Эффективный руководитель отдела продаж: ключевые качества и стратегии работы
(Голосов: 10, Рейтинг: 5) |
Из этого материала вы узнаете:
- Функции и качества эффективного руководителя отдела продаж
- Должностная инструкция эффективного руководителя отдела продаж
- Лучшие способы сделать руководителя отдела продаж эффективным
- 7 инструментов эффективного руководителя отдела продаж
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Когда дело касается организации управления персоналом в бизнесе, то эффективный руководитель отдела продаж – ключевая фигура, от которой в итоге во многом зависит прибыль. Если вы хотите, чтобы ваше дело процветало, необходимо отыскать действительно хорошего специалиста.
Планирование, контроль, мотивация отдела продаж и многое другое – все это ложится на крепкие плечи хорошего управленца. Какими качествами он должен обладать, какие функции выполнять, как его мотивировать, какими инструментами снабдить – обо всем этом читайте далее.
Функции и качества эффективного руководителя отдела продаж
Во главе отдела продаж должен стоять грамотный и активный специалист, способный обеспечить эффективную работу сотрудников.
К основным направлениям его работы можно отнести:
- планирование работы отдела;
- организацию текущего процесса;
- рациональное распределение обязанностей между членами коллектива;
- контроль работы менеджеров по продажам;
- решение стратегических задач;
- организацию бесперебойной работы CRM-системы;
- подготовку отчетной документации для анализа результатов каждого завершенного периода.
Кроме того, руководитель отдела продаж самостоятельно осуществляет подбор и расстановку кадров. В его полномочия входит:
- проведение собеседований;
- планирование мероприятий по совершенствованию профессиональных навыков сотрудников и обучение вновь принятых специалистов;
- сопровождение новых работников в адаптационный период;
- выбор форм стимулирования;
- текущий анализ и устранение причин возникающих ошибок;
- поиск наилучших методов управления рабочим процессом.
Грамотная организация деятельности способствует качественной работе не только руководителя, но и всего отдела. А также она гарантирует положительный рост объемов продаж и повышение доходов компании.
Эффективный руководитель отдела продаж должен обладать следующими навыками:
- легко находить общий язык с окружающими;
- умело контролировать коллектив;
- адекватно оценивать вклад сотрудников в конечный результат;
- мгновенно разрешать нестандартные ситуации;
- принимать ответственные решения.
Это должен быть очень сильный специалист с хорошо развитыми практическими навыками и ярко выраженными лидерскими качествами.
Должностная инструкция эффективного руководителя отдела продаж
Основные требования к специалисту и вопросы взаимодействия руководителя отдела продаж с сотрудниками компании прописаны в должностной инструкции. Рассмотрим этот документ подробнее.
1. Основные положения
Это обязательный раздел документа подобного формата. Его текст у большей части компаний примерно одинаков, но переносить его без изменений из первого попавшегося документа нецелесообразно. Постарайтесь отразить в общей части специфику своей работы.
Примерный перечень положений:
- К какому подразделению вашей компании будет относиться данный руководитель.
- Кто находится у него в подчинении и кто является его руководителем.
- Соответствие деятельности руководителя Трудовому кодексу РФ и другим законодательным актам, Уставу организации и локальным документам.
- Процедура делегирования обязанностей руководителя в случае его отсутствия (очередной отпуск, служебная поездка, больничный и т. п.).
- Дополнительные положения, соответствующие конкретной ситуации в компании.
2. Ответственность
В зону ответственности человека, возглавляющего отдел продаж, попадает:
- выполнение запланированных объемов продаж;
- организация деятельности в соответствии с внутренними нормативными документами;
- защита конфиденциальных сведений от утечки;
- сохранность материальных ценностей;
- соблюдение должностной инструкции и иных внутренних регламентов.
3. Права
Эффективный руководитель отдела продаж должен активно участвовать в процессе развития компании.
Это обязательно нужно отразить в должностной инструкции. Он имеет право:
- предлагать и реализовывать меры по совершенствованию технологии продаж;
- заниматься подбором кадров, их обучением;
- разрабатывать задачи и добиваться их выполнения от подчиненных.
