Что такое бриф: виды и задачи
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Что такое бриф? Это небольшой документ, содержащий вопросы, необходимые для выполнения заказанной работы. В нем описываются продукт, целевая аудитория, бюджет, задачи, сроки.
На что обратить внимание? Универсального вида брифа не существует – в каждой сфере свои ключевые особенности. Однако ошибки для всех одинаковы: нелогичность, сложные вопросы, отсутствие конкретики.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое бриф
- Виды брифа
- Отличия брифа от технического задания
- Структура и составление брифа
- Пример брифа
- Ошибки при создании брифа
- Часто задаваемые вопросы о том, что такое бриф
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Что такое бриф
Термин «бриф» происходит от английского слова brief, переводимого как «краткий» — так обозначается некая сводная информация в сжатом виде. В сфере бизнеса под брифом может пониматься список вопросов, раскрывающих содержание технического задания, требований заказчика к результату работы.
К примеру, там могут быть расписаны ключевые характеристики продукта, особенности целевой аудитории, сроки завершения этапов, основные статьи бюджета и т. п. Подобный подход используется дизайнерами, редакторами, копирайтерами, иллюстраторами и специалистами, чья деятельность имеет отношение к маркетингу.
Бриф заполняется с участием заказчика, и не стоит недооценивать значение данного документа. Чем более развернуто и ясно сформулированы пункты задания, тем проще будет исполнителю понять, что требуется сделать, и меньше окажется сложностей при оценивании результата.
Нередко слишком размытые формулировки приводят к тому, что стороны соглашения вкладывают в них разный смысл, и в итоге работник уверен, что выполнил свою задачу, а заказчик, напротив, хотел видеть нечто иное.
Также наличие брифа позволяет сразу наметить план реализации проекта с четкими сроками и содержанием процессов, что избавляет от постоянного взаимодействия относительно следующего шага. Тем самым экономится время и сокращается объем коммуникации, без которой можно обойтись, по поводу деталей заказа.
Наконец, исполнитель, получивший однозначные указания, защищает себя от необоснованных претензий по качеству работы – достаточно будет лишь сравнить исходные требования и представленный результат.
Нужно заметить, что такая форма документа, как бриф, применяется не только в рекламе, но и в других сферах. К примеру, сложились архитектурно-строительная и дизайнерская разновидности брифа, соответственно, в них содержатся требования клиента к тому, как должен внешне выглядеть результат реализации проекта.
Виды брифа
Классификация брифов включает в себя подразделение по содержанию:
- Медиа-бриф составляется при планировании рекламной кампании и содержит описание продукта, целевой аудитории, сути торгового предложения.
- Креативный – он тоже имеет маркетинговый характер, но нацелен на создание привлекательного образа рекламируемого продукта с использованием фото, видео, аудио, продающих текстов.
- Экспертный бриф направлен на продвижение торговой марки или товара. Обычно его элементом является проведение маркетингового исследования.
- Дизайнерский применяется при заказе дизайнерских проектов.
- Программный – скажем, на создание сайта, разработку мобильного или десктопного приложения.
- Бриф-анкета содержит вопросы по поводу деталей обсуждаемой сделки.
- На проведение мероприятия – обычно его ключевой частью является предполагаемая программа и ожидаемый эффект.
- Коммуникационный – как правило, у него есть маркетинговый подтекст: изложение способов коммуникации с потребителями и содержания транслируемого рекламного сообщения.
Читайте также! Эффективная презентация: подготовка и проведение
Впрочем, данное деление во многом условно, и какой-то единообразной формы брифа и требований к его оформлению нет. Все зависит от того, как удобнее взаимодействовать исполнителю с заказчиком.
Отличия брифа от технического задания
Хотя бриф связан с ТЗ, у них есть и существенные отличия:
- Последовательность оформления: обычно сначала заполняется бриф, причем у компании могут быть готовые шаблоны, а потом, ближе к подписанию соглашения, составляется техническое задание, которое целиком исходит от заказчика. При этом бриф вполне способен иметь юридическую силу как полноценная часть договора.
- Содержание и объем: бриф отличает более краткая форма изложения, и в нем фиксируются лишь основные требования и детали, тогда как техническое задание может содержать более развернутые описания.
- Взаимозаменяемость: здесь возможны различные ситуации, и порой достаточно одного брифа без ТЗ, а в других случаях, наоборот, бриф не используется. Также существует практика, когда бриф представляется в самом начале долгосрочного сотрудничества, а потом конкретные заказы формулируются в виде технического задания.
