Бизнес-процессы отдела продаж и их описание
(Голосов: 11, Рейтинг: 5) |
Какие бывают? Бизнес-процессы отдела продаж можно охарактеризовать как определенный комплекс действий, совершаемых в целях успешной реализации компанией товаров или услуг. Они делятся на основные и вспомогательные.
В чем их значимость? От того, насколько четко сформулированы и как хорошо организованы бизнес-процессы в подразделении сбыта, во многом зависит успешность компании. И наоборот: огрехи в их описании могут привести к финансовым потерям.
Из этого материала вы узнаете:
- Важность подхода к продажам как совокупности бизнес-процессов
- Основные бизнес-процессы отдела продаж
- Разработка перечня бизнес-процессов и их описание
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Понятие бизнес-процесса
Многие считают, что бизнес-процессы (далее БП) свойственны лишь синдикатам, корпорациям или промышленным гигантам. Хотя фактически они имеются в любой организации, у частных бизнесменов и у самозанятых людей. Давайте разберемся, что это такое.
Бизнес-процесс – это череда стандартных действий, направленных на достижение результата: выпуск продукции, проведение работ, предоставление услуги. Иначе говоря, БП есть алгоритм определенных операций, который повторяется циклически.
Примеры:
- Приняв заявку у заказчика, менеджер работает по утвержденному скрипту: звонит клиенту, уточняет способы оплаты, условия доставки и прочие нюансы сделки.
- Поставщик регулярно доставляет в магазин очередную партию напитков.
- Перед отправкой договора контрагенту текст согласуют с юрисконсультом.
Все перечисленное выше является бизнес-процессами. Их нужно разрабатывать на каждом предприятии с формированием детальных карт. Последние отражают целый комплекс модульных (сопутствующих) процессов, нацеленных на общий, самый главный результат.
Бизнес-процессы могут быть трех видов:
- Управляющие. Координируют работу всей компании.
- Операционные. Направлены на основное производство предприятия, на получение прибыли, на выполнение важных стратегических задач. Сюда относится изготовление продукции, снабжение, сбыт и рыночная деятельность (marketing).
- Поддерживающие. Нацелены на поддержание работы предприятия – техническое обслуживание, бухгалтерский учет, рекрутинг персонала, хозяйственное обеспечение.
Теперь о главном. Бизнес-процессы отдела продаж любой компании предполагают действия, которые имеют целью продавать ее продукцию или услуги. Они бывают основными и подсобными (вспомогательными).
Комплекс БП, связанных с реализацией товаров, можно представить в виде «трубопровода», где движутся клиенты, проходя поочередные этапы. Менеджеры также выполняют ряд конкретных действий, цели которых различаются на каждой стадии продаж. Торговля сложными продуктами труднее и требует большего количества манипуляций продавца.
Чем подробнее описан процесс работы менеджера и все, что ему нужно сделать для продажи, чем больше его опыт продуктивных сделок, тем лучший результат он получает на выходе клиентов из воронки.
Важность подхода к продажам как совокупности бизнес-процессов
Реализация товаров и услуг в компаниях, где описание бизнес-процесса не совсем понятно персоналу отдела продаж, проходит слишком медленно, конверсия низка. А при плохом раскладе результата нет вообще.
Организованный процесс торговли исключает хаотичность персонала, стандартизируя решение производственных задач. В чем преимущества его стандартизации:
- Ускоряется работа на всех этапах сделки, возрастает себестоимость продаж, что повышает прибыль.
- Бизнес-процесс приобретает очевидную прозрачность, он понятен всем, кто привлекает новых лидов и работает с клиентами.
- Упрощается контроль. РОПу легче найти слабое и отстающее звено.
- Оперативно обучаются сотрудники. Четкий порядок действий с известным результатом, ожидаемым на выходе из каждой фазы сделки, позволяет быстро подготовить новичков к работе в сложных сферах (за 2-3 дня вместо двух месяцев).