4. Служебные связи
Иногда в процессе решения рабочих вопросов руководителю отдела продаж может понадобиться информация от других подразделений. Это могут быть данные бухгалтерии или маркетингового отдела. Необходимо расписать в должностной инструкции механизм предоставления ему таких данных и полномочия в процессе их получения.
Лучшие способы сделать руководителя отдела продаж эффективным
Пригласить к себе на работу действительно эффективного специалиста непросто. Спрос на таких работников очень велик.
Для того чтобы он согласился сотрудничать с вами, придется прибегнуть к системе мотивации, которая предполагает:
- высокую оценку деятельности руководителя;
- поощрение продуктивных инициатив и степени его активности;
- создание условий для последовательного улучшения эффективности его деятельности.
Это можно осуществить в условиях комбинированной системы оплаты труда. Она предполагает наличие:
- фиксированного оклада;
- бонусов, которые начисляются по результатам работы.
Практика показывает, что лучше распределять денежное вознаграждение работника на два денежных потока: около 50 % зарплаты – фиксированный оклад, а остальное – доход, рассчитанный на основе оценочных показателей. Он может выражаться в процентном соотношении или начисляться в виде конкретных сумм.
Самое трудное – определить перечень показателей для самого руководителя отдела продаж. Их переизбыток затруднит оценку, а недостаточное количество не позволит охватить все направления. Готового шаблона оценки нет, поэтому каждая компания разрабатывает его самостоятельно. При этом учитывается специализация компании, специфика и виды товаров, направления работы, особенности целевой аудитории.
Приведем несколько примеров показателей эффективной работы:
- выполнение плановых показателей;
- увеличение клиентской базы;
- рост объема продаж по категориям товаров;
- ритмичность и бесперебойность работы отдела;
- точность и качество отчетности;
- эффективный подбор сотрудников;
- системное повышение квалификации персонала;
- низкие показатели дебиторской задолженности и процент ее сокращения;
- отсутствие претензий со стороны покупателей.
Если в перечне полноценно отражены все важнейшие направления работы руководителя отдела, его личная заинтересованность в эффективности труда возрастает.
Обычно начисление бонусов происходит по следующей схеме:
- плановые показатели продаж ниже 80 % – стимулирующая часть заработка сотрудникам и руководителю не выплачивается;
- выполнение плана выше 80 % – назначается дополнительная выплата с применением коэффициента в размере оклада;
- отчетный период закрыт с превышением плановых показателей (от 100 до 120 % и более) – увеличение выплат возрастает в несколько раз.
Опасность сознательного занижения результатов продаж блокируется фиксированной величиной бонусов, которые можно заработать. Пересмотр норм проводится каждый год. Компания может вносить изменения в этот документ и более часто, ориентируясь на динамику цен, достигнутый уровень продаж, расширение ассортимента продукции и другие показатели
Рекомендованное соотношение размера бонусов:
- план для сотрудников – завышение до 20 %;
- общий план отдела – на 10 % ниже, чем суммарные показатели сотрудников.
Благодаря такому подходу показатели отдельных малоэффективных работников становятся не так заметны.
7 инструментов эффективного руководителя отдела продаж
Повысить уровень продаж вам поможет грамотная стратегия управления.
1. Установите ожидания по вознаграждениям.
Между финансовыми ожиданиями менеджеров по продажам и поддержкой стабильных отношений с клиентами существует тесная связь. Планируйте вознаграждения так, чтобы новые менеджеры не игнорировали работу с ранее привлеченными крупными клиентам. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если они узнают об отсутствии дополнительных выплат за эту работу и переключат свое внимание на привлечение новых покупателей. Учитывайте этот момент при составлении планов по вознаграждению.
Помощь в решении этого вопроса вам могут оказать сотрудники отдела по работе с персоналом и вышестоящее руководство.
2. Установите цели и объем работы.
Каждый член команды и весь отдел в целом должны понимать, какой объем работы им предстоит выполнить для достижения цели. Это объединит команду и облегчит понимание того, что все работают на один результат, хотя каждый имеет свой круг задач.
Типы целей продаж могут быть самыми разными: рабочие обязанности, обучение и т. д. Главное дать о них четкое представление команде. В курсе ваших целей также должны быть вышестоящие руководители, команды маркетинга и поддержки. Нужную информацию они могут получить на совещаниях или в ходе индивидуальных встреч.
