвых или хорошо, или ничего» в исходном варианте выглядела длиннее – «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Согласитесь, что в полном виде ее смысл несколько иной.
Признаки фактоида
Фактоидом, или фейком, называют что-то ложное, недостоверное. При этом некоторые издания сознательно идут на использование фейков, чтобы подогреть интерес публики. Как правило, это характерно для желтой прессы, и одним из самых известных примеров такого рода в России является «Экспресс-газета».
На Западе подобную нишу занимает ресурс FogNews. Также фейки создают пранкеры, цель которых – подготовка розыгрышей, шуток, преимущественно с участием медийных персон. Впрочем, иногда фактоиды появляются и на страницах авторитетных СМИ.
Выделим признаки фейка:
- Отсутствие подтверждений. Скажем, статья посвящена какому-то продукту, который объявляется чудодейственным средством без каких-либо оснований – нет медицинских исследований, анализа состава и т. п.
- Нарушение логики изложения. Это касается выводов, которые делаются вопреки законам формальной логики. Например, подобное умозаключение явно некорректно: «Преступник был в шапке; этот человек в шапке – значит, он и есть преступник».
- Ссылка на неких авторитетов. «По мнению ученых», «Специалисты полагают», «По данным опросов» – в каждом случае необходимо конкретизировать, о ком или о чем идет речь и каков источник информации.
Сейчас можно встретить издания, претендующие на научность, но в реальности содержащие фактоиды. Их отличительные признаки:
- Оформление и название – как правило, научные работы оформляются в достаточно строгом стиле. Также важное значение имеет заголовок, который должен передавать содержание и иметь научный характер. Если же в названии есть слова «загадочный», «величайший», «уникальный» и т. п., то в лучшем случае это научно-популярный, но никак не научный текст – ученый не может позволить себе оценочные суждения до того, как изложен материал.
- Автор – на научность указывают ученая степень и звание, место работы (как правило, это научное или высшее учебное заведение), наличие рецензентов.
- Способ изложения материала – он должен отличаться точностью, логичностью, отсутствием субъективных оценок и эмоций.
- Ссылки и список литературы – если их нет, то это должно наводить на мысль об отсутствии исследовательской основы.
Этапы фактчекинга
Общий процесс проведения фактчекинга может выглядеть следующим образом.
Поиск первоисточника информации
Необходимо выйти на надежный и авторитетный источник, где представлены оригинальные данные, никем не искаженные, поскольку при пересказе некоторые детали могли быть опущены или изложены неточно. Скажем, в качестве отправной точки может выступать интервью, видео, официальный документ, статистический отчет и пр.
Ресурсы, на которые стоит ориентироваться при фактчекинге:
- Официальные интернет-порталы – федеральных, региональных и муниципальных органов.
- Веб-сайты учреждений – коммерческих организаций, научных институтов, вузов и иных учреждений.
- Базы публикаций – статьи в сборниках и научных журналах размещаются на специализированных ресурсах, к примеру в российской научной электронной библиотеке E-library.
- Собрания законодательных актов, а также судебных актов и постановлений – наиболее важное значение это имеет для текстов по юридическим вопросам.
- Эксклюзивные интервью с участниками и очевидцами событий – нужно найти оригинальную видео- или аудиозапись.
- Авторитетные информационные агентства, скажем федеральные компании теле- и радиовещания, которые имеют надежные источники информации.
- Материалы социологических исследовательских центров – данные опросов, аналитические записки, публикации по проведенным исследованиям.
Обращение к экспертам
Для подтверждения истинности информации, а также за разъяснениями относительно ее содержания и значения лучше всего обращаться к специалисту в соответствующей области, особенно если речь идет о вопросах научного и технического характера. Комментарии экспертов станут отличным дополнением к материалу – они помогут читателю разобраться в информации.
Для большей надежности имеет смысл обращаться к нескольким экспертам, тем более что по многим научным проблемам существуют различные точки зрения, и основные из них можно представить на суд читателя.
Выбор эксперта производится с учетом признания его заслуг – внимание обращается на место работы и должность, наличие званий и наград, образование и опыт работы в данной области, а также мнение об этом специалисте в профессиональном сообществе.
Сейчас связаться с нужным человеком можно, позвонив ему или отправив письмо по электронной почте, – настоящий профессионал в своем деле вряд ли откажется поделиться знаниями о предмете, в котором он разбирается.
Проверка текста – нужна точность в мелких деталях
Даже небольшие ошибки, содержащиеся в материалах, скажем опечатка в фамилии героя публикации или неправильно указанная дата рождения, способны подорвать доверие читателей. Поэтому следует проверить все упоминаемые детали, даже если в контексте информации они не имеют принципиального значения.
Читайте также! Корпоративный стандарт компании: задачи, разработка и частые ошибкиПроверка изображения и видеоматериалов
Нужно убедиться в том, что они имеют оригинальный характер, что их качество достаточно высокое для публикации. Также внимание нужно обратить на соответствие данных материалов тексту. Наконец, необходимо удостовериться, что фотографии не подверглись обработке: использование графических редакторов может быть обнаружено по определенным признакам.
Использование надежных источников с их указанием
При публикации сведений имеет смысл ссылаться на источник информации, и в идеале это должен быть первоисточник. С одной стороны, подобные указания повышают уровень доверия читателей. С другой же – этим с себя снимается основная доля ответственности за достоверность сведений, и в случае их ложности проще будет оправдаться.
Поиск информации на других языках
Если новость имеет международное значение и потому освещена изданиями разных стран, то целесообразно сравнить версии материалов. К примеру, может выясниться, что информация на русском языке имеет неполный вид и в ней отсутствуют важные детали, приведенные в оригинальном документе, выставленном на иноязычном сайте.
Благодаря современным поисковикам несложно найти аналогичную информацию на английском языке по ключевым словам.
Использование социальных сетей
На социальных платформах содержится масса информации, которую невозможно найти в официальных источниках, однако к ее использованию следует подходить осторожно, особенно это касается комментариев пользователей.
Часто задаваемые вопросы о фактчекинге
Нужен ли фактчекинг при создании развлекательного контента?
Да, даже в этом случае не стоит пренебрегать факторингом. К примеру, если сайт посвящен моде, то должны быть оригинальные материалы с показов, интервью с модельерами, советы экспертов в данных вопросах и т.д.
Есть ли сервисы, помогающие провести факторинг?
В наше время существуют специализированные ресурсы, которые занимаются факторингом на профессиональной основе: Trooclick, Truth Goggles, Lazy Truth, Skeptive, Genius и др. Одни из них дают доступ к достоверным источникам информации, а другие содержат методические руководства по фактчекингу.
Читайте также! Эффективные виды рекламы в ИнтернетеЧем чреват для бизнеса плохой фактчекинг?
Последствия могут быть самые серьезные, вплоть до полной утраты доверия клиентов и партнеров. В качестве примера можно привести фейковую новость об отставке финансового директора крупной строительной компании Vinci: в результате, произошло обвальное снижение стоимости акций корпорации, и понесенные убытки были оценены в несколько млрд евро.
Таким образом, в контент-маркетинге фактчекинг необходим, поскольку это повышает доверие пользователей, что идет на пользу любой организации.