Структура и составление брифа
Содержание брифа должно позволить понять суть проекта и очертания результата, а также оценить требуемые временные и финансовые затраты. Не стоит перегружать этот документ второстепенными деталями, которые уточняются по ходу выполнения работы. Как ориентир нужно брать за основу, что на знакомство с таким брифом должно уходить не более 20-30 минут: в противном случае следует его сократить.
Универсального списка вопросов для брифа не существует, все определяется особенностями заказа. Однако содержание пунктов должно быть предельно понятным обеим сторонам, чтобы потом не возникало споров. Форма вопросов может быть самой разнообразной.
К примеру, при возможности ограничить варианты ответов вопрос дается в закрытой форме; для наиболее существенных разделов можно предусмотреть открытые поля для уточнений и дополнений. В первом случае заполнение брифа проходит быстрее: для удобства можно реализовать это в виде чек-боксов, когда в нужном месте ставится галочка или иной значок.
Структура брифа должна соответствовать особенностям проекта: очевидно, что программный и экспертный брифы будут содержать оригинальные разделы, не совпадающие друг с другом. Впрочем, можно выделить пункты, которые имеют универсальное предназначение и потому присутствуют практически в любом брифе.
Перечислим основные разделы, которые встречаются в подобных документах чаще всего.
- Сводная информация о компании: сфера деятельности, опыт работы на рынке, миссия и позиционирование, специфика ведения бизнеса, к примеру региональный охват или особенности ценовой политики.
- Сведения о продукте: прежде всего выделяются его преимущества по сравнению с конкурентами, излагается суть уникального торгового предложения. В случае с брифом на продвижение марки указывается, на какие товары-локомотивы делается основной упор, какие из них являются трипваерами, привлекающими внимание потребителя ценовой доступностью, и т. п.
- Параметры целевой аудитории, к примеру социально-демографические показатели. Исходные сведения могут быть уже определены, либо же перед началом рекламной кампании планируется маркетинговое исследование, нацеленное на изучение ЦА.
- Информация о конкурентах. Кроме перечня предприятий, выступающих конкурентами, следует произвести их оценку: указать контролируемую долю рынка, определить сильные и слабые стороны, обозначить особенности маркетинговой политики. В данном вопросе тоже желательно опираться на проверенные данные, и в идеале маркетинговое исследование должно включать в себя и этот раздел.
- Параметры бюджета. Крайне важный раздел, который нужно сразу согласовать. Без точного определения бюджета исполнителю будет крайне сложно оценить реалистичность проекта и составить план его претворения в жизнь, да и заказчику необходимы четкие ориентиры в финансовых вопросах.
- Сроки реализации проекта – тоже один из ключевых параметров соглашения. Как правило, заказчик формулирует цель, а разработчик с учетом своих ресурсов определяет, насколько это исполнимо, и при очевидной невозможности уложиться во временные лимиты предлагает более реалистичные сроки.
- Цели и задачи проекта: здесь рисуется образ желаемого результата, то есть заказчик отвечает на вопросы: «Что должно получиться при реализации проекта?», «Каким требованиям работа обязана соответствовать?»
- Дополнительная информация: всегда имеет смысл оставить пустое поле для изложения клиентом мыслей, которые не укладываются в сформулированные пункты, но имеют значение для работы.
- Контактные сведения, включая возможность заказчика отметить предпочтительный для него способ связи.
Пример брифа
Разберем на конкретном примере, что такое бриф в маркетинге. Скажем, компания, предлагающая услуги в разработке рекламной продукции, создает шаблон брифа, который заполняет клиент.