Читайте также! Портрет руководителя отдела продаж: основные качества и навыки3. Адаптируйте и обучайте новичков.
Успешная интеграция новых членов в рабочий коллектив — еще одна обязанность руководителя отдела продаж. На вас будет распространяться ответственность за их прием и адаптацию в коллективе. Но даже если этот процесс будет осуществляться HR-менеджерами, вы не останетесь в стороне. Вам придется заниматься обучением, назначать наставников, контролировать результаты испытательных мероприятий.
Новый работник должен получить от вас информацию о продукте, клиентах, процессах и специфике продаж. Это будет способствовать скорейшей адаптации и уравниванию условий работы с остальными менеджерами.
Важная задача — обучить вновь принятого человека технологиям, которые разработаны членами вашей команды. Это могут быть особые приемы быстрого перехода клиента из категории потенциальных в категорию постоянных покупателей. Освоив их, он лучше поймет особенности ведения переговоров, хорошо будет разбираться в специфике продукта.
4. Мотивируйте.
Как эффективный руководитель отдела продаж вы должны подходить к этой задаче профессионально. Прежде всего выясните, что мешает вашим сотрудникам работать так, как вы от них этого требуете. Почему они некорректно ведут переговоры с клиентами, не справляются с планом продаж или нерационально тратят время? Если вы сумеете выяснить причины и поймете, какая мотивация нужна людям, вам удастся скорректировать систему взаимодействия с клиентами и повысить показатели продаж.
Для того чтобы ваши менеджеры были мотивированы на успех, проводите больше мероприятий по тимбилдингу. Совместные поездки, соревнования, корпоративные праздники очень хорошо повышают работоспособность и мотивируют на успех.
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
5. Выступайте в роли посредника между менеджерами и высшим руководством.
Руководитель отдела продаж — это связующее звено между рядовыми продавцами и руководителями высшего эшелона. Все они, включая топ-менеджеров, должны получать информацию о том, что происходит в подразделениях. Все вопросы о повышениях и продвижении сотрудников в конечном итоге решаются наверху. Поэтому старайтесь озвучивать успехи ваших подчиненных и не позволяйте необоснованно применять к ним взыскания.
6. Пишите отчеты по продажам и прибыли.
Все ваши отчеты базируются на анализе данных о деятельности отдела и каждого из ваших сотрудников. Поэтому с полученными результатами должна быть ознакомлена вся команда. Людям следует знать, каких результатов им удалось достигнуть совместными усилиями. Вместе с вами они будут радоваться успехам и искать способы устранения недочетов.
Ваши личные достижения и степень вашей эффективности также оцениваются вышестоящими руководителями на основании отчетов. Так что не забывайте подчеркивать свои успехи и не скрывайте имеющиеся проблемы. Обратную связь от топ-менеджера с уточнением дальнейших направлений работы вы обязательно получите.
В отчетах о продажах должна содержаться следующая информация:
- сумма дохода, полученная в результате работы вашего отдела;
- продуктивность процесса заключения сделок;
- количество новых потенциальных клиентов;
- категории самых продаваемых продуктов (товаров или услуг);
- активы, которые наиболее эффективно работают в процессе от первой точки конверсии до перехода потенциального покупателя в статус клиента.
7. Оценивайте и меняйте процесс продаж.
Результат продаж оценивается положительно в том случае, если вы помогли лиду, находящемуся на начальной стадии воронки, перейти на следующий этап и стать лояльным клиентом. Эффективные команды всегда стараются выработать единый алгоритм действий от первого контакта до завершения сделки. Это позволяет согласовать работу с потенциальными клиентами и получить базу для встреч с новыми заказчиками.
Ваша компания находится в процессе непрерывного развития: обновляется ассортимент продукции, меняются покупательские предпочтения, появляются новые торговые агенты. Соответственно, и процесс продаж должен постоянно эволюционировать, подстраиваясь под новые требования. Только в этом случае он останется эффективным и мощным инструментом для менеджеров.
Продажи — важнейшее направление работы любой компании. Они играют огромную роль в формировании прибыли. Быть эффективным руководителем отдела продаж — значит знать все подводные камни процесса. Но если вы владеете верной стратегией и правильно выстроили внутренние и внешние отношения, то путь к достижению цели будет успешным.