- Минимизируются риски. Когда процесс продаж понятен продавцам и все пошаговые техники ясны, устраняется зависимость команды от одной «звезды». Каждый четко знает, какой прием использовать в конкретных обстоятельствах, чтобы добиться результата.
- Быстрее вводится в курс дела новый специалист. Описание бизнес-процесса на бумаге сокращает время адаптации новичка к работе отдела продаж.
- Дается объективная оценка достижениям персонала. Она основана на показателях и рассмотрении конкретных действий продавца согласно утвержденной схеме проведения сделок.
- Упрощается отображение общих БП в системах CRM и КИС. Разработка алгоритма действий продавцов способствует корпоративному взаимодействию подразделений.
Документы, отражающие бизнес-процессы отдела продаж, имеют множество форматов (например, элементарная блок-схема). Это могут быть классические блоки, сопровождаемые сжатым поэтапным описанием БП. Так выглядит минимальный пакет документов для любого предприятия.
С учетом ниши бизнеса и типа связи с потребителем набор документации может дополниться скриптами на холодные прозвоны и презентации сложных продуктов (с толкованием специальных терминов). Возможны описания воронки или обязанностей каждого подразделения.
На объемы и успешность сделок прямо влияет эффективность управления процессом сбыта. Чтобы продуктивно контролировать продажи, нужно их сначала описать. Изыскания американской межотраслевой ассоциации менеджеров (Sales Management Association) показали, что рост прибыли на предприятиях с описанными БП достиг примерно 18 %.
Основные бизнес-процессы отдела продаж
Итак, под производственным процессом нужно понимать заранее продуманный порядок действий персонала для достижения желаемого результата. В нашем случае это продажи предлагаемых компанией продуктов.
Как уже говорилось, бизнес-процессы разделяются на основные и обеспечивающие (вспомогательные).
Первые нацелены на построение прямых коммуникаций с покупателями бренда. Это, как правило, продажи и дальнейшее сопровождение клиентов. Вторые обеспечивают основные БП. Их форма или виды различны. В торговле это может быть формирование ценового предложения заказчику, подготовка и согласование договора, уточнение критериев КП и др. Обеспечивающие процессы отнимают у продажника примерно 30-50 % рабочего времени.
Теперь поговорим об основных БП в подразделениях продаж. Их содержание и численность определяются спецификой продукта. Типичные бизнес-процессы отдела продаж (примерный перечень):
- Лидогенерация. Обеспечение посещаемости сайта (движения лидов) для продаж. Условием для выхода является MQL (Marketing Qualified Lead), который будет соответствовать портрету идеального клиента. Лидов генерируют через обзвон холодной базы, создание трафика с помощью форм захвата на лендингах, корпоративных сайтах, в соцсетях и др. Эти процессы, как правило, возложены на «хантеров» и аутсорсинговые call-центры.
- Обработка лидов. Хантер-менеджер оценивает потенциального клиента, «подогревает» его звонками, создает потребность в продвигаемом товаре. Дальше эстафета переходит к клоузеру, который закрывает сделки.
- Конверсия. В обязанности менеджера-клоузера входит согласование цены, обработка возражений, выбор лучших вариантов для сотрудничества, подготовка договора, проведение сделки, контроль оплаты по счетам.
- Сложный этап при длинных сделках с циклом более 15 дней. Обычно в этом случае заказчик зависает и процесс продажи тормозится. Здесь важно использовать приемы и методики работы с покупателем с упором на цикл покупки, но не продажи.
- Закрытие потребностей клиента. Это означает выполнение обязательств перед ним после заключения договора. Первоначальные 1-2 сделки могут проводить closer и CRM-менеджер.
- Удержание покупателей и расширение клиентской базы. Для этого продажник рассылает информацию по базе – об акциях, спецпредложениях, новинках. Довольно эффективны поздравления с днем рождения и большими праздниками. Постоянных покупателей можно привлекать к опросам, а также приглашать их на корпоративные мероприятия. Это акцентирует их ценность для компании.