1. Сведения о компании |
Укажите информацию о вашей организации |
Название, сфера деятельности |
|
Производимые товары и услуги |
|
Дата основания компании, логотип |
|
Ссылка на сайт организации |
|
Уникальные свойства предлагаемых продуктов |
|
Контактная информация (телефон, email) |
|
Дополнительная информация о компании |
|
2. Сведения о конкурентах |
Информация о ближайших конкурентах вашего предприятия |
Конкуренты в ценовом сегменте |
|
Конкуренты по характеристикам продукции и ее качеству |
|
Конкуренты в отношении имиджа, позиционирования на рынке |
|
Ваши конкурентные преимущества |
|
Ваши слабости по сравнению с конкурентами |
|
Дополнительная информация о состоянии конкуренции на рынке |
|
3. Целевая аудитория |
Основные характеристики вашей целевой аудитории |
Пол, возраст, место проживания потребителей вашей продукции |
|
Сфера деятельности, род занятий, уровень образования потенциальных клиентов |
|
Уровень доходов потребительской аудитории |
|
Интересы и потребности целевой аудитории |
|
Дополнительная информация о целевой аудитории |
|
4. Цели компании |
Нужно отметить приоритеты |
Увеличение продаж |
|
Продвижение бренда |
|
Расширение целевой аудитории |
|
Вывод на рынок нового продукта |
|
Другое |
|
5. Содержание проекта |
Основная информация о планируемых работах |
Какой продукт необходимо рекламировать |
|
Предполагаемый рекламный формат (веб-баннер/листовка/плакат/каталог/другое) |
|
Информация, которую нужно указать в торговом предложении |
|
Особенности визуального оформления рекламной продукции, основные цвета, ссылка на брендбук |
|
Какие эмоции должна вызывать реклама |
|
Место показа рекламной продукции пользователям |
|
Срок выполнения проекта |
|
Планируемый бюджет |
|
6. Дополнительная информация о проекте |
Что еще имеет такое значение, что должно быть отмечено в брифе |
Миссия компании, слоган (при наличии) |
|
Ссылки на материалы маркетинговых исследований и предыдущих рекламных кампаний |
|
Дополнительные пожелания |
|
Отметим, что структуру и форму такого брифа можно видоизменять, скажем, в сфере дизайна появятся другие пункты. Главное, чтобы его заполнение приносило практическую пользу и способствовало взаимопониманию заказчика и исполнителя.
Ошибки в создании брифа
При составлении брифов возможны ошибки, которые снижают эффективность данной формы планирования. Выделим наиболее распространенные из них:
- Непродуманная структура брифа – отсутствие логической последовательности в списке вопросов.
Бриф должен иметь четкую структуру, без повторов информации, таким образом проще оценить его содержание. Второстепенная информация, не добавляющая ничего нового, в брифе не нужна.
- Неполнота брифа, отсутствие в нем важных разделов.
Хотя структура определяется автором шаблона и каких-то строгих требований здесь быть не может, в брифе должны присутствовать вопросы, без ответа на которые невозможно приступить к реализации проекта. К примеру, цель и задачи, ключевые требования к результату, сроки, бюджет – без этих деталей никак нельзя обойтись.
Читайте также! Тайм-менеджмент в организации: преимущества, инструменты и ошибки
- Излишне сложные вопросы, на которые невозможен однозначный ответ.
Вопросы брифа формулируются таким образом, чтобы они были простыми, понятными, без какой-либо двусмысленности. Ответы должны основываться на четких критериях качественного или количественного характера.
- Отсутствие обратной связи в процессе выполнения задания.
Хотя бриф и техническое задание дают исполнителю все необходимые ориентиры, следует предусматривать возможность взаимодействия. Скажем, поводом для этого могут стать детали, которые сложно выразить в краткой сводке. Также при реализации масштабного проекта целесообразно разбить его на этапы, с тем чтобы заказчик оценил, насколько соответствуют планам промежуточные результаты.
Часто задаваемые вопросы о брифе
Могут ли в бриф вноситься изменения?
Это зависит от характера договоренностей между заказчиком и исполнителем. Скажем, если бриф трактуется как приложение к основному соглашению, которое вступило в силу, то в одностороннем порядке изменить условия не получится. Однако стороны могут предусмотреть возможность коррекции исходного варианта с учетом меняющихся внешних обстоятельств.
Кто обычно занимается составлением брифа?
Как правило, инициатива исходит от исполнителя, у которого может быть готовая форма для заполнения. Часто этим пользуются специалисты по разработке сайтов, рекламных акций, SEO-продвижения. С другой стороны, порой составляют бриф сами заказчики, чтобы сразу сформулировать желаемый результат.
Читайте также! Выявление потребностей клиентов: зачем и как?
В каком формате может быть создан бриф?
Как будет удобнее участникам соглашения – сейчас возможностей для оформления много, включая самые популярные форматы:
- Документ Word.
- Документ Google.
- Опрос в Google-формах.
В целом брифы широко применяются в предпринимательской деятельности, помогая сторонам соглашения понять суть будущего проекта. Главное, что отличает такие бизнес-брифы, – емкость изложения информации (кратко, простыми словами и по существу).