Бенчмаркинг: определение, виды, инструменты
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.67) |
Что это? Бенчмаркинг является современным методом улучшения бизнес-процессов организации. Он основан на анализе различных показателей как чужой, конкурентной, компании, так и своей собственной.
Как осуществить? Для проведения корректного анализа своей и другой, эталонной, организации, необходимо знать основы и тонкости этого процесса. Он состоит из определенных последовательных этапов. Также следует избегать распространенных ошибок, которые совершают предприниматели, стараясь применить это прекрасный метод в своей организации, но делают это неправильно.
Из этого материала вы узнаете:
- Определение бенчмаркинга
- Цели и задачи бенчмаркинга
- Плюсы и минусы использования бенчмаркинга
- Кому будет полезен бенчмаркинг
- Виды бенчмаркинга
- Примеры бенчмаркинга
- Этапы бенчмаркинга
- 5 ошибок в бенчмаркинге, которые портят любой бизнес
-
Шаблон KPI для менеджера по продажам
Скачать бесплатно
Определение бенчмаркинга
Термин «бенчмаркинг» происходит от английского benchmark — стандарт, критерий, показатель. То есть речь идет о формировании набора показателей, которые станут маркером состояния дел в компании. Разберемся подробнее в сути бенчмаркинга, что это такое.
Если говорить простыми словами, понятие означает сравнительный анализ, который применяется на предприятии во время кризиса или назревших изменений. Это комплекс методов для улучшения бизнес-процессов и эффективности компании, основанный на изучении работы конкурентов и внедрении их самых совершенных практик у себя.
Обычно этот механизм используется для сравнения своей организации с лидерами рынка в роли эталонов. Критериями могут послужить процессы бизнеса, бизнес-модели, качество продукции, издержки производства, удовлетворенность потребителей.
С помощью этого анализа топ-менеджерам проще принимать разумные решения в ходе создания экономической стратегии компании – определиться, за кем следовать на рынке (либо признать собственное лидерство), выбрать путь развития и целевые показатели организации.
Как способ изучения рынка метод бенчмаркинга стал применяться бизнесом в конце прошлого века. В первых рядах его внедренцев было совместное предприятие Rank Xerox, которое использовало данный инструмент во время кризиса конца 70-х. Тогда компания лишилась ощутимой доли рынка, которую тут же заняли Canon, Kodak и др.
Для возвращения на прежние позиции «Ранк-Ксерокс» провела сравнительный анализ своих данных с цифрами конкурентов по производственным издержкам, приемам сборки копировальных устройств, удовлетворенности заказчиков и др. Такой подход позволил фирме усовершенствовать свои бизнес-процессы (включая и оптимизацию дистрибьюторских расходов), чтобы вновь лидировать в собственной нише рынка.
Цели и задачи бенчмаркинга
В чем основная цель бенчмаркинга? Улучшить положение компании и укрепить ее конкурентоспособность. Иначе говоря, методика предполагает два аспекта:
- Сопоставление показателей своей организации с эталоном.
- Изучение чужого опыта для внедрения в собственную практику.
Но это далеко не все задачи, которые позволяет решить методика. Бенчмаркинг поможет компании использовать и промежуточные бизнес-цели, такие как оценка действий персонала.
Как при любом анализе, любая цель удачно достигается, когда задачи бенчмаркинга поставлены довольно четко. Вот самые типичные из них:
- Оценка средств (ресурсов) предприятия, поиск новых возможностей.
- Анализ конкурирующих фирм для выявления лидеров.
- Сопоставление с фирмой-эталоном.
- Анализ опыта лидера и поиск способов его воплощения на своем предприятии.
- Создание стратегии на основании практик эталона.
Плюсы и минусы использования бенчмаркинга
Сравнительный анализ конкурентов имеет массу плюсов, однако есть ограничения, которые нужно учесть.
Преимущества:
- поднимает эффективность предприятия (можно увидеть слабые места и выбрать методы их устранения);
- побуждает следить за рыночными трендами и действовать согласно переменам;
- помогает извлечь опыт из чужих ошибок;
- позволяет создавать и обновлять рабочие стандарты;
- пролагает путь к стабильному развитию.
Недостатки:
- данные других компаний зачастую трудно получать;
- слабо проработанный план действий приведет к бессмысленному подражанию чужому опыту;
- многие считают проведение бенчмаркинга одноразовым процессом, поэтому он не дает эффекта;
- эталонные ориентиры демонстрируют итог других организаций без учета способов их получения и смысла.
Кому будет полезен бенчмаркинг
Покажем, как применять бенчмаркинг-показатели в различных отраслях:
- Используя сравнительный анализ, кол-центры могут повышать степень лояльности клиентов, сопоставить время ожидания соединения с оператором – у себя и конкурентов, оптимизировать общение в чате и по телефону.