- Сохранение крупных клиентов с долей в прибыли до 20 % и их дальнейшее развитие (Customer development). Этим занимается специалист по VIP-клиентам – Key Account Manager (КАМ).
Разработка перечня бизнес-процессов и их описание
При составлении списка БП, которые осуществляются в отделе сбыта, необходимо сформулировать стратегию продаж, выбрать способы реализации продуктов и тех, кто будет выполнять бизнес-процессы отдела продаж.
Вот перечень вопросов для составления блоков основных БП:
- Что нужно реализовать и каким группам целевых клиентов?
- Какова структура ОП? Назначены ли «хантеры», «фермеры» и клоузеры либо функции сотрудников распределяются по рынкам и товарам?
- Как происходит управление процессами продаж и их контроль?
- Какие инструменты продвижения, рекламные площадки и приемы маркетологов обычно применяются для поиска возможных покупателей?
- Откуда идет трафик лидов на корпоративный сайт, сообщества в соцсетях и входящие звонки?
- Какие стадии воронки проходят новички и постоянные заказчики?
- Что происходит после завершения продажи?
- Как продавцы взаимодействуют со смежными отделами?
- Где регистрируются действия продажников?
- Как проводится работа с базой – через систему CRM или по-прежнему вручную?
Отвечая на вопросы, которые относятся ко всем этапам сбыта, несложно описать бизнес-процессы отдела продаж и составить их развернутые карты.
Дальнейшее формирование БП проходит в следующем порядке:
- Систематизация по блокам
Перечислив все имеющиеся рабочие процессы, их систематизируют по выбранным параметрам. Это и будут ключевые блоки – поиск лидов, прогревание клиентов, завершение продажи, выполнение договора, общение с постоянными заказчиками и др.
- Описание бизнес-процессов
Теперь, имея основные блоки бизнес-процедур, нужно составить описания каждого. Все их названия пишутся в таком формате: «Написание КП», «Работа над договорами», «Переговоры с новыми заказчиками», др.
Каждый из производственных процессов должен достигать конкретных целей, которые также отражают в блоках. На их основе намечают список действий специалистов с должной компетенцией.
Дальше для всех БП и подпроцессов назначают исполнителей. Блоки нужно изображать последовательно, указывая вход и выход. Последний – будет результатом выполнения бизнес-процесса. Далее определяются специалисты для постановки целей, люди для их реализации и те, кто будет пользоваться достижениями.
Назначьте основные показатели успеха, необходимые для воплощения задач. Пример – профессиональный опыт, знание бизнес-процесса, личностные качества специалиста или РОП (руководителя отдела продаж).
Если продавцы работают в системе CRM, придется описать порядок интеграции всех производственных процессов в данный сервис. Это упростит многие действия сотрудников, повысив эффективность их труда.
Читайте также! Что такое ребрендинг и как его провести- Решение возможных проблем
Конкретизация и описание БП позволят обнаружить слабые места, которые в дальнейшем могут тормозить работу. На этой стадии нужно определить, какие процедуры смогут устранить или хотя бы снизить риск ошибок.
- Оценка полученных результатов
Не менее важно выбрать маркеры результативности труда. Возможно, это будут промежуточные или финальные итоги. По ним можно понять сложившееся положение дел и ситуацию в отделе сбыта за выбранный отрезок времени (как правило, отчетный).
К разряду промежуточных параметров относится число звонков, online-переговоров или встреч, количество отправленных КП и др. Итоговые результаты – сумма выручки, объемы прибыли компании, конверсия на разных интернет-площадках и т. д.
Создание бизнес-процессов и подробная характеристика всех этих процедур считаются важными факторами успешности команды продавцов и продвижения бренда в целом. Необходимо прописать все производственные действия и правила по поиску новых клиентов, ведению переговоров с ними, по завершению продаж, сопровождению товаров, общению с постоянными заказчиками.