- В онлайн-торговле часто применяется benchmarking для нахождения цены средней конверсии, проверки продуктивности товарных категорий, планирования сезонных трендов, переоценки своих рыночных сегментов.
- Бенчмаркинг помогает ИT-компании определить жизненный цикл отдельного продукта по отношению к отраслевому, сравнить функционал ПО и приложений с похожими продуктами других разработчиков.
- Сегменту HoReCa можно анализировать лояльность посетителей, цены продовольственных продуктов, стоимость расходников для бара, льготы для персонала и текучку своих кадров.
- В системе здравоохранения обычно собирают информацию, чтобы проверить время ожидания больных в очередях, восстановительный период после операции, степень удовлетворения пациентов качеством лечения.
Виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг-анализ проводится по двум критериям – либо с учетом выбранного для сравнения эталона, либо исходя из показателей, которые необходимо соизмерить.
По сравниваемым объектам
Benchmark-оценка бывает внутренней и внешней.
- В первом случае сопоставляются бизнес-процессы в филиалах, подразделениях, между франчайзи. Метод позволяет типизировать работу всех структурных единиц организации.
- Внешний анализ состоит в сравнении стратегий, показателей и процедур с аналогичными процессами других компаний. Это поможет уяснить, насколько бизнес отвечает конъюнктуре рынка, найти и устранить все слабые места.
Внешний benchmark-анализ также распределяется по категориям:
- Конкурентный бенчмаркинг — сравнение с непосредственными соперниками. Данный прием покажет вектор расширения отрасли, позволит выяснить секрет успеха конкурирующих фирм. Так, если нужно изменить свою методику формирования цен, то можно разобраться в том, как это происходит у аналогичных компаний на рынке и партнеров.
- Отраслевой — сопоставление с фирмами из той же ниши рынка независимо от формы конкуренции.
- Общий – сравнение стратегий, технологий и процессов в различных отраслях. Из всех работающих предприятий выбирают самые успешные.
- Глобальный – сопоставление с компаниями в мировом масштабе, выходящее за рамки государства. Обычно этому способствуют международные структуры.
По выбранным параметрам
- Стратегический бенчмаркинг — анализ собственной бизнес-модели и стратегии и сопоставление их с тем, как работают лидеры рынка.
- Процессный — оценка и сравнение некоторых внутренних процессов либо принципов работы разных фирм. Имеются в виду и производственные, и организационные бизнес-процессы предприятия.
- Функциональный — сопоставление конкретной деятельности в самой компании (логистики, продаж и др.).
- Сравнительный – получение и сравнивание рабочих показателей или коэффициентов эффективности (конверсии ресурса, годовых доходов и др.).
Примеры бенчмаркинга
Модель 1. Кружок бенчмаркинга от GIA
Консалтинговый альянс Global Intelligence Alliance предлагает услуги мониторинга, стратегических исследований или оценок рынка, а также разработку и снабжение бизнеса аналитическим ПО. Группа GIA ведет кружки практического бенчмаркинга, где организаторы исследовательских программ могут общаться для обмена опытом в своих подходах к руководству изучением рыночных процессов.
Начиная с 1999 года компания постоянно проводит обучение бенчмаркингу. За это время состоялось более 40 семинаров по различным темам. Вот самые типичные из них:
- внедрение рыночных исследований в стратегические планы;
- использование результатов изучения рынка в торговле и маркетинге;
- конкурентная разведка;
- формирование внутренней сети получения данных о рынке;
- прогнозирование бизнес-сценариев и тестовые игры;
- составление отчетов об изучении рынка.
Модель 2. Соцсети и система бенчмаркинга в Nokia Corporation
Nokia – финский производитель телекоммуникационного оборудования, который специализируется на создании мобильных устройств и сервисов для быстро развивающихся межнациональных рынков. Компания использует сравнительный анализ для поддержания своих позиций и продвижения в различных сферах, таких как изыскания, логистика, трудовые отношения и др. В этой связи бенчмаркинг в Nokia стал важным элементом обучения и всех проектов по развитию бизнеса.
Компания стала активнее использовать как инструменты для бенчмаркинга площадки LinkedIn и Twitter. В этих социальных сетях есть специализированные группы, где можно более подробно вникнуть в темы, вызывающие общий интерес. Используя соцсети и совместные платформы, Nokia имеет доступ к надежной информации, онлайн-ресурсам для общения, а также для обмена опытом бенчмарка (в первую очередь в проектах открытого ПО и соответствующих группах разработчиков).
Вместе с компанией IBM (США) специалисты Nokia проводили множество исследований в социальных медиа для поиска новых каналов по обмену данными и обсуждения ТПП (технологической подготовки производства). Самые популярные для исследований вопросы – методики создания открытого ПО, мастерское применение воображаемых 3D-пространств для интеграции в глобальный контекст, внедрение инноваций и разработка открытого программного обеспечения.
Модель 3. Xerox
Американский холдинг Xerox Corporation использует бенчмаркинг управления с конца 70-х. Начальной целью было установить причину низкой стоимости копировальной техники японцев. В итоге выяснилось, что стандарты производства в США гораздо выше. Поэтому бизнес-процессы Xerox Corporation модернизировали, чтобы удешевить свою продукцию.
Модель 4. АО «Нижфарм»
Благодаря анализу восточноевропейских конкурентов фармацевтический гигант смог перейти на самую благоприятную бизнес-модель и разработать несколько стандартов на активы, ресурсы, соотношение доходов и расходов.
Модель 5. Caterpillar
На рубеже 80-90 гг. старейшая американская компания «Катерпиллар» обменивалась опытом с Texas Instruments, IBM и другими лидерами рынка для изменения своей системы управления бизнесом.
Этапы бенчмаркинга
- Установить, что нужно улучшать в работе предприятия.
Допустим, вы предполагаете, что КПД работы персонала снижают постоянные собрания, и собираетесь оценивать работу своего подразделения в сравнении со смежными отделами. Или, например, готовитесь повысить годовой доход путем снижения расходов и хотите позаимствовать идеи конкурентов. Либо планируете перекроить весь бизнес, чтобы повысить результаты. В данном случае гораздо эффективнее усовершенствовать отдельные процессы, чем браться за бенчмаркинг предприятия в целом.
- Выберите эталон.
Им может стать передовой отдел вашей организации, удачливые конкуренты, компании других сфер деятельности с похожими проблемами. Главное, чтобы все они справлялись с трудностями лучше вас.
- Найдите информацию, которая позволит вам определить бенчмарки.
Для этой цели существует много способов.
- Партизанская разведка. Если вам нужно наладить деятельность call-центра, позвоните в контактный центр конкурентов и оцените работу их специалистов. Минус этого приема – недостаток информации, так как по телефону сложно выяснить все тонкости и показатели их деятельности.
- Исследования маркетинговых фирм или консалтеров. Отдельные материалы есть в свободном доступе. Недостаток метода состоит в том, что в основном вся эта информация носит общий характер. Для получения конкретных данных изучения ранка придется заплатить.
- Получение сведений в других организациях. Данные берутся в профессиональных обществах, на специализированных выставках, из годовой отчетности для вкладчиков. Нередко в целях выгоды компании объединяются, чтобы провести общий бенчмаркинг своей организации. Кроме того, можно напрямую запросить нужные сведения в больших компаниях.
- Изучите собранные данные.
Попробуйте найти причины, по которым показатели выбранных вами фирм (отделов) лучше, чем у вас. Так в свое время ИМЗ «Урал», исследуя индийские компании, установил, что универсальные специалисты сокращают количество простоев, а компактность установки оборудования уменьшает расходы на его обслуживание.
- Спланируйте все действия.
Составьте план того, как нужно совершенствовать отдельный показатель, бенчмарк-процесс или стратегию. В примере с Ирбитским мотоциклетным предприятием можно наметить набор в штат универсалов или обучение собственного персонала. На этой стадии необходимо рассчитать все KPI и сроки проведения изменений.
- Претворите в жизнь свой план.
Конечный результат оптимизации зависит от качества реализации планируемых мер.
- Оцените эффективность своих действий.
Сопоставьте плановые KPI с фактическими, а также остальные результаты до и после проведенного бенчмаркинга.
Читайте также! Потребительский маркетинг: особенности и примеры- Снова повторяйте этот цикл с определенной регулярностью.
Главная цель — систематический сравнительный анализ, который выведет компанию на постоянный рост.
5 ошибок в бенчмаркинге, которые портят любой бизнес
- Усложненность. Стремление затронуть больше сфер в сопоставлении приводит к повышению количества задач.
- Подражание эталону. Не забывайте, что итоговые результаты подходят не для всех организаций, и обсуждайте их благоразумно.
- Безразличие к потребностям клиентов. Пытаясь совершенствовать бизнес-процессы, часто не думают об интересах потребителя.
- Непонятная тенденция. Темы для исследования выбраны неверно.
- Промышленный шпионаж. Все данные необходимо брать в открытом доступе или по возможности в закрытых источниках. Незаконный способ извлечения информации недопустим.
Как видите, бенчмаркинг является довольно эффективным инструментом улучшения работы бизнеса и нахождения прогрессивных методов развития компаний. В этом контексте социальные сети и онлайн-инструменты, применяемые сообща, намного ускоряют, упрощают и повышают продуктивность общих действий.